Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Подробности
Анна Пишкова
Учиться, учиться и… работать
О Городской школе молодого библиотекаря
|
Анна Владимировна Пишкова
методист отдела учебно-
методического обеспечения Управления
образования администрации
г. Омска |
В школьные библиотеки приходят
работать не только люди со специальным
библиотечным образованием. Cейчас в нашем городе
10% библиотечных работников имеют образование, не
связанное с библиотечным делом и педагогикой.
Новый сотрудник, не знакомый с особенностями
работы в школьной библиотеке, зачастую
испытывает затруднения. Это касается и
планирования работы библиотеки, и учета и
комплектования библиотечного фонда, и многих
других процессов.
В 2002 году мы организовали «Городскую
школу молодого библиотекаря». «Молодой
библиотекарь» – понятие в данном случае
абстрактное. Сюда относятся работники не только
не имеющие опыта работы или опыт работы от 1
недели до 3-х лет, но и библиотечные работники,
пришедшие из системы массовых или ведомственных
библиотек, и педагоги, не имеющие опыта работы в
школьной библиотеке.
Организуя школу, мы ставили перед
собой основную цель – помочь вновь назначенному
библиотечному работнику в освоении библиотечной
профессии, научить азам библиотечной работы,
показать специфику работы в школьной библиотеке,
научить создавать собственные локальные акты,
регламентирующие деятельность библиотеки,
осуществлять учет основного и учебного фондов,
планирование и многое другое.
Городская школа работает в течение
всего учебного года. Проводится 1–2 занятия в
месяц в зависимости от тематики.
Мы используем различные формы работы
– теоретические семинары, семинары из опыта
работы, практические занятия,
организационно-деятельностные игры, тренинги,
индивидуальные консультации. Занятия проводятся
как на базе библиотек муниципальных
образовательных учреждений, так и в библиотеке
Централизованной системы муниципальных
библиотек г. Омска (ЦСМБ) – Центральной городской
библиотеке им. В.И.Ленина. С ЦГБ давно налажены
партнерские отношения, и библиотечные
специалисты проводят семинары и консультации
для вновь назначенных библиотекарей в рамках
Городской школы.
Планируя работу нашей школы, мы
учитываем основные проблемы, которые выявляются
при диагностике запросов слушателей на первых
неделях работы, а также современные тенденции в
развитии библиотечного дела. План работы школы
выглядит так:
План работы
Городской школы молодого библиотекаря на 200 /200 учебный год
Мероприятие |
Тема |
Дата, место и время проведения |
Ответственный |
Организационное собрание |
Диагностика запросов
слушателей |
17.09.03, каб. 213, 1000 |
|
Семинар из опыта работы зав.
библиотекой шк. № 44 |
Работа с учебным фондом:
Формирование заказа на учебники и учебные
пособия - взаимодействие библиотекаря и
заместителя директора |
13.11.02, шк. 44, 1000 |
|
Семинар из опыта работы зав.
библиотекой шк. № 108 |
Организация массовой работы с
читателями (4 кл.): час этикета «Kто хочет стать
Вежей?» |
14.03.03, шк. 108, 1200 |
|
Cеминар |
Наглядная работа библиотеки:
Организация и оформление выставок |
10.12.03, ЦГБ им. В.И. Ленина, 1000 |
|
Мероприятие вновь назначенных
библиотекарей |
Организация массовой работы с
читателями (1-4 кл.): парад литературных героев
«Cказки зарубежных стран» |
23.04.03, шк. 106 |
|
и т.д. |
|
|
|
Первое занятие посвящается
нормативно-правовой базе, регламентирующей
деятельность библиотеки. Зачастую локальные
акты являются точной копией типовых документов и
не отражают специфики деятельности конкретной
библиотеки образовательного учреждения. На этом
занятии мы учим библиотекарей создавать
собственные локальные акты, на основе
действующего законодательства Российской
Федерации, современных тенденций развития
библиотечного дела и образования, основных
целей, задач и направления деятельности
образовательного учреждения.
Второе занятие – учет библиотечного
фонда. Это одна из самых острых проблем в
практике библиотечного работника. Деление
библиотечного фонда на основной и учебный
предполагает особые формы учетной документации.
И зачастую это повергает «молодых»
библиотекарей в растерянность. Занятие
проводится в форме теоретических и практических
семинаров. Рассматриваются все формы учетной
документации, правила их ведения. Библиотекари
имеют возможность познакомиться с учетной
документацией школьной библиотеки и закрепить
полученные знания на практике – попробовать
заполнить акт, инвентарную книгу, книгу
суммарного учета и т.д.
На занятии по созданию и ведению
справочно-библиографического аппарата
рассматривается структура каталогов и картотек,
основные требования к составлению
библиографического описания документов. В конце
занятия каждый библиотекарь составляет
библиографическое описание книги и
аналитическое описание статьи или главы из
предложенного издания.
Одно из занятий посвящено методике
составления библиографических пособий малых
форм – списков литературы, обзоров, планов
чтения, дайджест-листов. В качестве домашнего
задания библиотекарям предлагается составить
библиографическое пособие по профессиональной
тематике (учет библиотечного фонда, планирование
и отчетность библиотеки, организация СБА
библиотеки и др.) и закрепить полученные навыки
библиографического описания документов. К тому
же, оно преследует еще несколько целей –
самообразование, повышение профессиональной
компетентности, проверка умения ориентироваться
в информационном потоке и работать с различными
источниками информации.
Библиотечный фонд требует не только
учета, но и раскрытия. В форме семинара опытные
библиотекари раскрывают перед «молодыми»
секреты создания и оформления выставок и
представляют их макеты. Все библиотекари,
независимо от опыта, делятся своими навыками
оформления книжных выставок различных форм.
Занятие по массовой работе проходит
также в форме семинара из опыта работы.
Библиотекарей приглашают на открытое массовое
мероприятие – литературно-музыкальную гостиную,
викторину, брейн-ринг и т.д.
В 2003 году на базе нашей школы была
организована микрогруппа начинающих
библиотекарей, желающих продемонстрировать
полученные знания на практике. В течение месяца с
ними дополнительно проводились консультации по
организации и проведению массового мероприятия:
выбор темы, определение читательского и целевого
назначения, формы проведения, был составлен
сценарий, проведены репетиции. Библиотекари
учились не только азам массовой работы, но и
координации своей деятельности друг с другом. И
вот на суд своих коллег, таких же начинающих
библиотекарей, было представлено массовое
мероприятие.
Зачастую начинающие библиотекари
обладают лишь первичными навыками работы с
компьютером. Городская школа поставила перед
собой задачу представить возможности
использования информационных технологий в
библиотечной деятельности на примере опыта
работы коллег-библиотекарей:
· расширение спектра предоставляемых
библиотечных услуг;
· создание собственных баз и банков
данных, электронного каталога и картотек;
· формирование фонда медиаресурсов;
· автоматизацию простейших
библиотечных процессов;
· увеличение возможностей обучения
основам библиотечно-библиографических знаний;
· участие в различных открытых
семинарах, конференциях, межшкольных,
межрегиональных, международных проектах на
просторах информационного пространства и многое
другое.
Другая задача – не просто показать
возможности информационных технологий, но и
стимулировать их применение в практике
слушателей.
Известно, что бюджетное
финансирование школьных библиотек
незначительно. Актуальной проблемой для
библиотек стал поиск источников внебюджетного
финансирования. Несколько занятий школы
посвящено фандрайзингу. Основная форма –
семинары из опыта работы. Одно из занятий
отведено взаимодействию с благотворительными
фондами, осуществляющими поддержку
культурно-образовательных учреждений в виде
грантов. Основное внимание уделялось написанию
заявки на грант и структуре программы проекта
для участия в конкурсе на его получение. Учились
оформлять титульный лист, формулировать
актуальность темы и проблемный анализ, цели и
задачи проекта, предполагаемые изменения,
действия, прописывать систему управления,
критерии оценки результатов проекта.
На занятиях по платным услугам,
осуществляемым в школьных библиотеках,
рассматривался механизм организации
деятельности по их оказанию, начиная с устава
муниципального образовательного учреждения,
перечня платных услуг учреждения и заканчивая
образцами документов по оказанию платных услуг и
трудностями, с которыми столкнется библиотечный
работник.
В нашей школе проводится
организационно-деятельностная игра «Миссия
школьной библиотеки». Все обучающиеся делятся на
две группы, каждая из которых выстраивает свою
модель библиотеки, как неотъемлемой части школы,
учебно-воспитательного процесса, субъектов и
объектов – внешних и внутренних факторов. В
основу модели библиотеки положены три основные
цели образовательного учреждения: развивающая,
воспитательная и обучающая. В итоге –
деятельность школьной библиотеки разложена на
составляющие: создание стимулов, привитие
нравственных ценностей и передача теоретических
знаний. Рассматривалось взаимодействие
библиотеки с педагогическим коллективом,
администрацией, учащимися, родителями в рамках
учебно-воспитательного процесса. В результате
библиотекари выстроили модель учащегося –
пользователя школьной библиотеки, обладающего
умением самостоятельно работать с источниками
информации, со своей гражданской позицией,
нравственностью, патриотизмом,
коммуникабельностью, умением «входить» в
контакт, осознающего себя человеком, уверенным в
себе. Участники игры в итоге выходят с осознанием
того, что библиотека – мозговой центр школы.
А для того, чтобы наши взрослые ученики
не чувствовали себя скованными, активно
участвовали в обучении, одно из первых занятий
проводилось в форме психологического тренинга
«Основы коммуникативного взаимодействия» на
базе Городской психологической службы. Тренинг
проводили опытные психологи, используя
различные методы вовлечения учащихся в общение
друг с другом в непринужденной обстановке.
Библиотекари учились отвечать на заданные
вопросы, активно участвовать в играх.
Естественно, Городская школа не была
бы так востребована, если бы не отвечала на
запросы обучающихся. Многие коллеги,
познакомившиеся на ее занятиях, теперь
поддерживают связь между собой.
В течение нескольких лет на базе
Городской школы обучились 42 библиотекаря. Работа
школы продолжается. Надеемся, опыт Городской
школы молодого библиотекаря поможет методистам
других регионов в обучении начинающих
библиотекарей.
Публикация статьи произведена при поддержке консалтинговой компании «Поллукс». Посетив интернет проект компании «Поллукс», располагающийся по адресу http://pollux.ru/, Вы найдете удобный сервис, который позволит получить налоговый вычет на обучение. Опытные специалисты компании «Поллукс» в самые краткие сроки составят декларацию 3-НДФЛ, и тут же предоставят её Вам в режиме онлайн. Благодаря услугам компании «Поллукс», Вы сможете оформить все документы, необходимые для возврата части потраченных на обучение средств, не покидая кресла за Вашим компьютером.
|