Рубрику ведет Нина Колоскова
Рисунки Геннадия Целищева
Обозреватель
Нина Колоскова
«Внешкольная» экология
Информационно-методический журнал
«Внешкольник» в августовский выпуск поместил
ряд материалов, имеющих непосредственное
отношение к экологическому воспитанию и
обучению. У нас есть прекрасная возможность
ознакомиться с опытом работы различных детских
экологических организаций и объединений,
отдельных специалистов.
Автор материала «Лесным богатствам
России – заботу и творчество молодых!»
Н.П.Харитонов – заместитель директора
Федерального детского эколого-биологического
центра – обращается к истории возникновения
школьных лесничеств. Первое из них возникло в
Удмуртии в 1963 г. В настоящее время в России
насчитывается около 6 тысяч школьных лесничеств,
объединяющих более 100 тысяч учащихся городских и
сельских школ.
Своеобразным подведением итогов
деятельности школьных лесничеств России стал
Российский национальный юниорский лесной
конкурс «Подрост», ежегодно проходящий под
девизом: «За сохранение природы и бережное
отношение к лесным богатствам». Конкурс
проводится по четырем номинациям: «Лесоведение и
лесоводство», «Экология лесных растений»,
«Экология лесных животных», «Формы и методы
экологического образования». На конкурс было
представлено 307 работ из 47 субъектов Федерации.
Итоговая конференция состоялась в г. Суздале в
мае 2005 года. Победители в первых трех номинациях
представляли Российскую Федерацию на
Международном юниорском лесном конкурсе в
сентябре 2005 года в Москве. Эта статья поможет
наполнить интересным фактографическим
материалом мероприятия, посвященные, например,
Дню работников леса (отмечается ежегодно 20
сентября).
Определенный интерес представляет
статья Н.А.Бирюковой, преподавателя
Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова,
«Развитие непрерывного экологического
образования в современных условиях».
В частности, автор выделяет шесть моделей
современного дополнительного экологического
образования: традиционную, активизирующую,
формирующую, развивающую, свободную,
интегративную. И дает каждой из них краткую
характеристику.
Деятельности областной станции юных
натуралистов г. Смоленска посвящена статья Т.В.Жаворонковой,
Т.А.Исаевой, В.Д.Ивина «Природа и мы».
Методистами станции разработан экологический
проект «Природа и мы», включающий программы:
«Экологическая летопись», «В поиск за новыми
валунами», «Белый аист», «Памятники природы»,
«Человек в большом городе». Одно из важных
направлений деятельности станции – организация
областных смотров по природоохранной работе. В
ходе конкурса ребята устраивают трудовые
десанты: приводятся в порядок зеленые зоны,
высаживаются деревья и кустарники,
изготавливаются птичьи домики и кормушки,
очищаются родники и малые реки. В рамках
проведения областного смотра по природоохранной
работе был организован областной заочный
конкурс исследовательских работ «Моя малая
родина». Областной конкурс «Гимн воде» был
посвящен «Дню воды». По его итогам издан
одноименный сборник. Его авторы – дети,
участники конкурса.
Л.В.Вялкова и И.Л.Лашук,
педагоги дополнительного образования Центра
детского творчества г. Лесной Свердловской
обл., в статье «Исследователи природы»
рассказывают об эколого-натуралистическом
объединении (ЭНО) – единственном в городе
внешкольном учреждении, занимающимся
экологическим образованием детей. Здесь
располагается зимний сад, насчитывающий 250 видов
растений, и зоопарк, в котором содержится более 40
видов животных (от насекомых до приматов). В ЭНО
уже сложились свои традиции: открытие
натуралистического сезона, посвящение в
натуралисты новичков, новогодние праздники,
рождественские и пасхальные флористические
выставки. Многие дети увлекаются фотографией и
литературным творчеством. Малыши, занимающиеся
по программе «Мир живой природы», выпускают
журнал «Мои летние наблюдения». Истории из жизни
ЭНО описаны ребятами в альманахах «Из блокнота
натуралиста», «Про носуху Фросю и других зверей».
Материал Л.Б.Новиковой и
А.М.Комиссаровой «Экология и человек»
знакомит с опытом работы Рязанского областного
эколого-биологического центра. В связи с
ухудшением экологической ситуации и уровня
здоровья детей в Рязанской области,
педагогический коллектив центра одной из
важнейших задач считает использование
здоровьесберегающих технологий в
дополнительном образовании. В настоящее время в
Центре работают 320 объединений, в которых
занимается более 3000 учащихся.
Одна из самых значительных причин
снижения уровня здоровья школьников –
недостаточно сознательное отношение учащихся к
собственному здоровью, отсутствие стремления
быть здоровым и недостаток знаний о разнообразии
механизмов жизнеобеспечения. Педагоги Центра не
только уделяют особое внимание пропаганде
здорового образа жизни, но и реализуют
образовательные программы, которые ориентируют
ребят на здоровый образ жизни: «Экология и
человек», «Природа и мы», «Познай себя»,
«Окружающая среда и здоровье человека», «Юные
экологи-краеведы».
Центру экологического образования
(ЦЭО) г. Светлограда Ставропольского края уже 20
лет. О его деятельности рассказывают Л.В.Канайкина
и З.Ф.Чернышова в материале «Здесь будет
город-сад». Основная задача педагогического
коллектива ЦЭО – «…воспитание личности ребенка
новой формации, способной ориентироваться в
новых условиях и при этом быть гармонично
развитой, интеллектуальной». Много внимания
здесь уделяют эстетическому воспитанию детей,
включают детей в различные виды художественной
деятельности. Видеть прекрасное рядом и
передавать увиденное на листе бумаги их учат в
детском объединении «Акварелька». Участие в
работе театра-студии «Аргонавт» способствует
раскрытию творческого потенциала, воспитанию
свободной, активной творческой личности.
Отдел научных исследований ЦЭО одним
из приоритетных направлений считает работу с
одаренными детьми. Здесь проводятся
индивидуальные занятия по авторским
биологическим, экологическим, краеведческим и
другим программам.
О том, какую роль может сыграть
аквариум в экологическом воспитании наших детей,
рассказывается в материале В.В.Лушникова
«Аквариум и экологическое воспитание
школьников». Автор – руководитель курса
«Аквариумное рыбоводство» школы экологического
образования и воспитания «Росток» г. Абакана.
В начале статьи В.В.Лушников делает небольшой
экскурс в историю аквариумистики. Затем
раскрывает содержание курса «Аквариумное
рыбоводство», которое включено в курс
преподавания в школе как отдельная дисциплина.
Поскольку аквариумистика способствует изучению
зоологии, биологии и других естественных наук:
«…аквариум учит ребенка визуально познавать
мир… ощущать его через призму знаний». А по
большому счету, – воспитывает у ребят
ответственность и доброту. |