Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа с читателями

Игорь Загашев

Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы. Структура профориентационного центра на базе школьной библиотеки

18

Лекция 2. «День карьеры» – форма профориентационной работы в начальной школе. Структура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики

19

Лекция 3. «Я и мир профессий» – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов. Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах. Принципы анализа занятия. Примеры из практики. Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Структура профориентационного занятия в старших классах. Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика «Мое профессиональное будущее»

21

Лекция 5. Личностные и биографические факторы выбора профессии. «Мифы» профессионального самоопределения. Методика «7 W». Биографические факторы выбора профессии. Методика «Профессиональная автобиография». Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция 6. Анатомия профессии: схема описания профессии. Практикум по анализу периодики. Методика «Вакансия». Методика «Профессиограмма»

23

Лекция 7. Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Методика «Вселенная Я». Взаимосвязь между личными целями и профессиональными целями

24

Лекция 8. Портфолио будущего профессионала. Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий. Оценка готовности к профессиональному выбору. Итоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

Лекция 3. «Я и мир профессий» – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов
Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах
Принципы анализа занятия. Примеры из практики

Возрастные особенности учащихся
5–8-х классов

В отличие от младших школьников, подростки – совсем другие люди! И речь идет не только о внешности, но – самое главное – об отношении к жизни, к себе и к миру профессий. Как мы помним из предыдущей лекции, начиная с 5–6-го класса, школьник входит во вторую стадию профессионального самосознания, связанную с самопознанием. Подросток начинает активнее сравнивать себя с другими сверстниками, соотносить свои и чужие качества, его сильнее начинает волновать мнение окружающих людей. И все это необходимо учитывать при планировании профориентационных занятий в 5–8-х классах!

Характерной чертой самосознания подростка является проявление потребности к самопознанию, стремление к осознанию сторон своей личности, своей специфичности. Эта потребность порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. По сравнению с младшим школьным возрастом появляются новые требования со стороны взрослых. Отношение подростковой группы к своему члену определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности: взглядами, способностями, чертами характера, умением соблюдать «кодекс подростковой нравственности». И эту выраженность необходимо учитывать при планировании профориентационных занятий.

Приведем пример профориентационного занятия в 6-м классе, посвященного изучению профессии «Корреспондент».

Педагог, знающий о потребности подростков в самопознании, в общении, после ознакомления класса с основными требованиями, предъявляемыми данной профессией к работнику: умение быстро работать с информацией, умение быстро собирать необходимые сведения и располагать их по определенной структуре, умение быстро устанавливать контакт с самыми разными людьми и находить новое в известном. Очень важно, чтобы педагог на каждое качество приводил пример из реальной профессиональной деятельности специалиста. И, после осознания учащимися указанных качеств, необходимо использовать метод, направленный на самопознание, на общение между одноклассниками. Педагог дает задание: «Представьте, что Вы – корреспондент. Вам нужно найти что-то необычное, интересное в своих одноклассниках. Эта информация, во-первых, не должна быть никому известна, во-вторых, она должна быть интересна и, в-третьих, она не должна обижать ни Вашего собеседника, ни кого бы то ни было (этичность)». После того, как педагог убедится в том, что ученики правильно поняли задание – правила можно зафиксировать на доске – начинается общение между одноклассниками.

После окончания этой игры организуется обсуждение результатов. Лучшими корреспондентами являются те, кто смог пообщаться с как можно большим числом сверстников и выяснить самую интересную информацию. На этом примере мы видим, каким образом необходимо реализовывать потребность в самопознании и общении для достижения общей цели. Стоит сказать, что данное упражнение, – равно как и многие другие, связанные с общением, с обсуждением – среди подростков вызывают не всегда управляемое оживление. Разные преподаватели используют разные способы совладания с такими шумными ситуациями. Есть прием, который называется «Термометр шума». На доске – мелом, либо изготовленный из бумаги и красной ленточки на общем обозрении размещается «термометр шума». Если становится слишком шумно, то учитель «поднимает температуру», а когда станет потише – он ее «снижает». Если «температура шума» превышает определенный заранее уровень, то педагог прекращает упражнение. Это правило оговаривается заранее, поэтому подростки должны быть готовы к тому, что игра будет завершена преждевременно.

Но, помимо ярко выраженной ориентации подростка на общение со сверстниками и самопознание, есть еще одна возрастная особенность, которую необходимо учесть при планировании профориентационных занятий. Это – возрастной кризис, противоречие между желаниями подростка и его реальными возможностями. Вообще говоря, сам подростковый возраст достаточно «молодое» явление – еще в первой половине XIX века его как такового не существовало. Когда ребенок становился более или менее физически крепким, он начинал работать, достаточно скоро заводил семью. Не было специальной «прослойки» между детством и взрослостью. Если говорить в самом общем виде, то современное общество в чем-то сдерживает естественное взросление человека, чтобы он осваивал необходимые компетенции. Этим во многом и обусловлено данное противоречие.

Это противоречие, существующее между образом жизни и возможностями подростка, он (подросток) преодолевает посредством различных форм деятельности (назовем их практиками), присущих главным образом этому возрасту. Также следует сказать, что стремление изменить, модифицировать сложившуюся систему отношений с миром, обусловленное возросшей ролью понятийного мышления и возросшими требованиями со стороны взрослого мира, предполагает дискредитацию уже существующих отношений, норм и правил. И с этим противоречием подросток справляется посредством повышенной включенности в общение, которое и является ведущей деятельностью, то есть деятельностью, определяющей достижение основных новообразований в каждом возрасте.

Остроту этому кризису, этому противоречию между «хочу» и «есть» придает процесс физического взросления. Бурные анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут не сказаться на его поведении. Л.С.Выготский писал: «...всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой в <...> стабильном возрасте». Повышается уровень конфликтности. У учащихся значительно увеличивается объем деятельности, качественно меняется ее характер. Они больше склонны к разговорам, к оценкам окружающих. В дополнение к изменениям, вызванным физиологическим и половым развитием, появляется осознание того факта, что окружающий мир оценивает личность подростка и требует от него теперь гораздо больше, чем раньше. Такое напряжение не может не вызвать стремления изменить систему сложившихся отношений. Курт Левин считал подростка своеобразным маргиналом. Он писал, что «маргинал – это человек, который стоит на границе между группами А и В. Он не принадлежит ни к одной из них, или, по крайней мере, он не уверен в своей принадлежности». Ситуация подростка, согласно К.Левину, заключается в положении человека, находящегося на пути от одного региона к другому, от одной интерпретации реальности к другой. Основатель психологической теории поля делает следующие выводы относительно характеристики подросткового периода:

· застенчивость, чувствительность и агрессивность подростка, которые появляются вследствие неясности и нестабильности почвы;

· более или менее постоянный конфликт между различными отношениями, ценностями, идеологиями и стилями жизни;

· эмоциональное напряжение, являющееся результатом этих конфликтов;

· готовность занимать крайние позиции и предпринимать крайние меры и радикально менять свою позицию;

· «подростковое поведение» проявляется при определенной степени нестабильности отдельного индивида.

Указанная Куртом Левином нестабильность или маргинальность подросткового периода актуализирует ярко выраженные потребности к самопознанию, самоутверждению, саморазвитию. Противоречие между образом жизни и возможностями ребенка пробуждают у него потребность к оформлению своего нового статуса. Эта потребность может проявляться как в стремлении доминировать над сверстниками, так и в нереальной сфере – сфере фантазий, грез. Неудивительно поэтому, что данный возраст является сензитивным для формирования идеала и некоторых поведенческих норм.

Следовательно, профориентационные занятия должны учитывать все указанные возрастные особенности.

Организация профориентационных занятий

Если для младших школьников мы ставили цель создать условия для формирования первичных конкретно-наглядных представлений о мире профессий, то для учащихся 5–8-х классов мы ставим уже другую цель – создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий. Понятно, что эти качества находятся еще в процессе формирования, но подросток уже может рассмотреть в своей личности такие особенности как эмоциональность, вспыльчивость, уравновешенность, стремления и зачатки интересов. Основное отличие профориентационных занятий в 5–8-х классах от профориентационных занятий в младшей школе заключается не только в увеличении сведений о тех или иных профессиях, но и в организации процесса, направленного на реализацию потребности в самопознании через общение.

Педагогические поиски адекватной для подросткового возраста системы профессиональной ориентации велись на протяжении всего двадцатого века и продолжают вестись до сих пор. В некоторых случаях (как в современной Франции или в Советской России 20-х годов) за профессиональную ориентацию подростков и юношей в каждой школе отвечает группа специалистов, занимающихся организацией посильной ознакомительной практики, специальных клубов по изучению профессий. В некоторых же случаях, как в школе-лаборатории Дж.Т.Гатто в США, под задачи профессионального и личностного самоопределения перестраивается весь образовательный процесс в целом. В этой школе один день в неделю тратится на работу в малых группах вне здания школы для реализации одного интегративного проекта («большой идеи»); один-два часа в неделю каждый подросток должен ассистировать какому-то специалисту и результаты работы вносить в специальный профессиональный портфолио; один день в неделю (как правило, суббота) тратится на общественно-полезные проекты в сотрудничестве с группой родителей. Остальные дни и часы – учеба в школе, но, опять же, содержание «преломляется» через призму профессиональной деятельности. Понятно, что подобные эксперименты – удел немногих школ, поэтому мы будем исходить из того, что у школьного библиотекаря, содействующего становлению профессионального самосознания подростков, есть от силы всего 40–45 минут в неделю, то есть один академический час.

В связи с изменением общей цели меняется и структура профориентационного занятия для подростков, хотя общие компоненты и остаются: тема, цель, задачи, краткий план, используемые материалы, описание хода занятия, анализ занятия и используемые источники (см. лекцию 2), тем не менее внутри самого занятия меняются акценты.

Во-первых, меняется содержание занятия. Теперь наша задача не только представить ученикам существенные элементы профессии: содержание, орудия труда, санитарно-гигиенические и прочие условия труда, но – время профессионального развития, ограничения и профессионально важные качества, направления карьерного роста; важно связать описание профессии с учебными предметами, которые преподают школьникам данной параллели. Также, немаловажен вопрос заработной платы, места профессии на рынке труда, имиджа профессии и более подробной, чем в начальных классах, истории возникновения профессии. Еще необходимо представить так называемые новые профессии, которые в начальных классах детям еще сложно было воспринять. Речь идет о таких профессиях, как брэнд-менеджер, мерчендайзер, риэлтер, логистик, таможенный декларант и другие.

То, что касается содержания, вполне понятно – дети становятся более эрудированными и им нужна новая информация, чтобы поддерживать мотивацию к занятиям; более высокий уровень развития понятийного мышления позволяет воспринять описание таких профессий как социолог, финансовый аналитик и рекрутер.

Во-вторых, на этом этапе особую сложность представляет организация процесса самопознания на основе соотнесения собственных качеств и требований профессии к человеку. Как мы помним из первой лекции, личность человека проходит в своем развитии через ряд стадий. Это обусловлено социализацией – процессом освоения личностью социальных отношений. И важно понять, что в одном и том же классе могут учиться дети, находящиеся на разном уровне развития личности. Одни – на уровне влечений и желаний, а другие – на уровне интересов, но в подростковом возрасте и тем и другим очень нужно общаться и узнавать что-то о себе. Однако, это «что-то» у всех у них разное. Тем, кто развит только на уровне влечений и желаний – интересно узнавать о своей внешности, о своих физических качествах, своей внешней красоте, силе; тем же, у кого личность развита на уровне стремлений или интересов, важно соотносить свои возможности, свои интересы с теми или иными профессиями. Если в начальной школе таких разительных отличий по личностным характеристикам мы не наблюдаем, то уже в младшем подростковом возрасте (5–6-й класс) эти различия могут влиять на общую эффективность профориентационного занятия (да и не только профориентационного!).

Приемы и методы

«Привести к общему знаменателю» учащихся, находящихся на разном уровне личностного развития, можно посредством следующих приемов и методов. Сразу оговоримся, что под «приведением к общему знаменателю», мы имеем в виду индивидуальный подход, а не одинаковое отношение ко всем детям.

Системное использование метода
«Профессиональный портфолио»

В своих портфолио школьники будут собирать сведения о различных профессиях, наблюдения за работой специалистов и вырезки из газет и журналов. Об этом методе было рассказано в предыдущей лекции. Добавим только, что сразу не все будут регулярно пополнять содержимое этих папок. В какой-то момент нужно будет и проявить требовательность, а в какой-то стерпеть критические высказывания, но по прошествии 5–6 занятий, в течение которых портфолио будут наполняться реальными результатами их деятельности, эти папки с файлами-накопителями приобретут для школьников личностное значение. Им будет интересно возвращаться к материалам, смотреть, как менялось их мнение по поводу тех или иных профессий.

Ведение «Карточек профессии»

Эту карточку учащийся заполняет в течение каждого занятия на изучаемую профессию. Выглядит она таким образом. Вторую графу учащийся заполняет в процессе работы во время занятия, третью – только на основе характеристик профессии. Затем – он оценивает степень наличия тех или иных качеств у себя (см. знаки в третьей колонке). Спорные вопросы обсуждаются с педагогом и одноклассниками.

Такая карточка, особенно на заключительном этапе ее заполнения, позволяет школьнику удовлетворить свою потребность в профессиональном самопознании и осознать направления для дальнейшего совершенствования.

Педагогу необходимо понимать, что почти все учащиеся 5–8-х классов еще плохо оценивают свои способности, тем более, те из них, что имеют отношение к миру профессий. И это понятно – у большинства из них очень мало опыта применения своих сил в реальных трудовых ситуациях! Следовательно, возрастает роль педагога как наблюдателя и собеседника. Например, подросток оценил свою уверенность в себе знаком «+», а у вас – по разным причинам – складывается впечатление, что эта оценка завышена, тогда вы просите учащегося привести пример-другой, доказывающий наличие этой способности. Если он начнет раздражаться вашим «недоверием», то тут же можно указать на противоречие: говоришь, что уверенный, а выходишь из себя из-за такого пустяка!

Вы почувствуете, что данная таблица даст результат, когда, работая в парах над заполнением этой карточки, учащиеся будут друг другу задавать уточняющие вопросы, которые вы бы им задали как педагог.

Характеристики профессии

Необходимые качества

основные элементы

составляющие каждого элемента

Содержание труда

Разрабатывает новые туристические маршруты; осуществляет первичные экономические расчеты рентабельности; ведет переговоры по телефону с различными иностранными партнерами; заключает договоры с юридическими и физическими лицами, участвующими в сопровождении туристических маршрутов

· умение планировать, предвидеть различные затруднения; (–) · склонность к расчетам, к анализу; (+–) · интерес к иностранным языкам, легкость в усвоении иностранного языка; (+) · знание документооборота; (–) · ответственность; (+–) · стрессоустойчивость; (+) · склонность к контролю за другими людьми; (+) · умение устанавливать контакт с разными людьми как лично, так и по телефону; (+) · умение подбирать людей на определенные роли, умение распределять обязанности с учетом возможностей сотрудников

Орудия труда

Телефонная и мобильная связь, персональный компьютер, интернет-технологии

· быстрая обучаемость постоянно обновляющимся информационным и интернет-технологиям; (+–) · высокая скорость в использовании компьютерных технологий; · умение вести деловую коммуникацию посредством новых информационных технологий (+–)

Условия труда

В офисе, возможны частые командировки. Много контактов с людьми. Высока вероятность форс-мажорных обстоятельств. Рабочий день зачастую не нормирован. Зарплата зависит от количества маршрутов, которые курирует менеджер по туризму

· склонность к частым переездам, путешествиям; (–) · хорошее здоровье, позволяющее выдерживать длительные нагрузки с малым временем для сна; (+–) · умение сохранять уверенность в сложных, неоднозначных ситуациях; (+–) · склонность к постоянному повышению своего образования, к переобучению (+)

Образование

Подходит любое высшее с обязательным знанием хотя бы двух иностранных языков, хотя сейчас уже менеджеров по туризму готовят в специализированных колледжах и вузах

· умение найти информацию о том, где и как можно получить эту профессию или повысить квалификацию (+–)

Психологические игры

Психологические игры, направленные на самопознание или на развитие качеств, необходимых в разных профессиях, особо актуальны именно для подростков – это вытекает из возрастных особенностей. Независимо от профессионального выбора, есть общесоциальные компетенции, существенные для целого блока специальностей. Например, «умение решать проблемные ситуации» может подходить как для менеджера, так и для учителя; или «умение устанавливать контакт» подходит для всех профессий типа «Человек-человек».

Эти игры используются в качестве иллюстрации профессионально важных качеств (третья колонка в карточке профессии): с одной стороны – для наглядности, а с другой – для организации процесса самопознания.

Например, для развития лидерских способностей, необходимых во всех профессиях типа «Человек–человек», связанных с управлением, часто педагоги используют игру «Пройди сквозь строй». Выбирается три «директора», которых на время просим выйти за дверь. Оставшиеся школьники делятся на две группы: наблюдатели и коллеги. Наблюдатели (не более пяти человек) оценивают, какие личностные качества помогали «директорам» проявить себя лидерами, а какие – мешали. Что же касается «коллег», то они мешают «директору» пройти от входа в офис к своему кабинету. Ему нельзя задерживаться, так как через минуту у него намечен очень важный разговор, но и резко «отшивать» сотрудников тоже нельзя – все-таки работать еще вместе. Нужно найти такой стиль, чтобы и цель была достигнута и «коллеги» были довольны!

Коллегам запрещено физически воздействовать на «директора» – только разговор и они могут сопровождать «директора» на пути не более четырех шагов.

Есть маленькая хитрость – часть наблюдателей отслеживает не только лидерские качества «директоров», входящих один за другим через определенные промежутки времени, но и наблюдает за «коллегами» – насколько они проявляют свои лидерские качества в стрессовой неоднозначной обстановке.

После проведения игры – обсуждение с фиксацией на доске тех качеств, которые содействуют лидерскому поведению, и указания, в каких профессиях они необходимы.

Еще одно упражнение, которое направлено на реализацию потребности в профессиональном самопознании и может проводиться в течение ряда занятий, – это так называемый профессьянс. Метод введен в обиход одним из основных отечественных исследователей проблем профессионального самоопределения – доктором психологических наук Н.С.Пряжниковым. Есть несколько вариантов этого метода. Мы обсудим один из них.

Каждый учащийся, вместе с одноклассниками и педагогом, составляет список из 6–10 своих качеств, которые у него точно присутствуют и 10 качеств, которые у него не очень развиты. В течение 5–6 минут идет обсуждение в парах-тройках на предмет прояснения выделенных качеств. Затем класс делится на тройки-четверки и на каждую из получившихся групп педагог выдает пачку карточек с написанными на них профессиями – как известными, так и почти неизвестными (например, в некоторых проектных фирмах появилась такая позиция как «визуализатор» – специалист, который разрабатывает красивую внешнюю «оболочку» здания, офиса, ландшафта. Его не волнуют проблемы адекватности изображаемого строительным и архитектурным требованиям. Он создает красивую «картинку», а затем – архитекторы и дизайнеры под эту картинку делают проект!). Задание следующее – подобрать три профессии для себя, которые максимально соответствовали бы описанным ранее качествам. В процессе работы учащийся вынужден уточнять содержание профессии, смотреть в карточки профессий, задавать вопросы педагогу.

Подобная работа позволяет глубже понять свои качества относительно тех или иных профессий и, косвенно, прояснить для себя значение некоторых видов труда.

Итак, структура профориентационных занятий в 5–8-х классах более обусловлена потребностью подростков в общении и самопознании через общение, что необходимо отразить в процессе проектирования. Также необходимо подобрать такие задания, которые бы учли разный уровень личностного развития у учащихся.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. В чем, на Ваш взгляд, состоит основная сложность проведения профориентационных занятий для учащихся 5–8-х классов?

2. В чем, по-вашему, состоят отличия между проведением профориентационных занятий для младших школьников и подростков?

3. Какие в Вашей библиотеке есть интересные небольшие рассказы, в которых присутствовало бы описание процесса выполнения работы в какой-нибудь профессии? Как их можно использовать при проектировании профориентационных занятий?

4. За счет каких часов в Вашей школе можно было бы проводить профориентационные занятия для учащихся 5–8-х классов?

Список рекомендуемой литературы

1. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. – М., 1995.

2. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 400 с.

3. Резапкина Г. В. Я и моя профессия : программа профессионального самоопределения для подростков : рабочая тетрадь учащегося. – М. : Генезис, 2000. – 80 с. : ил.

4. Резапкина Г. В. Я и моя профессия : программа профессионального самоопределения для подростков : учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М. : Генезис, 2000. – 128 с. : ил.

5. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.

6. Чистякова С. Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах. – Кемерово, 1996.