Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2005


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Библиография

Людмила Сухова

Заметки на полях

По страницам газет Издательского дома
«Первое сентября» за апрель–июль 2005 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Богданова Е. Робинзонада : Сюжетно-ролевая игра с применением проектной технологии, 9-й класс / Е. Богданова // Физика. – 2005. – № 12. – С. 28. – (Нестандартные занятия).

Волкова Е. Кто сказал, что конец четверти не праздник? / Е. Волкова // Здоровье детей. – 2005. – № 10. – С. 40–42. – (Школьный возраст).

КВН для учеников 5–6-х классов.

Воронина Н. Что мы знаем о нашей письменности : Вопросы и ответы / Н. Воронина, Т. Егорова // Русский язык. – 2005. – № 10. – С. 20–26; № 11. – С. 39–47. – (Олимпиада).

Гончарук Е. В стране здоровячков : Сценарий урока здоровья в 3-м классе / Е. Гончарук // Здоровье детей. – 2005. – № 12. – С. 23–25. – (Урок здоровья).

Дёмин С. Конкурс на лучшего знатока физических терминов : Физика + Психология. 6–10-й классы / С. Демин // Физика. – 2005. – № 9. – С. 35–38. – (Педагогические технологии).

Зуева С. Праздник «День птиц» / С. Зуева // Биология. – 2005. – № 8. – С. 6–8. – (Я иду на урок).

Иванова Г. Между селом и крепостью Кингштейн : Спасенные шедевры Дрезденской галереи / Г. Иванова // История. – 2005. – № 8. – С. 41–46. – (Я иду на урок).

Сценарий внеклассного мероприятия.

Игнатенко Т. Русская литература эпохи Просвещения : Литературный КВН в 9-м классе / Т. Игнатенко // Литература. – 2005. –  № 8. – С. 26–27. – (Школа в школе).

Исянбаева С. Вклад ученых-химиков в Победу : Урок-конференция к 60-летию Победы / С. Исянбаева // Химия. – 2005. –  № 11. – С. 26–29. – (Из опыта работы).

Кудейко М. «Настоящие Робинзоны» /   М. Кудейко // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 14–15. – (Учителю на заметку).

Игра-конкурс.

Летюк А. Царица-водица : Вечер химии / А. Летюк // Химия. – 2005. – № 7. – С. 36–41. – (Переписка с читателем).

Лукьянченко Е. Память мне стучится в сердце… : Памятники, монументы, мемориалы Великой Отечественной / Е. Лукьянченко // История. – 2005. – № 9. – С. 38–44. – (Я иду на урок).

Сценарий внеурочного мероприятия, построенный в виде полилога учителя с учениками.

Лысова О. Откуда есть пошла славянская письменность / О. Лысова // Русский язык. – 2005. – № 10. – С. 11–18. – (Материалы к уроку).

Материал может быть использован при подготовке внеклассных мероприятий, посвященных Дню славянской культуры и письменности.

Свеклина А. Интегрированные уроки /   А. Свеклина // Математика. – 2005. – № 11. – С. 2–3. – (Нестандартный урок).

Тема урока «Древний Египет и Междуречье и математика».

Урумова-Боранукова Д. Берегите Землю – колыбель человечества : Экологическое мероприятие по химии и биологии / Д. Урумова-Боранукова // Химия. – 2005. – № 9. – С. 26–28. – (Проблемы экологии).

Устинова Т. Сказочный лес / Т. Устинова // Начальная школа. – 2005. – № 10. – С. 16–20. – (Учителю на заметку).

Сценарий игры.

Чёрный В. Московский Кремль : Архитектурная летопись Российского государства / В. Чёрный // История. – 2005. – № 13. – С. 6–21. – (Мастерская историка).

Материал может быть использован для проведения занятий по московедению и при подготовке экскурсий.

Ярхо В. Портят ли деньги человека? : Рассказы о русских купцах XVIII–XIX вв. / В. Ярхо // История. – 2005. – № 10. – С. 20–27. – (Забытый сюжет).

Материал для викторин и факультативов.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Васильева А. Мой ребенок – инвалид / А. Васильева // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 28–29. – (Вместе с родителями).

Гуровец Г. Трудная встреча : О причинах и профилактике детских неврозов / Г. Гуровец // Школьный психолог. – 2005. – № 7. – С. 4–6. – (Наши дети).

Кашина Н. Если ребенок в гневе… : Забудьте про гордость, идите ему навстречу / Н. Кашина // Первое сентября. – 2005. – № 34. – С. 4. – (Родительская газета. Маленький трактат).

Степанова М. Не бывает напрасным прекрасное… / М. Степанова // Школьный психолог. – 2005. – № 8. – С. 41–43. – (Вместе с родителями).

Кто нуждается в школе в психологической помощи?

Хоменко И. Не кричи, объясни спокойно : Детям трудно справиться с гневом. Но уже малышам надо объяснять, что бить нельзя даже подушку / И. Хоменко // Первое сентября. – 2005. – № 24. – С. 4. – (Родительская газета. Семейный клуб в Интернете).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Благодатская Е. Дело о пропаже из музея : Большая психологическая игра для детей, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида / Е. Благодатская // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 46–47. – (Игротека).

Беседина М. К Пушкину через психологию : Интегративный урок по литературе в 6-м классе на тему «Повесть А.С. Пушкина “Метель”» / М. Беседина, Е. Панова, К. Чикишева // Школьный психолог. – 2005. – № 10. – С. 35–37. – (Вместе с учителем).

Брагинский В. Из чего складывается личность? / В. Брагинский // Здоровье детей. – 2005. – № 8. – С. 36–38. – (Вместе с психологом).

Что такое «личность»? Можно ли использовать этот термин применительно к детям? Что должны знать педагоги и родители о личности ребенка?

Горбушина О. Пропали деньги… / О. Горбушина // Здоровье детей. – 2005. – № 12. – С. 32–34. – (Вместе с психологом).

Из кошелька исчезли деньги. Давайте определим, какой вклад мы сами внесли в эту ситуацию и какие наши действия повлекли за собой эти неприятные последствия.

Копылов Ю. «Король сказал : “Замри!”» : Коррекция поведения детей «группы риска» / Ю. Копылов, Н. Полянская // Здоровье детей. – 2005. – № 7. – С. 23–25. – (Вне урока).

Что же представляют собой «группы риска» и каким образом следует проводить с ними воспитательные мероприятия?

Помогаева В. Время адаптации / В. Помогаева // Здоровье детей. – 2005. – № 7. – С. 38–39. – (Вместе с психологом).

Что труднее всего дается детям в школе? Не математика и не родная речь. Труднее всего дается адаптация к школе и переход из начальной в основную.

Степанов С. Маленький Питер против маленького Ганса : Палитра психотерапии детских неврозов / С. Степанов // Школьный психолог. – 2005. – № 7. – С. 7–12. – (Психология новой эры).

Сукало И. Символ класса : Занятие для учащихся 7–8-х классов / И. Сукало // Школьный психолог. – 2005. – № 7. – С. 13. – (Личный опыт).

Занятие является заключительным в цикле психологического сопровождения вновь сформированных классов.

ПОДРОСТОК

Новый весенний призыв : Чего ждать от него? : [подборка материалов на тематической полосе газеты] // Первое сентября. – 2005. – № 23. – С. 7. – (Территория риска. Здесь неуязвимых нет…).

Степанов С. Любви все возрасты покорны… / С. Степанов // Здоровье детей. – 2005. – № 8. – С. 40–41. – (Школьный возраст).

О первой любви и о синдроме Ромео и Джульетты.

ПРОБЛЕМА

Жуйков Е. Компьютер без опасности / Е. Жуйков // Здоровье детей. – 2005. – № 10. – С. 24–28. – (Технология).

О чем надо помнить при работе за компьютером.

Журавлева Т. Экзамены: наука побеждать : Из личного (и не только) опыта сдачи экзаменов / Т. Журавлева // Здоровье детей. – 2005. – № 11. – С. 31. – (Школьный возраст).

Евграфова Т. Как научить детей убирать свой класс / Т. Евграфова // Школьный психолог. – 2005. – № 11. – С. 31–33. – (Наши дети).

Назаренко И. Без сигарет – в двадцать первый век / И. Назаренко // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 12–15. – (Учителю на заметку).

Возрастная планка курильщиков опустилась уже до начальной школы. Материал может пригодиться и для внеклассных мероприятий по профилактике курения.

Трудная тема

Берштейн А. Всесожжение и вселенская катастрофа : 5 мая мир отмечает День памяти жертв Холокоста / А. Берштейн // История. – 2005. – № 9. – С. 28–35. – (Я иду на урок).

В конце материала приведен список литературы «Советуем прочитать» и список фильмов «Советуем посмотреть».

ЧАС ЧТЕНИЯ

Грученко Г. Айзек Азимов : К 85-летию со дня рождения / Г. Грученко, Н. Максимчук // Химия. – 2005. – № 6. – С. 7–8. – (О чем не пишут в учебниках).

Романов А. Совершить невозможное : О известных и неизвестных героях Великой Отечественной / А. Романов // История. – 2005. – № 8. – С. 17–27. – (Анфас и профиль).

После каждого очерка приведен список литературы «Советуем прочитать».

НА ЭКСКУРСИЮ

Рогозина Е. Царям, героям, творцам, ученым… : Монументальные памятники старой Москвы / Е. Рогозина // История. – 2005. – № 13. – С. 39–47. – (Малая родина).

Материалы для экскурсий.

Садова Н. Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове Владимирской области / Н. Садова // Литература. – 2005. – № 13. – С. 40–41. – (Литературная карта).

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Растимешин Д. Критерии аттестации выпускников / Д. Растимешин // Первое сентября. – 2005. – № 30. – С. 8. – (Родительская газета. Советы эксперта).

По каким критериям оцениваются знания?

Растимешин Д. Получили аттестат – посмотрите, что в нем написано! / Д. Растимешин // Первое сентября. – 2005. – № 34. – С. 4. – (Родительская газета. Советы эксперта).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Александрова М. Техника проведения интеллектуальных игр : Выступление на четвертом Московском педагогическом марафоне учебных предметов 7 апреля 2005 года / М. Александрова, Г. Щелканова // Химия. – 2005. – № 12. – С. 15–19; № 13. – С. 28–33. – (Из опыта работы).

Андреева М. Учитель, не навреди! : О негативном влиянии школьных оценок на здоровье учащихся / М. Андреева // Здоровье детей. – 2005. – № 7. – С. 26. – (Технологии).

Ким И. Выход из тоннеля, или Суицид в школе / И. Ким // Школьный психолог. – 2005. – № 10. – С. 8–9. – (Конкурс).

Родионов В. Психологическая безопасность образовательных учреждений / В. Родионов // Школьный психолог. – 2005. – № 8. – С. 34–37. – (Коллеги).

Симонов В. Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности / В. Симонов, Ю. Дементьева // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 34–36. – (Тест со всех сторон).

Советова Е. О классном журнале замолвите слово… : Оценивание знаний учащихся : теория, психология, практика / Е. Советова // Управление школой. – 2005. – № 9. – С. 5–9. – (Педагогическая мастерская).

В приложении к материалу дана анкета-опросник, которая поможет педагогам вашей школы проанализировать стиль своего общения с учащимися посредством оценивания.

Сороков Д. Не стреляйте в пианиста, телевизор и плохую погоду : Завышение требований к себе и другим ведут к стрессу / Д. Сороков // Первое сентября. – 2005. – № 26. – С. 2. – (Школа для учителя. Гуманитарный факультет).

Чебакова Ю. Как выйти из замкнутого круга : Образ учителя глазами учащихся: возможности и этические ограничения исследования / Ю. Чебакова // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 18–19. – (Наши дети).