Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2005


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Библиография

Людмила Сухова

Заметки на полях

По страницам газет Издательского дома
«Первое сентября» за июль–сентябрь 2005 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Воробьева Е. Двигательные игры-разминки (для первоклассников, и не только) / Е. Воробьева // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 28–32. – (Методическая копилка).

Кузьмичева Т. Ю. Строим дом : Урок – деловая игра в рамках деятельностного подхода, 2 ч. 8-й (усложненный вариант – 10-й) класс / Т. Ю. Кузьмичева // Физика. – 2005. – № 18. – С. 27–30. – (Я иду на урок).

Это не просто интегрированный урок – деловая игра, но и урок активного применения знаний физики к конкретной деятельности каждого, выступающего в определенной профессии.

Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» / С. Максимова // Литература. – 2005. – № 18. – С. 48–50. – (Школа в школе).

Осипова М. Часы профилактики : Конфликты в подростковом возрасте / М. Осипова // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 32–34. – (Конкурс).

Занятия психолога с классом.

Сазикова Е. Времена года в поэзии, музыке и живописи : Урок в 5-м классе / Е. Сазикова // Литература. – 2005. – № 18. – С. 8–9. – (Я иду на урок).

Сценарий урока может быть использован и при проведении внеклассных мероприятий.

Такташева С. Г. О химии в стихах : Сценарий театрализованного представления «Кто в таблице всех главнее?» / С. Г. Такташева // Химия. – 2005. – № 5. – С. 47–48. – (В помощь молодому учителю).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Журавлева В. А что интересного в драконе? : Если ребенок плохо учится, не говорите с ним о пользе учебы вообще, а почаще разговаривайте про то, что ему интересно / В. Журавлева // Первое сентября. – 2005. – № 57. – С. 4. – (Родительская газета. Тот, кто знает больше нас).

Еремеева В. Дошкольник становится школьником : Беседа нейропсихолога с родителями будущих первоклассников / В. Еремеева // Начальная школа. – 2005. – № 16. – С. 38–39; № 17. – С. 41–45. – (Педагогика в лицах).

Сакович Н. Взрослые сказки о главном / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2005. – № 16. – С. 41–42. – (Вместе с родителями).

При проведении сказкотерапевтических, как и любых других коррекционно-развивающих занятий с детьми, необходимо включить в эту работу родителей и педагогов.

При необходимости психолог подбирает для участника близкий к его реальной ситуации зачин сказки.

Степанов С. В школу без розовых очков / С. Степанов // Здоровье детей. – 2005. – № 16. – С. 36–38. – (Семья и дети).

С поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. О чем надо помнить родителям, отправляя ребенка в школу.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Кривцова А. Правило трех «С» : Психологическая игра для адаптации пятиклассников / А. Кривцова // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 33–34. – (Методическая копилка).

Лейбман И. «Пятачки такие маленькие!» : Деловая игра для педагогического коллектива пятых классов по выработке единой стратегии на этапе адаптации учащихся / И. Лейбман // Управление школой. – 2005. – № 16. – С. 30–33. – (Педагогическая мастерская).

Огурцова С. Волшебные колпачки : Развивающие игры / С. Огурцова, А. Романова // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 40–45. – (Конкурс).

Методика может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Пеньевская И. Алые паруса : Адаптационное занятие для 5-го класса / И. Пеньевская // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 9–11. – (Конкурс).

Сакович Н. Имя и судьба / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2005. – С. 18–19. – (Психолог у доски).

В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми и подростками, испытывающими негативные чувства по отношению к своему имени. В большинстве случаев психолог может помочь ребенку принять и полюбить свое имя.

Соболева О. Родительское собрание: хорошо или плохо? / О. Соболева // Начальная школа. – 2005. – С. 36–37. – (В союзе с психологией).

О чем надо помнить учителям и родителям, чтобы родительское собрание не было пыткой для обеих сторон…

Десять заповедей для родителей.

Хухлаев О. Не такой, как все : Психологическая адаптация детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе (материалы к тренингу) / О. Хухлаев // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 35–38. – (Методическая копилка).

Чалый А. Школа без стресса / А. Чалый // Здоровье детей. – 2005. – № 17. – С. 30–35. – (Вместе с психологом).

Страхи, опасения и тревоги – это именно то, что делает обычных детей двоечниками, изгоями и «трудными». Что надо сделать для того, чтобы в школе закипела нормальная человеческая жизнь.

ОСОБАЯ СТРАНИЦА

Аромштам М. Все на выход! : Еще раз о детской безопасности / М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2005. – № 16. – С. 2–3. – (Личный опыт).

Бурмистрова Е. Методические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде / Е. Бурмистрова, Н. Федунина, В. Хайлова // Школьный психолог. – 2005. – № 16. – С. 17–32. – (Книга в газете).

Приведены, в т. ч., приложения: «Как помогать пережившим травму», «Комплекс саморегуляции (аутогенная тренировка)», «Правила, которые следует соблюдать родителям во время кризисных ситуаций».

Осухова Н. Частный случай на фоне общей трагедии / Н. Осухова // Школьный психолог. – 2005. – № 17. – С. 6–9. – (Наши дети).

Оказывая психологическую помощь детям и подросткам, побывавшим в позиции заложников, нельзя забывать о главных людях в их жизни – родителях, которые являются «косвенными жертвами» террористического акта.

Рекомендации психолога.

Хухлаев О. Плохое и хорошее прошлое : Психопрофилактическая работа с последствиями переживания экстремальных ситуаций (в начальной школе) / О. Хухлаев // Школьный психолог. – 2005. – № 17. – С. 12–13. – (Метод в теории и на практике).

Шадура А. Телефонная история с прологом и эпилогом, или Записки психолога экстренной психологической помощи / А. Шадура // Школьный психолог. – 2005. – № 17. – С. 10–11. – (Личный опыт).

Несколько дней бесланской трагедии разрушили миф о неприкосновенности школы.

О работе телефонной службы экстренной психологической помощи.

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

Хухлаев О. Встреча : Социально-психологическая игра / О. Хухлаев // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 60–63. – (Игротека).

Цель игры – осознание социально-психологических процессов, происходящих при межкультурном контакте, и актуализация индивидуальных способов управления ими в духе толерантности.

ТРУДНАЯ ТЕМА

Беседина М. Свобода и/или дисциплина? / М. Беседина // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 16–18. – (Точка зрения).

Вопросы дисциплины и свободы, которая является неотъемлемым атрибутом демократии, являются актуальными в современной школе… Что же такое дисциплина? И почему возникла такая ситуация, которая позволила развиться подобной вседозволенности?

ПРОБЛЕМА

Луховицкая О. Опасности ролевых игр / О. Луховицкая // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. 24–26. – (Вместе с учителем).

Ролевая игра – это палка о двух концах. И как всегда, опасность исходит не от самой палки, а от человека, который берет ее в руки.

НА ЭКСКУРСИЮ

Алёхина Е. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» / Е. Алёхина, Т. Захарова, Е. Кузина, Г. Федосеева // Литература. – 2005. – № 17. – С. 50–51. – (Литературная карта России).

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Растимешин Д. Буллинг… / Д. Растимешин // Первое сентября. – 2005. – № 57. – С. 4. – (Родительская газета. Советы эксперта).

В англоязычной литературе термином «bulling» обозначается физический и/или психологический террор, который оказывается в отношении ребенка со стороны группы одноклассников. В материале даны общие рекомендации, как себя вести родителям, если их ребенок стал жертвой или насильником в школе.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Беседина М. Единая система координат / М. Беседина // Управление школой. – 2005. – № 14. – С. 18–19. – (Тема для педсовета).

Почему учителя-предметники зачастую отказываются заниматься классным руководством?

Варианты работы классного руководителя.

Беседина М. Сила – в интеграции / М. Беседина // Управление школой. – 2005. – № 14. – С. 20–21. – (Тема для педсовета).

Пришло время переосмыслить значение и роль заместителей директора по учебно-воспитательной работе, которые могут объединить процесс обучения с процессом воспитания. Из опыта работы московской школы № 1202.

Бессолицына Р. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов / Р. Бессолицына // Управление школой. – 2005. – № 17. – С. 3–5. – (Технологии).

Из опыта работы гимназии № 1 г. Кирово-Чепецка.

В конце материала даны Положение о научно-исследовательских работах учащихся, Договор на выполнение научно-исследовательских и технологических работ и другие приложения.

Битянова М. Личность педагога как инструмент воспитания : Тренинг «Я – воспитатель» для классных руководителей и освобожденных воспитателей / М. Битянова // Школьный психолог. – 2005. – № 17. – С. 41–44. – (Вместе с учителем).

Битянова М. Начинаем играть! : Проектно-аналитическая игра для педагогического коллектива / М. Битянова // Школьный психолог. – 2005. – № 16. – С. 27–29. – (Педагогическая мастерская).

Цель игры – определение тех изменений образовательной среды школы, которые связаны с деятельностью школьной психологической службы.

Брыкова О. Инструмент для наблюдения : Мониторинг проектной деятельности в учебном процессе / О. Брыкова, Т. Громова // Управление школой. – 2005. – № 15. – С. 23–25. – (Технологии).

Гаврицкова М. Мы – это много я / М. Гаврицкова // Школьный психолог. – 2005. – № 14. – С. 12–13. – (Конкурс).

Евграфова Т. Как рассадить детей за парты / Т. Евграфова // Школьный психолог. – 2005. – № 16. – С. 43–44. – (Вместе с учителем).

Разработки классного часа и родительского собрания, которые включены в адаптационную часть программы психолого-педагогического сопровождения развития учащихся класса.

Потапова Т.В. Туристическое страноведение / Т.В. Потапова // География. – 2005. – № 17. – С. 56–58. – (Опыт).

От социологического опроса под девизом «Путешествует по свету» в рамках «Недели географии» до создания музея.

Шанина Н. Доверенные ученики / Н. Шанина // Школьный психолог. – 2005. – № 16. – С. 10–12. – (Метод в теории и на практике).

Доверенные ученики – это старшеклассники, которые на добровольной основе выступают в качестве доверенных лиц для своих сверстников в различных трудных жизненных ситуациях.

О программе «Доверенные ученики», которая реализуется в школах Орловской области.

Шинтарь З. Введение в школьную жизнь / З. Шинтарь // Начальная школа. – 2005. – № 15. – С. 2–33. – (Учителю на заметку).

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение школе. Конспекты занятий по специальному курсу «Введение в школьную жизнь (авторы Г.А.Цукерман, Н.К.Поливанова).