РБА
Ольга Козлова
Юбилейная, не совсем оптимистичная
Заметки о X ежегодной конференции
Российской библиотечной ассоциации
Заметка первая
На крутом вираже
Было очевидно, что город Петра
привлечет немалое количество участников. На этот
раз в Северной Пальмире собралось более 1 300
членов РБА и гостей. Можно по-разному относится к
строгой прямолинейности центра города, к
переменчивой погоде и трудностям организации
масштабного мероприятия в условиях большого
города. Однако сопричастность города к истории
великого государства уравняла восторженных и
сдержанных его поклонников.
Конференция проходила под девизом
«Библиотеки – науке, образованию, просвещению,
воспитанию».
Безусловно, приятной неожиданностью
стало приветствие Президента России Владимира
Владимировича Путина юбилейной конференции
Российской Библиотечной Ассоциации. На этом фоне
приветствия вторых лиц Министерства культуры и
правительства Санкт-Петербурга (первые, видимо,
были слишком заняты) были выслушаны без особого
внимания.
По традиции, принимающая сторона
знакомит участников заседания с библиотечной
ситуацией в городе. Председатель комитета по
культуре правительства Санкт-Петербурга Николай
Витальевич Буров представил сеть библиотек:
Российская национальная библиотека, Библиотека
Российской Академии наук и 32 ее филиала, 42
государственных вузовских библиотеки, 90 – в
средних учебных заведениях, 86 – в ПТУ, 773 –
школьных, 74 – профсоюзных, 63 библиотеки
различных ведомств, в том числе и общественные и
190 государственных общедоступных. Выступающий
констатировал, что за последние 15 лет количество
библиотек в Санкт-Петербурге сократилось более
чем на половину. Сейчас процесс остановлен. Более
того, принята программа «Модернизация
деятельности общедоступных библиотек».
Ключевой доклад президента нашей
ассоциации Владимира Николаевича Зайцева
назывался на журналистский манер просто: «РБА: 10
лет вперед». То, что за десять труднейших лет
существования общественное объединение
библиотекарей России набирало членов,
подготавливало документы, влияло на
библиотечное развитие, представляло профессию
на международных форумах и продвигалось в своем
развитии вперед – это чистейшая, не
приукрашенная правда.
Секция школьных библиотек прозвучала
в отчетном докладе очень неплохо, впрочем,
согласно юбилейному этикету, всем сестрам
досталось по серьгам. Недовольных докладом не
осталось. Только из последующей дискуссии стало
очевидно, на каком, по сути, переломе в нашей
библиотечной жизни мы находимся.
Обывателю кажется, что
административная реформа закончилась, чиновники
расселись по ветвям власти и работа, наконец,
началась. Отнюдь. Видимо, «нет у революции начала,
нет у революции конца». Библиотечная публика
узнаёт, что вскоре в Министерстве культуры и
массовых коммуникаций будет сокращен даже тот
небольшой отдел архивов, который курирует работу
библиотек России после реорганизации большого
отдела библиотек. За ненадобностью. Суть в том,
что уже сейчас руководящие органы разных уровней
начали готовиться к существованию в условиях
закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления». А потому и руководить как бы
нечем, и отвечать как бы ни за что не надо.
В ведении Министерства культуры и
массовых коммуникаций, по существу, остаются
только крупные федеральные библиотеки:
Российская государственная, Российская
национальная, Историческая, Иностранной
литературы, ГПНТБ, Медицинская и т.д. Финансовыми
органами было сгенерировано решение: все
средства на содержание библиотек отдавать
Российской государственной библиотеке, а уж там,
как рассуждают, видимо, финансовые органы, все
будет поделено по-братски. Конечно, другим
федеральным библиотекам такое распоряжение
показалось не совсем удобоваримым, ведь
Российская государственная библиотека на
протяжении этих десяти лет мало влияла на
библиотечную жизнь. Во всяком случае, в
руководстве кем-либо за последнее время она
замечена не была. Все серьезные проекты,
долгосрочные программы и текущие проблемы
хорошо знали в отделе библиотек старого
министерства культуры. Его бессменного, как
казалось, руководителя, Евгения Ивановича
Кузьмина знали, похоже, все активные
библиотекари страны. У руководителей многих
библиотек, и не только федеральных, были налажены
хорошие отношения с руководителем отдела (пусть
даже он потом стал называться отделом архивов) и
он лично и его сотрудники хорошо знали их жизнь, и
проблемы. Теперь же, с сокращением этого отдела,
библиотеки, как большие, так и малые, остаются в
министерстве практически незаметными и без
защиты. В отличие от театров и даже музеев.
Именно по этой причине Екатерина
Юрьевна Гениева, генеральный директор ВГБИЛ им.
М.И.Рудомино, разразилась горячим выступлением
под язвительным названием «Салтыков и Щедрин.
История библиотеки города Глупова». Оказывается,
что как-то по случаю торжественной даты некий
известный функционер назвал Российскую
национальную библиотеку «имени Салтыкова и
Щедрина». И пока такие господа правят бал,
культура, и собственно библиотеки, по мнению
докладчика, будут в провале. Но Екатерина Юрьевна
вовсе не собиралась просто сокрушаться по поводу
бескультурия чиновников. Она задавала всем
присутствующим в зале довольно жесткие вопросы.
Будет ли библиотечное сообщество молча
принимать все, что творится в министерстве? И кто
тогда будет представлять в высоких сферах
интересы библиотек? И зачем тогда нужна
ассоциация, если не отстаивать свои интересы
«всем миром»? Екатерина Юрьевна призвала
конференцию обратиться с письмом к Президенту
страны по поводу неправомерности очередной
перетряски в Министерстве культуры и с просьбой
оставить Евгения Ивановича с командой на прежнем
месте. Зал дружно, хотя и несколько неуверенно,
зааплодировал. Тогда слово попросил Виктор
Васильевич Федоров, генеральный директор
Российской Государственной библиотеки и член
президентского Совета по культуре, хотя
выступать совсем не собирался. Он вразумил
присутствующих репликой, что поезд уже ушел, и
письмо вдогонку будет выглядеть, мягко говоря,
смешным. Финансовыми органами уже все посчитано,
концы с концами сведены, и экономия федеральных
средств на библиотечном фронте достигнута.
Президент Ассоциации, он же ведущий,
Владимир Николаевич, заторопился объявить
следующего докладчика. Свою реакцию на
выступление Гениевой он никак не обнаружил.
Закрыть эту интереснейшую дискуссию не дал
директор Исторической библиотеки Михаил
Дмитриевич Афанасьев.
Он заявил, что целиком поддерживает
позицию Екатерины Юрьевны, поскольку остаться в
родном Министерстве без представительства
просто недопустимо. Некому будет напоминать
власти, что библиотеки все-таки существуют.
Театрам проще отстаивать свои права на любом
уровне: от известных артистов, чьи лица известны
всей стране, так просто не отмахнешься. А лицом
библиотек в министерстве и был этот самый отдел.
Нельзя позволять оставить себя без лица.
Выступление Михаила Дмитриевича сопровождалось
восторженными аплодисментами значительного
большинства присутствующих. Дело за малым.
Написать письмо. Но, похоже, осторожность (или
безнадежность?) взяла верх. Во всяком случае,
проект письма на конференции представлен не был.
(В скобках заметим, что Крымская конференция
оказалась в этом смысле гораздо смелее,
уполномочив инициативную группу доработать
письмо Президенту от имени конференции в
поддержку ГПНТБ России, которой грозит выселение
из родного здания далеко на окраину Москвы. Чем
как раз и продемонстрировала профессиональное
единство.)
Далее ход пленарного заседания пошел
по программе: выборы членов Совета РБА, отчет
ревизионной комиссии, информация о членских
взносах, вручение почетных наград особо
выдающимся деятелям РБА. Среди награжденных
Почетной грамотой «За заслуги в развитии
профессионального библиотечного движения в
России» на сцену была приглашена главный
редактор газеты «Библиотека в школе» Ольга
Константиновна Громова, что, безусловно,
укрепляет позиции секции школьных библиотек РБА
и нашей газеты в глазах библиотечного
сообщества.
Заметка вторая
«Езда по прямой»
Работа в секциях по направлениям
библиотечной деятельности была расписана в
программе предельно сбалансированно. Все
заседания проходили в Ледовом дворце. И можно
было легко перетекать из одного помещения в
другое, если какой-либо доклад не интересовал
слушателя.
Я всегда с интересом посещаю секцию по
библиотечной политике и законодательству. Давно
поговаривали и пописывали в нашей
профессиональной прессе о том, что закон «О
библиотечном деле» устарел и работает местами
против библиотечных интересов и надо его срочно
переписывать. Сейчас библиотеки работают в
электронной среде и оказывают большое
количество платных услуг. В старом законе это
никак не отражено. Много и других неосвещенных
закоулков. В докладе Юрия Александровича
Гриханова «Федеральное и региональное
библиотечное законодательство: перспективы
доработки» как раз об этом и говорилось. Но как
стало понятно уже из названия, никакого нового
закона не будет, а будет лишь доработка, латание
старого. Такой подход, видимо, становится нормой.
Нам это известно по доработке закона «Об
образовании». Изменения без изменений. Во-первых,
как было рекомендовано разработчикам, в законе
не должны упоминаться муниципальные библиотеки,
их жизнь будет регулироваться законом № 131.
Большое недоумение вызвала рекомендация
разработчикам уполномоченного члена Комитета по
культуре Государственной думы: в новой редакции
закона не должно быть главы об обязательствах
государства относительно библиотек. Мол,
достаточно упоминания об этом в Конституции
России. Нам известно, что законы как раз и
издаются для того, чтобы более конкретно
прописать то или иное положение Конституции,
предусмотреть все возможные варианты
толкования. Тональность выступления докладчика
и уточняющих вопросов была более чем минорная.
Поскольку новый, по-простому называемый, закон №
131 содержит статью 52, по которой муниципальное
образование должно самостоятельно осуществлять
финансирование и материально-техническое
обеспечение библиотеки как муниципального
учреждения на основе сбалансированности местных
бюджетов и утвержденной сметы. Приготовляясь к
вступлению в действие закона, на местах уже
сейчас резко сокращается численность
муниципальных библиотек. Наиболее сильно
страдают библиотеки для детей и юношества. И это
уже факт.
Мне удалось также
побывать на круглом столе по чтению и послушать
доклад директора Центра книги Библиотеки
Конгресса США Джона Коула «Национальные
программы поддержки чтения детей в США». В
докладе констатировалось, что детское чтение
является частью американской индустрии.
Чрезвычайно велики объемы продаж детской
литературы. «Мы возводим детей на трон, мы
считаемся с ними». В стране существует сеть
центров по продвижению чтения. Удивление вызвала
у слушателей информация о том, что этим
занимается частный сектор, а не государство.
Правительство помогает очень немного, в основном
привлечение к чтению детей – частное дело.
Существует примерно 85 центров и они продвигают
местных авторов. В Центре, который возглавляет
Джон Коул, работает четыре человека, библиотека
Конгресса им платит очень мало, основное они
зарабатывают сами, консультируя работу примерно
50 библиотек, продвигая 2-3 проекта в год, связанных
с литературой и чтением детей, получая под них
гранты и пожертвования. Невольно примеряешь эту
американскую модель на продвижение детского
чтения в России, и становится боязно за будущее.
Заметка третья
«Знак на заднем стекле: в машине ребенок»
Совместное заседание детских,
школьных и юношеских библиотек изобиловало
выступающими. К тому же в программе нашлось место
для вопросника к дискуссии, которую
планировалось развернуть. Ведущие были
озадачены, как успеть заслушать все заявленные
доклады, а составители программы – как
органичнее начать дискуссию.
От секции школьных библиотек
выступили:
· Ольга Константиновна Громова с
информацией о том, как газета «Библиотека в
школе» работает в системе повышения
квалификации;
· методист
информационно-библиотечного центра
Санкт-Петербургской академии постдипломного
педагогического образования Людмила Михайловна
Андриянова с докладом «Медиацентр
общеобразовательного учреждения – новая
информационная среда для педагогов и учащихся»;
· заведующая тем же центром Татьяна
Ивановна Полякова – «Возможности библиотеки
общеобразовательного учреждения в развитии
информационных потребностей педагога».
Вообще, выступления от нашей секции
отличались более оптимистичным восприятием
действительности, хотя в докладах и выступлениях
коллег из детских и юношеских библиотек звучало
больше вопросов, чем ответов. Хорошо
формулировались и горячо обсуждались
современные цели и задачи библиотек для детей (в
частности «создание позитивной картины мира для
органичного вписывания в него детей и их участия
в его преобразовании»). Однако возможностей их
реализации в условиях последних реформ
предлагалось явно недостаточно.
За неимением времени подискутировать
так и не удалось, хотя вопросы были чрезвычайно
актуальны.
Приятным сюрпризом оказался подарок
Татьяны Ивановны Поляковой, ведущей совместное
заседание, – книга «Чтение детей и подростков:
мотивы и потребности: Сборник статей и
учебно-методических материалов». Это совместный
труд их информационно-библиотечного центра,
Санкт-Петербургского отделения Международной
ассоциации чтения и секции «Психология и
педагогика чтения» Санкт-Петербургского
психологического общества.
Вторую половину дня секция школьных
библиотек, согласно программе, работала
отдельно. Можно более эмоционально рассказать о
нашем заседании: боюсь, газетная полоса не
выдержит. Ограничусь скупым отчетом.
Отчет
заседания секции школьных библиотек
В заседании секции школьных
библиотек приняли участие 31 человек.
Было заслушано 7 докладов и 1 сообщение.
В докладе Натальи Ивановны Гендиной «Комплекс
средств обучения основам информационной
культуры: возможности и перспективы
использования в школьной библиотеке» была
представлена развернутая программа адаптации
курса «Основы информационной культуры» для
использования в работе с учащимися
общеобразовательного учреждения. В работе по
адаптации значительное место уделено проблеме
изучения учащихся, уровня их развития и
заинтересованности в освоении информации.
Обрисованы возможности применения передовых
педагогических технологий при освоении курса.
Дискуссия еще впереди
Доклад вызвал живой интерес
слушателей актуальностью проблемы и
необходимостью применения результатов
исследования в практике. Последующие
выступающие комментировали отдельные положения
представленного доклада.
Заведующая медиатекой Ненецкой
общеобразовательной средней школы-интерната им.
А.П. Пырерки Ирина Валентиновна Коткина в докладе
«Воспитание информационно грамотного
пользователя в медиатеке национальной
школы-интерната» представила своеобразие работы
в условиях Крайнего Севера. Школа-интернат
является традиционной моделью национальной
школы и предполагает отрыв детей от аборигенного
образа жизни. Учет этнопсихологических
особенностей детей является главнейшим условием
работы школы и библиотеки и моментом освоения
учащимися современной информации.
В докладе заведующей
библиотекой гимназии № 5 города Сергиев Посад
Людмилы Федоровны Суховой «Библиотека в
контексте воспитательной работы в школе» была
представлена работа библиотеки по поддержке
социально-воспитательных технологий через
информацию, непрерывность и сотрудничество. В
работе гимназии доминирует технология «развитие
критического мышления», которую библиотека
организационно и информационно поддерживает.
«Программа развития: библиотека –
культурно-информационный центр школы» – тема
доклада заведующей библиотекой средней
общеобразовательной школы № 110 города Омска
Татьяны Владимировны Лавневич. Именно такое
направление развития она считает наиболее
актуальным и значимым, чтобы обеспечить развитие
интеллектуальных способностей ребенка и
усвоение им норм общечеловеческой морали. Задачи
центра: сформировать интерес к чтению, повысить
престиж библиотеки, сформировать основы
информационной культуры, предоставить
возможность для развития интеллектуальных и
творческих способностей. Главным в работе
библиотеки Т.В.Лавневич считает повышение уровня
информационной культуры всех участников
образовательного процесса. 2005–2006 годы объявлены
в школе годами активного чтения. Последние три
года 69 библиотек Омска работают над реализацией
программы развития.
«Успешность ученика во многом зависит
от умения ориентироваться в современном мире,
мире информации», – это девиз работы заведующей
библиотекой школы № 3 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга Марины Игоревны Савкиной. По ее
мнению, библиотерапия дает варианты решения
проблем, работает на социальный оптимизм
ребенка.
Огромный интерес слушателей вызвало
выступление руководителя медиатеки школы № 183
Центрального района Санкт-Петербурга Татьяны
Михайловны Кашурниковой «Роль школьного
библиотекаря в создании индивидуального
самообразовательного маршрута учащихся старших
классов». Школьная библиотека сегодня – это
служба педагогической поддержки
самостоятельной информационной деятельности
учащихся и не только в стенах школьной
библиотеки, но и в окружающем их информационном
пространстве. Личностная педагогическая
поддержка состоит в совместном определении
интересов, целей и возможностей ученика и
нахождении путей преодоления препятствий
(проблем), мешающих достигать позитивных
результатов в процессе самостоятельной
информационной деятельности.
«Социально-педагогическая
составляющая информационной деятельности
библиотеки общеобразовательного учреждения» –
тема доклада заведующей библиотекой школы № 383
Красносельского района Санкт-Петербурга Галины
Витальевны Целовальниковой. Главная социальная
задача школы и библиотеки, по мнению докладчика,
преодолевать мощное воздействие стихийной
социализации и негативных влияний окружающей
среды. Библиотеке необходимо обеспечить наличие
источников информации по различным
социально-педагогическим проблемам.
Актуальной
проблеме воспитания чувства патриотизма
учащихся был посвящен доклад заведующей
библиотекой Приозерской коррекционной
школы-интерната Ленинградской области. Было
продемонстроровано разнообразие форм и методов
в работе с детьми, наличие хорошей
библиотечно-информационной базы для успешного
воспитания.
Согласно предварительной
договоренности, участники заседания секции
школьных библиотек смогли посетить библиотеки
школы № 457 и медиатеки гимназии № 56
Санкт-Петербурга. Следует отметить, что в этих
учебных учреждениях библиотеки-медиатеки
являются структурами, вокруг которых построен
образовательный процесс. Понимание
администрацией значимости в современном мире
информационной подготовленности учащихся
реализовалось в отличной укомплектованности
библиотек-медиатек фондами, ресурсами и кадрами.
По итогам обсуждения поднятых на
заседании проблем Постоянный комитет Секции
выработал следующие рекомендации сообществу
библиотек образовательных учреждений и работе
Секции:
1. Активизировать деятельность
школьных библиотек по продвижению курса «Основы
информационной культуры» на основе работ
Натальи Ивановны Гендиной.
2. Объединять школьные библиотеки в
общественные организации на местах и усиливать
их влияние на преобразования в библиотечной
сфере региона и муниципалитета.
3. Активнее включать библиотеки
образовательных учреждений в работу РБА.
4. Активнее налаживать горизонтальные
связи, как с библиотеками других ведомств, так и с
другими организациями.
5. Осваивать новые технологии и
современную ресурсную базу информационной
деятельности библиотеки.
Фото Ольги Громовой |