Истории без обложки
Татьяна Рудишина
Сны о Плющихе
Время от времени снятся мне
давно стертые из реальности дворы и переулки
того московского района, который был не просто
местом, где я жил, – он был моим миром, снятся
такими, какими они были в 40–60-е годы.
В этих счастливых снах я пробираюсь
заросшими мостовыми и проходняшками кусочка
Москвы, расположенного прямо через реку против
Киевского вокзала между самой Москвой-рекой и
Садовым кольцом. Любой район Москвы, Сызрани,
Тьмутаракани, Чего-угодно найдет своих певцов и
воздыхателей уже потому, что именно в нем
пролетели счастливые годы их детства и юности,
именно их видения и запахи поднимают со дна
памяти забытые ощущения, лица друзей и подруг,
счастливые видения, моментальные снимки, которые
и хотел бы удержать, да нет, все расплывается, и
нет их...
Илья Сафонов. «Мечты об оловянной
ложке»1
В том, что ось Земли проходит через
Плющиху, меня убедили мои друзья – члены
Плющихинского братства, иными словами,
краеведческого общества «Моя Плющиха».
Название улицы, такое московское,
такое нелепое, то ли плющом увивает, то ли
плюшками угощает. На углу булочная.
Я иду за хлебом в угловую
булочную на Плющихе; она и теперь там,
существенно облагороженная, лишенная важнейших
инструментов булочных тех времен – весов и
хлебного ножа. Обычный нож в некоторых
прогрессивных заведениях, а со временем и в нашей
булочной заменялся небольшой гильотинкой,
которой лихо отсекали довески и довесочки, чтобы
уровнять тарелки весов с хлебом и гирями по
разные стороны от качающихся вверх-вниз
клювиков. О, эти довески – как сладко и
безнаказанно было съесть их еще теплую мякоть за
время замедленного, чтобы успеть все прожевать,
возвращения домой! Так вот, подхожу к булочной,
причем карточки и деньги на хлеб лежат в
кармашке, пристегнутом прямо посередине
штанишек. Здоровенный, как каланча (это с моего-то
воробьиного роста), детина останавливает меня:
«Ну-ка, что это у тебя там?», преспокойно
вытаскивает месячный набор хлебных карточек,
деньги на хлеб и растворяется среди прохожих. Я
остаюсь, совершенно ошеломленный вопиющей сутью
происшедшего.2
Все, хватит чужих снов. У меня есть своя
Плющиха, вокруг которой вращается Вселенная,
притягивая к себе как магнит всех, кто когда-то
здесь жил или приходил на свидание, или учился,
или подолгу гостил. Я работаю возле Плющихи.
Свернул с шумного Садового кольца в Ружейный
переулок – и попал в совсем иной мир. Здесь
смешались века, и я пытаюсь вспомнить обстановку
бабушкиной комнаты, на Плющихе, в доме, где нынче
властвует Внешэкономбанк, но почему-то вижу
другое:
Пол навощен, блестит паркетом.
Столовая озарена
Полуденным горячим светом.
Спит кот на солнце у окна:
Мурлыкает и томно щурит
Янтарь зрачков, как леопард,
А бабушка – в качалке, курит
И думает: «Итак, уж март!
А там и праздники, и лето,
И снова осень…» Вдруг в окно
Влетело что-то, вдоль буфета
Мелькнуло светлое пятно,
Зажглось, блеснув, в паркетном воске
–
И вновь исчезло… Что за шут?
А! Это улицей подростки,
Как солнце, зеркало несут.
И снова думы: «Оглянуться
Не успеваешь – года не…»
А в окна, сквозь гардины, льются
Столбы лучей, горячий свет,
И дым, ленивою куделью
Сливаясь с светлой полосой,
Синеет, тает… как за елью
В далекой просеке, весной.
Церковь Благовещения. Вид с 6-го
Ростовского переулка
Это Бунин. 1906 год. Сквозь бунинские
строки проступает реальная бабушкина комната –
громадная с четырехметровыми потолками – в ней
пахнет кофе, яблочным вареньем и корицей. Ваза на
высокой ножке, медный чайник, на стенах –
какие-то тарелочки, фотографии в ажурных рамках,
на комоде – кружевные салфеточки. Как это
отличалось от комнаты на Соколе, где в это время
жили мы с мамой и папой! Спустя годы я узнала, что
стиль родительской квартиры назывался
хрущевским минимализмом, а у бабушки царило
барокко с явными излишествами, чудом уцелевшими
в бурном круговороте ХХ века. В прихожей
мутноватое зеркало в резной раме и вешалка с
оленьими рогами (как я их боялась!) Все потом
куда-то исчезло, отчасти застряв на даче.
Остались странные ощущения, сотканные из
рассказов-недомолвок родных, обрывков старых
писем, семейных преданий и собственного
мифотворчества:
Дачной утвари нелепая
случайность,
Дачной мебели случайная нелепость…
Вы с какого года, Старый медный чайник?
Чьи Вы родом, колченогая калека?
Вот и ширма, что в Хамовниках делила
Две судьбы полярных мироощущенья.
А когда же, не припомню, это было?
В девятнадцатом, во время уплотненья.
А в углу солидный Зонт мужской
пылится.
Сколько лет уже молчит в порту приписки?
Их хозяин побродить пошел столицей –
Вышло десять лет без права переписки.
В сундучке плетеном у покойной Лизы
Маркизетовая блузочка для службы –
Покупалось впрок у «Мюр и Мерилиза»…
Уберу ее я с глаз долой поглубже.
Венских стульев забинтованные
спинки
Нам достались от ущербного модерна…
Ну, а это – что за странная картинка
На тарелке? То эмблема Коминтерна…
Спотыкаясь, чуть строчит старинный
«Зингер»,
Словно мост педаль ажурная чугунна,
А владелица машинки тетя Зина
То ли готов изучала, то ли гуннов…
Дачной утвари тут целая эпоха:
Барахолка ли, музей? Скорее, свалка.
Как ни странно, сохранилось все неплохо.
Приберечь – к чему? Расстаться – вроде жалко…
Плющиха, конечно, не Арбат, но все-таки
прогуливая кого-то из знакомых по этой сильно
перестроенной улице, можно, как бы между прочим,
заметить, что на месте кирпичного монстра
образца 70-х стоял особняк Фета, а напротив, в
полуподвале, жил Андрей Белый; в
Крестовоздвиженской церкви, что ныне обрела цвет
морской волны, венчался Чехов. Храм когда-то
назывался «Воздвижения Креста на Пометном
вражке». Побывав пуговичной фабрикой, вновь
открылся, но уже на «Чистом вражке».
Топонимические метаморфозы продолжаются!
Улица-то живая!
Мне она досталась уже без трамвая, а
мальчишки 1937 года рождения, наши, из
Плющихинского братства, с упоением вспоминают,
как они уносились на подножках трамваев вниз, в
7-й Ростовский переулок, несмотря на строжайшие
запреты родителей.
Дровяной склад был совсем рядом
– на углу Ружейного и Плющихи, однако это еще не
означало, что мы с дровами. Так и получилось на
первые холода зимнего сезона – дров достать не
удалось. Тем не менее лето и осень 43-го я целиком
провел на Плющихе. За короткий эпизод жизни на
Плющихе в 43-м году я успел освоить окрестности,
перезнакомиться со здешними пацанами и вместе с
ними уже участвовал в некоторых предприятиях,
преследовавших добычу желанных наслаждений –
билетов в кино и мороженого. Тогдашнее кино в
Москве я не помню, а вот мороженое забыть
невозможно – продавцы добывали его из бидонов,
поставленных в бочку со льдом. Порция
выскребалась ложкой и ею же вмазывалась в
жестяную шприц-форму, на дно которой заранее
уложен вафельный кружочек, с вытесненным на нем
каким-то случайным именем. Порция прикрывалась
сверху таким же кружком, и продавщица
выдавливала желанный цилиндрик, который можно
было зажать пальцами, держа за вафельные
кружочки. Имена – это, конечно, ерунда, но
все-таки, прежде чем надкусить, обязательно
взглянешь – не оно ли? Мороженое стоило денег,
которым у нас неоткуда было взяться. Деньги можно
было добыть только хитростью или воровством.
Скажем, в течение недели копились кусочки сахара,
затем с их горсткой в ладони нужно было встать на
углу перекрестка, достаточно людного, с одной
стороны, и в то же время удаленного от обычных
родственных трасс, чтобы не попасться. Через
некоторое время сахарно-кусочная торговля
приносила желанную сумму. А бывало, что деньги у
родителей просто потаскивали. Как видите, я
продолжал адаптироваться к холодной забортной
воде.3
«А где три тополя?» – этот вопрос
непременно задает каждый взрослый, попадающий на
Плющиху впервые, вспоминая культовый фильм 70-х
«Три тополя на Плющихе». На самой улице этого
самого «московского» дерева из всех городских
деревьев днем с огнем не сыщешь, зато во дворах и
переулках, разбегающихся в разные стороны от
Плющихи, – хватает! Дом, в который шофер такси –
Олег Ефремов – привозит героиню – Татьяну
Доронину, – стоит. Напоминающий подкову, дом
архитекторов на Ростовской набережной, в левом
крыле которого расположена наша Гайдаровка. Дом
этот в тридцатые годы начал строить сам академик
архитектуры Алексей Щусев, но помпезный проект с
лестничным маршем к набережной и фонтаном на
месте снесенного храма – так и остался на бумаге.
Перед войной успели построить и заселить только
основное полукружье. Представляете, целый
подъезд – а в нем с первого по восьмой этаж живут
архитекторы!
Левее, на набережной, в казенном здании
эпохи модерн, где ныне работает Хамовнический
суд, располагалась женская Алферовская гимназия,
ставшая потом мужской школой № 31. Именно
выпускники этой школы и стали той инициативной
группой, которая пришла в библиотеку с просьбой
приютить – дать возможность встречаться,
общаться, делиться воспоминаниями. Это было
четыре года тому назад. За это время прошли
вечера, посвященные истории Алферовской
гимназии, Дому пионеров в Земледельческом
переулке, обитателям дома архитекторов,
трагическим событиям начала войны. Были
удивительные выставки «Художники Плющихи»,
«Улица Плющиха и ее окрестности в фотографиях
1912–2003». Был музыкальный вечер – «Русский романс
в Хамовниках». Были персональные вечера. Увы,
вечера памяти…
Среди плющихинских мальчишек жил-был
Лёнька Маленков, хулиган и двоечник, которому,
между прочим, ничего не стоило воспроизвести
наизусть весь классический оперный репертуар
или формулу любого минерала. Однако, отслужив на
флоте, он отправился в уголовный розыск ловить
бандитов. Первое громкое дело практиканта
Маленкова был арест серийного убийцы, ужас перед
которым наводнял Москву в начале шестидесятых –
«Мосгаз». Так представлялся садист, звоня в
квартиры, где в дневное время находились старики
и дети. Среди громких дел лучшего сыщика России –
полковника Леонида Львовича Маленкова – поимка
убийц-маньяков Чикатило и «Удава».
Плющихинское братство – это
своеобразная машина времени. Попадая сюда,
нивелируются звания и регалии, отступает
возраст. Здесь собираются Сереги и Наташи, Илюши
и Марины с их послевоенным детством.
Послевоенная Москва встает в
памяти городом грязноватым, ветхим, запутанным,
но необычайно уютным. Поленовский «Московский
дворик» был тогда еще очень точным и по виду, и по
настроению портретом лица города. Сросшиеся
невысокие домики в два-три этажа; ловушки
проходных дворов с постоянно действующими в них
заседаниями старушек и детскими игрищами;
заросли каких-то специфических сорняков, которые
будто именно для городских углов и возникли в
растительном мире; там и сям тихие, загаженные
руины; не асфальтированные еще мостовые
большинства проездов – зимой они покрывались
слоистым прессованным снегом с желтыми пятнами
лошадиных испражнений; торчащие в большинстве
дворов ржавые остовы дровяных снеготаялок – к
ним дворники свозили снег на деревянных
салазках, редкие машины с не надоевшим еще
запахом бензинового выхлопа и, куда чаще, телеги
с неторопливыми лошадками – Боже, сколько
прелестных деталей, и все это невообразимая и уже
далекая сегодня, но такая теплая история! И в
контрасте с ароматом начала века, явственно
ощущавшимся чуть в стороне от центра, блеск
обновленных центральных улиц, который манил к
себе всех – и молодых, и старых.4
Моя Плющиха тоже какая-то полудетская,
весенняя. Может потому, что покровительница
Плющихи – Евдокия, а она приходится на 14 марта по
старому стилю. «На Авдотью-Плющиху курочка воды
напьется?» – спрашивали, надеясь предугадать,
какой будет весна – дружной или затяжной.
После слякоти декабрьской,
январской,
и февральской
На излучине зимы
Ущипнул мороз украткой,
кратко,
очень аккуратно
В предвкушенье кутерьмы.
И весна с её капелью,
каруселью
и весельем
Свой замедлила разбег,
И последний сыроватый,
скуповатый,
вороватый
По Плющихе плющит снег!
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина «Анатомия Сна». Если Вы хотите приобрести высококачественный ортопедический матрас марки Аскона, но не уверены в выборе модели, то больше не надо тратить время, вводя в поисковое окно Вашего браузера такие запросы, как «Аскона отзывы». Посетив интернет-магазин «Анатомия Сна», располагающийся по адресу www.anatomiyasna.ru, Вы найдете большой ассортимент матрасов Аскона, сможете ознакомиться с их характеристиками, отзывами других покупателей, и по выгодной цене купить понравившуюся модель, не покидая кресла за Вашим компьютером.
__________________
1 Сафонов И. Мечты
об оловянной ложке // Знамя. – 2001. – № 8. – С. 172 –
199.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же. |