Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Людмила Кишкунова

В «Тетрадь взаимодействия»

Формирование информационной культуры личности

Ни одну серьезную, экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации.

Н.И.Гендина

Людмила Федоровна
Кишкунова

зав. библиотекой гимназии № 140
г. Омск

Добавлю, что решение современных задач в учебном процессе тоже связано с умением работать с информацией, более того, в последних периодических изданиях информационная грамотность сравнивается с умением читать и писать.

Но как школьной библиотеке с ее небольшими ресурсами не остаться в стороне от решения важных вопросов, в том числе и формирования информационной культуры?

В 2003 году я в числе 25 школьных библиотекарей, попала на курсы по проектированию развития, организованные ИПКРО (Институтом повышения квалификации работников образования) г. Омска. Признаюсь, поначалу недоумевала, зачем мне, библиотекарю с 25-летним стажем, «учиться целеполаганию», «делать проблемно-ориентированный анализ», «обосновывать концепцию». Не скажу, что было легко. Сколько литературы было прочитано, сколько исследований сделано!

И вот программа «Формирование информационной культуры личности» защищена. (Она рассчитана на 4 года).

Что же изменилось? Во-первых, собственное отношение к своей профессии, к тому, чем занимаюсь. Во-вторых, я получила поддержку администрации и педагогического коллектива. И самое главное, я увидела, что моя деятельность нужна учащимся.

В основу концепции программы положено утверждение, что формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом.

Прежде всего, нужно сказать о библиотечных занятиях, которые ведутся по специальным программам на каждой ступени образования. Например, в начальной школе реализуется программа «Азбука информации». Дети ведут информационный словарь, куда записывают новые понятия, термины, их значения, делают рисунки, придумывают ассоциативный ряд, выполняют задания.

Для учащихся 5–6-х классов введен факультатив «Основы информационной культуры».

Ежегодно программы корректируются, дополняются. Например, в 2004/2005 учебном году проведено занятие на тему «Что такое информация?» в 1-м классе, а во 2-м – совместно с учителем Е.В.Митрясовой реализуется проект «Игровые формы в формировании информационной культуры».

В гимназии сложилась творческая группа по формированию информационной культуры, в которую кроме библиотекаря и учителей информатики, входят учителя разных кафедр, понимающие важность такой деятельности. Идет работа по:

а) выявлению информационных потребностей учащихся и педагогов;

б) накоплению методических материалов и созданию тематических папок («Исследовательский метод в обучении», «Новые педагогические технологии», «Формирование информационной культуры» и другие). Востребована «Педагогическая картотека», в которую расписываются статьи из педагогической прессы («Школьные технологии», «Практика административной работы», «Завуч», «Классный руководитель» – ежегодно библиотека выписывает около 30 наименований периодических изданий).

Основной формой учебного процесса является урок. На уроках учащиеся практически закрепляют те знания, которые получили на библиотечных занятиях. Получили признание педагогов-словесников уроки «Информационный поиск литературы для реферата» (8-й класс), «Как сделать список литературы» (6-й класс), «Критическое мышление и критическая литература» (9-й класс). Появилась идея проводить такие уроки прямо в библиотеке. Обычный урок, но в ходе его используется информационная среда школьной библиотеки. Роль библиотекаря сводится к созданию условий для проведения урока: хороший справочно-поисковый аппарат (каталоги, картотеки), подготовка выставки по теме урока, подбор электронных ресурсов учебного назначения.

Проводим мы и интегрированные уроки. Здесь библиотекарь является лоцманом или гидом по информационным ресурсам. Формы интегрированных уроков могут быть разными: урок-портрет «Творчество Марка Твена» (5-й класс – литература), урок-исследование «Роль рекламы» (10-й класс – экономика), в итоге которого возникло предложение на следующий учебный год выйти на научно-практическую конференцию с темой «Влияние рекламы библиотеки на читательские интересы учащихся гимназии». Уроки проводим с применением новых информационных и педагогических технологий. Так, благодаря публикациям в газете «Библиотека в школе» провели во 2-м классе урок «Усердней с каждым днем гляжу в словарь» (по технологии РКМЧП), урок по технологии МДО (междисциплинарного обучения) «Ступеньки к знаниям» (по энциклопедиям) – 4-й класс.

Преимущества таких уроков:

· используется информационная среда школьной библиотеки в полном объеме;

· учащиеся не только получают знания по конкретной теме, но и учатся поиску информации;

· учащиеся анализируют разные источники информации, имеющиеся в фонде библиотеки;

· учащиеся получают домашние задания (практические и творческие), используя справочно-поисковый аппарат библиотеки, что побуждает приходить в библиотеку еще не раз.

Чтобы такие уроки стали систематическими, педагогам гуманитарной кафедры предложено предусмотреть использование информационной среды библиотеки в тематическом планировании по конкретной теме. Введена «Тетрадь взаимодействия», в которой фиксируются формы координации деятельности педагогов и библиотеки.

Вместе с педагогами совершенствуем прежние формы работы. Например, совместно с кафедрой гуманитарных наук работаем над критериями оценок научно-исследовательских работ учащихся и выработкой школьного стандарта. Вместе мы ищем новые формы работы. К примеру, для учащихся 10–11-х классов был введен курс «Основы информационной технологии. Метод проектов». После координации совместных усилий опробована поэтапная работа с учащимися по созданию проектов:

1. «информационное обеспечение» ведет библиотекарь.

2. «консультации по теме» – учитель-предметник.

3. «Создание презентаций» – учитель информатики.

В заключение курса учащиеся представляют свой информационный продукт, который может быть использован как информационный ресурс библиотеки. Таким образом, решается несколько задач: школьники учатся работать с информацией, накапливается информационная база библиотеки, которая может быть использована как учителями на уроке, так и учащимися для разработки новых проектов.

Вопросы формирования информационной культуры рассматриваются на педсоветах, заседаниях учебных кафедр, на страницах школьной «Интеллект-газеты» (рубрика «Азбука информации»). В гимназии разработано «Положение о конкурсе на лучшего читателя года и лучший читающий класс», а критериями являются не только количество прочитанных книг, но и умение самостоятельно находить информацию.

В ходе реализации программы улучшаются условия для самообразования учащихся и развития их самостоятельной мыслительной деятельности:

· приобретен компьютер, ведется работа по созданию электронного каталога;

· формируется фонд документов на разных носителях информации, ведется картотека «Новые носители информации»;

· ведется реконструкция библиотеки, в результате которой читальный зал станет местом практического обучения и приложения знаний учащихся по информационной культуре;

· появилась возможность создавать новые информационные продукты: путеводители (например, «Информационные ресурсы библиотеки гимназии № 140», «Словари» и др.), буклеты («Рациональные способы работы с учебником», «Как сделать список литературы», «Модель информационного поиска» и др.), тематические списки литературы, бюллетени и многое другое.

Некоторые специалисты в области детского чтения считают, что ориентирование детей на получение информации ведет к прагматичности детей, к нежеланию читать. Однако практика нашей работы показывает, что учащиеся, которые мотивированы на поиск информации, приобретают познавательный интерес. Например, учащиеся 2-го класса, неохотно посещающие библиотеку и имеющие слабую технику чтения приняли активное участие в сетевом проекте «Жили-были по-андерсеновски». Они перечитали все сказки, находящиеся в библиотеке, обсуждали их, искали ответы на вопросы, рисовали, придумывали свои сказки. Познавательный интерес у этих учащихся настолько вырос, что они вышли на создание собственного проекта «Великий сказочник». Работали несколько групп: биографы, путешественники, художники, математики, библиотекари. И каждый из ребят не только увлеченно читал и находил информацию, но при этом проявлял свои творческие способности.

Учащиеся нашей гимназии участвуют в дистанционных олимпиадах, сетевых проектах, заочных конкурсах, где занимают достойные места. Но не это главное. Важно, чтобы они не растерялись перед лавиной информации, которая буквально обрушивается на них ежедневно. Чтобы они умели найти, что хотят. Чтобы они учились думать. И не случайно в библиотеке на стенде со справочной литературой висит плакат-обращение «Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, процентами от него» (Абу-аль-Фараджи).