Глубин[к]а
Ольга Мусина
Без повелительного наклонения
Как совместными усилиями на краю (или в начале)
Российской земли библиотекари, педагоги и поэты
Приморского края предлагают решить читательскую
проблему детей
Работа с организаторами детского чтения
представлена в статье как творчески и глубоко
продуманная акция. Применение современных форм,
выделение значимых направлений в нелегкой
работе по привлечению к чтению – бесспорные
достоинства этой публикации.
|
Ольга Леонидовна Мусина
заведующая отделом маркетинга и инновационного
развития ЦБС
г. Фокино, Приморский край |
«Чтение – только начало, /
Творчество жизни – вот цель» – эти слова
Н.Рубакина стали лейтмотивом первой
межведомственной школы организаторов детского
чтения, прошедшей в Детской библиотеке
г. Фокино Приморского края. Учеба проводилась
по инициативе Приморской краевой детской
библиотеки, Приморского института
переподготовки и повышения квалификации
работников образования на базе Централизованной
библиотечной системы г. Фокино совместно с
Комитетом по образованию, делам молодежи и
спорту г. Фокино. Присутствовало 37 человек из 10
городов и поселков Приморья.
Городок Фокино небольшой – 35 тысяч
населения, но особенный тем, что основан он как
база Тихоокеанского флота. Население города
составляют, в основном, военнослужащие и члены их
семей, приехавшие из больших городов России:
Москвы, Петербурга, Смоленска, Саратова и т.д.,
славящихся богатой культурой и читательскими
традициями. Наверное, поэтому наши, фокинские,
библиотекари серьезно задумались над проблемой
чтения в городе.
Как сделать город читающим, как дойти
до каждого, чтобы чтение стало интересным и
нужным занятием горожан, как научить читать
творчески – такие вопросы поставила перед собой программа
«В защиту чтения», принятая на «конференции
неравнодушных» еще в январе 2003 года. За 2 года был
накоплен определенный опыт, наметились традиции
и формы работы, собран методический и
организационный материал – обо всем этом
рассказали библиотекари ЦБС в школе
организаторов детского чтения на своем проект-классе
«Проектно-целевая деятельность как возможность
системной работы в поддержку чтения». Главная
идея – «научить любить читать», «не заставлять
детей читать, а поделиться радостью чтения»
(Д.Пеннак), поэтому проект-класс состоялся как
литературный праздник. Здесь народная
сказительница рассказывала современному Маугли
– ребенку техногенной культуры, воспитанному не
животными, а машинами, о том, как это здорово –
читать. Яблочко на тарелочке как прообраз ТВ,
горшок с кашей – неиссякаемыми библиотечными
идеями – символизировали связь книги и
современной жизни. (Были использованы фрагменты
и формы работы, принятые в ЦБС г. Фокино.) Кроме
этого, всем участникам школы был выдан пакет
документов, в который входили:
Идет проект-класс
1. Материалы к проект-классу:
· Программа «В защиту чтения»;
· Буклет-календарь «ЦБС г. Фокино»;
· Путеводитель по детской
библиотеке;
· Приглашение в детскую библиотеку;
· Листовка «Ты живешь в особом
городе»;
· Материалы недели детской и
юношеской книги «Победа в наследство»;
· Материалы программы летнего
чтения 2004 г. «Фокинские чтения. Читательская
улыбка летом»;
· Буклет для родителей «Чтение на
ночь. Нежная забота о душе ребенка»;
· Листок обратной связи «Поделиться
радостью чтения, а не заставлять читать».
2. Анкета-задание на дом «Детям
нужны книги, потому что...»
3. Листок обратной связи «Школа
организаторов детского чтения»
4. Всероссийский конкурс детского
плаката «Я читаю». Информационное письмо
некоммерческого фонда Пушкинская библиотека
5. Материалы к патриот-классу:
· Сценарий литературно-музыкальной
странички для учащихся 5–9-х классов «Памяти
павших будьте достойны!»;
· Сценарий виртуальной экскурсии по
местам памяти о Великой Отечественной войне
«Город славных традиций»;
· Рекомендательный список
литературы для классных руководителей «Война,
твой страшный след...»;
· Рекомендательный список
литературы для тех, кто занимается
патриотическим воспитанием, «А патриотом быть
обязан...»;
6. Анкета для участников семинара.
Оформлена книжная выставка-развал «Чтобы
чтение стало крыльями».
Цитата: «...Если мы хотим, чтобы ребенок
читал, мы должны предоставить ему права, которыми
сами пользуемся:
Право:
Не читать
Перескакивать по страницам
Не дочитывать до конца
Перечитывать
Читать что попало
Читать где попало
Читать вслух
Молчать о прочитанном».
Раздел 1. Взрослые заботы о детском
чтении (проблемы чтения, программы чтения,
методико-организационные материалы).
Цитата: «Глагол “читать” не терпит
повелительного наклонения, так же, как нельзя
потребовать “Люби меня”, “Мечтай”, “Радуйся”»
Д. Пеннак, французский писатель
Раздел 2. «Соблазнять книгой, или
искусство “экологически чистого” чтения» (все о
детском чтении и лучших изданиях для детей из
фондов ЦБС г. Фокино).
Цитата: «А некоторые люди твердят, что
умирают от скуки...
Дайте им книги!
Дайте им сказки, чтобы они воспряли
духом»
Ю.Гордер, писатель, философ,
Норвегия
Раздел 3. «Читаем – значит растем»
(опыт работы ЦБС г. Фокино).
В фойе городской библиотеки были
развернуты информационные стенды о работе
школьных библиотек города. Представлены альбомы,
папки, информационные листки и буклеты о
многообразной деятельности сегодняшних
библиотек.
На патриот-классе шел разговор о
разнообразной деятельности школьных библиотек
по работе с литературой и краеведению, поиску
материалов о родном городе, о проведении
различных мероприятий, например, акции «Читаем.
Думаем. Помним». Освещалась работа по сбору
материалов в папки и тематические досье, в
частности, о книгах военной тематики. А также
методика и опыт массовой работы в школе.
Мастер-класс «Работа с текстом как
возможность глубокого восприятия прочитанного»
провела заслуженный учитель, активный читатель
центральной детской библиотеки города Фокино
Н.А.Сидорова. На примере замечательной сказки
«Гадкий утенок» Х.К.Андерсена, чей 200-летний
юбилей мы праздновали в прошлом году, была
показана методика работы с текстом, помогающая
его образному восприятию и творческому
осмыслению.
Практикум-класс «Отзыв как вид
читательского творчества». «Обратную связь с
читателем» провела заведующая методическим
отделом Е.В.Бондаренко.
Многообразие и многофункциональность
отзыва о книге как источнике эмоционального и
информационного восприятия издания убедило
слушателей в необходимости этой работы в
библиотеке.
Наиболее неожиданным, новым и
информационно-насыщенным стал Медиа-класс
«Рост интереса детей к электронным носителям
информации», который представила ЦБС г.
Большой Камень. Не противопоставлять компьютер и
книгу, не бояться их конкуренции, а использовать
их возможности на благо читателю – вот чему
научил этот урок на конкретном практическом
материале.
А закончилась учеба встречей с
замечательным человеком, приглашенным на нашу
школу как «свежая голова», поэтом, учителем,
читателем из г. Находка Н.Ф.Будановой. Она высоко
оценила подвижническую деятельность библиотек,
поделилась своими мыслями и даже предложила свои
методики привлечения к чтению детей. Звучали
стихи, призывающие к духовной, творческой и
интересной работе.
Бойтесь, дети, лени
Как дурной привычки.
И читайте в сутки
Хоть по полстранички... |