|
|||||||||||||||||||||||||
Заслушиваем выборочно ответы, обсуждаем, корректируем те высказывания, которые не связаны с профессиограммой выбранной учащимся профессии. 4-й шаг. Оценка результатов работы. Теперь настала пора оценить наши профессиональные ценности. Что же ценно в профессии для нас? Если мы это поймем сейчас, то сможем избежать излишних конфликтов с самими собой в ситуации профессионального выбора. Выдаем каждому учащемуся перечень профессиональных ценностей (см. внизу), зачитываем инструкцию. Инструкция. Запишите ту профессию, которую вы выбрали на данный момент. Укажите, какие из приведенных в данном списке профессиональных ценностей при выборе профессии могут оказаться наиболее значимыми для Вас. Выберите из приведенного списка 5 наиболее привлекательных и 5 наименее привлекательных ценностей. Перечень профессиональных ценностей 1. Необычность, нестандартность условий труда. 2. Ненавязываемый темп деятельности. 3. Комфортность условий труда. 4. Безопасность труда. 5. Работа с элементами риска. 6. Работа, связанная с передвижениями на рабочем месте (внутри здания). 7. Работа, связанная с частыми разъездами. 8. Альтруистический, гуманистический характер труда. 9. Живость, разнообразие труда. 10. Творческий характер труда. 11. Индивидуальная работа. 12. Сложная работа, требующая высокой квалификации и длительной профессиональной подготовки. 13. Работа простая, не требующая высокой квалификации и длительной профессиональной подготовки. 14. Четко расписанный трудовой процесс. 15. Престижность профессии. 16. Возможность выбора места работы близко к дому. 17. Красивая форменная одежда. 18. Высокая оплата труда. 19. Наличие льгот. 20. Работа в постоянном коллективе. 21. Работа в однополом коллективе. 22. Работа в разнополом коллективе. 23. Возможность ограничения общения с коллективом. 24. Работа, предполагающая общение с широким и меняющимся кругом лиц. 25. Возможность завязывания деловых знакомств и дополнительного заработка. 5-й шаг. Обсуждение выборочно и индивидуально. Особо уделяем внимание зоне конфликта. Например, учащийся выбрал профессию психолога, а для него важна высокая заработная плата – это зона возможного ценностного конфликта. Или будущий педагог-организатор выбрал в качестве самой незначимой ценность «возможность ограничения работы с коллективом». Это также может оказаться зоной возможного конфликта на ценностном уровне. Но, напоминаем, при условии сильной мотивации к овладению профессией некоторые ценности могут измениться (приводим примеры из литературных или периодических источников). 6-й шаг. Мини-эссе (небольшая письменная работа – на 0,5–1 страницу) на тему «Мои профессиональные ценности». Педагог просит учащихся использовать в эссе как можно больше терминов, изученных на занятии и выразить свое отношение к проблеме соотнесения существующих профессиональных ценностей и реалий той или иной профессии. 7-й шаг. Презентация работ. Выступления некоторых учащихся заслушиваются перед всем классом. Это занятие позволит учащимся осмыслить свои ценности и сопоставить их с требованиями профессии. Личные и профессиональные целиНовое явление в подростковом и юношеском возрасте – возникновение так называемой жизненной перспективы. Учащиеся уделяют больше времени планированию будущего, обсуждению его со сверстниками, учителями и родителями. Таким путем у них формируются личные цели – жизненные и специфичные цели – профессиональные. Под целью обычно понимают идеальный образ результата деятельности, но у подростков и у большинства старшеклассников эта цель не совсем связана с результатом, а, скорее, представляет собой образ желаемого процесса: «Как я буду отдыхать, когда заработаю много денег!». Так или иначе, но существующие профессиональные цели у школьников являются отражением – иногда значительно искаженным – целей личных. Поэтому очень важно помогать школьникам осознавать разницу между временными личными целями и целями профессиональными. Следующее занятие как раз направленно на организацию осмысления учащимися взаимосвязи между личными и профессиональными целями. Важно понимать, что личность, во многом, определяется системой ценностных ориентаций, определенных приоритетов. В этой системе место профессиональных целей может быть как доминирующим, так и находиться в тени. Если профессиональные цели совсем не актуализированы, то профессиональный выбор человека определяется другими целями, не связанными с профессией. Именно поэтому в профориентационной работе в целом и при проведении актуализирующих профориентационных занятий в частности, необходимо вовлекать оптантов в анализ структуры своих целей. Занятие по теме Аудитория: 9–11-е классы. Цели: · Развивающая: самостоятельное соотнесение личных и профессиональных целей. · Обучающая: формирование представлений о роли личных целей в профессиональном самоопределении. · Воспитательная: развитие навыков самоанализа в процессе профессионального самоопределения. Задачи: · рассказать учащимся о связи профессиональных ценностей и целей с личностными целями и ценностями; · провести методику «Вселенная Я» (модификация методики Н.Е.Водопьяновой, Н.В.Лик) с целью оценки учащихся роли профессиональных целей. Ход занятия 1-й шаг. Установление контакта. Игра в «Профессии» (по типу в «Города»). На последнюю букву профессии необходимо назвать другую профессию. Повторять нельзя. Кто долго думает, тот выбывает. Например, «Психолог – газосварщик – крупье – егерь – ремонтник – крановщик – курьер – рекламный агент – токарь – редактор – риэлтер – рок-критик и т.д.)». Также можно провести упражнение «Ребус профессии» или «Шифрограмма профессии». Работа проходит в парах или малых группах. На листке бумаги изображается ребус определенной профессии. Потом все – угадывают. 2-й шаг. Мини-лекция (5–7 минут) на тему «Личные и профессиональные цели и ценности». Основная идея мини-лекции – успешность профессионального выбора зависит от того, насколько ваши профессиональные цели включены в систему ваших личностных целей. 3-й шаг. Практическая работа. Итак, сейчас мы проведем работу, позволяющую нам выяснить, насколько то, что ценно для вас, связано с вашим профессиональным выбором. Возьмите, пожалуйста, чистый лист формата А4 (или двойной тетрадный листок) и запишите в столбик список своих жизненных целей. Это может быть все, что угодно – от материальных ценностей, до семейных, духовных целей. Это может быть какой-то вид проведения досуга или учебной деятельности, а может – определенное психологическое состояние (радость, задумчивость и др.). Также какие-то цели из этого списка могут быть важны для вас сейчас, а какие-то, как вы считаете, будут важны в будущем. В общем, составьте список из всего того, что имеет (или будет иметь) для вас значение. Учащиеся составляют список. Преподаватель проходит по рядам, помогает, отвечает на возникающие вопросы. (5–10 минут). Теперь переверните лист и на чистой стороне в центре нарисуйте небольшую окружность (около 1–2 см в диаметре). Это – символическое изображение вашего мира. Представьте, что вы – в центре солнечной системы, то есть, вы и есть это солнце. Подпишите – «Я». Итак, если вы – в центре, то остальные планеты вращаются вокруг вас. Нарисуйте 5–6 орбит (эллипсов), по которым вокруг вас перемещаются другие планеты. Не мельчите, нарисуйте на весь лист! Ну, а теперь расположите другие «планеты», то есть, те важные вещи, которые вы расположили в списке, по этим орбитам. Чем важнее для вас пункт, тем ближе к вам он должен быть расположен. И, соответственно, чем дальше от вас он расположен, тем, по всей видимости, он менее важен для вас. Планеты обозначайте номерами из списка (или сокращенно их подписывайте). Это занимает 5–10 минут. Некоторым учащимся сложно выбрать что-то одно, и они размещают «планеты» на одной орбите. Преподавателю на данном этапе важно вовремя это заметить, вступить в диалог и помочь выбрать приоритеты. 4-й шаг. Обсуждение. Вы все успешно выполнили это задание и давайте поделимся друг с другом его результатами. Какие ценности у вас разместились на первых двух орбитах? Преподаватель обсуждает результаты с 3–4 учащимися. Задает уточняющие вопросы. Например, «Вы выбрали в качестве важных целей “общение”. Что вы имели в виду?» В результате таких уточнений учащиеся могут конкретизировать свои представления, разбить одну цель на 2–3, а затем – разместить их на «орбитах». На примере 3–4 человек остальные также должны уточнить некоторые свои «планеты». 5–10 минут. 5-й шаг. Обработка результатов. Она состоит из двух частей: качественной и количественной. Сначала вы просите учащихся посчитать количество «планет» в первых двух орбитах. А затем – количество целей, имеющих профессиональное значение. К таким целям могут относиться: «достижение уважения на работе», «карьера», «профессиональный рост», «интересная работа», «работа с детьми», «психология», «химия» и т.д. Почему очень важно уточнять? Например, кто-то написал «общение с разными людьми» в одну из первоочередных целей. Если этот учащийся предполагает работать в сфере PR или педагогики, то для него эта цель может быть отнесена в число профессионально важных. В других случаях – нет. Итак, по итогам качественной обработки мы определяем уровни значимости профессиональной сферы для данного человека. Если на 1–2-м уровнях вообще нет ни одной цели, которые можно было бы отнести к профессиональной сфере, то это, скорее всего, говорит о социальной незрелости. Таким учащимся можно порекомендовать изучение различных биографий, чтобы понять роль профессиональной реализации. Также способствует самоактуализации составление учащимся генеалогического древа своей семьи, сосредоточившись на профессиях предков. Если есть возможности, то пользу приносит ассистирование кому-нибудь в какой-то производственной сфере. Чем большее количество профессий – сможет попробовать учащийся, тем более ценным для него станет профессиональная самореализация. Если на 1–2-м уровнях больше половины «планет» обозначают цели или ценности, связанные с профессиональной самореализацией, то это говорит о сформированной профессиональной позиции. Такие люди, как правило, быстрее осваивают профессиональное мастерство, меньше тратят времени на выбор профессии. Промежуточный вариант (меньше половины «планет») говорит о ситуативном соотношении личных и профессиональных целей и ценностей. С этими учащимися необходимо провести уточняющую беседу: что именно скрывается за их личными и профессиональными предпочтениями? Достаточно часто учащиеся вносят во «Вселенную» штампы, за которыми порой ничего не стоит. Например: «Хорошая работа». Вроде бы параметр связан с профессиональной деятельностью, а начинаешь уточнять – ни с какой конкретной работой или даже направлением деятельности характеристика не связана. Учащийся говорит что-то вроде: «Ну, там где много платят?» «А что бы вы предпочли делать?» «Ну, не знаю, еще не думал». В этом случае будет ошибкой отнесение указанного параметра к числу профессиональных. Второй параметр – количественный. Рассчитываем сумму всех планет, делим ее на количество «планет», имеющих отношение к профессиональной среде, и, наконец, умножаем полученный результат на 100. Таким образом, мы высчитываем процентное отношение профессиональных целей и ценностей – к их общему числу. Если результат составляет более 30 %, то это говорит о сформированном профессиональном самосознании. У остальных – с разной степенью выраженности – в период профессионального выбора и профессионального обучения может наблюдаться внутренний конфликт. Причина этого конфликта – перевес ценностей, не связанных с профессией. Это явление в психологии называется «когнитивным диссонансом» – рассогласование между тем, что хочется воспринимать и тем, что на самом деле воспринимаешь. Лист с «Вселенной Я», как и другие работы учащихся, может быть занесен в портфолио (тема создания портфолио будет рассмотрена в лекции 8). В заключении учащимся предлагается высказать свое мнение о том, что они считают нужным изменить в своем отношении к будущей работе. Если кто-то скажет: «Ничего не хочу менять», можно спросить о том, что именно для этого учащегося означает само понятие «профессиональная деятельность». Итак, подростковый возраст и возраст ранней юности характеризуются большим интересом школьников к своим ценностям и жизненным целям. В этом возрасте учащиеся формируют свою жизненную перспективу, свою систему ценностей. И помочь им в этом могут профориентационные занятия, некоторые из которых мы обсудили в этой лекции. Вопросы для самопроверки
|