Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2005


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЕМ

Картотека опыта

Нина Щукина

Центр информационной культуры – библиотека

Нина Семёновна Щукина
зав. библиотекой лицея № 143
г. Омск

С 2003/2004 учебного года наша библиотека реализует программу «Библиотека как центр по формированию информационной культуры».

Цель центра – сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, направленных на удовлетворение информационных потребностей, возникающих в ходе учебной, познавательной и иных видов деятельности.

Центр состоит из абонемента (печатные носители информации) и читального зала (печатные и электронные носители информации). Есть компьютер и ксерокс.

Проект программы был представлен на заседании педсовета лицея. А тема утверждена на методическом совете. Разработан и утвержден спецкурс «Основы информационной культуры». Он включен в учебный план. В 2003/04 и 2004/05 уч. гг. проводились занятия в 5 и 6-х классах.

Программы основаны на работе Н.И.Гендиной «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях».

Программа курса
«Основы информационной
культуры»

1-й год обучения

1. Введение. Информационная культура – путь к последовательной самообразовательной работе лицеиста (1час).

Значение информации в жизни человека и в развитии общества:

· основные задачи курса;

· исходные понятия (информация, пользователь, информационный запрос, информационные центры, информационные ресурсы).

2. Информационная среда школьной библиотеки (2 часа):

· о книге и библиотеке. История возникновения;

· школьная библиотека. Ресурсные возможности школьной библиотеки;

· абонемент и читальный зал;

· справочно-поисковый аппарат библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, картотеки).

3. Информационная среда школьной медиатеки. Интегрированный урок с учителем информационных технологий (1 час).

4. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества (1 час):

· классификация документов по различным основаниям деления;

· основные виды изданий;

· основные типы литературы.

5. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации (2 часа):

· понятие аналитико-синтетической переработки информации;

· основные виды переработки;

· библиографическое описание как наиболее лаконичная форма свертывания документов;

· практическое занятие.

6. Методы работы с книгой (2 часа):

· справочный аппарат книги;

· знакомство с отдельными справочными, энциклопедическими изданиями;

· практическое занятие по поиску информации на заданную тему.

7. Самостоятельная работа пользователя (Ученика) в поиске документа и его переработка. Составление списка литературы по истории (по заданию учителя. Интегрированный урок с учителем истории) (1 час):

· обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления;

· правильность, последовательность оформления информационного запроса;

· последовательность проведения поиска;

· использование результатов информационного поиска в учебной и научно-исследовательской деятельности лицеиста.

8. Итоговое занятие (1 час).

2-й год обучения

1. Введение. Информационные ресурсы общества и информационная культура. Тест на определение уровня знаний, полученных в 5-м классе. (1 час).

2. Выбор книг в библиотеке (1 час).

3. План чтения (1 час).

4. Как читать книгу. Структура книги (1час).

5. Записи о прочитанном. Отзыв о книге. Дневник чтения (1час) (Интегрированный урок с учителем литературы).

6. Периодические издания, адресованные младшим подросткам (1час).

7. Итоговое занятие (1 час).