Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиотечное дело

Слава Матлина

Социально-психологические
и технологические основы организации фондов
в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17 Лекция 1. Виды доступности фондов. Понятия «открытый фонд», «закрытый фонд». Что такое свободный доступ к фондам библиотеки
18 Лекция 2. Особенности расстановки и оформления книжного фонда. Принципы доступности, комфортности, дифференцированного обслуживания, а также требования визуальной культуры
19 Лекция 3. Специальные виды расстановки книжного фонда. Расстановка по уровню читательского развития; по тематическому, серийному признакам; по типам изданий. Способы их оформления Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)
20 Лекция 4. Kнижно-иллюстративные выставки. Виды их классификации по разным основаниям. Выставки новых поступлений. Особенности внутриполочных выставок
21 Лекция 5. Нестандартные и интерактивные выставки. Выставка-кроссворд, выставка-викторина, выставка-хобби, выставка-икебана и др. Возможности использования музыкального и видеоряда. Особенности создания стендов, щитов, планшетов как наглядных форм продвижения изданий
22 Лекция 6. Эффективность выставочной работы. Баланс между количеством и качеством выставок. Kритерии эффективности оценки выставок. Показатели эффективности. Дифференцированные способы изучения эффективности отдельных элементов выставки. Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 29 декабря 2005 г.)
23 Лекция 7. Стилистика и дизайн библиотеки. Оформление ее помещения исходя из требований дизайна.Расстановка книжных стеллажей, письменных столов и кафедры (стола) выдачи. Выбор основной цветовой гаммы. Роль фитодизайна. Языковая стилистика библиотечных текстов. Роль игрового начала, метафорики, юмора
24 Лекция 8. Позиционирование библиотеки как важного элемента школьной структуры. Что такое библиотечный PR. Библиотека в системе внеклассной работы. Kонтакты с муниципальными детскими библиотеками, музеями, негосударственными, общественными структурамиИтоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

 

Лекция 6. Эффективность выставочной работы
Баланс между количеством и качеством выставок. Критерии эффективности оценки выставок. Показатели эффективности. Дифференцированные способы изучения эффективности отдельных элементов выставки

Изученность проблемы и общие положения

Оценка эффективности нашей профессиональной деятельности – одна из наиболее острых проблем, слабо разработанных библиотековедением. Как следствие, у библиотекарей нет единой точки зрения на то, что такое совокупные эффекты выставочной работы и как их оценивать. Одна из главных причин сложившегося положения кроется в неизбывном желании теоретиков предельно формализовать критерии и показатели эффективности. Более того, свести эффективность к экономическим параметрам, фактически игнорируя особенности библиотеки как культурного института. На практике это приводит к абсолютизации количественной стороны, игнорированию психолого-педагогических, интеллектуальных, эстетических, имиджевых и других социальных эффектов библиотечных выставок.

Качественные и количественные характеристики оценки выставки

Чтобы оценить качество отдельной выставки и реальную эффективность выставочной работы, нужен многофакторный анализ. Он позволяет ответить на следующие основные вопросы:

· удовлетворен ли читатель выставкой?

· не напрасно ли библиотекарь тратит время и силы на выставочную работу?

· достаточно ли актуальны представленные на ней источники?

· в правильном ли направлении развивается библиотека?

Этот анализ необходим не только для ответа на данные вопросы, касающиеся работы в целом, но и каждому сотруднику библиотеки для самоотчета и самоконтроля. Он состоит из качественного и количественного анализа выставки.

В количественные показатели оценки выставки обычно входят:

1. количество экспонируемых документов на выставке, соответствующее целям, концепции и читательскому назначению выставки, учет представленных документов по видам и типам, а также отраслям знаний.

2. количество разделов выставки и распределение документов по ним.

3. количество выданных с выставки (или просмотренных читателями) документов; иногда оценивают также процентное соотношение этого показателя и каждого из двух первых.

4. по возможности учитывают число читателей/посетителей, посмотревших выставку, а также – записей в книге отзывов.

Более подробный количественный анализ отражает также:

· продолжительность выставки (количество дней);

· трудочасы, затраченные на ее подготовку и проведение, начиная с разработки проекта и заканчивая наблюдением за использованием выставки, а также на ее публичные презентации;

· соотношение представленных книг по хронологическому охвату проблемы (новинки, книги последних пяти лет издания, ранние издания);

· дифференциацию читателей по возрастным (и другим) признакам;

· денежные затраты на однократное приобретение оборудования, бумаги, красок, ткани для задника и др.

Степень детализации количественных показателей определяется специальными, чаще всего исследовательскими задачами.

В какой степени количественные показатели отражают качество выставки, какую информацию они несут? Большой объем представленных документов в соотнесении с невысоким процентом запрошенных (выданных) книг, журналов или дисков также может быть оценен негативно. Все это так, если не учитывать другие обстоятельства: новизну темы, место, время проведения экспозиции, ее целевые особенности, хронологический охват документов и пр.

Это лишь доказывает, что количественные показатели не могут быть главным и единственным мерилом оценки выставки, свидетельствовать о ее достоинствах и просчетах. Поскольку, как следует из предыдущих лекций, все они различаются по содержанию, жанровой специфике, охвату источников, оформлению, то есть по трудозатратам, единых нормативных количественных показателей выставок не существует.1

Опыт свидетельствует, что авторские выставки, являющиеся результатом интеллектуального, художественного творчества библиотекаря, наиболее трудоемки. Одна-две такие выставки за год – это предел для сотрудника, непосредственно занятого обслуживанием, даже с учетом помощи библиографа, художника, системотехника из отдела автоматизации, когда таковые есть в штате библиотеки. Другое дело – если это человек, специализирующийся на экспозиционной работе. Но это редкий вариант, характерный для крупных региональных центров.

Один из ведущих специалистов РНБ, автор практического пособия по выставочной работе О.П.Зыков, проводивший в конце 80-х годов интереснейшие эксперименты по организации нестандартных выставок, указывал, что доля трудозатрат на выставочную работу не должна превышать 15–50% от общих трудозатрат на обслуживание.2

Качественный анализ выставки

В самом общем виде под качеством понимают характеристику объекта, обнаруживающуюся в совокупности его свойств.

Качественной библиотечной выставкой, то есть отвечающей профессиональному эталону, можно считать такую выставку, которая удовлетворяет своему целевому и читательскому назначению, а ее ведущие содержательные характеристики (отбор документов, способы их представления, оформление экспозиции, приемы ее рекламы) соответствуют основным целям и задачам работы библиотеки, или как сегодня принято говорить, ее Миссии.

Качественный анализ конкретной выставки нацелен на более глубокую рефлексию библиотекаря. В оптимальном, то есть наиболее полном варианте, он может быть проведен по следующим параметрам:

· соответствие целевому и читательскому назначению (при этом учитывается, что выставка может быть «многоадресной», то есть нацелена на достаточно широкую аудиторию, допустим старшеклассников и учителей, родителей или других категорий читателей, если это сельская библиотека);

· актуальность заявленной темы;

· полнота ее раскрытия (в пределах доступных библиотеке ресурсов);

· запланирована ли выставка заранее или является творческим экспромтом, ответом на неожиданно возникшую актуальную проблему;

· обоснованность выбора места и времени проведения выставки;

· композиционные особенности (в том числе характеристика ее структуры, перечень разделов и подразделов);

· использованные приемы дифференцированной рекомендации (аннотации, закладки в книги, рекомендательные списки, рекламные буклеты, обращения к читателям и др.);

· библиографическое обеспечение (отсылки к соответствующим частям фонда и СБА, а также сайтам; печатные библиографические указатели);

· особенности объемно-пространственного и цветового решения (использование стеллажей и/или столов, открытых/закрытых витрин, игровые приемы размещения: на подиуме, в виде вагончика поезда и т.п.);

· особые приемы оформления (направленное освещение, декор, предметы народных промыслов, скульптуры малых форм, растения и др.);

· мультимедийные ресурсы;

· место выставки в цикле (если это выставки «с продолжением»);

· доступность выставки (возможность подойти к экспозиции; оперативно получить необходимый документ; для маленького ребенка «дотянуться» до верхней полки, «дотронуться» до выставленной игрушки и т.п.);

· степень участия пользователей (учеников, педагогов, родителей), а также социальных партнеров в подготовке выставки и продвижении документов;

· способы продвижения книг с выставки и ее рекламы: библиографические обзоры и комментарии; экскурсии; театрализованные «путешествия» по книжным полкам; публичные презентации (в том числе в СМИ).

Приведенный перечень не носит жестко-обязательный характер. Но названные параметры в совокупности позволяют выстроить логику анализа выставок, выявить причинно-обусловленный или случайный характер их подготовки, обратить внимание на те «детали», которые часто ускользают от библиотекаря. К тому же ряд перечисленных параметров в ином контексте мы дополнительно рассмотрим ниже, когда речь пойдет об эффективности выставочной работы в целом.

Анализ результативности выставки

Под результативностью понимают достижение результата в пределах поставленных задач и имеющихся ресурсов.

Результативность выставки может измеряться количественно, например, через число посетителей, количество просмотренных/выданных документов и др. (Последние данные получают путем анализа книжных формуляров экспонируемых книг.) Но как мы уже говорили выше, вдумчивого библиотекаря интересуют реальные результаты работы, которые несводимы к количественным показателям.

Результативность выставки связана, например, с произведенным впечатлением – позитивным или негативным. Достигла ли выставка своей задачи – удивила ли, поразила ли посетителей информативностью, необычной композицией, игровым, шутливым стилем? Понравилось ли ее оригинальное оформление, осуществленное детьми, или интерактивные приемы, возможность увидеть слайд-фильм или мультики-киноверсии экспонируемых книг? Привлекла ли внимание детей и взрослых, или этого не произошло?

Иначе говоря, качественным показателем результативности выставки выступает оценка пользователей.

Эмоциональная оценка. Ее выявляют по-разному. Иногда на уровне «понравилась – не понравилась», когда в детской библиотеке предлагают дошкольникам и младшим школьникам опускать в стоящую рядом с экспозицией вазу жетончики разного цвета. Если выставка показалась интересной – жетон зеленого цвета, не понравилась – красный жетон. Кстати, такой игровой прием служит фактором привлечения внимания малышей к выставке.

В работе с подростками используют метод опроса, устного или письменного, изучая при этом не только оценку конкретной выставки, но и других форм обслуживания. При этом изучение отдельных эффектов конкретной выставки, допустим, посредством вопроса «Какая из перечисленных экспозиций Вам больше всего запомнилась?» сопряжено с задачей более высокого уровня – многомерным анализом эффективности всего библиотечного обслуживания. В оптимальном варианте такой анализ проводят регулярно, в режиме мониторинга.

Автор монографии по выставочной работе предлагает изучать результативность отдельных выставок с помощью так называемого метода семантического дифференциала.3 На основе проведенных опросов создают два столбца с полярными оценками пользователей. На одном полюсе позитивные оценки типа: привлекательная, оригинальная, содержательная. На другом – негативные оценки, составляемые из противоположных суждений. При этом желательно использовать антонимы, избегать формулировки с частицей «не». Допустим: оригинальная – стандартная; веселая, яркая – скучная, серая; содержательная – малоинформативная; продуманная – поверхностная и т.п. Библиотекарю остается лишь подсчитать количество позитивных и негативных оценок по каждой из характеристик. Метод позволяет библиотекарю достаточно наглядно увидеть результативность конкретных выставок, получить реальное представление об их оценке пользователями.

К методам изучения результативности можно отнести и включенное наблюдение. Чаще всего его используют в исследовательских целях, которые небольшие библиотеки перед собой обычно не ставят. Но опытному библиотекарю бывает достаточно проследить за реакцией детей и/или взрослых, когда они разговаривают или спорят рядом с экспозицией с взятыми с нее книгами в руках. Тем более в ходе проведения экскурсии по выставке или библиографического обзора по ней, ее презентации. Иногда даже по фотографии смеющегося ребенка, снятого «крупным планом» во время презентации, можно понять, что выставка и комментарий к ней «зацепила» маленького читателя. Откровенно скучающие лица пользователей тоже можно рассматривать как своеобразную оценку результата работы библиотекаря.

Паспорт выставки:
содержание и назначение

Все количественные и качественные показатели заносятся в так называемый «паспорт выставки». В паспорте также отражают показатели результативности конкретной выставки.

Многолетняя библиотечная практика подтверждает, что умело составленный «паспорт» представляет собой не дополнительную «бумагу для проверяющих», а документ, играющий важную роль в организации обслуживания.

Прежде всего, он выполняет функцию аналитического отчета (и самоотчета) о проделанной работе, позволяет соотнести количественные и качественные показатели таким образом, чтобы получить реальное представление о достоинствах и недостатках выставки.

Во-вторых, он позволяет осуществлять документирование экспозиции и является частью архива библиотеки. С этой целью библиотекари включают в паспорт библиографические описания представленных документов, а также сведения об использованных источниках информации: библиографических пособиях, адресах сайтов, музеях, архивах, материалах, полученных из крупных библиотек. Фиксируют также сведения о представленных на выставке документах из личных коллекций с указанием имен, контактных телефонов и адресов их владельцев.

В крупных библиотеках помимо текстового описания документирование осуществляется через изобразительный ряд в виде фотографий и видеофрагментов, наконец, использованное на выставке звуковое сопровождение. Последнее представлено на CD и DVD.

Дальнейшее использование разработки выставки – тоже одна из функций паспорта. Такой архив помогает при подготовке очередной экспозиции отсечь не зарекомендовавшие себя элементы, уменьшить возможные просчеты, и в то же время использовать творческие находки, корректно воспроизводить отдельные удавшиеся приемы, а значит, обеспечивать преемственность выставочной работы, закреплять и развивать ее традиции.

Не стоит также сбрасывать со счетов обучающую роль данного архива. Владение методикой количественно-качественного анализа экспозиции позволяет начинающему библиотекарю уже на стадии ее планирования, и далее составления проекта отдельной выставки составить четкое представление об основных требованиях к ее подготовке и проведению, снимая таким образом многие риски. Наконец, следует учитывать значимость архива для изучения истории библиотеки.

Оценка эффективности выставочной работы в целом

Эффективность выставочной работы понимают как меру результативности всей совокупности выставок при оптимальном режиме функционирования библиотеки.4

Принято считать, что количественные показатели здесь тоже играют роль. Прежде всего обычно учитывают количество выставок за отчетный период. Несомненно, количество выставок определенным образом характеризует объем работы библиотекаря, так же как и число экспонируемых и выданных (и/или просмотренных) документов. Но сами по себе о качестве выставочной работы они свидетельствовать не могут.

Большое количество выставок само по себе может быть не так уж и хорошо, особенно в маленькой библиотеке. Во-первых, много выставок трудно сделать одинаково хорошими и эффективными, во-вторых, слишком частая сменяемость или несколько выставок рядом снижают их восприятие, а значит – тоже плохо влияют на эффективность.

Эффективность выставочной работы – это совокупность эффектов (результатов), получаемых от конкретных выставок. И здесь нам понадобятся сведения о результативности отдельных выставок. Но, в конечном счете, нас интересуют не частные результаты конкретных выставок, и не их число, а степень удовлетворенности пользователей общим уровнем обслуживания, частью которого является выставочная работа. (Оценка эффективности выставочной работы является составной частью оценки массовой работы, и, соответственно, всей системы обслуживания: их трудно разделить). Такого рода анализ характеризует и общезначимые показатели состояния дел в библиотеке: квалификацию и профессиональные навыки библиотекаря, состояние и уровень доступности ресурсов, культуру взаимоотношений с пользователем и др. Поэтому далее мы будем говорить в основном о качественных оценках, используя количественные показатели лишь как средство, а не как основной критерий.

Эффективность выставочной работы измеряют в нескольких аспектах. Экономический аспект. Напомним, что экономисты определяют эффективность как соотношение между результатами деятельности и затратами труда. Применительно к выставочной деятельности это означает деление суммарных затрат на выставочную работу на следующие показатели:

· во-первых, на количество обращений пользователей к экспонируемым документам;

· во-вторых, на число записанных в библиотеку людей;

· в-третьих, на общее число учащихся и преподавателей (если речь идет о школьной библиотеке) или население района обслуживания, коль скоро имеется в виду публичная библиотека5.

Безусловно, соотнесение данных, полученных от указанных математических операций, дает представление о степени охвата выставочной работой реальных и потенциальных пользователей, о стоимостном выражении средней «цены» выставки. Но представление это столь приблизительно, что сами специалисты говорят о его низком потенциале. Оно не может сказать о ценности достигнутого или не достигнутого результата для человека, о полезности или бесполезности полученной с помощью библиотеки информации и знаний.

Социальный аспект. Изучая эффективность выставочной работы, целесообразно иметь в виду прежде всего ее социальные эффекты. Их можно с некоторой долей условности разделить на две группы: для читателя и для библиотеки. При этом первая из них – главная. Итак.

Главным критерием социальной эффективности выставочной работы библиотеки, как и обслуживания в целом, является степень удовлетворенности, а в оптимальном варианте – предвосхищения культурно-информационных ожиданий реальных и потенциальных читателей (пользователей) библиотеки.

Мы сознательно выделяем это положение. Ведь до сих пор в специальной литературе можно встретить иное формулирование целей работы публичных и школьных библиотек. Под ними обычно понимают наиболее полное удовлетворение информационных потребностей пользователей. При этом «за скобками» остается целый спектр направлений деятельности библиотеки, о которых мы упоминали в предыдущих лекциях. Имеются в виду воспитание культуры чтения, эстетического восприятия окружающего мира, гармонизация межвозрастных, межпоколенческих (в том числе семейных), а также внутригрупповых отношений и др.

Среди частных критериев оценки влияния выставочной работы на читателей, которые в совокупности позволяют выявить главный, выделим:

· рост информационной культуры пользователей;

· повышение уровня знаний;

· развитие пространственного воображения, визуальной культуры как составной части общей культуры;

· выявление талантливых пользователей – детей и взрослых: читателей, художников, поэтов;

· повышение степени активности детей и взрослых (через участие в работе библиотеки);

· развитие коммуникативных навыков, стимулирование межличностного и межвозрастного общения.

Вторую группу критериев – для библиотеки – составляют те, которые характеризуют место, занимаемое библиотекой в социально-культурном пространстве города, района, школы в результате ее работы:

· повышение позитивного имиджа библиотеки среди пользователей, а в оптимальном варианте – среди населения района обслуживания;

· уровень социального партнерства с различными учреждениями и организациями, в том числе негосударственными, со СМИ, а также с частными лицами – владельцами книжных и других коллекций; художниками; дизайнерами; творческими людьми, готовыми поделиться с библиотекой интересными идеями и проектами.

Наконец, среди социальных эффектов выставочной работы отметим и тот, который связан с повышением уровня профессионального самосознания библиотекаря. Ведь любая профессионально спроектированная и реализованная выставка, особенно нестандартная, авторская, свидетельствует о творческом самовыражении сотрудника, его внутреннем развитии.

Социальные эффекты, отражающие названные критерии, можно выявить через ряд количественных параметров, таких как:

· доля читателей, вовлеченных в выставочную работу библиотеки, взятую по отдельным возрастным и социальным группам, от общего числа представителей данной группы (например, можно проанализировать долю вовлеченных подростков от общего числа подростков данного населенного пункта или школы);

· доля совместных, организованных на партнерских началах, выставок от общего их числа или количества всех массовых мероприятий (эти данные позволяют определить уровень взаимодействия с другими библиотеками, музеями, школами, службой занятости, центром социальной защиты, экологическими и другими организациями);

· доля выставок, организованных в соответствии с приоритетными целевыми программами, от общего количества мероприятий, направленных на молодежь. Имеются в виду такие социально-ориентированные проблемы, как краеведение, экологическое просвещение, воспитание толерантности, борьба с наркоманией и алкоголизмом и др.;

· доля выставок или комплексных мероприятий, в которые они входят, ориентированных на участие семьи, от общего количества мероприятий (при этом библиотека может проанализировать, насколько ею выполняются социально значимые задачи стимулирования межпоколенческого и семейного общения);

· доля выставок или комплексных мероприятий, в которые они входят, освещавшихся в местных СМИ, от общего количества проведенных мероприятий. (Эти данные позволяют понять, насколько успешно позиционирует себя библиотека в культурно-информационном пространстве района, города).

Даже небольшая динамика в ежегодно проводимом анализе таких данных, а их всегда немного, свидетельствует, что общественная значимость выставочной работы возрастает или наоборот – уменьшается.

Как и в ходе изучения результативности отдельных выставок, кроме анализа своей работы библиотекарями, есть и другая форма оценки социальных эффектов выставочной работы: через оценку самих реальных и потенциальных пользователей (то есть населения или, если речь идет о школьной библиотеке, коллектива учебного заведения). Эти показатели получают с помощью анкетирования и интервьюирования, как по определенной выборке, так и без нее. В библиотеках, имеющих традиции социологического мониторинга, с этой целью порой формируют круг постоянных респондентов, в том числе в рамках отдельных возрастных и социальных групп. Например, в школе это учителя-предметники, а также учащиеся – самые активные читатели.

Анкета может содержать наряду с другими вопросы, позволяющие в целом оценить актуальность и новизну проблематики выставок, их информативность, культуру выставочного дизайна, вовлеченность реальных и потенциальных пользователей библиотеки, удачное или не очень объемно-пространственное и цветовое решение, комфортность обслуживания и ряд других качественных параметров.

В полиэтнических регионах библиотеки стараются учитывать особенности национальных традиций, реализуемые в том числе и через экспонирование документов на языках диаспор.

Работу библиотекаря также оценивают его коллеги- эксперты: на семинарах, при проведении мастер-классов, в ходе методических выездов, конкурсов на лучшую выставку, ставших традиционными во многих регионах. Автор монографии по выставочной работе предлагает два подхода к системе оценок: пятибалльную систему и ранжирование (от 1 до 10). Последний вариант предпочтителен, поскольку позволяет выявить, какие именно аспекты выставочной работы необходимо развивать и совершенствовать6.

Как мы видим, многоаспектное изучение социальных эффектов выставочной работы позволяет увидеть ее «крупным планом», делая акцент на общественно значимую составляющую нашей профессиональной деятельности. В результате библиотеки получают возможность ее объективно оценивать и сравнивать, выявлять сильные и слабые стороны работы, определять приоритетные направления развития.

Литература

1. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – СПб. : Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека).

2. Дубровина Л.А., Кочетов А.И. Руководство по организации самооценки внутрибиблиотечных систем обеспечения качества деятельности и услуг : метод. пособие. / Л.А.Дубровина, А.И.Кочетов – М. : Либерея, 2004. – 120 с.

3. Столяров Ю.Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания : учеб. пособие / Ю.Н.Столяров. – М. : МГИК, 1982. – 79 с.

5. Фенелонов Е.А. Об измерении эффективности библиотечной работы / Е.А.Фенелонов // Фенелонов Е.А. Проблемы библиотечного строительства. – М. : Пашков дом, 2005. – С. 228–238.

Вопросы для самопроверки

1. На выполнение каких профессиональных задач ориентировано изучение количественных данных и качества конкретной выставки, а также эффективности выставочной работы в целом?

2. Зачем библиотекарю нужен паспорт выставки? Дает ли он ему преимущества по сравнению, допустим, с фиксацией данных в дневнике учета работы? Какие сведения лично Вы считаете необходимыми отразить в паспорте?

3. Как соотносятся между собой понятия: количественные показатели – показатели качества – параметры результативности выставки, критерии и показатели эффективности выставочной работы? Позволяют ли они, на Ваш взгляд, создать объемную картину нашей выставочной работы?

4. Поразмышляйте о значимости частных критериев эффективности выставочной работы для реализации основной Миссии Вашей библиотеки. Как бы Вы сами ранжировали эти критерии, исходя из особенностей Вашей работы?

_____________________

1 Отметим, что примерные нормы затрат времени на выставочную работу приведены в книге: Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В.Збаровская. – СПб. : Профессия, 2004. – С. 202–203. При всем уважении к составителю норм и ссылающемуся на них автору монографии, на наш взгляд, они далеки от реалий небольшой детской или школьной библиотеки. В них не учтены многие нюансы выставочной работы, в частности, время, необходимое для анализа качества экспозиций и их совокупной эффективности.

2 Зыков О.П. Выставочная работа публичной библиотеки: Опыт практического пособия / О.П.Зыков. – Л.,1990. – 28 с.

3 Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В.Збаровская. – СПб. : Профессия, 2004. – С. 142–143.

4 Дубровина Л.А. Руководство по организации самооценки внутрибиблиотечных систем обеспечения качества деятельности и услуг : метод. пособие / Л.А.Дубровина, А.И.Кочетов – М. : Либерея, 2004. – 120 с.

5 Там же.