Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2006


РАЗГОВОРЫ ПОСЛЕ УРОКОВ

Вольнолюбивая лирика

Людмила Воронова

А чем читает человек?

Со взрослыми разумнее не спорить. Если взрослого переспоришь, рискуешь получить по шее.

Кир Булычев1 «Убежище»

О чем разговор?

Я же знаю литературу… Я люблю Юрия Коваля, Сергея Козлова, Андерсена, Клайва Льюиса и еще... еще...

А он, читатель мой, маленький – не знает совсем ничего о них… Я расскажу. Я же старше… Мудрее…

Да?

Но любовью и знаниями поделиться трудно. У каждого они – свои…

И это надо услышать… Ведь каждый хочет быть именно услышанным, понятым, принятым.

Сегодня я записывала в библиотеку первоклассников.

Мы поговорили о том, что у книжки есть автор и название.

Бывают книжки про всякие интересные вещи: про космос, зверей, компьютеры. Это научно-познавательная литература. А есть художественная. Например – сказки.

– Ска-з-ки-ии! – Радостно выдохнул 1«А»…

– Какие еще сказки? Глупости! – говорит умный малыш, разглядывая свой сотовый телефон.

Я не верю в его закрытость… Сейчас... Сейчас я расскажу тебе сказку…

– Вот знаешь… Жил король… Нет, обыкновенный серый кот… Вернее – кошка.

– У меня есть кот, – обрадовался первоклассник Сашка. – Мой Мотя. Толстый, рыжий…

– А мне книжку не видно! – огорчилась девочка, стоящая сзади Сашки.

– Ну вот! Книжка… «Шамайка»… Ее написал Юрий Коваль. А до него эту историю рассказал другой замечательный писатель Сетон-Томпсон… «Королевская Аналостанка» она называется.

Еще можно побродить по библиотеке самому.

Народ с опаской и надеждой (сам, без меня!) начинает бродить по фонду между незнакомых книг…

– Ой! Вот это книжка!

Из-за стеллажей появляется стайка ребятишек. На их лицах – счастье. Они с уловом. Десять (все, что было на полке!) учебников биологии автора А.Г.Драгомирова для 8-го класса в их руках. Книга красная… На ней нарисован «человек без кожи». Книга так и называется «ЧЕЛОВЕК».

Десять «чело-век-о-ов» кладутся на стол. Десять первоклассников с изумлением глядят на «человека».

Они читают. Сами. Вслух.

Звучат диковинные слова – гортань, печень, сус-с-тав, тра-а-хея! о-о-о!

– Ленк! Ты-ы-ы! Трахе-е-ея! – говорит Сашка Ленке…

– Сам такой… – отвечает Ленка Сашке. – Черепушечка…

Книгой по голове бить никогда никого нельзя, – тихонько напоминаю я, библиотекарь.

Изумление не покидает нас… Открытие за открытием.

– Какие большие легкие… А еще говорят, что они легкиеЗдоровые, кони они! А сердце совсем маленькое, в три раза меньше желудка…

Место в книге, где все это мы сейчас видим – называется форзац.

– Форзац! – капризничает Машка… – Ну-у-у! Это все как-то зарубежно!

– У этого названия есть своя история… Хочешь расскажу?

Изучение форзаца продолжается.

Печень… Ме-ниск…

– А разве ЭТО и есть Человек? – вдруг задает вопрос Дима. – А что тогда во мне футбол любит, печень эта, что ли? И мама… Она же меня любит…

– А чем читает человек? – спрашиваю я.

Головой! дружно отвечают мне…

А что в голове? Челюсть? И зубы…

– Ну не одни же зубы в голове, там же мысли, – догадываются сразу несколько ребят.

***

Они все, сегодняшние мои новички, ушли с книгами. Выбор их разнообразен и даже причудлив. На взгляд учителя и методиста – и вовсе порой несообразен. Но ребенок хочет взять именно ЭТУ книгу, и я не препятствую. Не руковожу: «Тебе это еще рано и не нужно…»

Откуда я знаю – что действительно нужно именно этому Ваньке, Марине, Лизе…

Тайна не разгадывается. Разгадывается только загадка.

Унесены домой даже два учебника Драгомирова для 8-го класса.

***

Напоследок я все-таки задаю этот вопрос:

– Для чего вы сегодня приходили в библиотеку?

И дети мне отвечают!

Одной, но гениальной фразой:

– Мы хотели узнать, что у человека внутри…

***

Спасибо, родные мои, за науку…

Вы сегодня многому меня научили.

_______________

1 Булычев К. Убежище : роман / Кир Булычев. – М. : Эгмонд Россия Лтд., 2004. – С. 23.