Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Работа с читателями

Игорь Загашев

Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке

План лекций по курсу

№ газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Основы организации профориентационной работы в школе. Этапы профессионального самосознания. Возрастно-психологические особенности профориентационной работы. Структура профориентационного центра на базе школьной библиотеки

18

Лекция 2. «День карьеры» – форма профориентационной работы в начальной школе. Структура профориентационного занятия в начальной школе. Принципы анализа занятия. Примеры из практики

19

Лекция 3. «Я и мир профессий» – форма профориентационной работы для учащихся 5–8-х классов. Структура профориентационного занятия в 5–8-х классах. Принципы анализа занятия. Примеры из практики. Kонтрольная работа № 1 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 ноября 2005 г.)

20

Лекция 4. Структура профориентационного занятия в старших классах. Ведущие профессиональные мотивы. Важность осознания ведущих профессиональных мотивов. Методика «Мое профессиональное будущее»

21

Лекция 5. Личностные и биографические факторы выбора профессии. «Мифы» профессионального самоопределения. Методика «7 W». Биографические факторы выбора профессии. Методика «Профессиональная автобиография». Kонтрольная работа № 2 (срок отправки по почтовому штемпелю – до 15 декабря 2005 г.)

22

Лекция 6. Анатомия профессии: схема описания профессии. Практикум по анализу периодики. Методика «Вакансия». Методика «Профессиограмма»

23

Лекция 7. Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей. Методика «Вселенная Я». Взаимосвязь между личными целями и профессиональными целями

24

Лекция 8. Портфолио будущего профессионала. Организация рефлексии по результатам профориентационных занятий. Оценка готовности к профессиональному выбору. Итоговая работа (срок отправки по почтовому штемпелю – до 28 февраля 2006 г.)

 

Лекция 7. Профессиональные ценности

Методика ранжирования профессиональных ценностей. Методика «Вселенная Я» Взаимосвязь между личными и профессиональными целями

Вступление

Мы уже не раз говорили в предыдущих лекциях о необходимости рассмотрения профессионального самоопределения как инструмента личностного развития. Важно понимать, что мир профессий является той средой, взаимодействуя с которой человек приобретает определенные личностные качества, формирует определенные мотивы и ценности, ставит перед собой жизненные цели. Хочется еще раз напомнить, что используемый некоторыми коллегами подход, в русле которого профессиональное самоопределение рассматривается как процедура качественной «подгонки» характеристик старшеклассника
к определенной профессиональной среде с учетом требований рынка, не придает значения роли профориентации в развитии личности ученика, ее роли в решении им проблем своего возрастного кризиса.

Как известно из учебников по возрастной психологии, подростково-юношеский кризис заключается в активном поиске средств для успешного овладения новой взрослой реальностью. Одним из таких средств является профессиональное самоопределение. Как писал Е.А.Климов, нужно рассматривать профессиональное самоопределение в том числе и как «реакцию на кризисную ситуацию».

Данная лекция посвящена ценностному аспекту профессионального самоопределения, его воспитательному потенциалу. Мы ответим на вопросы: «Как ценности человека обусловливают выбор профессии?», «Что нужно знать старшекласснику о ценностях, чтобы сделать свой профессиональный выбор более осмысленным?» и «Как провести профориентационные занятия, направленные на осмысление старшеклассниками своих профессиональных ценностей?»

Несколько слов
о профессиональных ценностях

Под ценностями в психологии обычно понимают какие-либо материальные и идеальные объекты: идеи, деятельность, поведение, эмоции, моральные и этические установки и т.д., на основе которых человек принимает решения, оценивает происходящее. Например, для кого-то являются ценностью путешествия, знакомство с другими странами, культурами. Если эта ценность является доминирующей, то при выборе профессии человек будет учитывать именно ее. Но если эта же ценность для кого-то является антиценностью, то есть, если он больше всего ценит оседлость, работу на одном месте, то частые разъезды могут ввести человека в состояние внутреннего конфликта. Или, возьмем такую ценность как «общение с людьми». Эта ценность может способствовать профессиональному самоопределению учителя, педагога-организатора, но мешать реализовывать себя, например, в профессии бухгалтера. Тем не менее, важно учитывать, что профессия может изменить некоторые ценности человека и создать новые, которых не было раньше.

Итак, первый параметр ценностистепень ее доминирования. Доминирующие ценности оказывают решающее значение во время карьерных решений, в ситуации профессионального выбора. Но если существующая профессиональная ценность уходит со временем на второй план, становится менее важной, – меняется и отношение к профессии.

Второй параметр – это ее знак, – положительный или отрицательный. Есть ценности, которые в определенной ситуации могут оказывать на выполнение работы отрицательное, негативное влияние. Например, ценность общения, разносторонних контактов для большинства банковских служащих может быть антиценностью, так как специфика работы не предполагает излишних разговоров на рабочем месте.

Третий параметр ценностиее осознанность. Например, человек, который не имел опыта постоянных разъездов, командировок, может испытывать желание поработать в туристической сфере, насмотревшись фильмов, послушав разговоры взрослых или полистав рекламные проспекты. Но эту ценность, чаще всего, нельзя назвать осознанной, так как у этого человека не было соответствующего опыта, он не знает, как выглядит эта ценность, как она реально проявляется в жизни, хотя и может говорить о том, что любит путешествовать (имея в виду свой опыт одной-двух поездок в год).

Четвертый параметр ценности – ее изменчивость. Дело в том, что для многих молодых людей характерна частая смена ценностных ориентаций, поскольку система ценностей еще только формируется. Психолог Курт Левин ввел такое понятие как «квазипотребность», то есть, потребность, проявляющая себя только в определенной ситуации. Это понятие очень подходит и для многих молодых людей. У них мы можем наблюдать так называемые «квазиценности» – это ценности, которые появляются под влиянием определенного момента, разговора, фильма. Естественно, что если человек осуществляет свой выбор на основе изменчивой ценности, то и его выбор может быть неустойчивым, изменчивым.

Итак, профессиональные ценности – это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости.

Ценности детей и подростков

Детские и подростковые ценности целиком обусловлены возрастными особенностями учащихся. Например, если подростки развиваются благодаря общению со сверстниками, личностному взаимодействию с ними, то для них, разумеется, ценностями являются «общение», «компания», «совместное с друзьями проведение времени», «уважение к личности» (вспомним классическое: «Счастье – это когда тебя понимают!»).

Когда же подростки начинают переходить в юношеский возраст (в 16 лет) большее значение приобретают ценности профессионального и интимно-личностного плана: «любовь», «уверенность в себе», «хорошо устроиться в жизни» и т.д. И старшеклассники их осознают, но еще не достаточно осмысливают и испытывают сложности в определении приоритетов. Конфликт ценностей в этом возрасте как раз связан не столько с реальным противоречием, сколько с неумением определять, что именно является ценным в данный момент.

Как мы уже не раз говорили, профориентационные занятия в нашем курсе носят, прежде всего, личностно ориентированную направленность, – в том числе, на развитие умения выбирать приоритеты, основываясь на ценностях. С одним из таких занятий мы бы и хотели вас сейчас познакомить.

Занятие по теме «Профессиональные ценности. Методика ранжирования профессиональных ценностей»

Аудитория: 9–11-е классы.

Цели:

· Развивающая: осознание учащимися ценностного аспекта профессионального выбора.

· Обучающая: расширение представлений учащихся о роли ценностей в выборе профессии.

· Воспитательная: развитие навыков самоанализа в сфере личностных ценностей.

Задачи:

· рассказать о профессиональных ценностях;

· познакомить с понятием «ценностного конфликта» в ситуации профессионального самоопределения;

· провести практикум по ранжированию профессиональных ценностей;

· проанализировать результаты оценки профессиональных ценностей.

Ход занятия

1-й шаг. Установление контакта с учащимися. Одна из возможных игр – «Магазин ценностей». Преподаватель просит учащихся на небольших листках бумаги составить список своих положительных качеств. Затем педагог записывает на доске (или прикрепляет карточки) ряд возможных профессиональных ценностей, например, «пунктуальность», «работа с техникой», «работа в коллективе» и др. Учащимся нужно подумать и решить, какая из представленных на доске профессиональных ценностей ему свойственна и каким качеством (наименее нужным для выполнения профессиональных обязанностей) он (она) готов «пожертвовать» ради нее. Например, если учащийся хочет стать инженером-электромехаником, то он может обменять свое качество «любовь к природе» на ценность «работа с механизмами». Общее время игры: 5–7 минут.

2-й шаг. Введение в тему. Мини-лекция «Ценности человека и выбор профессии». Преподаватель рассказывает о роли ценностей в выборе профессии, о сущности данного понятия (см. материал выше) с использованием примеров из литературных источников и периодики (основные определения – под запись). (Около 10 минут).

3-й шаг. Практическое задание. Сейчас, чтобы лучше усвоить этот материал, понять значение профессиональных ценностей в выборе профессии, мы выполним несложное задание. Пожалуйста, поработайте в парах и приведите примеры 5–6 профессиональных ценностей. Внимательно прочтите определение перед тем, как выполнять задание. Записывайте ценности в столбик. Учащиеся составляют список, а ведущий проходит по рядам и помогает в выполнении задания.

Спустя некоторое время пары выборочно (а, может быть, и все – все зависит от количества учеников в классе) зачитывают свои списки, а преподаватель задает уточняющие вопросы, комментирует ответы.

Теперь каждую профессиональную ценность необходимо будет соотнести с какой-то профессией следующим образом. Напротив каждой ценности Вам необходимо написать две профессии: для первой данная ценность является доминирующей, а для второй – антиценностью. Например, ценность «высокая заработная плата» является доминирующей для профессии «предприниматель», а для профессии педагога – антиценностью. Если предприниматель не стремится к увеличению прибыли, то сущность его деятельности теряется. Если же педагог слишком большое значение придает постоянному увеличению зарплаты, то он попадает в ситуацию перманентного внутреннего конфликта, переживает конфликт ценностей. Итак, приступаем к выполнению.

Ниже приводим пример работы учащихся.

Профессия

Ценность / антиценность

1. Менеджер

1. Ценность: «личная ответственность». Антиценность: «спокойная работа, без напряжения»

2. Учитель

2. Ценность: «Работа с людьми». Антиценность: «Индивидуальная работа»

Заслушиваем выборочно ответы, обсуждаем, корректируем те высказывания, которые не связаны с профессиограммой выбранной учащимся профессии.

4-й шаг. Оценка результатов работы. Теперь настала пора оценить наши профессиональные ценности. Что же ценно в профессии для нас? Если мы это поймем сейчас, то сможем избежать излишних конфликтов с самими собой в ситуации профессионального выбора. Выдаем каждому учащемуся перечень профессиональных ценностей (см. внизу), зачитываем инструкцию.

Инструкция. Запишите ту профессию, которую вы выбрали на данный момент.

Укажите, какие из приведенных в данном списке профессиональных ценностей при выборе профессии могут оказаться наиболее значимыми для Вас.

Выберите из приведенного списка 5 наиболее привлекательных и 5 наименее привлекательных ценностей.

Перечень профессиональных ценностей

1. Необычность, нестандартность условий труда.

2. Ненавязываемый темп деятельности.

3. Комфортность условий труда.

4. Безопасность труда.

5. Работа с элементами риска.

6. Работа, связанная с передвижениями на рабочем месте (внутри здания).

7. Работа, связанная с частыми разъездами.

8. Альтруистический, гуманистический характер труда.

9. Живость, разнообразие труда.

10. Творческий характер труда.

11. Индивидуальная работа.

12. Сложная работа, требующая высокой квалификации и длительной профессиональной подготовки.

13. Работа простая, не требующая высокой квалификации и длительной профессиональной подготовки.

14. Четко расписанный трудовой процесс.

15. Престижность профессии.

16. Возможность выбора места работы близко к дому.

17. Красивая форменная одежда.

18. Высокая оплата труда.

19. Наличие льгот.

20. Работа в постоянном коллективе.

21. Работа в однополом коллективе.

22. Работа в разнополом коллективе.

23. Возможность ограничения общения с коллективом.

24. Работа, предполагающая общение с широким и меняющимся кругом лиц.

25. Возможность завязывания деловых знакомств и дополнительного заработка.

5-й шаг. Обсуждение выборочно и индивидуально. Особо уделяем внимание зоне конфликта. Например, учащийся выбрал профессию психолога, а для него важна высокая заработная плата – это зона возможного ценностного конфликта. Или будущий педагог-организатор выбрал в качестве самой незначимой ценность «возможность ограничения работы с коллективом». Это также может оказаться зоной возможного конфликта на ценностном уровне. Но, напоминаем, при условии сильной мотивации к овладению профессией некоторые ценности могут измениться (приводим примеры из литературных или периодических источников).

6-й шаг. Мини-эссе (небольшая письменная работа – на 0,5–1 страницу) на тему «Мои профессиональные ценности». Педагог просит учащихся использовать в эссе как можно больше терминов, изученных на занятии и выразить свое отношение к проблеме соотнесения существующих профессиональных ценностей и реалий той или иной профессии.

7-й шаг. Презентация работ. Выступления некоторых учащихся заслушиваются перед всем классом.

Это занятие позволит учащимся осмыслить свои ценности и сопоставить их с требованиями профессии.

Личные и профессиональные цели

Новое явление в подростковом и юношеском возрасте – возникновение так называемой жизненной перспективы. Учащиеся уделяют больше времени планированию будущего, обсуждению его со сверстниками, учителями и родителями. Таким путем у них формируются личные цели – жизненные и специфичные цели – профессиональные.

Под целью обычно понимают идеальный образ результата деятельности, но у подростков и у большинства старшеклассников эта цель не совсем связана с результатом, а, скорее, представляет собой образ желаемого процесса: «Как я буду отдыхать, когда заработаю много денег!». Так или иначе, но существующие профессиональные цели у школьников являются отражением – иногда значительно искаженным – целей личных. Поэтому очень важно помогать школьникам осознавать разницу между временными личными целями и целями профессиональными.

Следующее занятие как раз направленно на организацию осмысления учащимися взаимосвязи между личными и профессиональными целями.

Важно понимать, что личность, во многом, определяется системой ценностных ориентаций, определенных приоритетов. В этой системе место профессиональных целей может быть как доминирующим, так и находиться в тени. Если профессиональные цели совсем не актуализированы, то профессиональный выбор человека определяется другими целями, не связанными с профессией. Именно поэтому в профориентационной работе в целом и при проведении актуализирующих профориентационных занятий в частности, необходимо вовлекать оптантов в анализ структуры своих целей.

Занятие по теме
«Личные и профессиональные цели»

Аудитория: 9–11-е классы.

Цели:

· Развивающая: самостоятельное соотнесение личных и профессиональных целей.

· Обучающая: формирование представлений о роли личных целей в профессиональном самоопределении.

· Воспитательная: развитие навыков самоанализа в процессе профессионального самоопределения.

Задачи:

· рассказать учащимся о связи профессиональных ценностей и целей с личностными целями и ценностями;

· провести методику «Вселенная Я» (модификация методики Н.Е.Водопьяновой, Н.В.Лик) с целью оценки учащихся роли профессиональных целей.

Ход занятия

1-й шаг. Установление контакта. Игра в «Профессии» (по типу в «Города»). На последнюю букву профессии необходимо назвать другую профессию. Повторять нельзя. Кто долго думает, тот выбывает. Например, «Психолог – газосварщик – крупье – егерь – ремонтник – крановщик – курьер – рекламный агент – токарь – редактор – риэлтер – рок-критик и т.д.)». Также можно провести упражнение «Ребус профессии» или «Шифрограмма профессии». Работа проходит в парах или малых группах. На листке бумаги изображается ребус определенной профессии. Потом все – угадывают.

2-й шаг. Мини-лекция (5–7 минут) на тему «Личные и профессиональные цели и ценности». Основная идея мини-лекции – успешность профессионального выбора зависит от того, насколько ваши профессиональные цели включены в систему ваших личностных целей.

3-й шаг. Практическая работа. Итак, сейчас мы проведем работу, позволяющую нам выяснить, насколько то, что ценно для вас, связано с вашим профессиональным выбором. Возьмите, пожалуйста, чистый лист формата А4 (или двойной тетрадный листок) и запишите в столбик список своих жизненных целей. Это может быть все, что угодно – от материальных ценностей, до семейных, духовных целей. Это может быть какой-то вид проведения досуга или учебной деятельности, а может – определенное психологическое состояние (радость, задумчивость и др.). Также какие-то цели из этого списка могут быть важны для вас сейчас, а какие-то, как вы считаете, будут важны в будущем. В общем, составьте список из всего того, что имеет (или будет иметь) для вас значение.

Учащиеся составляют список. Преподаватель проходит по рядам, помогает, отвечает на возникающие вопросы. (5–10 минут).

Теперь переверните лист и на чистой стороне в центре нарисуйте небольшую окружность (около 1–2 см в диаметре). Это – символическое изображение вашего мира. Представьте, что вы – в центре солнечной системы, то есть, вы и есть это солнце. Подпишите – «Я».

Итак, если вы – в центре, то остальные планеты вращаются вокруг вас. Нарисуйте 5–6 орбит (эллипсов), по которым вокруг вас перемещаются другие планеты. Не мельчите, нарисуйте на весь лист! Ну, а теперь расположите другие «планеты», то есть, те важные вещи, которые вы расположили в списке, по этим орбитам. Чем важнее для вас пункт, тем ближе к вам он должен быть расположен. И, соответственно, чем дальше от вас он расположен, тем, по всей видимости, он менее важен для вас. Планеты обозначайте номерами из списка (или сокращенно их подписывайте). Это занимает 5–10 минут. Некоторым учащимся сложно выбрать что-то одно, и они размещают «планеты» на одной орбите. Преподавателю на данном этапе важно вовремя это заметить, вступить в диалог и помочь выбрать приоритеты.

4-й шаг. Обсуждение. Вы все успешно выполнили это задание и давайте поделимся друг с другом его результатами. Какие ценности у вас разместились на первых двух орбитах? Преподаватель обсуждает результаты с 3–4 учащимися. Задает уточняющие вопросы. Например, «Вы выбрали в качестве важных целей “общение”. Что вы имели в виду?» В результате таких уточнений учащиеся могут конкретизировать свои представления, разбить одну цель на 2–3, а затем – разместить их на «орбитах». На примере 3–4 человек остальные также должны уточнить некоторые свои «планеты». 5–10 минут.

5-й шаг. Обработка результатов. Она состоит из двух частей: качественной и количественной. Сначала вы просите учащихся посчитать количество «планет» в первых двух орбитах. А затем – количество целей, имеющих профессиональное значение. К таким целям могут относиться: «достижение уважения на работе», «карьера», «профессиональный рост», «интересная работа», «работа с детьми», «психология», «химия» и т.д.

Почему очень важно уточнять? Например, кто-то написал «общение с разными людьми» в одну из первоочередных целей. Если этот учащийся предполагает работать в сфере PR или педагогики, то для него эта цель может быть отнесена в число профессионально важных. В других случаях – нет.

Итак, по итогам качественной обработки мы определяем уровни значимости профессиональной сферы для данного человека. Если на 1–2-м уровнях вообще нет ни одной цели, которые можно было бы отнести к профессиональной сфере, то это, скорее всего, говорит о социальной незрелости. Таким учащимся можно порекомендовать изучение различных биографий, чтобы понять роль профессиональной реализации. Также способствует самоактуализации составление учащимся генеалогического древа своей семьи, сосредоточившись на профессиях предков. Если есть возможности, то пользу приносит ассистирование кому-нибудь в какой-то производственной сфере. Чем большее количество профессий – сможет попробовать учащийся, тем более ценным для него станет профессиональная самореализация.

Если на 1–2-м уровнях больше половины «планет» обозначают цели или ценности, связанные с профессиональной самореализацией, то это говорит о сформированной профессиональной позиции. Такие люди, как правило, быстрее осваивают профессиональное мастерство, меньше тратят времени на выбор профессии.

Промежуточный вариант (меньше половины «планет») говорит о ситуативном соотношении личных и профессиональных целей и ценностей. С этими учащимися необходимо провести уточняющую беседу: что именно скрывается за их личными и профессиональными предпочтениями? Достаточно часто учащиеся вносят во «Вселенную» штампы, за которыми порой ничего не стоит. Например: «Хорошая работа». Вроде бы параметр связан с профессиональной деятельностью, а начинаешь уточнять – ни с какой конкретной работой или даже направлением деятельности характеристика не связана. Учащийся говорит что-то вроде: «Ну, там где много платят?» «А что бы вы предпочли делать?» «Ну, не знаю, еще не думал». В этом случае будет ошибкой отнесение указанного параметра к числу профессиональных.

Второй параметр – количественный. Рассчитываем сумму всех планет, делим ее на количество «планет», имеющих отношение к профессиональной среде, и, наконец, умножаем полученный результат на 100. Таким образом, мы высчитываем процентное отношение профессиональных целей и ценностей – к их общему числу. Если результат составляет более 30 %, то это говорит о сформированном профессиональном самосознании. У остальных – с разной степенью выраженности – в период профессионального выбора и профессионального обучения может наблюдаться внутренний конфликт. Причина этого конфликта – перевес ценностей, не связанных с профессией. Это явление в психологии называется «когнитивным диссонансом» – рассогласование между тем, что хочется воспринимать и тем, что на самом деле воспринимаешь.

Лист с «Вселенной Я», как и другие работы учащихся, может быть занесен в портфолио (тема создания портфолио будет рассмотрена в лекции 8).

В заключении учащимся предлагается высказать свое мнение о том, что они считают нужным изменить в своем отношении к будущей работе. Если кто-то скажет: «Ничего не хочу менять», можно спросить о том, что именно для этого учащегося означает само понятие «профессиональная деятельность».

Итак, подростковый возраст и возраст ранней юности характеризуются большим интересом школьников к своим ценностям и жизненным целям. В этом возрасте учащиеся формируют свою жизненную перспективу, свою систему ценностей. И помочь им в этом могут профориентационные занятия, некоторые из которых мы обсудили в этой лекции.

Вопросы для самопроверки
и размышления

1. Какие источники – из тех, что находятся в фондах вашей библиотеки, – лучше всего подходят для знакомства старшеклассников с ролью ценностей в ситуации профессионального выбора? Как ценности способствуют (или мешают) профессиональной самореализации?

2. По материалам периодики составьте пакет (8–10) жизненных ситуаций, иллюстрирующих роль ценностей в профессиональном развитии человека. Подумайте, каким образом можно использовать этот пакет в профориентационной работе со старшеклассниками.

3. Подберите источники, в которых отражена проблема рассогласования личных и профессиональных целей. Попробуйте использовать эти источники в одном из профориентационных занятий.

Рекомендуемая литература

1. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.

2. Профессиональная ориентация в библиотеках, обслуживающих детей и подростков / Сост. Г.Р. Армадеров, Т. В. Морозкина. – М. : ГРДБ РСФСР, 1988. – 35 с.

3. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С.Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2001. – 48 с.