Библиография
Людмила Сухова
Заметки на полях
По страницам газет Издательского дома
«Первое сентября» за июль–сентябрь 2005 года
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Воробьева Е. Двигательные
игры-разминки (для первоклассников, и не только) /
Е. Воробьева // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С.
28–32. – (Методическая копилка).
Кузьмичева Т. Ю. Строим дом : Урок –
деловая игра в рамках деятельностного подхода, 2
ч. 8-й (усложненный вариант – 10-й) класс / Т. Ю.
Кузьмичева // Физика. – 2005. – № 18. – С. 27–30. – (Я
иду на урок).
Это не просто интегрированный урок –
деловая игра, но и урок активного применения
знаний физики к конкретной деятельности каждого,
выступающего в определенной профессии.
Максимова С. Интеллектуальная игра
«Умники и умницы» по комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума» / С. Максимова // Литература. – 2005. –
№ 18. – С. 48–50. – (Школа в школе).
Осипова М. Часы профилактики :
Конфликты в подростковом возрасте / М. Осипова //
Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 32–34. –
(Конкурс).
Занятия психолога с классом.
Сазикова Е. Времена года в поэзии,
музыке и живописи : Урок в 5-м классе / Е. Сазикова //
Литература. – 2005. – № 18. – С. 8–9. – (Я иду на урок).
Сценарий урока может быть
использован и при проведении внеклассных
мероприятий.
Такташева С. Г. О химии в стихах :
Сценарий театрализованного представления «Кто в
таблице всех главнее?» / С. Г. Такташева // Химия. –
2005. – № 5. – С. 47–48. – (В помощь молодому учителю).
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Журавлева В. А что интересного в
драконе? : Если ребенок плохо учится, не говорите
с ним о пользе учебы вообще, а почаще
разговаривайте про то, что ему интересно / В.
Журавлева // Первое сентября. – 2005. – № 57. – С. 4. –
(Родительская газета. Тот, кто знает больше нас).
Еремеева В. Дошкольник становится
школьником : Беседа нейропсихолога с родителями
будущих первоклассников / В. Еремеева // Начальная
школа. – 2005. – № 16. – С. 38–39; № 17. – С. 41–45. –
(Педагогика в лицах).
Сакович Н. Взрослые сказки о
главном / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2005. –
№ 16. – С. 41–42. – (Вместе с родителями).
При проведении
сказкотерапевтических, как и любых других
коррекционно-развивающих занятий с детьми,
необходимо включить в эту работу родителей и
педагогов.
При необходимости психолог подбирает
для участника близкий к его реальной ситуации
зачин сказки.
Степанов С. В школу без розовых очков
/ С. Степанов // Здоровье детей. – 2005. – № 16. – С.
36–38. – (Семья и дети).
С поступлением в школу жизнь ребенка
резко меняется, причем не только в лучшую
сторону. Неизбежно возникают проблемы и
трудности. О чем надо помнить родителям,
отправляя ребенка в школу.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Кривцова А. Правило трех «С» :
Психологическая игра для адаптации
пятиклассников / А. Кривцова // Школьный психолог.
– 2005. – № 18. – С. 33–34. – (Методическая копилка).
Лейбман И. «Пятачки такие
маленькие!» : Деловая игра для педагогического
коллектива пятых классов по выработке единой
стратегии на этапе адаптации учащихся / И.
Лейбман // Управление школой. – 2005. – № 16. – С.
30–33. – (Педагогическая мастерская).
Огурцова С. Волшебные колпачки :
Развивающие игры / С. Огурцова, А. Романова //
Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 40–45. –
(Конкурс).
Методика может быть использована в
работе с детьми старшего дошкольного и младшего
школьного возраста.
Пеньевская И. Алые паруса :
Адаптационное занятие для 5-го класса / И.
Пеньевская // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С.
9–11. – (Конкурс).
Сакович Н. Имя и судьба / Н. Сакович
// Школьный психолог. – 2005. – С. 18–19. – (Психолог у
доски).
В последнее время приходится все
чаще сталкиваться с детьми и подростками,
испытывающими негативные чувства по отношению к
своему имени. В большинстве случаев психолог
может помочь ребенку принять и полюбить свое имя.
Соболева О. Родительское собрание:
хорошо или плохо? / О. Соболева // Начальная школа.
– 2005. – С. 36–37. – (В союзе с психологией).
О чем надо помнить учителям и
родителям, чтобы родительское собрание не было
пыткой для обеих сторон…
Десять заповедей для родителей.
Хухлаев О. Не такой, как все :
Психологическая адаптация детей-мигрантов из
инокультурной среды в начальной школе (материалы
к тренингу) / О. Хухлаев // Школьный психолог. – 2005.
– № 18. – С. 35–38. – (Методическая копилка).
Чалый А. Школа без стресса / А. Чалый
// Здоровье детей. – 2005. – № 17. – С. 30–35. – (Вместе
с психологом).
Страхи, опасения и тревоги – это
именно то, что делает обычных детей двоечниками,
изгоями и «трудными». Что надо сделать для того,
чтобы в школе закипела нормальная человеческая
жизнь.
ОСОБАЯ СТРАНИЦА
Аромштам М. Все на выход! : Еще раз о
детской безопасности / М. Аромштам // Дошкольное
образование. – 2005. – № 16. – С. 2–3. – (Личный опыт).
Бурмистрова Е. Методические
рекомендации по преодолению кризисных ситуаций
в образовательной среде / Е. Бурмистрова,
Н. Федунина, В. Хайлова // Школьный психолог. –
2005. – № 16. – С. 17–32. – (Книга в газете).
Приведены, в т. ч., приложения: «Как
помогать пережившим травму», «Комплекс
саморегуляции (аутогенная тренировка)»,
«Правила, которые следует соблюдать родителям во
время кризисных ситуаций».
Осухова Н. Частный случай на фоне
общей трагедии / Н. Осухова // Школьный психолог. –
2005. – № 17. – С. 6–9. – (Наши дети).
Оказывая психологическую помощь
детям и подросткам, побывавшим в позиции
заложников, нельзя забывать о главных людях в их
жизни – родителях, которые являются «косвенными
жертвами» террористического акта.
Рекомендации психолога.
Хухлаев О. Плохое и хорошее прошлое :
Психопрофилактическая работа с последствиями
переживания экстремальных ситуаций (в начальной
школе) / О. Хухлаев // Школьный психолог. – 2005. – №
17. – С. 12–13. – (Метод в теории и на практике).
Шадура А. Телефонная история с
прологом и эпилогом, или Записки психолога
экстренной психологической помощи / А. Шадура //
Школьный психолог. – 2005. – № 17. – С. 10–11. –
(Личный опыт).
Несколько дней бесланской трагедии
разрушили миф о неприкосновенности школы.
О работе телефонной службы экстренной
психологической помощи.
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ
Хухлаев О. Встреча :
Социально-психологическая игра / О. Хухлаев //
Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 60–63. –
(Игротека).
Цель игры – осознание
социально-психологических процессов,
происходящих при межкультурном контакте, и
актуализация индивидуальных способов
управления ими в духе толерантности.
ТРУДНАЯ ТЕМА
Беседина М. Свобода и/или дисциплина?
/ М. Беседина // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С.
16–18. – (Точка зрения).
Вопросы дисциплины и свободы,
которая является неотъемлемым атрибутом
демократии, являются актуальными в современной
школе… Что же такое дисциплина? И почему
возникла такая ситуация, которая позволила
развиться подобной вседозволенности?
ПРОБЛЕМА
Луховицкая О. Опасности ролевых игр /
О. Луховицкая // Школьный психолог. – 2005. – № 18. –
С. 24–26. – (Вместе с учителем).
Ролевая игра – это палка о двух
концах. И как всегда, опасность исходит не от
самой палки, а от человека, который берет ее в
руки.
НА ЭКСКУРСИЮ
Алёхина Е. Государственный
мемориальный и природный заповедник
«Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» / Е.
Алёхина, Т. Захарова, Е. Кузина, Г. Федосеева //
Литература. – 2005. – № 17. – С. 50–51. – (Литературная
карта России).
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Растимешин Д. Буллинг… / Д.
Растимешин // Первое сентября. – 2005. – № 57. – С. 4.
– (Родительская газета. Советы эксперта).
В англоязычной литературе термином
«bulling» обозначается физический и/или
психологический террор, который оказывается в
отношении ребенка со стороны группы
одноклассников. В материале даны общие
рекомендации, как себя вести родителям, если их
ребенок стал жертвой или насильником в школе.
РАБОЧИЙ БЛОКНОТ
Беседина М. Единая система координат
/ М. Беседина // Управление школой. – 2005. – № 14. – С.
18–19. – (Тема для педсовета).
Почему учителя-предметники зачастую
отказываются заниматься классным руководством?
Варианты работы классного
руководителя.
Беседина М. Сила – в интеграции / М.
Беседина // Управление школой. – 2005. – № 14. – С.
20–21. – (Тема для педсовета).
Пришло время переосмыслить значение
и роль заместителей директора по
учебно-воспитательной работе, которые могут
объединить процесс обучения с процессом
воспитания. Из опыта работы московской школы №
1202.
Бессолицына Р. Организация
научно-исследовательской деятельности учащихся
и педагогов / Р. Бессолицына // Управление школой.
– 2005. – № 17. – С. 3–5. – (Технологии).
Из опыта работы гимназии № 1 г.
Кирово-Чепецка.
В конце материала даны Положение о
научно-исследовательских работах учащихся,
Договор на выполнение научно-исследовательских
и технологических работ и другие приложения.
Битянова М. Личность педагога как
инструмент воспитания : Тренинг «Я –
воспитатель» для классных руководителей и
освобожденных воспитателей / М. Битянова //
Школьный психолог. – 2005. – № 17. – С. 41–44. –
(Вместе с учителем).
Битянова М. Начинаем играть! :
Проектно-аналитическая игра для педагогического
коллектива / М. Битянова // Школьный психолог. –
2005. – № 16. – С. 27–29. – (Педагогическая
мастерская).
Цель игры – определение тех
изменений образовательной среды школы, которые
связаны с деятельностью школьной
психологической службы.
Брыкова О. Инструмент для наблюдения
: Мониторинг проектной деятельности в учебном
процессе / О. Брыкова, Т. Громова // Управление
школой. – 2005. – № 15. – С. 23–25. – (Технологии).
Гаврицкова М. Мы – это много я / М.
Гаврицкова // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С.
12–13. – (Конкурс).
Евграфова Т. Как рассадить детей за
парты / Т. Евграфова // Школьный психолог. – 2005. –
№ 16. – С. 43–44. – (Вместе с учителем).
Разработки классного часа и
родительского собрания, которые включены в
адаптационную часть программы
психолого-педагогического сопровождения
развития учащихся класса.
Потапова Т.В. Туристическое
страноведение / Т.В. Потапова // География. – 2005. –
№ 17. – С. 56–58. – (Опыт).
От социологического опроса под
девизом «Путешествует по свету» в рамках «Недели
географии» до создания музея.
Шанина Н. Доверенные ученики / Н.
Шанина // Школьный психолог. – 2005. – № 16. – С. 10–12.
– (Метод в теории и на практике).
Доверенные ученики – это
старшеклассники, которые на добровольной основе
выступают в качестве доверенных лиц для своих
сверстников в различных трудных жизненных
ситуациях.
О программе «Доверенные ученики»,
которая реализуется в школах Орловской области.
Шинтарь З. Введение в школьную жизнь
/ З. Шинтарь // Начальная школа. – 2005. – № 15. – С.
2–33. – (Учителю на заметку).
Ребенок пришел в первый класс. Как с самых
первых уроков создать у него позитивное
отношение школе. Конспекты занятий по
специальному курсу «Введение в школьную жизнь
(авторы Г.А.Цукерман, Н.К.Поливанова). |