Календарь круглых дат
Мария Порядина
Власть солнца – 2
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
…Вьется дорога
К свету, к солнцу,
Пронзая мрак.
Райнис
130 лет назад – 22 (10) сентября 1875
года – на юге Литвы родился тот, кого первым
поминает легкомысленный бард:
По прекрасному Чюрлёнису,
Иногда по Остроухову,
Мчались мы с одной знакомой
На машине «Жигули»...
Где же он видел, интересно мне знать,
такого «прекрасного Чюрлёниса», по которому
можно ездить на «жигулях»?
Его пейзажи с морскими волнами и
неприступными утесами! Его лес, эти
величественные, наводящие ужас сосны! Его
зодиакальные круги, его космические светила,
сакральные пространства – там живут древние
короли-созидатели, там неведомые народы
поклоняются таинственным божествам, там нет
места ни «жигулям», ни самодеятельным гитарам.
Даже его пейзажные зарисовки «с натуры»
сомнительны и нереальны: чьими глазами смотрит
холм? что это темнеет над дорогой – куст? крест?
Чюрлёнис родился в Варене; спустя три
года семья переселилась в Друскининкай. Эта
область Литвы – Дзукия, поэтическая Дайнава –
самый песенный край. Матушка, даром что немка,
умела и спеть, и сказку сказать; отец, из крестьян
крестьянин, консерваторий не кончал – сам
выучился на органиста и служил в костеле. Сын,
крещенный Микалоюсом (то есть Николаем) и
Константинасом (в честь отца), обучился у того
нотной грамоте, закончил народное училище в
Друскининкае, затем провел несколько лет в
«оркестровой школе» под руководством Николая
(тоже Микалоюса) Огинского (внука «того»
Огинского).
Юношей Чюрлёнис поступил в
фортепианный класс Музыкального института в
Варшаве, учился исполнительскому, затем
композиторскому мастерству. В качестве
дипломной работы он представил кантату для хора
и оркестра «De profundis» («Из глубины воззвал к Тебе,
Господи, Господи, услыши глас мой…» – 129-й
Давидов псалом). Пожив в Варшаве, переехал в
Лейпциг и окончил там консерваторию. Его
увлечения – история и география, астрономия и
философия, древние языки и новая литература. В
эти годы он изобрел нечто вроде священного
алфавита для себя одного; читал Гюго,
Достоевского, Гофмана, Ибсена, Эдгара По.
Получая дипломы, Чюрлёнис отказывался
от предлагаемых служебных мест, кормился
уроками, жил музыкой и – новым увлечением.
Еще из Лейпцига он писал брату: «Купил
краски и холст. Наверно, ты скажешь, что холст мог
бы пригодиться на что-нибудь другое. Мой дорогой,
я тоже чувствую угрызения совести из-за этих
истраченных марок, но должен же я иметь на
праздники какое-то развлечение».
В 1901 году он представил
симфоническую поэму «В лесу» – первое
национальное произведение такого рода
(авторский комментарий: «Начальные аккорды
напоминают спокойный, нежный шелест наших
литовских сосен»). Живописный вариант этой поэмы
– картина «Музыка леса» (1903), на которой те же
сосны звучат, как струны.
На волне национального подъема 1900-х
Чюрлёнис наконец чувствует себя литовцем. Он
пишет брату: «Известно ли тебе литовское
движение? Я решил все свои прежние и будущие
работы посвятить Литве».
В 1904 году Чюрлёнис поступает в Школу
изящных искусств, пишет: «К живописи у меня еще
большая тяга, чем прежде, я должен стать
художником. Одновременно я буду продолжать
заниматься музыкой и займусь еще другими делами.
Хватило бы только здоровья, а я бы все шел и шел
вперед!»
Он путешествует по Крыму и Кавказу,
летом 1906-го едет по Европе, знакомится с
полотнами старых и новых мастеров – от Рафаэля
до Беклина, но вдохновляет его только литовское:
сосны, волны, солнце.
Он заражен светом, сиянием, ощущает
солнечную власть. На полотнах из цикла
«Сотворение мира» по велению коронованного
гиганта (такие фигуры художник обозначал
по-латыни – «rex») мрак превращается в сияющее
разноцветье бытия. Цикл «Зодиак» – это путь
Солнца по небесным пределам, вечное движение.
Свет излучает лучезарная сфера на знаменитой
картине «Дружба» (1906): «Действительно, как это
чудесно – быть нужным людям и чувствовать свет в
своих ладонях!»
В конце декабря 1906 года в Вильне
открылась Первая литовская художественная
выставка. Чюрлёнис был ее активным организатором
и участником. Жизнь кипит: учреждено Литовское
художественное общество, открываются народные
школы – Чюрлёнис обрабатывает литовские песни
для детского хора, организует конкурс в
поддержку молодых музыкантов, руководит хоровым
коллективом.
Критик Н.Брешко-Брешковский,
специально отметив, что «Чурлянис – родом
литвин» и «музыкант, окончивший две
консерватории», хвалит: «…Даже теперь, на заре
своей деятельности, он совершенно самобытен,
никому не подражает, прокладывая собственную
дорогу. <…> В нем много смутного,
недоговоренного. Как в звуках! Недаром Чурлянис
– музыкант».
Студентка из Кракова София Кимантайте
обучает «литвина Чурляниса» литовскому языку. «А
ты знаешь, кто такая Зося? – восхищается
Чюрлёнис. – Та, о которой я столько мечтал и
которую искал на своем пути. Она похожа на весну,
на море, на солнце».
Любовь – это восход солнца,
полдень долгий и жаркий
вечер тихий и чудный.
А родина его – тоска.
<...>
Любовь – это мгновение блеска
всех солнц и всех звезд…
В эти годы «литвин» пишет фортепьянные
прелюдии и вариации, симфоническую поэму «Море»
(1907) с комментарием: «Могучее море –
величественное, бескрайнее, неоглядное… <…>
Нет тебе подобного, нет тебе властелина…» Тогда
же создаются триптих «Сказка» (1907), пейзажи
«Зима», «Весна», «Лето» и первые живописные
«сонаты». Все это и многое другое (59 работ) он
покажет на Второй литовской выставке в
1908 году. Тогда же он задумывает оперное
представление «Юрате – королева Балтии»,
создает эскизы костюмов и декораций; либретто по
мотивам литовского фольклора пишет Зося.
Они обвенчались 1 января 1909 года;
их жизнь протекает то в Петербурге, то в Вильне.
Будучи в Петербурге, Чюрлёнис близко
сошелся с «Миром искусства» – Добужинский
рекомендовал его всем друзьям и знакомым:
«Первое, что поразило нас в полотнах Чюрлёниса, –
это их оригинальность и необычность. Они не были
похожи ни на какие другие картины, и природа его
творчества казалась нам глубокой и скрытой. Было
очевидно, что искусство Чюрлениса наполнено
литовскими народными мотивами. Но его фантазия,
все то, что скрывалось за его музыкальными
«программами», умение заглянуть в бесконечность
пространства, в глубь веков делали Чюрлёниса
художником чрезвычайно широким и глубоким,
далеко шагнувшим за узкий круг национального
искусства».
В начале 1909 года петербуржцы видели
живописные «Звездную сонату», «Прелюд» и «Фугу»;
в эти же дни звучали музыкальные произведения
Чюрлёниса. То, что люди искусства специально
замышляли как новаторский и оригинальный
«синтез искусств», к Чюрлёнису пришло само. Ему
казалось естественным построение живописного
произведения как музыкальной композиции –
сонаты, прелюдии, фуги. (Так, картина под
названием «Фуга» развивает «тему елки», которая
повторяется на переднем плане и на заднем, перед
зрителем и поодаль, сама по себе, одна или в
окружении других, или отражением, тенью,
силуэтом...) Постоянные образы Чюрлёниса –
«короли» и «королевы», сосны, башни, огни –
подобны лейтмотивам в музыке. Фортепьянные же
пьесы он называет не только «прелюдами» или
«вариациями», но и «пейзажами».
Его приглашают на выставки «Союза
русских художников», исполняют его музыку.
Супруги зимуют в Петербурге, весной мчатся в
Литву, где Чюрлёнис работает взахлеб – пишет и
картины, и музыку, и стихи.
«Радость невероятная, – хвастается он,
когда ему поручили расписать занавес для
литовского театра в Вильнюсе. – Натянул на стену
холст шириной в 6, а высотой в 4 метра, сам
загрунтовал. За два дня сделал набросок углем. А
дальше при помощи стремянки происходило самое
сумасшедшее рисование. В стилизации цветов мне
очень помогла Зося, так что работа просто
кипела».
«Сумасшедшее рисование» – вот и
проговорилась судьба! Должно быть, ей уже незачем
было скрывать, что закат близок. За творческим
подъемом следует упадок сил, душевное
расстройство, болезнь.
Последние работы Чюрлёниса –
«Литовские кресты», «Жемайтийское кладбище» (1909).
Солнца нет, над холмами и крестами восходит ночь.
Больше года он провел в частной
клинике для душевнобольных близ Варшавы, успел
порадоваться рождению дочки Дануте – и все.
10 апреля 1911 года 35-летний человек прощается
с этим светом.
Добужинский с ужасом отмечает:
«Смерть, впрочем, часто как-то “утверждает”, и в
этом случае все его искусство делает (для меня по
крайней мере) подлинным и истинным откровением.
Все эти грезы о нездешнем становятся страшно
значительными...»
По пристрастию к особенным,
«музыкальным» тонам, а отчасти по недостатку
средств Чюрлёнис использовал для работы не
столько загрунтованные холсты и масляные краски,
сколько картон, темперу и пастель. Картины
Чюрлёниса в каунасском музее экспонируются при
неярком свете и не покидают пределов галереи:
сильное освещение и переменная влажность для них
губительны. Словно подземное, ночное солнце
заявляет на них свои права.
Однако ночное солнце – это и обещание
рассвета.
Вот солнце, жизнь дарящее,
зайдет, –
С ним вместе я хочу идти вперед,
Навстречу утру!
(Пер. В. Бугаевского) |