Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2006


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЕМ

Картотека опыта

Медея Кабарухина

Рецепты примирения

Все началось с Пеннака

Медея Ниазовна Кабарухина
методист Областной детской библиотеки
г. Астрахань

Настоящим подарком стала публикация в № 1–2005 вашей газеты отрывка из книги Даниэля Пеннака – известного французского писателя и педагога. Пеннак представляет довольно необычный для российских библиотекарей и привлекательный для меня взгляд на проблему чтения детей и подростков.

Все, о чем пишет этот удивительный француз в своем эссе «Как роман», очень близко и понятно мне, и как библиотекарю, и как маме двоих дочерей. К сожалению, мои дочери так и не стали читателями, их обращение к книге только прагматично, не более того. А как всем нам, родителям, хочется, чтобы дети читали! Ведь мы считаем чтение составляющей успеха. И потому часто повторяем: «Читай, читай, не то двух слов связать не сможешь». И как результат – получаем нечитающего ребенка.

Пеннак дает очень простой рецепт примирения с чтением: «Ничего не требовать взамен. Совсем ничего. Не выстраивать вокруг книги никакой стены предварительных сведений. Не задавать ни единого вопроса. Ни малейшего задания. Не добавлять ни слова к словам прочитанных страниц. Никаких оценок, никаких объяснений лексики, никаких анализов текста, никаких биографических данных...»

Позиция французского педагога оказалась созвучна идеям программы привлечения детей к чтению, разрабатываемой в Астраханской Областной детской библиотеке. Название нового проекта – «Чтение – в подарок».

В прошлом, 2004 году, мы провели в ОДБ и в двух районных детских библиотеках области анкетирование «Что читают? Как читают? Где читают?». И то, что дети доверяют мнению библиотекарей при выборе книг, подтвердили ответы наших читателей. Так родилась идея проведения среди наших коллег, сотрудников библиотеки, акции «Дарите чтение».

Доступно и привлекательно рассказать о книге – это и есть необходимое условие нашей миссии по привлечению детей к чтению. Превратить чтение в подарок!

В эссе «Как роман» Даниэль Пеннак обращается к нам, уважаемые коллеги, так:

Дорогие библиотекарши, служительницы храма, это счастье, что все заголовки мира разложены по ячейкам в вашей превосходно организованной памяти <...> но как бы хорошо было, если б вы еще рассказывали свои любимые книги растерянным посетителям... как было бы прекрасно, если б вы развернули в их честь свои лучшие читательские воспоминания! Станьте сказительницами-волшебницами – и книжки сами попрыгают с полок прямо в руки читателя.

Поделиться с детьми своими воспоминаниями и впечатлениями от прочитанного, да так, чтобы «книжки сами попрыгали с полок прямо в руки читателей», и было главной целью акции. Предполагалась свободная форма подачи материала: это мог быть рассказ, краткая аннотация, написанная в прозе или даже в стихах.

Лучшие работы были изданы и оформлены в буклеты, которые мы разложили на столах в читальных залах, в литературной гостиной и на абонементе. Они привлекают внимание наших читателей-детей. Посмотреть буклет можно, скрасив ожидание своей очереди у кафедры библиотекаря. Или в дни школьных каникул, когда можно почитать, не спеша, побыть в библиотеке чуть дольше обычного. И для родителей, которые порой приходят в библиотеку без детей и хотят выбрать для своего ребенка хорошее чтение, такие советы-впечатления библиотекарей интересны и востребованы.

В акции приняли участие большинство сотрудников ОДБ. Старались, следуя условиям акции, избежать формального подхода. И кому-то это удалось, а кому-то, может быть, и не очень. Но это была попытка посмотреть на традиционную форму рекомендации книги по-новому: через призму идей французского педагога. Замечу, что и отношение к позиции Пеннака у моих коллег было неоднозначным. Мнения сложились прямо противоположные!

Чтение, которое дарили своим читателям библиотекари, разное, как и наши читательские пристрастия. Это книги для дошкольников и их родителей, для младших школьников и для подростков: «Тридцать три несчастья» Лемони Сникета и «Воспитание взрослых» Григория Остера, «Поллиана» Элионор Портер и серия книг Тамары Крюковой, сказка Ханса Кристиана Андерсена и рассказы Артура Гиваргизова, повести для подростков Татьяны Бочаровой и роман Чингиза Айтматова, серии научно-популярных книг.

 

Коллегам

Вот такое объявление появилось однажды в библиотеке.

Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит, чем дать понюхать пиршество чтения.

Даниэль Пеннак

Уважаемые коллеги!

В рамках нового библиотечного проекта «Чтение – в подарок» научно-методическим отделом Областной детской библиотеки проводится

Акция «Дарите чтение!»

Сроки проведения: январь-март 2005 г., подведение итогов – в Неделю детской книги.

Участники: желающие сотрудники библиотеки.

Условия:

Предлагаем Вам написать краткий увлекательный рассказ о книге, которую Вы бы хотели порекомендовать вашему читателю. Форма подачи материала свободная: это может быть рассказ, краткая аннотация, написанная в прозе или даже в стихах. В методический отдел работы поступают после редакции заведующими отделов. Лучшие работы будут оформлены и изданы в виде книжных закладок, буклетов.

Главная идея этой акции состоит в том, чтобы заинтриговать читателя и побудить его взять книгу с полки и прочитать.

Мы, библиотекари – посредники между книгами и читателями. И наша самая важная миссия – исполнить качественно свою роль посредника: подарить книгу читателю, пробудить в нем радость чтения.

В своем эссе «Как роман», посвященном проблеме детского и подросткового чтения, Пеннак обращается к нам, уважаемые коллеги, так:

Дорогие библиотекарши, служительницы храма, это счастье, что все заголовки мира разложены по ячейкам в вашей превосходно организованной памяти (как бы я находил дорогу без вас, я, чья память подобна заросшему пустырю?), это просто чудо, что вы ориентируетесь во всех тематических разделах, представленных на окружающих вас стеллажах... но как бы хорошо было, если б вы еще рассказывали свои любимые книги растерянным посетителям... как было бы прекрасно, если б вы развернули в их честь свои лучшие читательские воспоминания! Станьте сказительницами-волшебницами – и книжки сами попрыгают с полок прямо в руки читателя.

Советуем прочитать отрывки из эссе Д.Пеннака «Как роман», посвященного книге и чтению и адресованного взрослым, обеспокоенным тем, что их «дети не читают». («Семья и школа». 2004. № 8–12).

Научно-методический отдел
Областной детской библиотеки
г. Астрахань

«Настольная книга волшебника: Магические фокусы»

Существуют три Книги Волшебника. Это – одна из них.

Пришло время творить чудеса!

Вы уже, наверное, торопитесь удивлять своих друзей и близких (а заодно и щекотать им нервы) самыми разными чудесными фокусами и магическими трюками.

Волшебник доставит вам истинное удовольствие, поделится с вами секретами своего мастерства.

Когда вы будете показывать фокусы, помните, что применять знания надо умело и с добрыми намерениями, чтобы радовать других и радоваться самому.

Так что просыпайтесь!

Открывайте глаза!

Чудеса вокруг нас, надо только уметь их видеть.

Татьяна Ивановна, заведующая читальным залом

 

Вы любите, когда вам на ночь рассказывают сказки?

Если – да, то послушайте вот какую историю.

Когда-то давно жил-был человек. Звали его Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Он был писателем. У него была маленькая дочка Аленушка. А у Аленушки – сибирский кот Мурка. А еще в этом доме, может, за печкой, а может, под кроватью, жило удивительное волшебство.

Однажды вечером, укладывая дочку спать, папа спросил:

– Посмотри, Аленушка, какой красивый у нас кот Мурка.

– Да, правда, очень красивый.

– А знаешь, что он самый большой лакомка на свете и очень любит вкусно покушать рыбки или печенки и попить теплого молочка?

– Знаю, очень любит, – отвечает дочка.

– А еще он большой плутишка. Помнишь, как он выпил все молочко, что мы оставили остывать на печи?

– Помню. Наверно, его надо за это наказать.

Папа задумался, посмотрел на сладко спящего котишку, на пыхтящие на плите горшочек с молоком и глиняную кастрюльку с овсяной кашей.

– Нет, не нужно наказывать котишку. Молоко и кашка сами виноваты.

– Как это?

– А вот послушай...

Если вы хотите узнать чем закончилась эта история, то прочитайте сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка. «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке».

Ольга Николаевна, библиотекарь литературной гостиной

 

Несерьезный совет серьезному читателю прочесть книгу Григория Остера «Воспитание взрослых»

Если ты предпочитаешь
Грустным быть и невеселым,
Если любишь скучной книгой
Жизнь свою ты украшать,
Незачем тебе, бедняге,
Очень грустному ребенку,
Ни сегодня и ни завтра
Книгу Остера читать.
Только если воспитаньем
Мамы, папы и братишки
Ты всерьез решил заняться,
То, пожалуй что, рискни
С героическим усильем,
Сжав в кулак стальную волю
Эту книгу, как гранату,
С полки бережно возьми.
Только помни, как опасно
Чтенье это грустным людям.
Прояви мужской характер
И терпи, не хохочи.
Говорят, что эта книга
Рассмешила Несмеяну,
Знаменитую царевну,
Очень грустную, учти.
А когда с улыбкой глупой
Эту книгу дочитаешь,
Может быть, поймешь тогда ты,
Почему библиотекарь,
Несмотря на взрослый возраст
И его ума палаты,
Эту книгу непременно
Всем советует читать.

Татьяна Александровна,
библиотекарь абонемента

 

«33 несчастья» – сегодня одна из самых популярных детских книг. Про «33 несчастья» говорят, что они так же интересны, как и книги о Гарри Поттере.

С самого начала автор советует читателям ни в коем случае не браться за «33 несчастья», если только им дороги рассудок и жизнь.

Если вы возьметесь читать Лемони Сникета, то вам найдется, чем пощекотать нервы.

Герои «Несчастий» – сироты Бодлер: старшая сестра Вайолет четырнадцати лет, брат Клаус двенадцати лет и младшая сестра Солнышко, которая и говорить-то толком еще не научилась. В первой книге их родители гибнут на пожаре, и дети попадают к родственнику, графу Олафу, редкостному мерзавцу, нацелившемуся на сиротское наследство. Детям удается улизнуть, и во второй книге они оказываются в доме дяди Монти, опытного герпентолога и хорошего человека. Хорошие люди, замечу сразу, в книгах Сникета долго не задерживаются. Кочевать по родственникам и опекунам сироты будут на протяжении всех тринадцати томов; в каждом граф Олаф будет жестоко расправляться с новыми опекунами и родственниками, пытаясь добраться до детей...

Злоключения сирот происходят как бы в режиме реального времени – Сникет каждый раз сообщает, что тайно следит за сиротами и расскажет о дальнейших событиях в следующей книге, если недоброжелатели не успеют до него добраться...

Но кто же такой Лемони Сникет? Это станет ясно из книг...

Лилия Владимировна, заведующая сектором периодики

 

Спонсор публикации статьи – форум ведущих трейдеров и инвесторов ProCapital. Если вы начинающий трейдер или инвестор, и вам нужна вся информация о форексе, то лучшее место для ее изучения – это форум о форексе. Актуальные новости и обсуждения, азы и тонкости, практический опыт применения и теория, анализ и рекомендации, психология торговли на форекс, методы управления капиталом, опыт и стратегия управления инвестиционным портфелем, интервью и просто живое общение – лишь малая часть того, что может вам предложить форум о Форексе. Приходите и принимайте участие!

Чингиз Айтматов. «Буранный полустанок (И дольше века длится день)»

Это – необычный роман.

В нем есть и древняя легенда, и современность, и фантастическое будущее.

Это роман о манкуртах.

Знаешь ли ты, кто такие манкурты?

Древнее кладбище, на котором собирались хоронить Казангапа, называлось Ана-Бейит – Материнский упокой, потому что на нем похоронена Найман-ана, убитая сыном-манкуртом, которого жуаньжуаны лишили памяти и превратили в раба с помощью шири – специального приспособления из сыромятной кожи.

Самый страшный результат пытки – потеря памяти. Человека лишают воли, он забывает свое имя, не помнит имени отца, не узнает родную мать и убивает ее...

Средневековые варвары лишили человека индивидуальности, прошлого...

Что может случиться с человеком, которого лишили памяти? Возьми эту книгу. Почитай.

Салтанат Алхамовна, библиотекарь абонемента