Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2005


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Библиография

Людмила Сухова

Заметки на полях

По страницам газет Издательского дома
«Первое сентября» за сентябрь–октябрь 2005 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Антонова Г. «Я к вам пишу…» : К 30-летию Недели письма / Г. Антонова // Начальная школа. – 2005. – № 20. – С. 20–23. – (Традиционная школа).

Сценарий урока может пригодиться и при подготовке внеклассного мероприятия.

Герман С. Встреча с Есениным : Внеклассное занятие / С. Герман // Начальная школа. – 2005. – № 20. – С. 26–27. – (Традиционная школа).

Крюкова Н.С. Д.И. Менделеев и И.Е. Репин / Н.С. Крюкова // Химия. – 2005. – № 18. – С. 47–48. – (О чем не пишут в учебниках).

Небольшой сценарий внеклассного мероприятия.

Лямец С. «Дорога к доброму здоровью» : Игра-путешествие / С. Лямец // Здоровье детей. – 2005. – № 19. – С. 38–43. – (Номинация «Это здорово!»).

Цель игры: закрепить знания детей о том, что в природе все взаимосвязано, что здоровье человека зависит не только от его отношения к самому себе, но и от отношения к окружающей среде.

Малыхина М. Спортивный балаганчик / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2005. – № 20. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Спортивные конкурсы и подвижные игры.

Петрова Е. «В гости к нам портфель пришел …» : Классный час для первоклассников / Е. Петрова // Начальная школа. – 2005. – № 20. – С. 30–31. – (Учимся играя).

Можно просто рассказать детям о том, что должно быть у ученика с собой каждый день. А можно разыграть целое представление.

Себар Т. Романтизм и романс : Лирика А.С. Пушкина и ее интерпретация в музыке русских композиторов : Урок для учащихся 9-го класса / Т. Себар // Искусство. – 2005. – № 19. – С. 3. – (Урок МХК).

Себар Т. Человек и война : История в документах и художественных произведениях : Материалы к уроку МХК для учащихся 11-го класса / Т. Себар // Искусство. – 2005. – № 18. – С. 2–4. – (Нетрадиционный урок).

Эстафеты телепрограммы «Веселые старты» // Спорт в школе. – 2005. – № 18. – С. 32–34. – (Физкультура после уроков).

Эстафеты с обручем «Турспринт», с обручами и мячами «Перекати-поле», «Преодолей препятствия» и др.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Зайцева В. Конституция, телосложение, характер : Для чего нужно знать конституциональную принадлежность ребенка? / В. Зайцева // Здоровье детей. – 2005. – № 18. – С. 13–15. – (Взгляд физиолога).

Иваницкая Е. Гражданин обороны : Не ловите сына или дочь на ошибках, лучше обращайте их внимание на те моменты, когда они делают что-то хорошее / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2005. – № 62. – С. 7. – (Семейный интерес).

Соколова Е. Как нужно обращаться с моим ребенком в 5-м классе : Такую инструкцию учителя предложили написать каждому участнику необычного родительского собрания-семинара / Е. Соколова // Первое сентября. – 2005. – № 70. – С. 3. – (Школа и общество).

Хоменко И. Образовательные консультации для пап и мам : Учиться надо не только детям / И. Хоменко // Первое сентября. – 2005. – № 70. – С. 3. – (Школа и общество).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Воробьева Е. Сказочный цветочный город : Большая психологическая игра / Е. Воробьева // Школьный психолог. – 2005. – № 20. – С. 12–13. – (Метод в теории и на практике).

Игра разработана в рамках нового направления в арттерапии-флоратерапии.

Евграфова Т. У нас новенький! / Т. Евграфова // Школьный психолог. – 2005. – № 20. – С. 10–11. – (Наши дети).

Процесс адаптации нового ученика в классе можно облегчить в помощь специальных игр, упражнений и занятий.

Кузнецова Л.М. Параллельный мир : Большая психологическая игра для старшеклассников / Л. М. Кузнецова // Школьный психолог. – 2005. – № 18. – С. № 20. – С. 14–16. – (Психологические технологии).

Родионов В. Антистресс : Занятия с подростками 11–13 лет / В. Родионов, М. Ступницкая, К. Ступницкая // Школьный психолог. – 2005. – № 20. – С. 6–8. – (Психолог у доски).

В конце материала приведен список литературы.

Хмельницкая О. Откуда берется школьная тревожность? / О. Хмельницкая // Школьный психолог. – 2005. – № 20. – С. 32–33. – (Тест со всех сторон).

Экспресс-методика выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Ермолаева М. Самостоятельная работа : найти единомышленников : Игра-мастерская «Букет» / М. Ермолаева // Первое сентября. – 2005. – № 65. – С. 2. – (Школа для учителя).

Игра «Букет» – это игра-поиск того, что объединяет совершенно разных людей, активный диалог, внимательный взгляд вокруг и на себя.

Леонтьева О. 10 причин для занятий физкультурой / О. Леонтьева // Спорт в школе. – 2005. – № 20. – С. 18–19. – (Учителю).

Вот вам 10 причин, чтобы отбросить последние сомнения и начать упражняться немедленно.

ПОДРОСТОК

Збужинский А. Три игры для смелых и решительных / А. Збужинский // Школьный психолог. – 2005. – № 20. – С. 46–47. – (Игротека).

Подборка игр может пригодиться тем педагогам-психологам, которые работают с подростками. Эти игры объединяют нацеленность на самораскрытие участников тренинговой группы.

Печатникова Л. Банкиры, заводчики, дилеры, политики… : Подросток выбирает роль, а приобретает собственный опыт / Л. Печатникова // Первое сентября. – 2005. – № 72. – С. 4. – (Другое образование).

О Московском подростковом клубе «Опыт нового поколения».

ПРОБЛЕМА

Анохин С. Стоит ли бояться Интернета? / С. Анохин // Здоровье детей. – 2005. – № 19. – С. 4–6. – (Точка зрения).

О проблеме использования Интернета подрастающим поколением. Что именно вызывает у взрослых такую обеспокоенность?

Белых И. Решили не курить! : Сценарий игры – пресс-конференции для подростков / И. Белых // Здоровье детей. – 2005. – № 19. – С. 33–37. – (Номинация «Это здорово!»).

В конце материала приведены результаты анкетирования.

Зайцева В. [Об учебно-методическом комплекте А.Г. Макеевой «Все цвета кроме черного] / В. Зайцева // Здоровье детей. – 2005. – № 18. – С. 44–45. – (Книжная полка).

Учебно-методический комплект предназначен для решения актуальной проблемы профилактики наркотической зависимости школьников.

Каменский С. Играем все в синквейн! : Авторы книги, в которой рассказывается о том, как предупредить распространение наркотиков в школе, придумали новый тренинг / С. Каменский // Первое сентября. – 2005. – № 70. – С. 7. – (Имя беды – наркотики).

О книге методических рекомендаций «Организация деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении».

Мейлахс П. Требуются наивные : Мгновенное избавление от наркотической зависимости… Именно его чаще всего обещают рекламные объявления. Но на самом деле это – заурядный обман / П. Мейлахс // Первое сентября. – 2005. – № 70. – С. 7. – (Имя беды – наркотики).

Романникова М. А ты еще не бросил курить? / М. Романникова // Здоровье детей. – 2005. – № 18. – С. 3. – (Новости).

О подготовке к новому этапу проекта «Соревнование классов, свободных от курения». Эффективной стороной программы является особым образом организованная внеклассная работа, а именно – психологические тренинги.

ТРУДНАЯ ТЕМА

30 октября – День памяти жертв политических репрессий.

Выгон С. Книга отца / С. Выгон // Первое сентября. – 2005. – № 72. – С. 5. – (Красный террор).

Лебедев С. …И др. / С. Лебедев // Первое сентября. – 2005. – № 72. – С. 5. – (Красный террор).

«Они просят, чтобы их хоть казнили по-старому» : Из истории создания системы государственной безопасности // Первое сентября. – 2005. – № 72. – С. 5. – (Красный террор).

ЧАС ЧТЕНИЯ

Иваницкая Е. Карандаш палача над строкой ребенка : Издан дневник 14-летней советской школьницы, оборвавшийся в 1937-м / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2005. – № 72. – С. 8. – (Культурная газета. Высокая печать).

О книге Нины Луговской «Хочу жить… Из дневника школьницы : 1932–1937».

Юридическая консультация

Растимешин Д. Школьные перегрузки непобедимы / Д. Растимешин // Первое сентября. – 2005. – № 65. – С. 4. – (Советы эксперта).

О проблеме перегрузок детей при освещении школьных программ. Так откуда перегрузки берутся и как с ними бороться?

С чем идти на автомат Калашникова? : Рекомендации по противодействию введению основ военной службы и религиозного обучения в школе // Управление школой. – 2005. – № 20. – С. 2–5. – (Юридический практикум).

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Артемьева А. Дочки-матери / А. Артемьева // Здоровье детей. – 2005. – № 20. –
С. 34–36. – (Школьный возраст).

Программа создана с целью охраны репродуктивного здоровья подростка и рассчитана на использование в школах (для девочек 11–16 лет). Приведен тематический план программы.

Бородкина Г. Каждому по возможностям / Г. Бородкина, Н. Рымарева // Здоровье детей. – 2005. – № 18. – С. 30–31. – (Технология).

Для определения персональной образовательной программы школьника необходимо подобрать тот уровень учебной нагрузки, который был бы оптимальным именно для этого ребенка.

Витковский А. Портфель ненужных достижений : Как система оценивания, предназначенная для развития учеников, стала схемой их селекции и отбора / А. Витковский // Первое сентября. – 2005. – № 72. – С. 3. – (Профильная школа).

Волкова Е. Воспитание экологического сознания : роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. – 2005. – № 18. – С. 26–28. – (Урок здоровья).

Гридасова Т. Ставка на стратегию и гласность : Становление и первые шаги Управляющего совета в школе / Т. Гридасова // Управление школой. – 2005. – № 20. – С. 13–16. – (Школа и общество).

Из опыта красноярской школы № 143.

Кесаревская Л. «Форт-Байярд» на уроке / Л. Кесаревская // Здоровье детей. – 2005. – № 20. – С. 18–20. – (Нам пишут).

О программе «Формирование здоровьесберегающей среды», которую разработали в вологодской гимназии № 2.

Коган В. Новая методика / В. Коган // Здоровье детей. – 2005. – № 20. – С. 28–29. – (Учительская).

О комплексной программе охраны и укрепления здоровья педагогов.

Коган В. Профессия повышенного риска / В. Коган // Здоровье детей. – 2005. – № 19. – С. 26–28. – (Учительская).

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от психического и физического состояния учителя.

Новикова Т. Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей : Авторы российской версии портфолио – о типичных ошибках при использовании этой технологии / Т. Новикова, А. Прутченков // Первое сентября. – 2005. – № 72. – С. 3. – (Профильная школа).

Сакович Н. Сказочная инициация в профессию : Тренинг с молодыми учителями / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2005. – № 19. – С. 46–47. – (Игротека).

У учителей, особенно молодых, существует проблема личностного самоопределения в профессии. Предложенные занятия могут помочь не только профессиональной инициации, но и осознанию себя как педагога.

Степанов Н.Ю. Краеведческие проекты на базе школьного музея / Н.Ю. Степанов // География. – 2005. – № 19. – С. 45. – (Опыт. Метод проектов).

Из опыта работы школьного краеведческого музея «Мое родное Подмосковье» (Московская школа № 905).