БиблиОбраз
Мария Порядина, Ксения Молдавская
Для кого и зачем?
Сердитые заметки
Чем запомнился предыдущий
«БиблиОбраз» – это доведенной до абсурда
организованностью.
В нынешнем году многое было по-другому.
Строем ходили только мальчики-кадеты и девочки с
нашивками Пансиона государственных воспитанниц
на рукавах парадной темно-синей формы военного
образца. Остальные перемещались более свободно.
Открытые площадки хоть и создавали некоторые
неудобства выступающим, превращая их аудиторию в
проходной двор, все же давали гостям и участникам
возможность наблюдать сразу несколько встреч и
дискуссий, выбирая самое для себя интересное.
Однако в целом «БиблиОбраз» больше
огорчил, чем порадовал. Конечно, было очень
приятно увидеть друзей и пообщаться с коллегами.
Прекрасно и то, что для участия в дискуссиях были
приглашены авторитетные специалисты, выдающиеся
деятели отечественной культуры, просто
интересные люди.
Но в фестивальных залах были и
абсолютно случайные люди, не имеющие отношения
ни к культуре вообще, ни к книгам в частности.
Должно быть, им просто хотелось «засветиться» на
мероприятии, куратором которого выступает
супруга президента. Порой казалось даже, что
организаторы, приглашавшие почетных гостей, сами
не очень хорошо ориентируются в сегодняшнем
книжном деле. Иначе чем объяснить столь вопиющую
пестроту персонажей на мероприятии
государственного уровня? Думается, одна из задач
фестиваля состояла в том, чтобы дать публике
возможность встретиться с достойными людьми –
учеными, писателями, художниками, издателями, а
совсем не в том, чтобы предоставлять высокую
трибуну услужливым чиновницам и пронырливым
графоманам, использующим любые средства для
собственого пиара.
Подготовка к «БиблиОбразу» велась в
атмосфере таинственности – до последней минуты
не было известно, например, кто принимает участие
в той или иной дискуссии. Программа фестиваля не
публиковалась в журналах-газетах; говорят, что
кто-то видел ее где-то в интернете, но кто и где
именно – выяснить не удалось. Рядовые школьные
учителя и библиотекари в Москве, не говоря уж о
других городах, не имели ни малейшего
представления о том, что же там будет
происходить. «Сознательных» посетителей,
заинтересованных, специально приходивших в тот
или иной зал, было очень мало, а «массовка»
создавалась за счет школьников и студентов,
«приглашенных» в добровольно-принудительном
порядке.
Многие из тех, кому довелось быть
ведущим или участником той или иной дискуссии,
отмечали несовпадение темы мероприятия с
интересами аудитории. Несколько разговоров о
серьезных вещах чуть не превратились в банальные
«междусобойчики в президиуме», поскольку в зале
оказались явно «не те». Так, например, для участия
в беседе о французском кинематографе привели
большую группу четвероклассников, и ведущему,
Михаилу Яснову, пришлось срочно перестраиваться
на игровой лад. Тему меценатства в книгоиздании
(«Деньги есть, потратить – вот искусство!»)
Валерию Воскобойникову и его гостям пришлось
обсуждать с усталыми девятиклассниками, которым
дела не было ни до книг, ни до меценатства. На
дискуссии о «Гарри Поттере» аудиторию составила
молодая «интеллектуальная элита», то есть
первокурсники Литинститута, которые усердно
открещивались и от «массовой культуры», и от
детской литературы: «Вместо того чтобы создать
что-то настоящее, пишут детские книги», –
пренебрежительно бросил один юный сноб в адрес
детских писателей.
Тем не менее, по некоторым параметрам
нынешний «Библиобраз» был удачнее предыдущего:
по деловой программе (очень интересные
мероприятия французов, чрезвычайно
познавательная британская программа и т.д.) и
даже по месту проведения. Однако формат
фестиваля нам по-прежнему неясен: для кого и с
какой целью он организован? Гостей собирали из
слишком разных мест и по не вполне понятному
принципу, чтобы можно было сказать, что подбор не
случаен.
Участники явно делились на два потока:
заинтересованные профессионалы и скучающее
большинство. Первые получили возможность
встретиться, обменяться мыслями, поделиться
опытом, – спасибо «БиблиОбразу». Остальные
оказались фактически за пределами фестиваля.
Нам могут сделать справедливое
замечание: критиковать все умеют, а предложили бы
что-нибудь позитивное. У нас есть столь же
справедливый ответ: попросили бы – получили бы.
«БиблиОбраз» проводится раз в два
года. Следовательно, у организаторов достаточно
времени разработать новую концепцию фестиваля,
позволяющую отделить мух от котлет и обсудить те
вопросы, которые действительно важны для главных
участников масштабного действа – для школьных и
детских библиотекарей. |