Литературный странник
Марина Ивашина
Осенние странствия
Современный круг чтения*
Мы обещали познакомить вас с книгами в
«осенних обложках». Шелестите листьями, читайте
и странствуйте.
Семь странствий сезона
событие сезона
сказки сезона
персона сезона
персонаж сезона
мистификация сезона
команда сезона
триллер сезона
Читать модно, посещать
библиотеку престижно!
Слоган фестиваля «Миры чтения»
Читай, и ты полетишь.
Пауло Коэльо
|
Марина Вячеславовна
Ивашина
ученый секретарь Свердловской областной
библиотеки для детей и юношества |
Магическое число 7 характеризует
общую идею вселенной, полный состав пантеона,
число сказочных героев, число дней недели,
количество цветов спектра, тонов в музыке,
основных запахов стереохимической теории,
константу, определяющую объем человеческой
памяти и т.п. (Дж.Миллер)
Всем тем, кто сетует, что читать
абсолютно нечего, и тем, кто привык следить за
новинками, представляем 7 главных сюжетов и
персонажей книжно-литературной жизни осеннего
сезона 2005 года. Все представленные книги
появились на книжном рынке осенью и заняли
ведущие места в разнообразных рейтингах. Было бы
обидно не заметить их, пропустить, пройти мимо.
Разумеется, это наша версия. Вы не согласны? Мы
оставили несколько страничек свободными
специально для Вас. Примите участие в нашем
рейтинге: назовите самые значительные события,
самые интересные (неожиданные или давно
ожидаемые, в том числе и дискуссионные) книги или
публикации, самых ярких персонажей. Вместе мы
представим Круг современного чтения.
При работе над «Литературным
странником» были использованы материалы
сентябрьских, октябрьских и ноябрьских выпусков
«Книжного обозрения», «Книжной витрины»,
«Независимой газеты», «Ex libris НГ», «Литературной
газеты», «Московских новостей», «У книжной
полки»; экспертные заключения, интервью,
рейтинги П.Басинского, А.Гаврилова, П.Дейниченко,
О.Кадикиной, И.Канунниковой, К.Мару, К.Мильчина
К.Молдавской, М.Петровой, М.Порядиной, Я.Шенкмана,
А.Яковлева; сетевые ресурсы: http://www.azbooka.ru;
http://www.gazeta.ru; http://www.library.ru; http://www.rg.ru; http://www.ozon.ru;
http://www.sferamm.ru; http://www.vagrius.ru.
Вашим проводником в литературных
странствиях по страницам книг, периодики,
вебсайтам будет Марина Ивашина.
Странствие 1. Событие сезона
Иванов А. Золото бунта, или Вниз по
реке теснин / Алексей Иванов. – М. :
Азбука-классика, 2005. – 704 с.
Мир Алексея Иванова в новом романе
прочен, как скалы-бойцы над рекой Чусовой. Это
крепкий мужской мир с мужскими словами и
поступками. Об этой России в самом деле почти
ничего неизвестно.
На XVIII Московской международной
книжной ярмарке (сентябрь, 2005) роман «Золото
бунта» молодого пермского писателя, автора
нашумевших книг «Сердце Пармы» и «Географ глобус
пропил», был представлен как «роман века». И хотя
он посвящен событиям, происходившим на Урале
более 200 лет назад, писатель уверяет, что он пишет
не «про историю». Это только формат для тех
мыслей, которые актуальны именно для него и
именно сейчас.
В конце XVIII века, вскоре после разгрома
пугачевского восстания, на Урале ищут «царскую
казну», вывезенную пугачевцами из осажденного
Оренбурга. Казну спрятал отец молодого сплавщика
Остафия Перехода. Он погиб при загадочных
обстоятельствах, и его посмертно обвинили в
краже казны. Осташа становится изгоем, попадает в
почти безвыходные ситуации, из которых с честью
выходит, потому что его берегут уральские
языческие духи. Эротика в повествовании не
чрезмерна, но колоритна и экзотична.
Язык романа своеобразен, в нем много
этнографических словечек и кораблестроительных
терминов. Однако манера письма молодого писателя
завораживает.
Подлинный рейтинг литературы сегодня
проверяется не только читательским спросом, но и
режиссерской и продюсерской востребованностью в
качестве основы для сериалов. Алексей Сидоров,
снявший нашумевшую «Бригаду», нацелился именно
на А.Иванова – кроме «Золота бунта» выбор пал и
на его предыдущий
историко-мистико-приключенческий роман «Сердце
Пармы».
Странствие 2. Сказки сезона
Петрушевская Л. Город Света :
волшебные истории / Людмила Петрушевская. – СПб. :
Амфора, 2005. – 319 с.
Людмила Петрушевская вспоминает, как с
детства «спала среди книг, прятала их под
подушкой, раскладывала по одеялу, по полу, у
кровати. На стуле рядом. Ела среди книг. Ехала с
книгой, шла по улице, вперившись в страницу...
Затем перекочевала в детскую библиотеку им.
М.В.Ломоносова, в этот тайный опиумный притон
сложившихся, отпетых читак». Наверное, поэтому и
в ее сказках, где посвященные могут снимать
слоями смысл за смыслом, чувствуются и
многовековые пласты культуры, и сиюминутное
поверх вечного.
Сказки с виду похожи на обычные
волшебные. В «Городе Света» есть все: реальность
и фантастика, бытовое описание не сложившейся
жизни и переключение на иные миры. Мальчик Кузя,
колдуны, феи. Ужасы, приключения, злодеи с чужой
планеты.
Сталкиваются две противоборствующие
силы: Фея Сирени, стремящаяся творить добро на
Земле, и колдун Топор, прибывающий с планеты
Черной Грязи, чтобы устроить «полный тарарам,
беспредел, кошмар и головотяпство». Каждый ищет
помощников, но у феи Сирени их мало, они вялы и не
способны на решительные поступки. Только мальчик
Кузя, слишком добрый и «туго соображающий,
несмотря на свои 4 года» (поскольку раздаривает
всем свои игрушки, велосипед и мороженое), дает ей
добрую энергию, когда она остается без волшебных
сил.
«Город Света» еще раз подтвердил
очевидную тенденцию: на свет появилась новая
русская сказка (А.Кабаков «Московские сказки»,
М.Вишневецкая «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки»
и др.). Началась массированная атака этого жанра.
Сегодня, когда бури стали стихать, и жизнь в
современных условиях стала казаться возможной,
возникла необходимость создания новой мифологии
– цельного и органичного представления общества
о времени и о себе. Отсюда и растущий спрос на
новые русские сказки.
Странствие 3. Персона сезона
Пелевин В. Relics. Раннее и неизданное /
Виктор Пелевин. – М. : ЭКСМО, 2005. – 352 с.
Мало кто из современных русских
писателей может похвастаться такой
популярностью, как Виктор Пелевин. И таким
количеством слухов вокруг своего имени. И все
потому, что на светских мероприятиях он не
появляется, фотографировать себя не разрешает,
интервью практически не дает, в России проживает
2–3 месяца в году.
Relics (от англ, relic – остаток) – это
сборник ранних произведений писателя. Пелевин,
как всегда, оригинален – не только в своем
творчестве, но и в его преподнесении читателю:
содержание книги повторяет хронологию событий,
произошедших с Россией на стыке XX–XXI веков. В
сборнике немного новых текстов. Но, перечитывая
старые, сегодня видишь их иными глазами. В них
много новых смыслов, они как бы переворачиваются
во времени, делаясь совершенно другими при
внешней неизменности.
Реальность в его рассказах, как всегда,
фантасмагорична, комична и жутковата.
В первом рассказе «Колдун Игнат и
люди» мужики, пришедшие убить колдуна «всем
миром», видят его растворяющимся в воздухе и
узнают, что «мир давно убит своими собственными
колдунами».
В заключительном рассказе «Who by fire»
новый русский князь (крутой, как Эльбрус: у него
свой самолет – не боинг, «как у какого-нибудь
пошлого араба», «а нормальный А-320») целый месяц
вынашивает замысел овладения американской
Свободой (это единственное, чего ему не хватает
для полного упоения своим могуществом). Пусть
пока не в прямом смысле, а чисто символически – в
образе девушки, загримированной под статую
Свободы. Для обольщения он использует не только
модный парик, но и целую команду
суфлеров-специалистов с электронной связью,
обеспечивающих живое, остроумное,
интеллектуальное общение и желанный финал.
Эпиграф к рассказу – строчка из Леонарда Коэна
предрекает: «Древний западный обычай будет
разрушен...» Что ж, посмотрим...
Странствие 4. Персонаж сезона
Гиваргизов А. Записки выдающегося
двоечника : сб. рассказов / Артур Гиваргизов ; ил.
Е. Блиновой. – М. : Эгмонт Россия Лтд., 2005. – 144 с.
Над этой книгой, похожей на школьную
тетрадку «на пружинках» с ребячьими
рисунками-почеркушками на полях и ироничными
рассказами в 3–4 абзаца, будут хохотать и дети, и
взрослые (хотя взрослым, узнавшим себя или
знакомую ситуацию, может быть, станет и не до
смеха).
Артур Гиваргизов в детстве собирался
«стать американцем», а стал «ужасно
непедагогичным» учителем музыки, сумевшим
подсмотреть в жизни и разыграть в воображении
тысячи остроумных сюжетов, смешных и грустных
одновременно.
Опубликованные в журналах
«Сатирикон», «Колобок и 2 жирафа», сборнике
«Классики», его рассказы и стихи воспринимались
как народные – школьный фольклор. Два года назад,
после вручения премии «Алые паруса» за первый
сборник рассказов «Со шкафом на велосипеде», он
проснулся знаменитым. А у него рассказов, стихов
и пьес еще на 10 книжек. Так что вечная слава ему
обеспечена.
На страницах новой книжки живут
невероятные и одновременно достоверные
персонажи: выдающийся двоечник-философ Сережа
Гаврилов, трижды ученик 4-го класса «Б» и искусный
мастер гравировки шпаргалок на рисовом зернышке,
по поручению директора выступающий на педсовете
с докладом «Почему дети не хотят учиться и не
делают уроки». Мальчик Коля, которого все
называли не просто Коля, а «очень способный
мальчик Коля», терпеливо воспитывающий своих
родителей и бабушку с дедушкой. Учительница Вера
Петровна, ностальгически вспоминающая, как «50
лет назад – во 2-м классе они с Элкой делали
подкоп под ювелирный завод». И еще Зубов, Кутузов,
отличница Сереберцева и другие. Но главный
персонаж книги – сам автор – тонкий, остроумный,
искусно сумевший вовлечь абсолютно разных людей
в свою ироничную игру, позволяющую взглянуть на
себя и свои проблемы со стороны.
Странствие 5. Мистификация сезона
Грошек И. Файф / Иржи Грошек. – СПб. :
Азбука-классика, 2005. – 304 с.
Не так давно на литературном Олимпе
появилась новая фигура, породившая массу
дискуссий. Вышедшие в 2001–2002 гг. в издательстве
«Азбука» два романа «Легкий завтрак в тени
некрополя» и «Реставрация обеда» никому не
известного тогда автора стали бестселлерами,
хотя многие уже тогда выражали сомнение в
подлинности имени «Иржи Грошек». Наконец, вышел
новый роман «Файф», который завершает трилогию.
Действие двух первых романов
разворачивалось в Праге–Риме. В «Файфе» герой
живет в России, Санкт-Петербурге, поскольку «в
недрах России могли происходить нереальные
события, которые возникали вследствие одного
обстоятельства – что «дело было в России».
Иржи Грошек – прекрасный рассказчик и
искусно переносит действие то в XV век,
рассказывая о приключениях Поджо Браччолини, то
в библиотеку города Мценска.
Одна из характерных черт его книг –
двуплановость изображения, они легко читаются,
однако их трудно причислить к определенному
жанру или течению. Сам автор определяет свой
стиль, в котором он является классиком и
законодателем мод как «подлинное безобразие»,
потому что находится в вечном поиске – как можно
еще распорядиться кириллицей: «посадить
предложение, скрестить его с абзацем и вырастить
роман».
Кто же такой Иржи Грошек – «известный
чешский литературный критик и кинематографист»?
Псевдоним таинственного писателя пока еще не
раскрыт. Но инкогнито постепенно выходит из тени,
мистификация рассеивается. Сомнений в его
«русскости» практически не остается. Он обладает
удивительным чувством языка: слова в романе
сцепляются в уморительные перлы и норовят стать
афоризмами. Его тексты смешат, интригуют,
захватывают, удивляют. А, что касается имени, то
мы его, наверное, скоро узнаем.
Странствие 6. Команда сезона
Лу Э. У : роман / Эрленд Лу. – СПб. :
Азбука-классика, 2005.– 416 с.
На литературной карте Норвегии для не
продвинутого читателя – сплошные белые пятна. Но
литература там существует, и ей есть чем
гордиться.
Эрленд Лу прославился благодаря
роману «Наивно. Супер» (1996). Он из тех, кого
принято считать культовыми и знаковыми для
двадцатилетних-тридцатилетних. Ряд
выстраивается такой: Лу, Коупленд, Мураками,
Пелевин. «Наивно. Супер», «Поколение X», «Охота на
овец», «Generation P». Собирательный герой этих
текстов и будет, если вдуматься, героем нашего
времени.
У одного из персонажей романа Эрленда
появилась своя географическо-историческая
гипотеза покруче, чем у Тура Хейердала (напомним,
что Тур Хейердал пересек на бальсовом плоту
Тихий океан, чтобы доказать свою революционную
теорию о том, что полинезийские острова
заселялись приезжими из Южной Америки). Он хочет
доказать, что полинезийцы добрались до своей
Полинезии на коньках в ледниковый период.
Поэтому Эрленд вместе со своими
приятелями, такими же веселыми обалдуями, как он
сам, отправляется в Полинезию (не на плоту, а на
самолете), чтобы найти доказательства своей
теории – легендарные коньки. А вся Норвегия
напряженно следит за их похождениями
приключениями в стиле «Пляжа» Алекса Гарленда
или популярного мультфильма «Мадагаскар».
Только персонажи – доморощенные философы не
только не способны к жизни на диком побережье, но
и не приспособлены к жизни как таковой.
Э.Лу пишет о поколении родившихся
после 1970-х годов, которое не сталкивалось ни с
какими серьезными проблемами, жило в спокойном и
стабильном обществе и поэтому «зажралось и
избаловалось, и вкусы автоматически упростились
– понадобились комфортные и легкие книги,
фильмы».
Странствие 7. Триллер сезона
Шелдон С. Ты боишься темноты? / Сидни
Шелдон ; пер. с англ. Т. А. Перцевой. – М. : ACT МОСКВА,
2005. – 317 с. – (The International Bestseller).
Каждый роман Сидни Шелдона –
остросюжетный коктейль из детектива, триллера и
мелодрамы. Поэтому у него столько поклонников во
всех странах мира, тираж его романов – 300 млн экз.,
по его сценариям снято более 20 фильмов.
Череда несчастных случаев в разных
странах мира, жертвами которых становятся
известные ученые корпорации «Кингсли Интернэшнл
групп» и их близкие, привлекает внимание
Интерпола. Случайно уцелели жены двоих ученых –
Келли Харрис, чернокожая красавица супермодель,
и Дайана Стивене, художница. Они начинают
собственное расследование, вступая в опасную
игру со смертью и одержимым роковой страстью
Таннером Кингсли, главой «Кингсли Интернэшнл
групп». Совсем близко подбираются они к тайне
страшного изобретения...
Толчок жутковатой фантазии известного
мэтра триллера дали погодные катастрофы,
происходившие в разных точках земного шара с 80-х
годов прошлого века, а также возможность
управлять погодой, которую получили сегодня две
сверхдержавы – США и Россия. «Погода – самая
могучая из всех известных нам сил. Тот, кто
управляет ею, способен расшатать мировую
экономику постоянными ливнями, ураганами или
торнадо, уничтожить урожай засухами, вызвать
землетрясения, ураганы и цунами, закрыть
аэропорты по всему миру и полностью разрушить
военные полигоны противника». Эти идеи легли в
основу создания суперкомпьютера «Прима»,
управляющего погодой.
Кто-то находит в триллерах лекарство
от скуки, а кто-то, наоборот, от фобий и страхов. И
неважно, что, по законам жанра, персонажи часто
кажутся «картонными» и выкрашенными слишком
яркими красками без всяких нюансов и полутонов. В
любом случае, мы берем в руки подобные книги,
потому что хотим убедиться, что любовь всегда
побеждает. Должно быть, эта магия и заставляет
нас читать Шелдона.
________________
* Зимние, весенние и летние
странствия читайте, пожалуйста, в № 06, 12, 22–2005. |