Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2005


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиография

Игорь Загашев

Что читать по курсу

Список материалов, которые помогут Вам в творческом выполнении итоговой работы и расширении представления о сущности профориентационной работы

1. Белова Т. В. Справочник начинающего профконсультанта / Т. В. Белова, И. А. Волошина, В. А. Солнцева, В. А. Щегорцев. – М., 1998.

2. Квинн В. Планирование карьеры // Квинн В. Прикладная психология. – СПб., 2000.

3. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» : кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов. – 2-е изд. – М : Просвещение, 1999.

4. Поляков В. Технология карьеры. – М., 1995.

5. Поляков В. Как получить хорошую работу в новой России / В. Поляков, Ю. Яновский. – М., 1995.

6. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / под ред. С. Н. Чистяковой. – М., 1993.

7. Прощицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. – М., 1995.

8. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 400 с.

9. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М. : Изд-во «Первое сентября», 2004.

10. Резапкина Г. В. Я и моя профессия : Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М. : Генезис, 2000. – 80 с. : ил.

11. Резапкина Г. В. Я и моя профессия : Программа профессионального самоопределения для подростков : учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М. : Генезис, 2000. – 128 с. : ил.

12. Руткевич М. Н. После школы / М. Н. Руткевич, В. П. Потапов. – М., 1995.

13. Бендюков М. А. Азбука профориентации / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, А. Н. Степанов. – СПб., 1995.

14. Твоя профессиональная карьера : учеб. для 8–11 кл. общеобразоват. учреждений / М. С. Гуткин, Г. Ф. Михальский, А. В. Прудило и др.; под ред. С. Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2000. – 191 с. : ил.

15. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 96 с.

Также, рекомендую посетить следующие сайты (их существование подтверждено в октябре 2005 года).

http://www.azps.ru/handbook/p/prof26.html

Здесь можно найти вполне проверенные определения различных психологических терминов. В том числе, определение профессионального самоопределения.

http://www.dictionary.fio.ru/article.php?id=33023

Еще один психологический словарь, где можно найти подробный ответ на вопрос, что же такое профессиональное самоопределение.

http://www.ito.edu.ru/2001/ito/III/2/III-2-22.html

Дистанционное обучение играет все большую роль в современном образовании. Неизвестно, как будет выглядеть наша школа лет эдак через двадцать. Останутся ли классы такими, какие они есть сейчас? А как изменится процесс самоопределения школьников и студентов? Вот именно об этом и рассказывает Тихонов Эдмунд Анатольевич в своей очень интересной статье о том, как меняется профессиональное самоопределение в условиях дистанционного обучения.

http://muc.renet.ru/jornal/number14/vasilevskaya.htm

На этом сайте сотрудники Краснодарского краевого центра профориентациии и психологической поддержки населения «Потенциал» описывают этапы и факторы формирования профессионального самоопределения. Желающим узнать, как меняется наше профсамоопределение с детства до взрослости, направлена информация на этом сайте. Приводятся современные статистические данные, интересно написано о связи типа личности и ее профессионального самоопределения.

http://cognitiv.chat.ru/tezis3konf/Smetanina.htm

Если вы хотите увидеть, как выглядит одна из многочисленных программ формирования профессионального самоопределения у учащихся 9–11-х классов, то зайдите на этот сайт. Московский психолог М.А.Сметанина не только представляет свою программу, но и делится данными, насколько она эффективна. Когда вы начнете работать, вам придется писать много программ, так хоть посмотрите, как это делается.

http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1990/901/901069.php

Известный психолог Н.В.Самоукина (она написала несколько хороших книжек по практической психологии в школе) излагает свои мысли по поводу того, как же активизировать школьников в плане профессионального самоопределения. Она предлагает комплексную программу такой активизации. Немного перегружено терминологией, а так – ничего. Познавательно.

http://eop.narod.ru/nov/n2_007.htm

Представлена глава из увлекательной книги П.М.Новикова и В.М.Зуева «Опережающее профессиональное образование», посвященная ускоренному профессиональному самоопределению. Как же сделать так, чтобы учащийся быстрее формировался как профессионал? Может, срок профессиональной ориентации искусственно затянут? Мне было интересно об этом почитать.

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/43181

Психолог А.И.Филатов описывает алгоритм индивидуального профессионального консультирования. У меня лично есть критические замечания к этому алгоритму, но за основу можно взять и данную методику. Я сторонник работы с группами учащихся, поскольку мы, хоть и индивидуальности, но живем-то все время в какой-то группе. Да и работать будем в коллективе. Еще на сайте есть интересная статься А.Р.Акопян о том, как формируется профессиональное самоопределение у детей из детских домов. У них особая судьба и, возможно, кто-то из вас работает с такими детьми.

http://image.websib.ru/02/text_article_point1.htm?33

На этом сайте можно найти достаточно большой список литературы по психологии профессионального самоопределения. Правда, чтобы найти эти тексты в интернете, придется попотеть. По мне, так легче в обычную библиотеку сходить. Хотя – кому как!

http://uchebauchenyh.narod.ru/books/meneg/4.htm

Это – персональный сайт философа С.В.Кульневича. На нем, помимо всего прочего, есть его книга «Менеджмент профессионального самоопределения». Мне было ее очень интересно читать. Она побуждает к размышлениям. Обязательно зайдите на этот сайт – получите удовольствие, да и проблему профессионального самоопределения поймете глубже, чем просто как игры, анкеты, упражнения и тесты.

http://uroki.ru/met_rus/k_upravobraz/k_vnutrikon/prof.htm

На этом сайте есть различные тесты и анкеты по теме «Профессиональное самоопределение». Здесь собраны методики, которые вполне доступны для человека имеющего базовое педагогическое образование. На всякий случай – перед тем, как использовать – обратитесь к своему школьному психологу.

http://shrek.stup.ac.ru/personal/36/3/8/ps.htm

Для детей разного возраста занятия по профессиональной самореализации должны проводиться по-разному. Как меняется отношение к профессии в разные возрастные периоды? Именно об этом – этот сайт. Можно использовать для написания исследовательских работ.