Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Ирина Ивановская

К Алексею Максимовичу в Нижний

Ирина Викторовна
Ивановская

главный библиотекарь ЦГДБ
им. А.М.Горького
г. Нижний Новгород

Современные читатели, как показывают опросы, проведенные в библиотеке, имеют весьма смутное представление о Максиме Горьком. Зато все имеют ясное мнение, свое собственное, горячо ценимое. Картина этих мнений широка и подробно была раскрыта в дайджесте мнений «Многоликий Горький» на семинаре, посвященном 130-летию писателя.

С тех пор много слов сказано, а воз и ныне там. Мнения так и не стали представлениями. Для меня «представление» – это что-то очень похожее на определение материи, «объективная реальность, данная нам в ощущениях».

Объективная реальность у Горького – это его книги. Так, может, оставить политическую судьбу Горького историкам будущего, ведь известно, что ближайшие к настоящему моменту 100 лет – это не история, а политика. Какое мы имеем право судить Горького, давать ему оценку, да еще и заставлять делать это наших детей?! Да ведь как судим: или черный, или белый, или полосатый – будто и не человек он, а пособие для оттачивания языка.

Мне кажется, что Горький не позволял себе так судить людей. Какой у него дед Каширин? Злой? Трудолюбивый? Добрый? Сильный? Жестокий? Какой Бугров? Какой Ленин?

Трудно говорить о писателе, не давая оценок, критических замечаний. И не вспомнить, когда стало принято судить литературу, изучая ее. Но жить и судить не одно и то же.

Интерьер домика Каширина

Жить – то есть взаимодействовать с объективной реальностью, в том числе и с книгами Горького. Брать из них то, что каждому из нас окажется ближе, важнее. Ставить вопрос не «Плохо или хорошо писал Горький?», а «На какую мысль натолкнула меня эта книга?», не «Сколько раз Горький оказался не на высоте за годы советской власти?», а «Как человеку без особой поддержки семьи, без финансовой помощи, без многого и многого удалось реализоваться в жизни?»

Я воспринимаю любую книгу в 4 аспектах:

· факты, неизвестные и интересные мне;

· мысли, на которые натолкнула меня книга (не важно, совпадает ли мое мнение с мнением автора, важно, что дан толчок);

· язык и образы книги;

· идея, патетика, высокие чувства, к которым она обращается.

Наверное, в любом анализе перевес какого-либо аспекта неизбежен. Но, если много лет обращать внимание лишь на идеи, язык и образы, их раскрывающие и подкрепляющие, то потом маятник обязательно должен будет отклониться в обратную сторону. (Да простят меня филологи за столь вольное отношение к анализу художественного произведения). А потому мы и попробовали в работе с детьми разных возрастов обратиться к самим текстам, но работать не с трактовкой того или иного образа, а с деталями – фактами, мыслями, фразами...

Домик Каширина

Для ребят младшего возраста удачной находкой оказалась мысль рисовать сказки Горького. Хорошо нарисовать то, что ты не понял, невозможно. Чтение становится более внимательным, более вдумчивым. А какой был самовар? А зачем самовар, если есть чайник? Какие рыбы встретились Евсейке?...

И младшие школьники, и особенно учащиеся 5–7-х классов, стараются побывать в музее детства писателя, в «Домике Каширина». Но всю информацию о доме, вещах и жильцах этого дома нельзя дать в типовой экскурсии.

Замечательная система занятий, разработанная в этом музее, дала нам толчок к проведению ряда мероприятий по повестям Горького «Детство» и «В людях». Кроме привычной литературной викторины (с цитатами и фрагментами фильма), разработано занятие-игра «Мир вещей старого дома». Оно посвящено семье Кашириных и музею детства Горького. Специфика та же – уход от общих, пусть даже очень красивых фраз, акцент на фактах, мелочах: как жили мещане во второй половине XIX века, кто такие мещане, как велось хозяйство. Если не знать этого мира вещей, то книга будет чужой, скучной и непонятной.

Вся игра посвящена предметному миру повести «Детство». Это и загадки, которые не так легко отгадать, хотя и отгадки всем знакомы, и лото «Дай название» (как назывались и для чего использовались хозяйственные предметы в доме Кашириных). За правильные ответы команды получают фрагменты фотографий комнат музея, называют их и пытаются разместить в них предметы, вышедшие из нашего обихода (укладка, ушат, швейка, горка...). В игре несколько уровней сложности, а потому занятие доступно и интересно и младшим школьникам, и учащимся 5–7-х классов, изучающим повесть Горького.

Нижний Новгород. Вид из Кремля на торговые ряды и город. 1910-е гг.

На ребят среднего возраста рассчитано занятие «В гостях у мещанина Каширина». Так как трилогия Горького во многом автобиографична, то судьбы прототипов главных героев будут представлять определенный интерес для читающих. Не всегда по страницам повестей можно проследить судьбу деда Каширина, бабушки Акулины Ивановны, их близких. Опросы, викторины, рисунки ребят побывавших в музее, показывают, что они хорошо запоминают яркие сцены в рассказе экскурсовода: эпизод со скатертью, порку розгами, пожар… А вот причины сложных отношений в доме, судьбы Кашириных требуют дополнительного к ним обращения. И, наверное, трудно найти более актуальную тему для семиклассников дня сегодняшнего. Как «сирота, нищей матери сын» «дошел до своего места»? Почему это вышло у него, когда у тысяч других не выходило? И почему это вдруг он стал таким злым, жадным, подозрительным? А ведь за детей-то своих добра он никогда не жалел: ни когда сыновей от рекрутчины откупал, ни когда дом, пропитый Яковом, выкупал, ни когда продавал последнее, собирая приданое Варваре.

Очень важно в этом возрасте показать лишний раз, что не всегда черное – только черное, плохое – только плохое, а у гнева и обид родителей бывают серьезные причины, и судьба человека не зависит ни от времени, ни от кошелька родителей, а лишь от твоих стремлений и головы на плечах.

Да и жизнь самого Алексея Максимовича может стать увлекательнейшей историей, если расскажет ее неравнодушный человек. В школе всех знакомят с краткой биографией, а между ней и жизнью разница в саму Жизнь. Если мы говорим стандартные фразы, задаем привычные вопросы, то получаем в ответ такие же пустые-пустые сложноподчиненные предложения. А ребята способны искренне изумляться тому, что человек стал писателем, не закончив среднюю школу, не поступив в вуз, что странствие по Руси – это же настоящее путешествие, приключение, о котором они могут только мечтать, что великий пролетарский писатель, как и каждый человек, мог в чем-то ошибаться и горевать, и переживать об этом. А можно еще и подумать о том, имеют ли известные люди право на ошибку, и почему мы никак не хотим им ошибки эти прощать. Но этот «странный разговор о странной жизни» пока лишь в наших планах: нужно измениться нам самим и новыми глазами взглянуть на «черно-белого» Горького, найти в нем новые краски.

А вот библиографический путеводитель «Нижний Новгород глазами Максима Горького» – это наше настоящее. В его основе – строки писателя об улицах, церквях Нижнего Новгорода, о Ярмарке и о Волге. Цитаты сопровождаются видами города с фотографиями Максима Петровича Дмитриева и Андрея Осиповича Карелина и историческими справками. Материал расположен по алфавиту улиц, отдельно в нагорной части и в Заречье. Знакомая всем с детства тема Горьковских мест звучит здесь совсем иначе. Родной город всегда интересен школьникам: где, что было раньше, почему и когда возникло то или иное название, а цитаты из произведений Горького добавляют ту эмоциональную ноту, которой не хватает обычным справочным изданиям. Улицы оживают, становятся близкими, настоящими – будто попал в гости к прапрабабушке и бредешь с ней по старому Нижнему.

Исторические справки, фотографии Дмитриева и цитаты Горького – три составляющие нашей «машины времени». Главный ее «конструктор» – Наталья Альфредовна Моничева, зав. информационно-библиографическим им. А.М.Горького.

И в заключение скажу, что для нас «ключом» к работе с творчеством Максима Горького стал интерес: нужно искать то, что будет интересно вам самим, тогда это обязательно затронет и сердца ваших детей.