Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Александр Осин

Новый носитель или новое явление?

Мультимедиа в образовании – что это такое?*

Александр Васильевич Осин генеральный директор Республиканского мультимедиа центра, канд. техн. наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране

Глава 2
Концепция развития электронных образовательных ресурсов (ЭОР) (продолжение)

2.3. Концептуальные обобщения

Мощность новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга, коммуникативности, производительности пользователя растет при увеличении объемов памяти, пропускной способности отдельно взятого компьютера или коммуникаций компьютерной системы. Адекватным показателем этих возможностей является допустимый поток цифровой информации.

Наиболее требовательным к потоку является мультимедиа контент, в значительной степени от потока зависит возможный уровень интерактивности образовательного продукта, а также уровень сложности используемых моделей. Понятно, что и уровень коммуникативности, и производительность пользователя напрямую связаны с потоком, но их сейчас удобнее рассматривать, как заданные функции.

Уровень интерактивности и мультимедийности продукта вкупе со сложностью используемых моделей определяет адекватность отображения картины реального мира, степень взаимодействия пользователя с отображаемыми объектами, его влияние на процессы.

Рассматривая возрастные психолого-педагогические особенности, мы пришли к выводу, что характер эффективных для образования продуктов разумно изменять от мультимедийно-реалистических до символьно-абстрактных. Если чтение школьником учебника с экрана компьютера представляется занятием попросту вредным, то редкая книга в электронном виде для студента или специалиста – безусловное благо.

Конечно, было бы замечательно дать все знания человечества в реалистических интерактивных образах, с визуализацией и исследованием воображаемых или невозможных для наблюдения объектов и процессов. Однако, анализ аудитории обучения с учетом динамики развития учебных дисциплин определяет уровень оптимальности текстовых электронных материалов, как наиболее рентабельных для малых аудиторий, простых технически и, соответственно, легко поддающихся расширению и обновлению.

Высокопоточные образовательные продукты необходимы именно в зоне максимальной учебной аудитории (общее образование). При этом создание технологически сложных ЭОР с мощным интерактивом, мультимедиа, моделингом экономически вполне целесообразно.

Простые, преимущественно текстовые ЭОР, достаточно эффективны в зоне профессионального и послевузовского образования, где количество предметов изучения, учебных дисциплин, областей знаний исключительно велико. Соответственно, число пользователей каждого продукта относительно небольшое.

Дополнительным аргументом в пользу текстовых, достаточно просто иллюстрированных продуктов для взрослых пользователей является высокая скорость обновления знаний и географическая распределенность многочисленных авторов и пользователей-специалистов.

Однако, есть и проблемы. Одна из основных состоит в том, что интерактив, мультимедиа и моделинг, определяющие педагогическую эффективность ЭОР, очень трудно совместить с четвертым мощным инструментом компьютерных технологий обучения – коммуникативностью.

Стоит отдельно рассмотреть современное состояние проблемы, корень которой – в сравнительно небольшом потоке цифровой информации, доступном конечному пользователю глобальной компьютерной сети.

Изначально с появлением компьютера внимание преимущественно уделялось развитию программного обеспечения – операционной системе (ОС), превращающей компьютер «из вещества в существо», и прикладным программам, в основном вычислительного характера. С развитием информатики и вычислительной техники компьютер находил все больше применений. Создавалось огромное количество прикладных программ, а также продуктов, в которых данные (контент) занимали значительно более важное место, чем обслуживающие их программы. Эти содержательные продукты развивались в двух направлениях: для локального компьютера и для использования в глобальных компьютерных сетях. Локальные сети, занимающие некое промежуточное положение по возможностям и, соответственно, по решаемым задачам, мы здесь не рассматриваем.

Важно представлять себе направления векторов развития содержательных продуктов, к которым относятся ЭОР (рис. 2.6).

wpe73.jpg (8604 bytes)

Рис 2.6. Направления векторов развития содержательных продуктов

Издания на CD развиваются в направлении адекватного отражения реального мира. Увеличение качеств адекватности мультимедиа компонентов (стереозвук, объемное изображение), расширение возможностей интерактива (датчики реакций пользователя, вариативное представление информации, искусственный интеллект), рост уровня и сложности используемых моделей ведет к созданию продуктов виртуальной реальности. С точки зрения образования – это фантастический мир активного обучения.

Интернет-ресурсы по природе сети представляются множеством пакетов данных, объединяемых на компьютере пользователя в связный контент. Такой дробный характер отдельного ресурса, находит отражение и во всем множестве сетевых информационных ресурсов, распределенных по серверам сети во всем мире. Отсюда – необходимость специальной навигации, взаимодействия ресурсов и так называемых интеллектуальных агентов, исследующих с заданными целями мир информационных сетевых ресурсов.Такие системы называют интеллектуальными сетями.

Следует отметить, что прогнозируемый рост технических возможностей сетей, скорее всего, приведет к сближению этих двух направлений развития ЭОР. Но это дело будущего, предсказать конкретные сроки весьма затруднительно.

Однако, максимально полное использование компьютерных инструментов образования интересует нас именно в современных условиях. Дополнение мощного интерактива, мультимедиа и моделинга возможностями коммуникативности представляется очень заманчивым.

Во-первых, отпадает необходимость держать под рукой значительную по объему медиатеку – библиотеку компакт-дисков. Конечно, собственная медиатека, как и библиотека, школе нужна. Но в данном случае на ее формирование не будет в определяющей степени влиять необходимость иметь столько-то учебных CD в таком-то количестве экземпляров каждый. Все основные электронные учебные материалы, сконцентрированные в централизованных фондах, можно будет привлекать по мере необходимости.

Во-вторых, электронное издание на CD, как и любое тиражное издание, страдает известным консерватизмом. Централизация образовательных ресурсов позволяет своевременно их дополнять и обновлять.

В-третьих, открываются очень важные для образования возможности обратной связи с пользователями электронных учебных материалов. Это дает возможность оперативной обработки издателем запросов, замечаний и предложений учителей и учеников. Интерактив, мультимедиа и моделинг в сочетании с коммуникативностью – это разумная организация эффективного телеобучения, особенно важного для учащихся с ограниченными возможностями.

Аргументов достаточно, чтобы предпринять все возможные попытки борьбы с ограничениями цифрового потока в сети.

Построение новой мощной транспортной инфраструктуры мы здесь рассматривать не будем – проблема сложная, решения ресурсоемкие, перспективы отдаленные.

Но если не удается решить проблему, нужно попытаться ее обойти.

Не будем уповать на сжатие информации, она имеет свои эргономические пределы, природу не обманешь.

Рассмотрим другие направления обхода – доставку ресурсоемких данных и программ вне сети или по сети в режиме off line.

Первый вариант приводит к комбинированным (диск/сеть) ЭОР. Пользователю традиционными путями доставляется компакт-диск, содержащий необходимый набор мультимедиа компонентов и наиболее объемных программных модулей. Программа-реализатор этого продукта одинаково успешно работает с данными на оптическом диске и в магнитной памяти компьютера, куда информация, по мере необходимости, скачивается по сети. Таким образом решается задача дополнения и обновления учебной информации, становится возможным дистанционное управление и контроль учебного процесса.

Второй вариант позволит обходиться без почтовой доставки CD. Перекачка CD-ROM по сети – это многочасовая процедура. Но учителю или ученику в каждый данный момент не нужно иметь все содержание курса. Если грамотно разбить учебное электронное издание на части, соответствующие, например, уроку или группе занятий по заданной теме, объем одного такого модуля будет меньшим на порядки. С точки зрения сетевых технологий мы получаем мультимедиа пакет, который нужно пересылать off line, но время ожидания становится разумным.

Квантование (модульность) мультимедиа электронного издания дает много дополнительных преимуществ. Например, такое ЭИ допускает построение собственной схемы изучения курса. Каждый модуль может быть исполнен вариативно, тогда педагог (или ученик) активно участвует в создании учебного курса. Наконец, модульный принцип построения ЭОР открывает перспективы определенной унификации и стандартизации, сулящие выгоды и пользователю, и разработчику.

Данный вариант решения проблем узкополосного доступа сочетает все преимущества коммуникативности с мощным интерактивом, мультимедиа и моделингом, то есть объединяет возможности основных инструментов компьютерных технологий обучения. Цена решения вопроса – ожидание мультимедиа пакета в режиме off line, но это – вполне разумное время.

Такое решение представляется перспективным и с точки зрения сближения архитектуры продуктов на носителях и в сетях. Если вспомнить, что когда-то они должны сравняться по техническим возможностям, интегрируя накопленный творческий и интеллектуальный потенциал, то предлагаемый путь создания ЭОР нового поколения представляется многообещающим.

Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующих номерах.

_____________

* Продолжение. Предыдущая публикация в № 07–2005, № 08-2005, № 9-2005, 10-2005, 11-2005, 18-2005