Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2005


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Елизавета Рогозина

Глаза боятся, а руки делают

Возможности новых информационных технологий

Елизавета Борисовна
Рогозина

зав. библиотекой школы № 7
г. Омск

Начало

Наша библиотека, как и школа, существует с 1967 года. Я работаю в ней 9 лет. Шесть лет назад мы открыли читальный зал, а в 2001 году администрация школы нашла возможность выделить для библиотеки компьютер. Примерно в это же время ГПНТБ России (г. Москва) через газету «Библиотека в школе» предложила желающим бесплатно библиотечную систему ИРБИС, чем мы и воспользовались. И вот уже 4 года в нашей библиотеке ведется и используется электронный каталог. С установкой «МАРКа» работа продолжилась.

Помню, как медленно я вводила в каталог данные первой книги. С компьютером не умела обращаться, даже пыль боялась с него вытереть. Первое время забывала сохранять введенные данные, приходилось начинать все сначала. Но потихоньку освоилась. Глаза боятся, а руки делают! Теперь на ввод сведений о книге уходит 2–3 минуты, не больше, чем на заполнение каталожной карточки.

Картотека в компьютере

Одновременно я освоила небольшую, но такую замечательную программу Windows Cardfile – электронную картотеку. Сейчас у нас уже созданы и постоянно используются 14 электронных картотек: «Все обо всем», «Цитаты. Афоризмы», «Законодательство РФ», «Малышам о художниках», «Малышам о писателях», «Репродукции», «Иконопись» и др. В картотеке «Репродукции», например, уже более тысячи карточек. Как видно на рис. 1, виртуальная картотека на экране выглядит как настоящая и структурируется по алфавиту заголовков.

Составлять картотеки помогают, конечно, дети. Даже пятиклассник осваивает эту работу за несколько минут. Карточка (см. рис. 2) состоит из двух частей: заголовка и «тела» карточки. В картотеке «Репродукции», например, мы в заголовке указываем название картины, так как читатель чаще всего помнит (хотя бы приблизительно) именно его. В «теле» карточки – автора и источник. Если включаем в картотеку репродукции из одного и того же издания, то карточку просто дублируем, изменяя лишь фамилию автора и номер страницы. На заполнение одной карточки уходит 1–2 минуты. При дублировании и того меньше. С электронной картотекой работать очень просто и удобно. Поиск нужной карточки возможен по заголовку и по любому слову в «теле» карточки (по фамилии художника, фамилии автора, названию источника и т.д.). Многие библиотекари Омска уже используют эту программу.

Рис. 1

Сайты, презентации, уроки

В 2003 году мы разработали и защитили проект развития библиотеки «Информационно-библиотечный центр», сейчас идет его реализация1.

Проект предусматривает широкое использование современных источников информации – образовательных компакт-дисков и ресурсов сети Интернет. Пока библиотека не имеет выхода в Интернет, но в самое ближайшее время Интернет у нас будет. Но и сейчас мы уже накапливаем и используем информацию, «добытую» из Интернета. В сеть выхожу с домашнего компьютера, информацию приношу в библиотеку и «раскладываю» по папочкам.

Материалы (полнотекстовые!) классифицируются в соответствии с ББК. Отдел 74 представлен довольно подробно: программы, документы МО РФ, история педагогики, педтехнологии, воспитательная работа (по направлениям), методика преподавания (по предметам). Папка уже сейчас довольно увесистая – 1,2 Гб. Идет работа над созданием аннотированной картотеки специализированных Интернет-сайтов для учителей.

Одновременно с разработкой проекта я окончила курсы по созданию мультимедийных презентаций. Осенью 2003 года мы создали первую презентацию «Поэтические индивидуальности Серебряного века», затем «Строение и функции органоидов клетки», «Государственные символы России», которые используются при проведении уроков. Так с подачи «библиотеки в школе» начато использование компьютера на уроке. А сейчас уже 14 учителей прошли обучение на курсах и научились сами создавать презентации. Используем компьютерные презентации и на занятиях по формированию информационной культуры, например, «Строение книги», «Творчество художников-иллюстраторов», «Информация вокруг нас» и др.

Рис. 2

И этим возможности использования информационных технологий в школе и библиотеке не ограничиваются. В активе – использование Интернета на уроках, электронная почта, участие в телекоммуникационных проектах, олимпиадах, чатах и форумах, использование электронных библиотек, интернет-изданий, например, электронных журналов «Педсовет по средам», «Медиацентр Кирилла и Мефодия» и многое другое.

Конфуций сказал: «Путь в тысячу миль начинается с первого шага». Давайте не будем бояться сделать этот шаг.

_________________________

1 Проект опубликован в сборнике: Инновационная деятельность библиотек образовательных учреждений : материалы из опыта работы / РАО. Гос. науч. пед. б-ка им. К.Д.Ушинского; Сост. Е.М. Зуева. – М., 2004. – 105 с. а также в 2004 г. выставлен на сайте Библиотекарь.ru Федерации Интернет-образования (http://librarian.fio.ru/ index.php?c =1755).