|
|||||
В библиотечном сообществе отчетливо прослеживается тенденция к объединению специалистов не только на международном и федеральном, но и на региональном уровнях. Приходит осознание значимости своей профессии, а вместе с тем и желание взаимодействовать. С одной стороны, библиотекарь – это своего рода информационный менеджер педагогического коллектива школы, который постоянно совершенствует свои знания, находит способы внедрения их в практику с целью повышения качества обслуживания. С другой – педагог, влияющий на становление личности ученика, в частности, его информационной грамотности. В библиотечной среде довольно часто ведутся дискуссии по поводу профессиональных и личностных качеств, присущих школьному библиотекарю. Среди них – эрудиция, интуиция, коммуникабельность, ответственность, оригинальность мышления, знание психологии и педагогики и многие другие. Все они правомерны, однако, если их объединить и рассмотреть в категориях индукции, то можно выделить два основополагающих качества, которые наиболее актуальны в современных условиях. · Способность к непрерывной актуализации своих знаний. Поскольку школьный библиотекарь – информационный менеджер, то в силу специфики библиотечно-информационной профессии, он должен занимать активную позицию в образовательном пространстве, постоянно совершенствуя свой профессионализм. · Способность обучать других. Так как школьный библиотекарь влияет на становление личности ученика, то он, соответственно, должен помогать ему реализовывать личную образовательную траекторию, то есть «планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей или требований карьеры в образовательном пространстве»1. Следует отметить, что внедрение этого представления о школьном библиотекаре связывается, прежде всего, с изменением самосознания библиотечно-информационных работников общеобразовательных учреждений, наличием координационного центра для осуществления взаимодействия и сотрудничества между специалистами и рядом других факторов. Специфика школьных библиотек такова,
что все они территориально рассредоточены и,
являясь структурными подразделениями школ,
погружены в педагогическую среду. С определенной
долей условности можно сказать, что школьные
библиотеки изолированы друг от друга и от
единого библиотечного сообщества. Важно заметить, что реализации стратегии взаимодействия специалистов способствуют не только личные контакты, но и формы дистанционного общения через Интернет, такие как чат, форум, конференция в режиме on-line. Некоторые библиотеки работают над созданием собственных оригинальных вебсайтов (школы № 63, № 99, № 135). Участие специалистов школьных библиотек во Всероссийских конкурсах «БиблиОбраз», «Мудрая Сова» свидетельствует о понимании ими необходимости преодоления территориальных барьеров и вхождения в профессиональное сообщество. Однако усилиями одной отдельно взятой библиотеки или группы библиотек сформировать положительное отношение общественности к школьной библиотеке и школьному библиотекарю вряд ли возможно. Для этого необходимо время и наличие стабильной организации, которая могла бы представлять интересы специалистов в обществе. В связи с этим, безусловно, положительной следует считать инициативу создания Омской городской общественной организации школьных библиотекарей. Именно в рамках профессионального объединения библиотекари весьма результативно могут отстаивать интересы профессии, вносить предложения в органы местного самоуправления, участвовать в деятельности федеральных и международных библиотечных организаций. Таким образом, наличие региональной общественной организации школьных библиотекарей на сегодняшний день не роскошь, а острая необходимость. Только в рамках профессионального сообщества возможно становление и гармоничное развитие специалиста, а, следовательно, и профессии в целом. ___________________ 1 Мосичева И. Непрерывное образование в России / И.Мосичева, В.Шестак, Ю.Шленов // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 36–49. Статистическая справка По данным на 01.01.2005 г. в Омской области насчитывается 905 библиотек общеобразовательных учреждений. Из них 82,1 % приходится на районы области; 67,6 % оснащены специальным программным обеспечением для школьных библиотек. Количество библиотекарей-пользователей ПК составляет 44,6 % от общего числа библиотечных работников. |