Книга подана
Евгений Савченко
«Все люди – одна душа»
Человек носит счастье в себе
самом.
В.Борисов-Мусатов
Евгений Владимирович
Савченко
член Союза журналистов России, член Союза
художников России
Москва |
Поиски и открытия в человеке
доброты, наверное, главная творческая сущность
Дмитрия Шеварова. Он работает в газете «Первое
сентября», постоянный ведущий рубрики «Добрые
лица» в газете «Деловой вторник», публикуется в
журналах «Новый мир», «Урал», «Смена» и других
печатных изданиях. Судя по откликам, у него
широкая и благодарная аудитория читателей. Он
обладатель главной премии Союза журналистов
России «Золотое перо» и других профессиональных
наград. Однако, главное не в этом. Главное, что у
этого журналиста, публициста и прозаика высокой
пробы, совсем иное, отличное от нас видение
событий. Свое собственное мировоззрение. Он
наделен добротой как данностью свыше. А это
намного важнее просто профессионального
мастерства.
«Освещенные солнцем. Добрые лица XX
века»1 – его очередная
книга, которая недавно вышла в свет и тут же стала
библиографической редкостью. Со вкусом
оформленная книга представляет собой сборник
зарисовок, очерков, эссе, опубликованных ранее в
центральной прессе и подготовленных на основе
личных встреч и работе с архивами. Герои этой
«небольшой планеты людей», включая маленькую
счастливую девочку из города Галича, – деятели
науки, искусства, литературы, подвижники добра и
милосердия. Все они — освещены Добротой как
даром Господним.
Кто-то рассказывал, что на этой
«планете» установлены совсем иные правила бытия
и порядки. Все там охотно откликаются на
обращение «добрый человек». Благодарят за
возможность оказать незнакомцу услугу. Никто не
претендует «на большее». Не кичится своей
исключительностью. И довольствуются своей
исключительной непохожестью. Каждый герой книги
представлен своим симпатичным фотопортретом или
даже двумя, которые дополняют, а иногда и
определяют его словесный образ.
...Чем дальше мы уходим в отпущенное нам
свыше время, тем бережнее относимся к нашему
прошлому, осознавая, что во многом оно было нам
недоступно и не оценивалось по достоинству.
Упущенное не наверстать и поэтому мы стараемся
поместить в будущее дорогие нам воспоминания
прошлых лет. Порой мы обходимся воспоминаниями,
которые «продлевают жизнь» дорогих нашему
сердцу образов, запечатленных на давних
фотографиях из семейных альбомов, на
репродукциях с картин любимых нами художников. В
очерке о Константине Коровине автор подобрал
этому понятно очень емкое сравнение:
«непрерывность прекрасного».
«Работы Коровина, даже столетней
давности, – пишет он, – не отодвинуты от нас
завесой времени. Глядя на них мы вспоминаем вечер
на даче или мечтаем о зимних каникулах в
Париже…»
Особенность творческого видения
Шеварова не только в изначальной его доброте,
незлобливости и великодушии. Его духовный мир
создает в нашем сознании свои ассоциативные
параллели и связи.
Эти очерки отличаются редкой
для наших дней человечностью и незамутненностью.
Их можно было бы назвать прозой журналиста,
подобно тому как есть проза поэта, но трудно
сказать, чего у Шеварова больше – поэзии или
журналистики.
Алексей Варламов, Москва |
Автор считает, что «Одна из
таинственных особенностей настоящей литературы
— пробуждать лучшие воспоминания, уносить к
светлому, детскому…» Не потому ли мы и уносимся в
него, что «все родом из детства» и как в живой
воде стараемся омыться в нем.
Одна из близких автору, да и многим
читателям, тем — вопрос о наших духовных
отношениях друг с другом. Насколько они
предопределены? Насколько случайны? По этому
поводу Д.Шеваров пишет: «Мы очень мало знаем о
том, как мы связаны друг с другом – таинственными
детскими обстоятельствами, случайными встречами
в дальнем поезде, письмами, посланными наудачу в
неизвестность… Сначала нам кажется, что все
теряется, нет ничего верного, надежного, ясного.
Иногда надо прожить много-много лет, чтобы
научиться слышать эхо пусть даже самого тихого,
но честного и дружеского слова, ласкового
взгляда. Рождественские дни даются нам еще, может
быть, и для того, чтобы прислушаться друг к
другу…»
Утверждение, что в мире нет ничего
случайного, также как и обратное, слишком
упрощенное. Оно требует особого разговора.
Случаен или нет подмеченный автором факт
рождения Андрея Дмитриевича Сахарова в день
смерти Владимира Григорьевича Короленко? Оба они
прожили 69 лет.
Вопросы о добре, любви и взаимной
привязанности, в неразрывной связи друг с другом.
Дмитрий Сергеевич Лихачев призывал, как
вспоминает автор после встречи с ним: «Давайте
будем людьми счастливыми, то есть имеющими
привязанности, любящими глубоко и серьезно
что-то значительное…»
Как важно на всю жизнь определить
самому или с чьей-то помощью это наиболее
значительное для нас. Как часто оно состоит в
простом понимании души ближнего.
С особой теплотой рассказывается в эссе
«Ваша светлость» о многолетней и верной дружбе
двух «блистательных стариков» — Леониде
Оболенском и Леониде Рымаренко — дедушки автора.
По свидетельству Д.Шеварова, это была дружба,
основанная на родстве душ, помыслов и
«совершенно детском интересе к жизни, к людям, к
устройству мироздания. Казалось, что они только
вчера оторвались от чтения Жюля Верна и Джека
Лондона. Любопытство первооткрывателей не
покидало их нигде и никогда». Этих людей, хорошо
известных в мире кино, «связывало высокое
чувство достоинства, умения сохранять свою
личную свободу, счастье оставаться самим собой».
«Я хоть немного, но сам по себе», – говорил Леонид
Леонидович. В 77 лет на фестивале в Монте-Карло он
получил «Золотую Нимфу» за лучшую мужскую роль.
Его тезка, один из основателей советского
документального кино, вместе со своей верной
спутницей по жизни и по профессии — режиссером
Верой Елисеевной Волянской (бабушкой Дмитрия
Шеварова) проработали в области документального
кино всю жизнь и взялись за съемки своего
последнего фильма, когда им минуло за
восемьдесят…
Противник применения «карательных»
мер за всякого рода провинности и пригрешения не
по злому умыслу, Дмитрий Шеваров склоняется к
образам своих любимых учителей и наставников,
боясь пропустить слово благодарности в адрес
тех, кто подарил ему в жизни даже самую малость
своего внимания.
Шеваров как прозаик вышел из
журналистики, но превратил ее привычные жанры в
тонкое и глубокое искусство.
Ирина Роднянская, Москва |
Сергей Есенин лишь один из светлых
образов. Какой глубиной и зрелостью чувств
должен был обладать подросток Сергей Есенин в
свои 17 лет, чтобы в письме к ровеснику и другу
Григорию Панфилову написать 23 апреля 1913 г.: «Да,
Гриша, люби и жалей людей, и преступников и
лжецов, и страдальцев и праведников. Ты мог и
можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не
клейми позором, а обнаруживай ласкою жизненные
болезни людей… Все люди – одна душа».
Утешительность и сострадание
гармонично вплетены в натуру самого автора.
Конечно, главное идет от родителей, их образов. Но
способен ли человек сформировать свою сущность
без веры в истинность заповедей Всевышнего:
«Научитеся от Мене, яко краток есмь и смирен
сердцем, и обрящите покой душам Вашим…»
Вместе с тем, смирение, по мнению
автора, не выглядит таким даром, за которым
следовало бы пускаться в путь. Люди даже очень
умные и талантливые, чаще всего по привычке ищут
славы. Не всегда, впрочем.
«Серебрякова всегда чуралась города,
модных салонов, всякой пышности и блеска.
Красавицей не была, но обаяние в ней было
неотразимое, истинно девическое. Будто о ней
Тургенев написал: «Изящный ум сказывался в
прекрасных глазах…» «Другие художники рядом с
ней кажутся бездомными, а она даже в изгнании
хранила уют и красоту серебряковского дома, где,
как у Ростовых в “Войне и мире”, все чуть-чуть
влюблены друг в друга».
Публикация статьи произведена при поддержке компании Royal Beauty. На сайте компании – обширная база салонов красоты и спа Москвы с удобным поиском по услугам и расположению в городе (размещена по адресу: http://royalbeauty.ru/katalog/salony-krasoty), приведены расценки, есть возможность записи в выбранный салон. Так же вы можете ознакомиться с новостями из мира красоты и приобрести подарочный сертификат, который решит проблему выбора подарка для ваших близких.
Задаваясь вопросом, откуда вдруг к
картинам Серебряковой, ушедшей из жизни в
бедности, пришел в последнее время
сногсшибательный успех на Западе, Шеваров
безошибочно определяет: «Мастерство, конечно. Но
мастерство оно у многих. Чистота, надмирность,
светозарность образов Серебряковой — редкость
великая». Не случайно же считают, что самое
великое искусство предстает пред нами
интуитивно, а не по каким-то законам.
Истинное Добро в восприятии автора
всегда нешумливое, устремленное как бы внутрь
себя и не требующее к себе большого внимания.
Представляется, что и сам он, как истинный
интеллигент, как говорят, «занимает мало места».
Вы так бережно касаетесь всего – души,
жизни, истории, – что сердце, читающее Вас,
теплеет и открывается. Рина
Левинзон, Иерусалим |
Проза Шеварова глубокая и
прозрачная по языку. Она образна и метафорична.
Дорогого стоят рассыпанные по страницам его
образы. «Огромные, прохладные глаза лошади»,
«дымный привкус роднимости и жалости»,
«короткая, как звук передернутого затвора,
фамилия», «пустынность наших опавших лесов и
сиротство наших замученных гениев…»
У автора незаурядное чувство
распознавания сущности событий, движения
человеческих душ, их высокой устремленности.
Вместе с тем у него редкая способность
литератора «вписываться» в атмосферу
происходящего. Как если бы он был соучастником
или очевидцем происходящих событий.
В очерке об И.Бунине «Зеленые яблоки»
он приводит поразительные, полные грусти и
одиночества строки из его «Листопада».
Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребриться мертвый край…
Затем идет комментарий автора,
который, как и во многих других случаях, нельзя не
привести: «В этих строках вкус счастья, жаль, что
поздний Бунин — часто сухой, желчный, надменный,
мрачно-мистический, заслонил от нас раннего
Бунина, того, у которого, как вспоминают его
современники, были мягкие, почти женственные
черты лица, легкие светлые волосы, влюбленные
глаза…»
Невозможно упустить способность
автора видеть и передавать увиденное в цвете.
Цветовой ряд прозы Шеварова гармоничен и точен в
выборе живописных средств. Не случайно, что его
«портреты» художников одни из наиболее
выразительных.
Встреча с каждым новым рассказом,
очерком Дмитрия Шеварова для меня большой
праздник. Однако, познакомившись с его новой
солидной творческой работой, ощущаешь, что речь
идет о значительном событии в нашей публицистике
и литературе, которому критики пока не дали
четкого жанрового определения. Высокая
поэтичность, духовность, философская глубина
мысли, образность и утерянная в последнее время
доброта восприятия жизни, все это отчетливо
соединяется в одном человеке и вселяет надежду и
радость в наши сердца.
Книга Д.Шеварова «Освещенные солнцем»
заслуживает переиздания массовым тиражом,
продолжения ее с участием, как предлагает сам
автор, читателей. Целесообразно и учреждение
новых журналистских и литературных премий: «За
доброту», «За благородство», «За достоинство»,
того, чего нам так не хватает в наше время.
P.S.
Дочитывая последнюю страницу книги я
не испытал ощущения, что прощаюсь с героями этой
небольшой, но не тесной «планеты людей». Они
поселились и в моем пространстве. Может быть, оно
не совмещается с другими. Это естественно. Автор
объединил нас ниспосланным ему Свыше Добром и
нашей непохожестью.
Сердечно благодарю и присоединяюсь к его
послесловию: «Слава Богу за все».
_________________
1 Шеваров Д. Освещенные
солнцем. Добрые лица ХХ века : книга портретов. –
М. : Московские учебники и Картолитография, 2004. –
416 с. |