Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2005


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

БиблиОбраз

Мария Порядина, Ксения Молдавская

Для кого и зачем?

Сердитые заметки

Чем запомнился предыдущий «БиблиОбраз» – это доведенной до абсурда организованностью.

В нынешнем году многое было по-другому. Строем ходили только мальчики-кадеты и девочки с нашивками Пансиона государственных воспитанниц на рукавах парадной темно-синей формы военного образца. Остальные перемещались более свободно. Открытые площадки хоть и создавали некоторые неудобства выступающим, превращая их аудиторию в проходной двор, все же давали гостям и участникам возможность наблюдать сразу несколько встреч и дискуссий, выбирая самое для себя интересное.

Однако в целом «БиблиОбраз» больше огорчил, чем порадовал. Конечно, было очень приятно увидеть друзей и пообщаться с коллегами. Прекрасно и то, что для участия в дискуссиях были приглашены авторитетные специалисты, выдающиеся деятели отечественной культуры, просто интересные люди.

Но в фестивальных залах были и абсолютно случайные люди, не имеющие отношения ни к культуре вообще, ни к книгам в частности. Должно быть, им просто хотелось «засветиться» на мероприятии, куратором которого выступает супруга президента. Порой казалось даже, что организаторы, приглашавшие почетных гостей, сами не очень хорошо ориентируются в сегодняшнем книжном деле. Иначе чем объяснить столь вопиющую пестроту персонажей на мероприятии государственного уровня? Думается, одна из задач фестиваля состояла в том, чтобы дать публике возможность встретиться с достойными людьми – учеными, писателями, художниками, издателями, а совсем не в том, чтобы предоставлять высокую трибуну услужливым чиновницам и пронырливым графоманам, использующим любые средства для собственого пиара.

Подготовка к «БиблиОбразу» велась в атмосфере таинственности – до последней минуты не было известно, например, кто принимает участие в той или иной дискуссии. Программа фестиваля не публиковалась в журналах-газетах; говорят, что кто-то видел ее где-то в интернете, но кто и где именно – выяснить не удалось. Рядовые школьные учителя и библиотекари в Москве, не говоря уж о других городах, не имели ни малейшего представления о том, что же там будет происходить. «Сознательных» посетителей, заинтересованных, специально приходивших в тот или иной зал, было очень мало, а «массовка» создавалась за счет школьников и студентов, «приглашенных» в добровольно-принудительном порядке.

Многие из тех, кому довелось быть ведущим или участником той или иной дискуссии, отмечали несовпадение темы мероприятия с интересами аудитории. Несколько разговоров о серьезных вещах чуть не превратились в банальные «междусобойчики в президиуме», поскольку в зале оказались явно «не те». Так, например, для участия в беседе о французском кинематографе привели большую группу четвероклассников, и ведущему, Михаилу Яснову, пришлось срочно перестраиваться на игровой лад. Тему меценатства в книгоиздании («Деньги есть, потратить – вот искусство!») Валерию Воскобойникову и его гостям пришлось обсуждать с усталыми девятиклассниками, которым дела не было ни до книг, ни до меценатства. На дискуссии о «Гарри Поттере» аудиторию составила молодая «интеллектуальная элита», то есть первокурсники Литинститута, которые усердно открещивались и от «массовой культуры», и от детской литературы: «Вместо того чтобы создать что-то настоящее, пишут детские книги», – пренебрежительно бросил один юный сноб в адрес детских писателей.

Тем не менее, по некоторым параметрам нынешний «Библиобраз» был удачнее предыдущего: по деловой программе (очень интересные мероприятия французов, чрезвычайно познавательная британская программа и т.д.) и даже по месту проведения. Однако формат фестиваля нам по-прежнему неясен: для кого и с какой целью он организован? Гостей собирали из слишком разных мест и по не вполне понятному принципу, чтобы можно было сказать, что подбор не случаен.

Участники явно делились на два потока: заинтересованные профессионалы и скучающее большинство. Первые получили возможность встретиться, обменяться мыслями, поделиться опытом, – спасибо «БиблиОбразу». Остальные оказались фактически за пределами фестиваля.

Нам могут сделать справедливое замечание: критиковать все умеют, а предложили бы что-нибудь позитивное. У нас есть столь же справедливый ответ: попросили бы – получили бы.

«БиблиОбраз» проводится раз в два года. Следовательно, у организаторов достаточно времени разработать новую концепцию фестиваля, позволяющую отделить мух от котлет и обсудить те вопросы, которые действительно важны для главных участников масштабного действа – для школьных и детских библиотекарей.