Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2005

Социально-психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиотечное дело

Слава Матлина

Социально-психологические
и технологические основы организации фондов
в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17 Лекция 1. Виды доступности фондов. Понятия «открытый фонд», «закрытый фонд». Что такое свободный доступ к фондам библиотеки
18 Лекция 2. Особенности расстановки и оформления книжного фонда. Принципы доступности, комфортности, дифференцированного обслуживания, а также требования визуальной культуры
19 Лекция 3. Специальные виды расстановки книжного фонда. Расстановка по уровню читательского развития; по тематическому, серийному признакам; по типам изданий. Способы их оформления Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)
20 Лекция 4. Kнижно-иллюстративные выставки. Виды их классификации по разным основаниям. Выставки новых поступлений. Особенности внутриполочных выставок
21 Лекция 5. Нестандартные и интерактивные выставки. Выставка-кроссворд, выставка-викторина, выставка-хобби, выставка-икебана и др. Возможности использования музыкального и видеоряда. Особенности создания стендов, щитов, планшетов как наглядных форм продвижения изданий
22 Лекция 6. Эффективность выставочной работы. Баланс между количеством и качеством выставок. Kритерии эффективности оценки выставок. Показатели эффективности. Дифференцированные способы изучения эффективности отдельных элементов выставки. Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 29 декабря 2005 г.)
23 Лекция 7. Стилистика и дизайн библиотеки. Оформление ее помещения исходя из требований дизайна.Расстановка книжных стеллажей, письменных столов и кафедры (стола) выдачи. Выбор основной цветовой гаммы. Роль фитодизайна. Языковая стилистика библиотечных текстов. Роль игрового начала, метафорики, юмора
24 Лекция 8. Позиционирование библиотеки как важного элемента школьной структуры. Что такое библиотечный PR. Библиотека в системе внеклассной работы. Kонтакты с муниципальными детскими библиотеками, музеями, негосударственными, общественными структурамиИтоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

 

Лекция 5. Нестандартные и интерактивные выставки
Выставка-кроссворд, выставка-викторина, выставка-хобби, выставка-икебана
и др. Возможности использования музыкального и видеоряда. Особенности создания стендов, щитов, планшетов как наглядных форм продвижения изданий

Авторские выставки

В предыдущей, 4-й лекции, освещающей общие методические требования к выставочной работе, мы упоминали об авторских выставках, предопределивших бурное инновационное развитие этого направления библиотечной деятельности. «Нестандартная» выставка – это отступление от общепринятых правил, нетривиальный, личностно окрашенный взгляд на цели экспонирования и способы их достижения. То есть это продукт творчества, у которого всегда есть конкретный автор идеи, концепции, оригинального оформления. Именно поэтому мы называем эти выставки авторскими. Рассмотрим некоторые виды таких выставок.

Выставка одной иллюстрации. Иногда достаточно немного изменить хорошо известную методику. Например, вместо выставки одной книги или статьи в качестве смыслового и визуального центра выбирают не книгу, а иллюстрацию, таким образом привлекая внимание читателя к публикациям, с ней связанным. Иногда эта связь может быть и не совсем прямой. Так возникает выставка одной иллюстрации.

Например, на выставке «…Красоту Боровиковский спас» представляют репродукцию портрета красавицы М.Лопухиной и публикации о ней (а не о картине, не о художнике). Или демонстрируют знаменитую работу Ф.Рокотова – портрет А.П. Струйской – под заголовком «Любите живопись, поэты…». Эта выставка дает возможность наряду с текстом стихотворения Н.Заболоцкого экспонировать материалы о романтической предыстории создания портрета, а также о владельце одной из лучших типографий Европы конца XVIII в. Н.Е.Струйском, трагической судьбе его внебрачного сына, поэта А.Полежаева.

Выставка-концепция. Практики, изучавшие многообразие нестандартных выставок, на одно из первых мест ставят концептуальные выставки, их иногда называют выставки-размышления. Будучи разновидностью тематических, они содержательно могут быть названы проблемными. Одна из них, созданная коллегами из Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, была описана в пособии «Привлекательная библиотека».1

Выставка «Аршином общим не измерить…», представленная в читальном зале «Юность», была посвящена юбилею А.С.Пушкина. Автору концепции – заведующей читальным залом – было важно донести до посетителей мысли гениального автора «Капитанской дочки», «Бориса Годунова» и «Истории Пугачева» о «бессмысленном и беспощадном» русском бунте. К этим произведениям
А.С.Пушкина на выставке логически примыкали «Бесы» Ф.М.Достоевского, «Двенадцать» А.А.Блока, «Белая гвардия» М.А.Булгакова и другие книги, включая сочинения наших современников. Помимо прицельного отбора литературных произведений, авторы выставки строго рассчитали время ее проведения – период подготовки старшеклассников к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузах.

Выставка-концепция, как и многие другие разновидности нестандартных выставок, обычно является плодом творчества сразу нескольких человек: автора идеи (проекта), библиографа, художника-оформителя (дизайнера). Экспонируют ее на протяжении месяца – полутора. Если она готовится в публичной библиотеке или школьная планирует привлечь внимание к ней «внешних» читателей, то о ее проведении широко оповещают население через местные СМИ, через рекламу в школах, домах культуры и др. Обязательным элементом такой выставки является указание всех авторов, что по данным исследований повышает статус сотрудников библиотеки в глазах пользователей, и к тому же стимулирует чувство ответственности создателей экспозиции.

Выставка-настроение. Рядом с выставкой-размышлением в один смысловой ряд можно поставить и выставку-настроение. В ней также ярко выражено личностное начало спроектировавшего ее автора-библиотекаря, но при этом превалирует эмоциональная составляющая. В качестве примера назовем выставку цветных фотографий «Архитектура осени». Ее сопровождали поздние цветы в напольных керамических вазах, ветки красной рябины и желтого клена, которые гармонично взаимодействовали с фотоиллюстрациями. Рядом библиотекари разместили книжный ряд «Русской осени очарованье…». Здесь были представлены стихотворения русских поэтов о времени года, которое со времен А.С.Пушкина считают побудителем к литературному творчеству. (Опыт библиотек Белгородской области). В профессиональной литературе такого рода экспозицию не вполне точно называют выставкой-образом. Хотя создание художественно выверенного образа, на наш взгляд, – задача любой выставки.

Выставка-сюрприз. В основе нестандартной выставки могут лежать и другие проекты, подразумевающие прежде всего оригинальное дизайнерское решение. Например, у сотрудников отдела «Отрочество. Юность» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества однажды возникла идея создать необычную выставку ко Дню смеха – 1 апреля.2

Ее читательский адрес – дети старшего возраста, юношество – требовал не просто представить грамотно отобранную литературу, но необычного, остроумного или, как говорят ребята, «прикольного» решения. Оно было найдено. Выставка под заголовком «Первоапрельский кутюр» представляла собой своеобразный подиум, образовавшийся из положенного на пол книжного стеллажа. Покрытый материей, он как бы демонстрировал свое традиционное предназначение и одновременно новый «вариант» использования. Книги на перевернутом стеллаже стояли не чинно в ряд, как на обычной полке, но стопками. Одна из них напоминала по форме винтовую лестницу, другая – построенный из книг домик. Журналы – с закладками «по месту прописки» интересных литературных произведений, а также статей – и вовсе были беспорядочно разбросаны по подиуму.

Визуальным центром выставки стал портрет «грустного клоуна» с серьезным усталым лицом – Юрия Никулина. Рядом стояли аксессуары из фильмов с его участием: разноцветный женский зонтик, шарфик, пустая бутылка. Библиотекари – творцы выставки рассматривали их как «приманку», направленную на ненавязчивое привлечение внимания.

Несомненно, беспорядок, как и вроде бы случайный отбор книг по одинаковому формату, был кажущийся. Поскольку грустное и веселое всегда соседствуют в жизни, в выставке «участвовали» книги разных отраслей и на разные темы, объединенные не столько жанром (здесь была юмористическая литература, книги об искусстве комедии и т.п.), сколько другим признаком: их незаслуженно редко спрашивали читатели. Фактически по своим функциональным особенностям описанная выставка была книжно-журнальным развалом, об эффективности которого в косвенной рекомендации книги упоминалось в четвертой лекции.

Неординарный подход к оформлению развала, самоиронию библиотекарей, которые не побоялись перевернуть все вверх тормашками, подростки оценили адекватно. Развал пользовался громадным успехом, пирамиды книг исчезали на глазах создателей. Библиотекари не уставали подкладывать заранее подготовленные «резервные» издания.

Данный пример хорошо иллюстрирует довод о самодостаточной роли оформления. В нестандартных выставках оно является частью их содержательно-смысловой основы. Детей, растущих у экранов (телевизоров, видеоплееров, компьютеров), нелегко убедить в необходимости взять ту или иную книгу, если она не связана впрямую с процессом обучения. «Игра» на их привычке к визуальному восприятию мира – эффективное средство. Их надо заинтересовать, более того – УДИВИТЬ. Не случайно ивановские библиотекари причислили свою первоапрельскую шутку к разряду выставок-сюрпризов.

Цвет и объем как основа организации выставок. «Замешанные» на веселой фантазии выставки, пользуясь фразеологией их создателей, можно причислить и к так называемым «фигурным», в основе которых находится «игра объемами». Последние ориентированы на «необычную форму представления». Вот, например, как можно из обычной выставки новых поступлений для дошкольников создать «фигурную». Выставку «К нам новая книга пришла» размещают на любимом детьми подиуме «лесенкой»: от нижних ступенек – сказок и рассказов для самых маленьких до верхней, где представлены энциклопедии для дошкольников. По замыслу авторов такое расположение книг по-своему отражает ступени читательского роста3, которую малыши вполне понимают.

Игра объемами в детской библиотеке нередко сочетается с игрой цветом. Например, необычно выглядит выставка «Зеркало женской души». Разработанная талантливыми библиотекарями из Кировской областной детской библиотеки им. А.С.Грина, она была адресована девочкам-подросткам4 (вспомним упоминавшийся в 3-й лекции гендерный подход к раскрытию фондов). Читательницы могли увидеть на столе задрапированные белыми и черными шелковыми шторами коробки разной величины, в которых были расставлены книги русских поэтесс разных эпох. Чередовавшиеся белый и черный цвета позволяли визуально подчеркнуть различия поколений поэтесс и одновременно преемственность их творчества. Игра черного и белого цвета также символизировала неоднозначный, часто трагический, жизненный путь женщин-поэтов. Выполненные тушью на белом ватмане цитаты, рисунки, виньетки хорошо смотрелись на фоне «черного ящика». На белой драпировке соседнего раздела аналогичный изобразительный ряд был представлен белым цветом на черном листе. Использованные линии также выступали неким знаком эпохи: портретам поэтесс 19 века соответствовали виньетки, Серебряный век был представлен черными женскими головками-профилями на белом листе, наши современницы – черно-белыми фотографиями. Книжный ряд дополняли также подсвечник, цветок в бокале, перчатки, шкатулка и другие аксессуары, позволяющие создать романтичный женский образ.

К сожалению, в выставке не было использовано выигрышное изобразительное решение, позволявшее уточнить смыслы ее заглавия – зеркало. Семиотика свидетельствует, что зеркало «отсылает вперед» и одновременно «замыкает» пространство, воплощая его интимный характер.5

Интерактивные выставки

Выставки-викторины. Игровыми по своей природе являются выставки-кроссворды / викторины, получившие распространение в детских, юношеских и школьных библиотеках в 90-е гг. Строят их по-разному. Чаще всего одна из частей – левая (ознакомление с визуальной информацией, как и печатным текстом, обычно происходит слева направо) – представляет собой стенд. На нем размещается схема разработанного библиотекарем кроссворда с перечнем вопросов или задания викторины. Правая часть экспозиции – это собственно книжно-иллюстративная выставка с изданиями и иллюстрациями, обращение к которым помогает найти ответы. Хорошо, когда задания представлены не только текстом, но и картинками, как например, в традиционных «кроссвордах с фрагментами», публикуемых в журнале «Наука и жизнь».

Вопросы могут быть разными – библиографическими и фактографическими – но непременно нацеленными на выявление и развитие интеллектуального потенциала детей, на развитие навыков поиска информации. Кроме вопросов по текстам, биографиям можно также попросить назвать автора той или иной картины (по ее репродукции); лица, изображенного на фотографии; обозначить стиль, направление в искусстве, к которому принадлежит конкретный шедевр.

Всем вопросам присвоены порядковые номера, которые соответствуют строкам в рисунке кроссворда. Отвечая на вопросы викторины, читатель пишет номер вопроса, не повторяя его, а затем сдает ответы библиотекарю или опускает их в стоящий рядом «почтовый» ящик.

При этом из оформления выставки должно быть ясно, как, когда и кем проверяются ответы и что сулит правильный ответ. Если такая выставка является частью конкурса эрудитов или другого состязания, рядом с вопросами также указывают количество баллов, начисляемых за правильный ответ.

Выставки-диалоги. Игровой элемент может присутствовать и в выставке – диалоге. В предыдущей лекции отмечалось, что композиция тематических выставок может строиться на диалоге, в том числе на противостоянии мнений («за» и «против»). Но нестандартная выставка-диалог и особенно ее разновидность выставка-дискуссия, усиливает это противостояние за счет специальных приемов – акцентов. Например, такую выставку «Белые и Красные» разработали в уже упоминавшейся Ивановской областной библиотеке для детей и юношества.6

Книги о гражданской войне были представлены не на традиционных стеллажах, а на стульях, покрытых материей белого цвета – с одной стороны, и красного – с другой. Стулья стояли на небольшом возвышении под острым углом друг к другу, который подчеркивал резкий идейный конфликт разных лагерей. В центре был представлен стенд с цитатами. Одна из них – из «Апокалипсиса»: «И не покаялись они в убийствах своих…» Другая – стихотворный афоризм И.Губермана: «Пути добра с путями зла так перепутались веками, / Что и чистейшие дела творим грязнейшими руками». Выделялась символика двух движений: герб России с двуглавым орлом и герб пролетарской республики – серп и молот.

Дискутировали между собой и экспонируемые книги. На каждой стороне выставки были представлены издания, как в осуждение, так и в защиту белого и красного движения. И в этом случае, как и у кировских коллег, использована игра объемами, линиями, цветом.

Другой вариант выставки-диалога, которую обозначили как выставку-сравнение, был рекомендован Пермской областной универсальной научной библиотекой. Называется она «Литературные родственники и однофамильцы».7 Сравнивалось творчество известных деятелей русской культуры – представителей разных эпох, носивших одинаковые фамилии: Толстой, Некрасов, Ерофеев, Алешковский и др. На выставках представляют произведения писателей, портреты, иллюстрации, приводят тексты с элементами сравнительного анализа творчества.

Назовем еще одну разновидность выставки диалогового характера, обусловленной обращением читателя к библиотекарю. Ее условное название – выставка-вопрос (варианты: «Спрашивай – отвечаем», или «Почему так бывает»?, «Знаешь ли ты свои права?»). Иногда библиотекарь с этой целью собирает вопросы детей. В других ситуациях сам формулирует эти вопросы, исходя из читательских интересов и содержания имеющихся в фонде научно-популярных книг и журналов. Такого рода выставка помимо других эффектов значима и тем, что по-своему приучает детей самостоятельно пользоваться информационными источниками. Достаточно лишь, отвечая на «каверзный» вопрос, дать отсылку к словарю, справочнику или энциклопедии, а также сайту в Интернете.

К выставке-вопросу содержательно примыкает выставка-словарь, цель которой объяснить детям, как правило – малышам, новые понятия. Здесь также важен не столько факт объяснения, сколько возможность приучить детей самостоятельно использовать справочные издания. Наиболее популярные из них представлены на выставке с закладками на соответствующих страницах. При этом можно поставить рядом примеры использования нового слова в контексте, раскрыв книгу на нужном месте или скопировав с увеличением фрагмент текста. Можно предложить зрителю найти использование нового слова на раскрытой странице.

Школьный библиотекарь из Частинского района Пермской области в глубокой статье, посвященной выставочной работе детских и школьных библиотек8, предлагает дополнить этот ряд аудио/видеоматериалами. Например, вопрос может быть сформулирован так: «Какая птица поет?» Ребенку достаточно нажать кнопку видеомагнитофона и увидеть, а также услышать ту или иную представительницу пернатых.

Выставка-путешествие строится в форме экскурса по родному краю или стране, изучение языка и культуры которой составляет основу профиля школы. Левая ее часть – стенд со стилизованной картой своего края или другой страны. Флажками на ней отмечают места предстоящих заочных путешествий.

Правая часть – это печатные издания краеведческой направленности или литература, в том числе художественная, отражающая культуру конкретной страны. В качестве обязательного элемента выставка включает разнообразный иллюстративный материал.

Иногда библиотеки сопровождают путешествия или прогулки аудио/видео материалами. Видеофильмы, музыкальное сопровождение и слайды помогают помимо получения ценной информации, создать эмоционально окрашенный образ города, местности, страны.

Выставки, подготовленные вместе
с читателями

Особое место среди нетрадиционных выставок, требующих от библиотекаря не только знания книжных и электронных источников, но и фантазии, умения непривычно взглянуть на мир и поделиться этим нетривиальным взглядом с читателями, занимают экспозиции, создаваемые совместно с детьми и юношеством.

Желание отступить от стандарта, создать авторскую выставку приводит к появлению таких игровых по своей природе книжно-иллюстративных экспозиций, как «выставка-ситуация». Ее методику также описывает частинский библиотекарь. Организуемая для подростков, она моделирует необычную, и иногда даже фантастическую ситуацию, о которой мечтают тинэйджеры: «Эту книгу я возьму с собой… на необитаемый остров; в космическое путешествие; в дальний и рискованный поход и т.п.». Предполагается, что книги на эту выставку ставят сами читатели.

Формы участия детей в подготовке таких выставок различны. Поучительна история маленькой школьной библиотеки, начавшей жизнь с «белого листа»: без стеллажей, витрин, и даже стендов. На помощь, наряду с пространственным воображением, фантазией и вкусом хозяйки, пришли учитель труда с учащимися, воплотившими в жизнь проекты школьного библиотекаря.9

С помощью изготовленных ребятами горизонтальных и вертикальных реек, к которым крепят симпатичные полочки, библиотекарь создала большую – во всю еще недавно голую стену, незастекленную витрину, где можно выставить книги, журналы, иллюстрации. Преимущество такой витрины в том, что горизонтальные рейки, которые прикрепляют к постоянным вертикальным, можно размещать на разной высоте, сочетая симметрию с ассиметрией, «играя» размерами внутренних частей витрины и выставленных экспонатов.

Библиотекарь использует также «игру» цветом, формами самодельных и принесенных ребятами изделий: из лакированного березового капа, корней других деревьев, приставленного к «витрине» плетня с подсолнухом и глиняным кувшином. Многие выставки ребята оформляют своими рисунками. В последние годы в библиотеках получили распространение самостоятельные выставки читательских рисунков. Их сопровождает текст (иногда в виде листовок или буклетов), рассказывающий о творчестве юных или взрослых художников и снабженный их портретами. Их разновидность – так называемая выставка-хобби, экспонирующая поделки ребят. Последние иногда проектируют как цикл экспозиций под примерным названием «Я и мои увлечения».

Например, на абонементе уже многократно упоминавшейся Ивановской областной библиотеке для детей и юношества была подготовлена экспозиция «Сошьем понемножку новую одежку». На выставке были представлены книги по вязанию, шитью и вышивке. Рядом экспонировали кукол в вязаной и сшитой руками детей одежде. На нижней полке стояла детская швейная машинка, можно было увидеть спицы и крючки, образцы пряжи. Выставка стала частью конкурса, жюри которого оценивало модели и на заключительном празднике вручало победителям призы.

По мнению ивановцев, такого рода выставки целесообразно делать частью долговременного творческого состязания, конкурса, игры. Об этом информирует обращение к читателям, которое помещают в центр экспозиции. Вблизи ее располагают ярко оформленные «почтовые ящики» или сундучки, куда ребята охотно опускают письма –предложения, рисунки, поделки, отзывы о книгах.

Работа с читательскими отзывами о книгах – давняя традиция отечественных библиотек. Отзывы экспонируют по-разному. Например, они являются одним из важных элементов еще одной разновидности нестандартной выставки-бенефис читателя. Ее, например, можно назвать «Лучшие читатели года». Цель такой экспозиции – привлечь внимание ребят к книгам, вызвавшим интерес сверстников. В этом случае, как и при организации книжных развалов используют эффекты косвенной рекомендации. Здесь экспонируют увеличенные ксерокопии читательских формуляров книгочеев, их фотографии, количественные сведения о прочитанных книгах, сами книги, и конечно, отзывы о них.

Безусловно, отзывы о книгах, могут сопровождать и другие выставки. Задача в том, чтобы эти отзывы органично входили в экспозицию. Иногда с этой целью используют прием «Рекомендует читатель». Он означает, что аннотации к экспонируемым изданиям пишут сами ребята. Может получиться и так, что вся выставка составлена из любимых детьми и вместе с ними отобранных книг. Очень яркий пример такой выставки описан в газете «Библиотека в школе» (Коткина И. Я с ружьем и учительница в шортах. «БШ», 2002. № 05. с. 6–7.).

В одной из детских библиотек Нижегородсклй области автору лекции довелось увидеть выставку «Угощаю интересной книгой». Размещенная на столе выставка была оформлена как некое пиршество. На белой скатерти были разложены пластиковые тарелки: в них на держателях-подставках стояли заинтересовавшие ребят издания. Закладки информировали, кто является инициатором того или иного угощения.

Учитывая непростой характер подростков, некоторые библиотекари используют, прямо скажем, не бесспорный прием антирекомендации книги. На выставке «Прочти и оцени…» выделяют раздел «Прочитал – не понравилась». По наблюдениям наших коллег такой раздел также выступает своеобразной «приманкой» для упрямых тинейджеров. На закладке в книге можно прочитать целую переписку ребят, их возмущение по поводу той или иной негативной оценки сверстника. (Опыт библиотек Пермской области.)

Интересный опыт «соавторства» библиотекаря и читателя накоплен в одной из школьных библиотек Нижнего Новгорода.10 Рядом с выставкой «Возраст тревог и ошибок» на импровизированной школьной доске библиотекарь поместила высказывания подростков – ответы на вопросы заочной дискуссии по теме выставки. Здесь же можно увидеть «Тетрадь читательских откровений», в которой ребята в анонимном режиме могут поделиться своими проблемами, попросить совета у сверстников и педагогов.

Презентация выставок

Составной частью многих проектов авторских выставок в последние годы становятся их презентации. Сошлемся на подборку статей, раскрывающих особенности такого рода презентаций, проведенных сельскими библиотекарями.11 Как указано в предисловии к подборке, суть презентации – публичное представление выставки населению. Чаще всего она проходит в театрализованной форме, когда рассказ о книгах сочетается с чтением стихов, музыкальным сопровождением.

А презентация выставки «Лавка купца Дробинина» и вовсе проходила в форме сочиненного библиотекарем озорного стихотворного сказа, в котором старинные вещи спорят, кто из них главнее. Как свидетельствует приведенный пример, под презентацией понимается комплексная массовая программа, смысловым центром которой становится нестандартная авторская выставка.

Информационные технологии
в выставочной работе

Нетрадиционные элементы современной выставки, по своей сути воплощающие игровое начало, связывают сегодня с новыми информационными технологиями. Прежде всего имеются в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают собственно книгу, иллюстрации, а также получаемые с помощью мультимедиа визуальный и звуковой ряд. По сути это может быть та же тематическая выставка, но по словам известного методолога П.Г.Щедровицкого, спроектированная на ином «гуманитарно-технологическом уровне».

Так на выставке, посвященной столетию со дня рождения М.А.Шолохова, в одном из филиалов столичной ЦБС «Лефортово» одновременно с экспонированием книг писателя, материалов о нем, богатого иллюстративного ряда, на 2 стоящих рядом мониторах демонстрировались документальные фильмы о писателе, а также отрывки из фильмов-экранизаций его художественных произведений.

Электронные технологии в выставочной работе используют по-разному. Это могут быть экспозиции, существующие в электронном формате на CD, которые выдаются на дом. Или те, которые размещают в каждом компьютере зала школьной медиатеки.

Электронные выставки можно создать в программе PowerPoint. Пример такого рода приводится в книге Н.В.Збаровской.12 На заглавном слайде представлены разделы выставки в виде гиперссылок на соответствующие слайды. При переходе к разделу используют средства анимации. Например, экспонируемая книга или заголовок к разделу виртуальной выставки как бы выплывает с разных сторон, многократно переворачиваясь при смене слайда. Данные приемы оживляют просмотр, привлекают к нему непроизвольное внимание. По сути это та же «приманка», которая упоминалась выше при описании методики создания реальных выставок.

Смена слайдов происходит автоматически или с помощью мыши, клавиатуры. При этом библиотекарь продумывает заголовки разделов – слайдов, цитаты к ним, списки литературы, к которым отсылают гиперссылки, и конечно же, иллюстративный материал и цветовую гамму фона.

Электронные выставки нередко представляют на сайтах крупных библиотек. В оптимальном варианте, помимо кратких текстов и списка литературы предпочтительно показывать обложки наиболее интересных, в том числе и уникальных, изданий, давать отсылки к соответствующим частям книжного фонда. Кроме того, здесь также важен цветовой фон и иллюстративный ряд.

И все же самое главное – эти разновидности свидетельствуют об инновационном развитии выставочной библиотечной работы. Они создаются творчеством библиотекаря, не имеющим пределов. Поэтому перечень нестандартных выставок всегда открыт для пополнения.

Вопросы для самопроверки

1.Что отличает традиционную выставку от авторской? Как влияют на отбор документов, печатных и электронных, целевое и читательское назначение экспозиций?

2. Соотнесите приведенные ниже формулировки целей выставок с методикой создания названных в лекции видов выставок: расширить представление о предмете; удивить подростка-скептика; рассмешить; «заразить» желанием размышлять, чувствовать (например, красоту осенней природы); дать возможность высказаться о прочитанном / пережитом; помочь самореализации детей, готовых представить свое творчество на суд сверстников.

3.Как влияет использование новых информационных технологий на содержательную сторону выставочной работы? Только ли расширяет круг информации или также повышает эффекты визуального восприятия?

___________________

1 Матлина С.Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама : практическое пособие. – Изд. 2-е, доп. и перераб. / С.Г.Матлина. – М. : Либерея, 2000. – С. 89–90.

2 Выставка – это звучит интересно! : метод. пособие. – Иваново, 2004. – С. 21–22.

3 Выставка – это звучит интересно! : метод. пособие. – Иваново, 2004. – С. 32.

4 Информационная среда детской библиотеки : вып. 2.: книжная выставка: традиции и инновации : из опыта работы ОДБ им. А.С. Грина. – Киров, 2003.—39 с.

5 Бодрийяр Ж. Система вещей. – М. : Рудомино, 1995. – С. 18.

6 Выставка – это звучит интересно! : метод. пособие. – Иваново, 2004. – С. 6–7.

7 Молодцова А.В. Нетрадиционные книжные выставки: типы, методика организации и презентации / А.В.Молодцова // Сельские библиотеки: знаки перемен : сб. материалов / ПОУБ им. А.М.Горького. – Пермь, 2003. – С. 117.

8 Вяткина В.В. Нетрадиционное оформление выставок для детей : опыт библиотек России (обзорно-аналитическая информация) /В.В.Вяткина. //Библиотекарю для внедрения в практику работы. Вып. 32 / ПОУБ им. А.М.Горького. – Пермь, 2003. – С. 14–26.

9 Киселёва В. Внутреннее оформление и выставочная работа в школьной библиотеке / В.Киселёва // Школьная библиотека. – 2001. – № 8. – С. 33–36.

10 Пантюхова Т.В. Визитная