Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2005


НАШИ АССОЦИАЦИИ

ИФЛА

Ольга Громова

Эхо Норвегии

ПРИВЫЧНОГО уже отчета о конференции ИФЛА, обычно печатавшегося у нас осенью, в этом году не было. И не будет. Мы решили не рассказывать по дням о том, что происходило в Осло, где проходил Всемирный библиотечный и информационный конгресс (World Library and Information Congress – WLIC) – так уже третий год называется эта крупнейшая библиотечная конференция. Очень трудно описать в одной статье все напряжение конференции и разнообразие тем, чтобы и вы могли почувствовать себя участниками этого огромного форума.

Поэтому и надо было немножко подождать, не писать «с колес», чтобы впечатления настоялись, отсеялось все, что, конечно, тоже интересно и нужно, но не является наиболее важным в конференции именно этого года. Впрочем, и к этому еще вернемся.

А пока – главное.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ

Конечно, на «профильных» секциях и комитетах, на заседаниях прикладного характера, где все рассказывают о конкретном опыте, недостатка в выступающих и слушающих нет. Все любят «списать слова» и сделать «как у них». Я не говорю, что это плохо. И газете, и ее читателям конкретные методики и рекомендации более ценны,чем общие рассуждения. Но я – о другом. На конгрессе обычно есть одна или несколько тем, которые собирают больше всего народу, которые наиболее бурно обсуждаются, и по ним, порой, больше докладчиков из разных стран, чем по другим. Это то, что на самом деле волнует сейчас мировое библиотечное сообщество, вне зависимости от степени развитости страны и оснащения библиотек.

Что же волнует профессионалов разных стран?

Борьба библиотек за права читателей во всем мире. Эти права начинаются с права беспрепятственно посещать библиотеку, – и даже тут все не так просто, как кажется.

Свобода доступа к информации. Контекстов у этой проблемы два: ограничения на доступ граждан к информации, которые существуют в тех или иных государствах, и столкновение авторского и смежных прав, а также права на интеллектуальную собственность с интересами пользователей библиотек и Интернета.

Свобода выражения и формирования мнений. Казалось бы: при чем тут библиотеки? Это, вроде бы, проблемы прессы, писателей, политиков… кому там еще слова не дают? Но обсуждения на ИФЛА заставляют задуматься: оказывается, и библиотекари к этому могут «руку приложить», как в хорошем смысле, так и в другом.

Привлечение к чтению. Эта задача актуальна даже в тех странах, где никто не жалуется на снижение интереса к чтению. И здесь не парадокс, но об этом дальше.

Итак, давайте разбираться по пунктам.

БОРЬБА ЗА ПРАВА ЧИТАТЕЛЕЙ

Свобода выражения и формирования мнений, свобода доступа к информации – это тоже неотъемлемые права читателей, но не только они обсуждались на ИФЛА в этом году. То, что другие права читателей, требуют защиты, кажется нам порой странным. Основные из них, вроде бы, само собою разумеются и никем не нарушаются… Ой ли?!

Во многих странах под разными предлогами закрываются библиотеки, увеличивается нормативное количество населения на одну публичную библиотеку. Такими названы Туркменистан, некоторые страны Африки и, как ни странно, Норвегия. Кажется, ни одна из местных газет не упустила случая об этом напомнить в своих публикациях о Конгрессе. Россия пока не названа в числе стран, имеющих это явление, как четкую тенденцию, но… Вам это ничего не напоминает?

ИФЛА как международная организация выражает по этому поводу серьезную тревогу. Вот только доходит ли она до принимающих решения? А чья это забота, чтоб дошла? Наша с вами. В тех странах, где сообщество библиотекарей это понимает, там резолюции и рекомендации ИФЛА, а также действия властей, направленные в ущерб библиотечной работе, становятся известны всей стране.

Нарушение права читателей беспрепятственно пользоваться библиотекой может содержаться вовсе и не в политике властей, а в простом режиме работы. И опять слышится что-то родное… Множество детских библиотек в нашей стране работают с 10(11) до 17(18), с выходным в воскресенье, а то еще и в субботу. Большинство родителей, которые провожают детей в эти самые библиотеки, особенно – в крупных городах, где до них бывает ехать далеко, работают в то же время. А ГНПБ им. К.Ушинского, работающая для педагогов (!) с 10 до 18 по будням?

Еще одно важнейшее право читателей: конфеденциальность чтения. За него борются те страны, в которых еще нет закона, защищающего это право, или где новые законы, например, о борьбе с терроризмом (США, Нидерланды, Сирия), его нарушают. А мы? Поднимите руки, кто откажет проверяющему (чиновнику, учителю, директору), если тот хочет посмотреть формуляры детей. А, между прочим, во многих цивилизованных странах это можно сделать только по постановлению суда. Библиотекарь, анализирующий чтение детей, может объявлять вслух лишь общие тенденции и выводы, а не чтение каждого человека. И уж тем более, не делить его на «правильное» или «неправильное».

Как пишут в расписаниях электричек, далее – по всем пунктам. Про эти пункты не грех лишний раз подумать, а может быть, обсудить на каком-то общем профессиональном собрании.

СВОБОДА ДОСТУПА
К ИНФОРМАЦИИ

Ограничения на доступ граждан к информации, которые существуют в тех или иных государствах, связаны с разными причинами, часто кажущимися нам весьма уважительными: борьба с терроризмом, безопасность детей, то есть защита их от негативной или «безнравственной» информации, противоречие каких-то мнений государственной (религиозной, национальной, да какой хотите) идее, да мало ли какие найдутся причины. А кто решать будет, что вредно для детей, что – для государства?

Но есть и другие ограничения. Территориальные, например. Кстати, передвижные библиотеки рассматриваются именно как важнейшее звено, обеспечивающее право читателей на доступ к информации. Попробуйте наладить библиотечное обслуживание в горных селах, куда не пройдет библиобус. Туда проходит верблюд, на боках которого не только книги, но и переносной компьютер с выходом в Интернет. А бывают еще «велосипедные», «лодочные», «осликовые»…

Еще одно ограничение этого права – так называемое «цифровое неравенство» стран, регионов одной страны, библиотек разных ведомств. Это не просто недостаточность компьютеров, это и неумение пользоваться цифровыми технологиями, и незнание Сети с ее возможностями и вариантами их использования. Для профессионального сообщества многих стран это – серьезный довод в «воспитании» властей и привлечении спонсоров.

СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ
И ФОРМИРОВАНИЯ МНЕНИЙ

Отчет комитета ИФЛА по свободе доступа к информации и свободе выражения мыслей (FAIFE), представленный на конгрессе в этом году назывался «Библиотеки, национальная безопасность, свободный доступ к информации, законодательство и ответственность перед обществом». В нем отмечалось, что во многих странах, где существует цензура, гласная или негласная, именно библиотеки становятся, порой, единственным местом, предоставляющим разнообразные мнения и публикации по вопросам, так или иначе цензурируемым.

Серия отчетов ИФЛА/FAIFE является уникальной в своем роде. Она создается уже много лет в результате систематического сбора данных о том, как библиотеки преодолевают барьеры на пути получения для своих читателей права на доступ к информации и свободу формирования и высказывания собственного мнения. В этом году в отчете представлены данные по 84 странам. Отчет можно найти на сайте ИФЛА www.ifla.org. В нескольких докладах на эту тему на Конгрессе говорилось о том, что школа – важнейший инструмент в развитии у детей – будущих граждан, законодателей – понимания того, что такое свобода выражения мнений. Именно здесь надо учить отличать ее от вседозволенности, учить не бояться чужих, непохожих на твое мнений, не бороться с ними. Школа должна не «дозировать» информацию, отделяя «полезную» от «вредной», а учить детей критически осмысливать ее, ориентироваться в информационном потоке, в том числе – в потоке разных мнений, тем самым формируя и свое собственное. Это и есть свободное мышление и выражение мнений. Так ли уж часто, заявляя детям, что «это хорошо, а это – плохо» мы задумываемся об их свободе?

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ЧТЕНИЮ

Об этом мы писали уже не раз. Не будем говорить о том, как это важно и сколько хороших методик существует для этого. Почему же на Всемирном конгрессе эта тема показалась такой важной?

Дело в том, что речь в этом году шла в основном не о том, как вообще привлекать детей в библиотеку и к чтению. Речь шла об одном аспекте, показавшемся мне особенно важным – привлечение к досуговому чтению художественной литературы, как средству развития эмоций. Почему-то мы все говорим о книге – даже художественной – как об источнике знаний. А ведь эмоциональная неразвитость, которой, кстати, почти совсем не занимается наша школа, значительно большая беда нынешнего общества, чем просто необразованность. Только эмоционально бедные люди способны изобретать нечеловеческие законы или цинично объявлять, что «матери Беслана – в большинстве своем люди с ненормальной психикой, а, значит, к их заявлениям надо относится соответственно». (Это, как вы понимаете, цитата).

Вернемся к литературе. «Евгений Онегин» – это что? Правильно: «энциклопедия русской жизни» и «палитра образов». Так школа учит. Помилуй Бог! Мы потом удивляемся, что они не хотят читать классику!!! Так с чего же хотеть? Давайте снова учиться «кайфовать» над хорошей книгой. Этот страстный призыв к библиотекарям прозвучал на Конгрессе и показался мне очень важным.

Не воспитывайте читателя! Читайте вместе.

Вот что хотелось сказать о проблемах, показавшихся мне на ИФЛА – 2005 самыми важными. А к разным впечатлениям и заметкам на полях блокнотов, исписанных на Конгрессе, мы еще как-нибудь вернемся.