Вольнолюбивая лирика
Людмила Воронова
А чем читает человек?
Со взрослыми разумнее не спорить.
Если взрослого переспоришь, рискуешь получить по
шее.
Кир Булычев1
«Убежище»
О чем разговор?
Я же знаю литературу… Я люблю Юрия
Коваля, Сергея Козлова, Андерсена, Клайва Льюиса
и еще... еще...
А он, читатель мой, маленький – не
знает совсем ничего о них… Я расскажу. Я же
старше… Мудрее…
Да?
Но любовью и знаниями поделиться
трудно. У каждого они – свои…
И это надо услышать… Ведь каждый хочет
быть именно услышанным, понятым, принятым.
Сегодня я записывала в библиотеку
первоклассников.
Мы поговорили о том, что у книжки есть
автор и название.
Бывают книжки про всякие интересные
вещи: про космос, зверей, компьютеры. Это
научно-познавательная литература. А есть
художественная. Например – сказки.
– Ска-з-ки-ии! – Радостно выдохнул
1«А»…
– Какие еще сказки? Глупости! –
говорит умный малыш, разглядывая свой сотовый
телефон.
Я не верю в его закрытость… Сейчас...
Сейчас я расскажу тебе сказку…
– Вот знаешь… Жил король… Нет,
обыкновенный серый кот… Вернее – кошка.
– У меня есть кот, – обрадовался
первоклассник Сашка. – Мой Мотя. Толстый, рыжий…
– А мне книжку не видно! – огорчилась
девочка, стоящая сзади Сашки.
– Ну вот! Книжка… «Шамайка»… Ее
написал Юрий Коваль. А до него эту историю
рассказал другой замечательный писатель
Сетон-Томпсон… «Королевская Аналостанка» она
называется.
Еще можно побродить по библиотеке
самому.
Народ с опаской и надеждой (сам, без
меня!) начинает бродить по фонду между незнакомых
книг…
– Ой! Вот это книжка!
Из-за стеллажей появляется стайка
ребятишек. На их лицах – счастье. Они с уловом.
Десять (все, что было на полке!) учебников
биологии автора А.Г.Драгомирова для 8-го класса в
их руках. Книга красная… На ней нарисован
«человек без кожи». Книга так и называется
«ЧЕЛОВЕК».
Десять «чело-век-о-ов» кладутся на
стол. Десять первоклассников с изумлением глядят
на «человека».
Они читают. Сами. Вслух.
Звучат диковинные слова – гортань,
печень, сус-с-тав, тра-а-хея! о-о-о!
– Ленк! Ты-ы-ы! Трахе-е-ея! – говорит
Сашка Ленке…
– Сам такой… – отвечает Ленка Сашке.
– Черепушечка…
Книгой по голове бить никогда никого
нельзя, – тихонько напоминаю я, библиотекарь.
Изумление не покидает нас… Открытие
за открытием.
– Какие большие легкие… А еще говорят,
что они легкие… Здоровые, кони они! А
сердце совсем маленькое, в три раза меньше
желудка…
– Место в книге, где все это мы
сейчас видим – называется форзац.
– Форзац! – капризничает Машка… –
Ну-у-у! Это все как-то зарубежно!
– У этого названия есть своя история…
Хочешь расскажу?
Изучение форзаца продолжается.
Печень… Ме-ниск…
– А разве ЭТО и есть Человек? – вдруг
задает вопрос Дима. – А что тогда во мне футбол
любит, печень эта, что ли? И мама… Она же меня любит…
– А чем читает человек? – спрашиваю я.
Головой! – дружно отвечают мне…
А что в голове? Челюсть? И зубы…
– Ну не одни же зубы в голове, там же
мысли, – догадываются сразу несколько ребят.
***
Они все, сегодняшние мои новички, ушли
с книгами. Выбор их разнообразен и даже
причудлив. На взгляд учителя и методиста – и
вовсе порой несообразен. Но ребенок хочет взять
именно ЭТУ книгу, и я не препятствую. Не руковожу:
«Тебе это еще рано и не нужно…»
Откуда я знаю – что действительно
нужно именно этому Ваньке, Марине, Лизе…
Тайна не разгадывается. Разгадывается
только загадка.
Унесены домой даже два учебника
Драгомирова для 8-го класса.
***
Напоследок я все-таки задаю этот
вопрос:
– Для чего вы сегодня приходили в
библиотеку?
И дети мне отвечают!
Одной, но гениальной фразой:
– Мы хотели узнать, что у человека
внутри…
***
Спасибо, родные мои, за науку…
Вы сегодня многому меня научили.
_______________
1 Булычев К. Убежище :
роман / Кир Булычев. – М. : Эгмонд Россия Лтд., 2004. –
С. 23. |