Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиография

Елена Макарова

ФОНДоментальный мир и его окрестности

Список дополнительных материалов к лекциям С.Г.Матлиной из публикаций газеты «Библиотека в школе» за 2000–2005 гг.1

Оформление фонда
и библиотеки
(Продолжение)

Майкова Э. Сам себе оформитель: красивые полочные разделители в библиотеке. –2001. – № 17. – С. 8.

Оформление полочных разделителей с помощью компьютера.

Рекомендуемые полочные разделители для библиотек общеобразовательных учреждений. – 2000. – № 1. – С. 12–13.

Рязанцева М. Библиотечная революция. – 2004. – № 4. – С. 14–15.

Опыт организации и оформления читального зала школьной библиотеки: выделение различных «зон» (для самостоятельной работы, справочной литературы, учительского уголка), использование подручных средств для оформления книжных выставок.

Сироткина С. Размеченные корешки : опыт организации фонда читального зала. – 2004. – № 5. – С. 13.

Цветной индикатор разделов фонда для того, чтобы легко находить нужные книги.

Степанькова О. Загляни в коробочку. – 2000. – № 3. – С. 14.

Организация фонда для младших школьников.

Презентация книжных сокровищ

Кантур Т. Веселый поезд : двенадцать лет с библиотечными уроками. – 2003. – № 24. – С. 14–18.

Система библиотечных уроков, которая в увлекательной форме знакомит учащихся с устройством библиотечного фонда и способах самостоятельного выбора книг.

Выставочная работа

А) Основные принципы

Рудишина Т.«…Даже книжки замело» : выставочная работа в библиотеке. – 2000. – № 6. – С. 8–9.

Рассматривается типология выставок, их задачи, структура и оформление. Приводятся практические советы и примеры.

Б) Многообразие выставок

Бердникова И. Экскурсия с комментариями : коллекция книжных выставок. – 2004. – № 6. – С. 48–51.

Опыт создания и оформления компактных книжных выставок.

Бордман Э. Высокая печать в школе : книжную выставку создают читатели. – 2000. – № 2. – С. 12.

Демонстрация книг и книжных пристрастий без навязывания и нотаций. О выставке, составляемой читателями, которые сами рекомендуют своим друзьям, учителям и родителям прочитать ту или иную книгу.

Гусева В. И библиотека никогда не закрывается. – 2001. – № 2. – С. 20.

Собрание необычных книжных выставок, привлекающих в библиотеку и объединяющих людей, больших и малых. Например, «Книга в награду», «Книга с автографом», «Книга в семье» и др.

Коткина И. Я с ружьем и учительница в шортах : книжная выставка. – 2002. – № 5. – С. 6–7.

«Выставка любимых книг» детей и взрослых.

Московская М. «Есть в дожде откровенье…» : идея книжной выставки в экологическом уголке. – 2003. – № 22. – С. 55–56.

Описание выставки, посвященной западноевропейской и русской живописи и поэзии XIX–XX вв. Ее структура, список литературы для проведения бесед по теме.

Мяэотс О. Здравствуй, мой любимый враг! / О. Мяэотс, С. Лужбина. – 2004. – № 20. – С. 47–48.

О международной книжной выставке, посвященной проблеме толерантности.

Рудишина Т. Пески разных берегов : необычная выставка. – 2003. – № 19. – С. 10.

О традиции посвящать осеннюю выставку летним странствиям учеников и учителей с демонстрацией книг, привезенных сувениров, собственных фотографий и рисунков, а также ссылок на книги по теме.

Сироткина С. В мастерской Деда Мороза : что может обычная выставка? – 2000. – № 2. – С. 12.

Выставка, приглашающая читателя к сотворчеству. Здесь демонстрируют книги, а также проводят показательные занятия кружка по изготовлению новогодних сувениров.

Сироткина С. Летайте нашими самолетами. – 2004. – № 10. – С. 15.

Выставка научно-познавательной литературы и изделий, созданных после ее прочтения.

В) Оформление

Ефременко Л. Мелочи нашего быта : аккуратные выставки и красивые каталоги. – 2004. – № 5. – С. 13.

Совет по хранению и использованию плакатов, надписей и иллюстраций для библиотечных выставок.

Маршева Н. Начало пути может быть на любом этапе. – 2003. – № 4. – С. 7.

В разделе «Убираем выставки» советы по рациональному размещению подсобных материалов для книжных выставок.

Сутягина Т. Все на леске. – 2004. – № 10. – С. 15.

О способе создания красивой переносной подставки для книг из подручных средств.

Разнообразие книжных фондов

Бурбенцова Е. И расцвела библиотека : репортаж о том, что ищущий – находит / Е. Бурбенцова, Н. Колоскова. – 2004. – № 2. – С. 58–60.

Об опыте создания, способах комплектования, оформления экологического фонда.

Герасимова А. Разве есть ненужные книги? : они были во все времена. Кому именно они были не нужны, рассказывает Музей «ненужной» книги в Ярославле. – 2002. – № 18. – С. 6–7.

История «ненужности» книг в разных странах и в различные времена.

Громова О. Школа в круге всемирной литературы. – 2005. – № 13. – С. 2–4.

О неординарных и уникальных литературных собраниях гурзуфской школьной библиотеки.

Карнеева А. Медленный огонь культуры : библиотека автографа. – 2005. – № 13. – С. 5–23.

Рассказ о фонде книг с автографами в гурзуфской школьной библиотеке.

Реброва Е. «Спешите навстречу друг другу!» : библиотека и музей: опыт партнерства. – 2004. – № 3. – С. 47–49.

Раскрываются возможности объединения ресурсов школьных библиотек и музеев. Приводятся примеры занятий, уроков и экскурсий для школьников.

Тематические центры
на базе библиотек

Баженова И. Апельсиновое настроение. – 2005. – № 12. – С. 22–24.

О центре художественного развития детей при ЦГБДЮ г. Новоуральска.

Громова О. Центр веротерпимости : рассказ о зале религиозной литературы ВГБИЛ. – 2004. – № 20. – С. 11–14.

Знакомство с фондом литературы по всем религиям мира, принципах его организации и раскрытия, о его выставках, справочном аппарате и массовых мероприятиях.

Еськова Т. Ребенок имеет право. – 2005. – № 12. – С. 20–21.

О центре правовой информации для детей и подростков при областной детской библиотеке им. А.П.Гайдара г. Калининграда.

Таначева Н. Начнем с себя : формирование толерантного сознания у детей с помощью книги. – 2004. – № 20. – С. 15–16.

Информационно-справочный центр «Детство», где собирается литература по проблемам защиты детей и формированию толерантного сознания при ЦДБ им. А.Гайдара г. Дзержинска.

Автоматизация:
вопросы и ответы

Иванова Е. Вчера. Сегодня. Завтра : Технологии. Инициатива. Творчество – ТИТанические усилия по модернизации школьной библиотеки. Вступление. Часть 1. Автоматизация библиотеки. – 2005. – № 3. – С. 2–5.

О перспективах автоматизации школьных библиотек и реальных возможностях автоматизации отдельных библиотечных процессов, связанных с организацией библиотечного фонда. Приводится список литературы.

Соколова Е. Медиацентр – два месяца работы. – 2003. – № 24. – С. 12–13.

Место и перспективы библиотеки в современном школьном медиацентре. На примере московской «Школы самоопределения».

Взгляд со стороны

Федорова Д. Глазами школьника. – 2005. – № 6. – С. 42.

Мнение современного ученика о том, какой должна быть школьная библиотека.

________________

1 Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 19–2005.