Новые технологии
Елизавета Рогозина
Глаза боятся, а руки делают
Возможности новых информационных технологий
|
Елизавета Борисовна
Рогозина
зав. библиотекой школы № 7
г. Омск |
Начало
Наша библиотека, как и школа,
существует с 1967 года. Я работаю в ней 9 лет. Шесть
лет назад мы открыли читальный зал, а в 2001 году
администрация школы нашла возможность выделить
для библиотеки компьютер. Примерно в это же время
ГПНТБ России (г. Москва) через газету «Библиотека
в школе» предложила желающим бесплатно
библиотечную систему ИРБИС, чем мы и
воспользовались. И вот уже 4 года в нашей
библиотеке ведется и используется электронный
каталог. С установкой «МАРКа» работа
продолжилась.
Помню, как медленно я вводила в каталог
данные первой книги. С компьютером не умела
обращаться, даже пыль боялась с него вытереть.
Первое время забывала сохранять введенные
данные, приходилось начинать все сначала. Но
потихоньку освоилась. Глаза боятся, а руки
делают! Теперь на ввод сведений о книге уходит 2–3
минуты, не больше, чем на заполнение каталожной
карточки.
Картотека в компьютере
Одновременно я освоила небольшую, но
такую замечательную программу Windows Cardfile –
электронную картотеку. Сейчас у нас уже созданы и
постоянно используются 14 электронных картотек:
«Все обо всем», «Цитаты. Афоризмы»,
«Законодательство РФ», «Малышам о художниках»,
«Малышам о писателях», «Репродукции»,
«Иконопись» и др. В картотеке «Репродукции»,
например, уже более тысячи карточек. Как видно на
рис. 1, виртуальная картотека на экране выглядит
как настоящая и структурируется по алфавиту
заголовков.
Составлять картотеки помогают,
конечно, дети. Даже пятиклассник осваивает эту
работу за несколько минут. Карточка (см. рис. 2)
состоит из двух частей: заголовка и «тела»
карточки. В картотеке «Репродукции», например, мы
в заголовке указываем название картины, так как
читатель чаще всего помнит (хотя бы
приблизительно) именно его. В «теле» карточки –
автора и источник. Если включаем в картотеку
репродукции из одного и того же издания, то
карточку просто дублируем, изменяя лишь фамилию
автора и номер страницы. На заполнение одной
карточки уходит 1–2 минуты. При дублировании и
того меньше. С электронной картотекой работать
очень просто и удобно. Поиск нужной карточки
возможен по заголовку и по любому слову в «теле»
карточки (по фамилии художника, фамилии автора,
названию источника и т.д.). Многие библиотекари
Омска уже используют эту программу.
Рис. 1
Сайты, презентации, уроки
В 2003 году мы разработали и защитили
проект развития библиотеки
«Информационно-библиотечный центр», сейчас идет
его реализация1.
Проект предусматривает широкое
использование современных источников
информации – образовательных компакт-дисков и
ресурсов сети Интернет. Пока библиотека не имеет
выхода в Интернет, но в самое ближайшее время
Интернет у нас будет. Но и сейчас мы уже
накапливаем и используем информацию, «добытую»
из Интернета. В сеть выхожу с домашнего
компьютера, информацию приношу в библиотеку и
«раскладываю» по папочкам.
Материалы (полнотекстовые!)
классифицируются в соответствии с ББК. Отдел 74
представлен довольно подробно: программы,
документы МО РФ, история педагогики,
педтехнологии, воспитательная работа (по
направлениям), методика преподавания (по
предметам). Папка уже сейчас довольно увесистая
– 1,2 Гб. Идет работа над созданием аннотированной
картотеки специализированных Интернет-сайтов
для учителей.
Одновременно с разработкой проекта я
окончила курсы по созданию мультимедийных
презентаций. Осенью 2003 года мы создали первую
презентацию «Поэтические индивидуальности
Серебряного века», затем «Строение и функции
органоидов клетки», «Государственные символы
России», которые используются при проведении
уроков. Так с подачи «библиотеки в школе» начато
использование компьютера на уроке. А сейчас уже 14
учителей прошли обучение на курсах и научились
сами создавать презентации. Используем
компьютерные презентации и на занятиях по
формированию информационной культуры, например,
«Строение книги», «Творчество
художников-иллюстраторов», «Информация вокруг
нас» и др.
Рис. 2
И этим возможности использования
информационных технологий в школе и библиотеке
не ограничиваются. В активе – использование
Интернета на уроках, электронная почта, участие в
телекоммуникационных проектах, олимпиадах,
чатах и форумах, использование электронных
библиотек, интернет-изданий, например,
электронных журналов «Педсовет по средам»,
«Медиацентр Кирилла и Мефодия» и многое другое.
Конфуций сказал: «Путь в тысячу миль
начинается с первого шага». Давайте не будем
бояться сделать этот шаг.
_________________________
1 Проект опубликован в
сборнике: Инновационная деятельность
библиотек образовательных учреждений :
материалы из опыта работы / РАО. Гос. науч. пед.
б-ка им. К.Д.Ушинского; Сост. Е.М. Зуева. – М., 2004. –
105 с. а также в 2004 г. выставлен на сайте
Библиотекарь.ru Федерации Интернет-образования
(http://librarian.fio.ru/ index.php?c =1755). |