Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2005


НАШИ АССОЦИАЦИИ

Ячейка

Наталья Огурцова, Татьяна Бычкова

Объединение школьных библиотекарей не роскошь,
а острая необходимость

wpeA7.jpg (1778 bytes)

Наталья Васильевна
Огурцова

канд. педагог. наук, доцент кафедры библиотечно-
информационной деятельности ОмГУ

wpeA8.jpg (1571 bytes)

Татьяна Ивановна Бычкова
студентка 5-го курса ОмГУ
г. Омск

В библиотечном сообществе отчетливо прослеживается тенденция к объединению специалистов не только на международном и федеральном, но и на региональном уровнях. Приходит осознание значимости своей профессии, а вместе с тем и желание взаимодействовать.

С одной стороны, библиотекарь – это своего рода информационный менеджер педагогического коллектива школы, который постоянно совершенствует свои знания, находит способы внедрения их в практику с целью повышения качества обслуживания. С другой – педагог, влияющий на становление личности ученика, в частности, его информационной грамотности.

В библиотечной среде довольно часто ведутся дискуссии по поводу профессиональных и личностных качеств, присущих школьному библиотекарю. Среди них – эрудиция, интуиция, коммуникабельность, ответственность, оригинальность мышления, знание психологии и педагогики и многие другие. Все они правомерны, однако, если их объединить и рассмотреть в категориях индукции, то можно выделить два основополагающих качества, которые наиболее актуальны в современных условиях.

· Способность к непрерывной актуализации своих знаний. Поскольку школьный библиотекарь – информационный менеджер, то в силу специфики библиотечно-информационной профессии, он должен занимать активную позицию в образовательном пространстве, постоянно совершенствуя свой профессионализм.

· Способность обучать других. Так как школьный библиотекарь влияет на становление личности ученика, то он, соответственно, должен помогать ему реализовывать личную образовательную траекторию, то есть «планомерное или стихийное движение обучающегося в зависимости от склонностей, способностей или требований карьеры в образовательном пространстве»1.

Следует отметить, что внедрение этого представления о школьном библиотекаре связывается, прежде всего, с изменением самосознания библиотечно-информационных работников общеобразовательных учреждений, наличием координационного центра для осуществления взаимодействия и сотрудничества между специалистами и рядом других факторов.

Специфика школьных библиотек такова, что все они территориально рассредоточены и, являясь структурными подразделениями школ, погружены в педагогическую среду. С определенной долей условности можно сказать, что школьные библиотеки изолированы друг от друга и от единого библиотечного сообщества.
В связи с этим библиотекари часто сталкиваются с трудностями в освоении и внедрении инноваций в практику своей работы. Очевидно, назрела необходимость налаживания более тесных контактов между специалистами с целью обмена опытом работы, развития отношений взаимодействия и сотрудничества, организации единой системы повышения квалификации. Это послужило поводом для соавтора проведения материала дипломного исследования на тему: «Подготовка библиотекарей общеобразовательных учреждений: контекст непрерывности» на кафедре библиотечно-информационной деятельности ОмГУ.

Важно заметить, что реализации стратегии взаимодействия специалистов способствуют не только личные контакты, но и формы дистанционного общения через Интернет, такие как чат, форум, конференция в режиме on-line. Некоторые библиотеки работают над созданием собственных оригинальных вебсайтов (школы № 63, № 99, № 135). Участие специалистов школьных библиотек во Всероссийских конкурсах «БиблиОбраз», «Мудрая Сова» свидетельствует о понимании ими необходимости преодоления территориальных барьеров и вхождения в профессиональное сообщество. Однако усилиями одной отдельно взятой библиотеки или группы библиотек сформировать положительное отношение общественности к школьной библиотеке и школьному библиотекарю вряд ли возможно. Для этого необходимо время и наличие стабильной организации, которая могла бы представлять интересы специалистов в обществе. В связи с этим, безусловно, положительной следует считать инициативу создания Омской городской общественной организации школьных библиотекарей. Именно в рамках профессионального объединения библиотекари весьма результативно могут отстаивать интересы профессии, вносить предложения в органы местного самоуправления, участвовать в деятельности федеральных и международных библиотечных организаций.

Таким образом, наличие региональной общественной организации школьных библиотекарей на сегодняшний день не роскошь, а острая необходимость. Только в рамках профессионального сообщества возможно становление и гармоничное развитие специалиста, а, следовательно, и профессии в целом.

___________________

1 Мосичева И. Непрерывное образование в России / И.Мосичева, В.Шестак, Ю.Шленов // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – С. 36–49.

Статистическая справка

По данным на 01.01.2005 г. в Омской области насчитывается 905 библиотек общеобразовательных учреждений. Из них 82,1 % приходится на районы области; 67,6 % оснащены специальным программным обеспечением для школьных библиотек. Количество библиотекарей-пользователей ПК составляет 44,6 % от общего числа библиотечных работников.