Картотека опыта
Нина Щукина
Центр информационной культуры – библиотека
|
Нина Семёновна Щукина
зав. библиотекой лицея № 143
г. Омск |
С 2003/2004 учебного года наша
библиотека реализует программу «Библиотека как
центр по формированию информационной культуры».
Цель центра – сформировать у учащихся
систему знаний, умений и навыков, направленных на
удовлетворение информационных потребностей,
возникающих в ходе учебной, познавательной и
иных видов деятельности.
Центр состоит из абонемента (печатные
носители информации) и читального зала (печатные
и электронные носители информации). Есть
компьютер и ксерокс.
Проект программы был представлен на
заседании педсовета лицея. А тема утверждена на
методическом совете. Разработан и утвержден
спецкурс «Основы информационной культуры». Он
включен в учебный план. В 2003/04 и 2004/05 уч. гг.
проводились занятия в 5 и 6-х классах.
Программы основаны на работе
Н.И.Гендиной «Формирование информационной
культуры личности в библиотеках и
образовательных учреждениях».
Программа курса
«Основы информационной
культуры»
1-й год обучения
1. Введение. Информационная культура –
путь к последовательной самообразовательной
работе лицеиста (1час).
Значение информации в жизни человека и
в развитии общества:
· основные задачи курса;
· исходные понятия (информация,
пользователь, информационный запрос,
информационные центры, информационные ресурсы).
2. Информационная среда школьной
библиотеки (2 часа):
· о книге и библиотеке. История
возникновения;
· школьная библиотека. Ресурсные
возможности школьной библиотеки;
· абонемент и читальный зал;
· справочно-поисковый аппарат
библиотеки (алфавитный и систематический
каталоги, картотеки).
3. Информационная среда школьной
медиатеки. Интегрированный урок с учителем
информационных технологий (1 час).
4. Первичные документы как составная
часть информационных ресурсов общества (1 час):
· классификация документов по
различным основаниям деления;
· основные виды изданий;
· основные типы литературы.
5. Вторичные документы как результат
аналитико-синтетической переработки информации
(2 часа):
· понятие аналитико-синтетической
переработки информации;
· основные виды переработки;
· библиографическое описание как
наиболее лаконичная форма свертывания
документов;
· практическое занятие.
6. Методы работы с книгой (2 часа):
· справочный аппарат книги;
· знакомство с отдельными справочными,
энциклопедическими изданиями;
· практическое занятие по поиску
информации на заданную тему.
7. Самостоятельная работа пользователя
(Ученика) в поиске документа и его переработка.
Составление списка литературы по истории (по
заданию учителя. Интегрированный урок с учителем
истории) (1 час):
· обучение самостоятельному поиску
документа, развитие познавательного интереса и
логического мышления;
· правильность, последовательность
оформления информационного запроса;
· последовательность проведения
поиска;
· использование результатов
информационного поиска в учебной и
научно-исследовательской деятельности лицеиста.
8. Итоговое занятие (1 час).
2-й год обучения
1. Введение. Информационные ресурсы
общества и информационная культура. Тест на
определение уровня знаний, полученных в 5-м
классе. (1 час).
2. Выбор книг в библиотеке (1 час).
3. План чтения (1 час).
4. Как читать книгу. Структура книги
(1час).
5. Записи о прочитанном. Отзыв о книге.
Дневник чтения (1час) (Интегрированный урок с
учителем литературы).
6. Периодические издания, адресованные
младшим подросткам (1час).
7. Итоговое занятие (1 час). |