Календарь круглых дат
Мария Порядина
Близнецы и однофамильцы
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев, 1880–1934)
Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг,
1880–1932)
Были времена, когда их имена читающая
Россия произносила с трепетом. Правда, трепет был
разным, – как разными были имена… Такими
разными, что почти одинаковыми!
Андрей Белый. Саша Черный.
В нашей стране о них долго
молчали, потом усердно писали об одном и о другом:
большой поэт, выдающийся прозаик, теоретик
того-сего… Теперь же, когда очарование новизны
рассеялось, когда читатели перестали
воспринимать «эмигрантскую» литературу как
сплошной поток шедевров и поголовно громоздить
авторов на пьедесталы, – теперь, увы, фигуры этих
двух поэтов представляются в лучшем случае
трогательными, в худшем – даже смешными. И то
сказать! Бугаев и Гликберг, сын профессора и сын
провизора – чудная пара чудных персонажей,
которая так и просится в анекдот.
Александр Гликберг – подлинное имя
Саши Черного. Отец его в самом деле был провизор,
жил в Одессе и был вынужден крестить мальчика,
когда настало время отдавать его в гимназию.
Впрочем, из учебных заведений все равно Сашу
исключали несколько раз – не то за «вольность и
непокорство», не то за неуспеваемость.
Пятнадцати лет он ушел из дома, и плохо бы ему
пришлось, если бы не помощь одного житомирского
филантропа.
Борис Бугаев вправду был сыном
профессора математики, знаменитого не только
своими трудами (даже гимназисты учились по его
учебнику), но и чудаческими выходками, и
непрезентабельной внешностью, и красавицей
женой, ссоры с которой сотрясали дом в детские
годы Бори. Отголоски тогдашних семейных
взаимоотношений всплывут потом в прозе Андрея
Белого – например, в романе «Петербург» (1913–14) с
его навязчивым мотивом отцеубийства.
Борис дружил с семьей Соловьевых, в
доме которых каждый первый из хозяев или гостей
был философом, поэтом или тем и другим сразу.
Соловьевы придумали ему псевдоним, когда
выяснилось, что научному образованию Борис
решительно предпочитает литературные занятия.
Александр служил на таможне, занимал
должность в службе сборов Варшавской железной
дороги, писал стишки, печатался в журнальчиках,
подписываясь «Сам по себе» или «Мечтатель».
Первое стихотворение, опубликованное
под именем Саши Черного, было прямой
политической сатирой:
Трепов – мягче сатаны,
Дурново – с талантом,
Нам свободы не нужны,
А рейтузы с кантом.
Чепуха. 1905
Сегодня, когда нет охоты вспоминать
имена и деяния персонажей, стихотворение и
впрямь выглядит чепуховым. А тогда из-за него
закрыли журнал «Зритель».
Первыми произведениями Андрея Белого
были «симфонии» (позже он признавался, что сам
толком не понимал, что значит это слово). В них
«духовные порывы» к «мистическому идеалу»
чередовались с картинами пошлостей и уродств
реальной жизни. Впрочем, и в дальнейшем лирика и
проза Белого представляет тот же контраст. Он
виртуозно имитирует – или проживает? – то пьяный
надрыв загулявшего в праздник мастерового («Как
несли за флягой флягу – // Пили огненную влагу. //
ДRнакачался – я! // ДRнаплясался – я!»), то
экзальтацию пророка («Рыдай, буревая стихия, // В
столбах громового огня! // Россия, Россия, Россия
– // Безумствуй, сжигая меня!»)
И «в жизни» автор этих стихов был
«вечно танцующий Боря» – слова Зинаиды Гиппиус,
которая не поленилась зафиксировать для
потомков «бесконечно льющиеся, водопадные речи
Бори, с жестами, с лицом вечно меняющимся – почти
до гримас...» Не только недоброжелатели, но и
друзья на вопрос о том, что было в таком-то
философском собрании и как вел себя Белый,
отвечали цитатой (из серьезного и «мистического»
стихотворения):
Голосил
Низким басом.
В небеса запустил
Ананасом.
На горах. 1903
Такое было время: надрыв,
экзальтация – все это культивировалось. Поэт был
фигурой публичной, вся его жизнь происходила
напоказ, стихи воспринимались как точный
комментарий к реальной жизни пишущего. Если поэт
в стихах говорил «я» – публика пребывала в
уверенности, что именно о себе человек и
сообщает. Кого-то это положение дел вполне
устраивало, кого-то бесило.
Даже Саша Черный, работавший в маске
желчного городского обывателя, вынужден был
объясняться:
Когда поэт, описывая даму,
Начнет: «Я шла по улице.
В бока впился корсет», –
Здесь «я» не понимай, конечно, прямо –
Что, мол, под дамою скрывается поэт.
Я истину тебе по-дружески открою:
Поэт – мужчина. Даже с бородою.
Критику. 1909
Главный враг у Черного и Белого был
один – пошлость, бездуховность, свинскость
людская.
В кое-каких литературоведческих
статьях приходилось мне читать и о влиянии
Белого на Черного, и о влиянии наоборот. Однако
жизни этих авторов шли параллельно, не
смешиваясь; разными были и круг общения, и места
публикаций. Андрей Белый был известен в
«декадентских» кругах (издательства «Скорпион»,
«Гриф», журнал «Весы»), и эти самые «круги» с
замиранием сердца следили за его мистическими
увлечениями – то он морочил голову жене Блока,
она же Прекрасная Дама, то отбивал поклонницу у
Брюсова... Известность Саши Черного была другого
рода – с «направлением», так как он много лет
работал для знаменитого «Сатирикона». Сборники
стихотворений у Белого назывались красиво:
«Золото в лазури» (1904), «Пепел» (1908) и «Урна» (1909); у
Черного – просто: «Разные мотивы» (1906), «Сатиры»
(1910), «Сатиры и лирика» (1911).
Почему-то принято думать, что Белый
писал исключительно о возвышенном и духовном, а
Черный – только о поглощающем человека быте.
Однако не все так просто делится на черное и
белое. Их стихи удивительно похожи: знаменитую
«Обстановочку» мог бы написать Белый, а
«Телеграфиста» – Черный.
Неподготовленный читатель вряд ли
сумеет различить этих авторов, иронически
воспевающих женщину из народа:
Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
Нависая над улицей с риском,
Протирает оконные стекла.
Весна. 1903
Блещут икры полной прачки Феклы.
Перегнулся сильный стан во двор.
Как нестройный, шаловливый хор,
Верещат намыленные стекла,
И заплаты голубых небес
Обещают тысячи чудес.
Крейцерова соната. 1909
Вряд ли второй автор нарочно отсылал
читателя к давнему стихотвореньицу первого;
проще предположить, что явление Феклы – просто
характерное совпадение. А хотите пару серьезных
цитат, абсолютно близких по времени и по
настроению?
…По улицам шляется смерть.
Проклинает
Безрадостный город и жизнь без надежд,
С презреньем, зевая, на землю толкает
Несчастных, случайных невежд.
А рядом духовная смерть свирепеет
И сослепу косит, пьяна и сильна.
Всё мало и мало – коса не тупеет,
И даль безнадежно черна.
Опять. 1908
…И в раздолье, на воле – неволя;
И суровый, свинцовый наш край
Нам бросает с холодного поля –
Посылает нам крик: «Умирай!..»
<…>
Те же возгласы ветер доносит;
Те же стаи несытых смертей
Над откосами косами косят,
над откосами косят людей.
Родина. 1908
Кто мистик, кто сатирик? Близнецы
почти.
Социального потрясения жаждали оба и
ждали много лет. Революция должна была прийти
освежающей грозой, но явилась ужасом, смертями и
опять – пошлостью людской. Когда-то Саша Черный
описывал покушение на царя бойкими стишками:
«Разорвался апельсин // У Дворцова моста. // Где
высокий господин // Маленького роста?» Но времена
«Чепухи» давно миновали, настали времена
пролетарской диктатуры. Саша Черный эмигрировал
в 1920-м, Андрей Белый не эмигрировал, но терзался и
метался между Россией и заграницей. Он больше
писал прозу, стихи – после очередной
душераздирающей разлуки – приходили редко.
…Твой ясный взгляд: с ним утопаю
я,
Исполненный покоя и блаженства, –
В огромные просторы бытия,
В огромные просторы совершенства.
Или:
…Мой вешний свет,
Мой светлый цвет, –
Я полн Тобой,
Тобой – Судьбой.
Оба процитированных текста (1918)
посвящены не женщине – «Антропософии». Вот ею
увлекался Белый, слушал лекции Штейнера, искал
пути к совершенству.
У Саши Черного настоящей «любовной
лирики» и вовсе нет. Единственное стихотворение,
которое можно принять за «любовное», в конце все
же разоблачает героев.
…Пусть Лиза в квартале слывет
недотрогой, –
Смешна любовь напоказ!
Но все ж тайком от матери строгой
Она прибегает не раз.
<…>
Для ясности, после ее ухода,
Я все-таки должен сказать,
Что Лизе – три с половиною года...
Зачем нам правду скрывать?
Мой роман. 1927
За границей и Черный, и Белый с прежней
страстностью ненавидели обывателей, тосковали
по своей России, печалились.
У Саши Черного есть – пронзительное:
Прокуроров было слишком много!
Кто грехов Твоих не осуждал?..
А теперь, когда темна дорога,
И гудит-ревет девятый вал,
О Тебе, волнуясь, вспоминаем, –
Это все, что здесь мы сберегли...
И встает былое светлым раем,
Словно детство в солнечной пыли...
1920–1923
Но не удержусь и от ехидства. В
эмиграции А.Черный (так он стал подписываться)
принялся активно сочинять стихи и прозу для
детей. Когда-то он злобно высмеивал детскую
поэтессу:
Дама, качаясь на ветке,
Пикала: «Милые детки!
Солнышко чмокнуло кустик,
Птичка оправила бюстик
И, обнимая ромашку,
Кушает манную кашку...»
Сиропчик. Посвящается «детским»
поэтессам. 1910
Зато потом оказалось, что уроки
пикающих поэтесс не отучили кое-кого сюсюкать,
неуклюже имитируя детскую речь.
– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волоса в сметане?
Приставалка
Как убоги эти стишки по сравнению с тем
«детством в солнечной пыли»! Есть что-то в них –
не в обиду будь сказано! – скучное, вымученное,
невыносимо провинциальное…
И последние годы жизни Саши Черного
прошли в провинции – в самом что ни на есть
Провансе, где ему удалось выстроить дом и
несколько лет пожить в покое. Впрочем, жизнь (или
как ее там?) не любит оставлять в покое таких
людей. Как-то в начале июля на соседской ферме
произошел пожар, поэт помогал тушить огонь и
вечером умер: не выдержало 52-летнее сердце.
Другой поэт умер двумя годами позже от
последствий солнечного удара, согласно
собственным стихам:
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Не смейтесь над мертвым поэтом…
Друзьям. 1907
Не будем смеяться. Но есть, право, некая
ирония в судьбе Саши Черного и Андрея Белого,
почти близнецов и в некотором роде
однофамильцев, которым исполнилось по 120 лет
соответственно 13 и 29 октября. |