Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2006


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Книга подана

Евгений Савченко

«Все люди – одна душа»

Человек носит счастье в себе самом.

В.Борисов-Мусатов

Евгений Владимирович Савченко
член Союза журналистов России, член Союза художников России
Москва

Поиски и открытия в человеке доброты, наверное, главная творческая сущность Дмитрия Шеварова. Он работает в газете «Первое сентября», постоянный ведущий рубрики «Добрые лица» в газете «Деловой вторник», публикуется в журналах «Новый мир», «Урал», «Смена» и других печатных изданиях. Судя по откликам, у него широкая и благодарная аудитория читателей. Он обладатель главной премии Союза журналистов России «Золотое перо» и других профессиональных наград. Однако, главное не в этом. Главное, что у этого журналиста, публициста и прозаика высокой пробы, совсем иное, отличное от нас видение событий. Свое собственное мировоззрение. Он наделен добротой как данностью свыше. А это намного важнее просто профессионального мастерства.

«Освещенные солнцем. Добрые лица XX века»1 – его очередная книга, которая недавно вышла в свет и тут же стала библиографической редкостью. Со вкусом оформленная книга представляет собой сборник зарисовок, очерков, эссе, опубликованных ранее в центральной прессе и подготовленных на основе личных встреч и работе с архивами. Герои этой «небольшой планеты людей», включая маленькую счастливую девочку из города Галича, – деятели науки, искусства, литературы, подвижники добра и милосердия. Все они — освещены Добротой как даром Господним.

Кто-то рассказывал, что на этой «планете» установлены совсем иные правила бытия и порядки. Все там охотно откликаются на обращение «добрый человек». Благодарят за возможность оказать незнакомцу услугу. Никто не претендует «на большее». Не кичится своей исключительностью. И довольствуются своей исключительной непохожестью. Каждый герой книги представлен своим симпатичным фотопортретом или даже двумя, которые дополняют, а иногда и определяют его словесный образ.

...Чем дальше мы уходим в отпущенное нам свыше время, тем бережнее относимся к нашему прошлому, осознавая, что во многом оно было нам недоступно и не оценивалось по достоинству. Упущенное не наверстать и поэтому мы стараемся поместить в будущее дорогие нам воспоминания прошлых лет. Порой мы обходимся воспоминаниями, которые «продлевают жизнь» дорогих нашему сердцу образов, запечатленных на давних фотографиях из семейных альбомов, на репродукциях с картин любимых нами художников. В очерке о Константине Коровине автор подобрал этому понятно очень емкое сравнение: «непрерывность прекрасного».

«Работы Коровина, даже столетней давности, – пишет он, – не отодвинуты от нас завесой времени. Глядя на них мы вспоминаем вечер на даче или мечтаем о зимних каникулах в Париже…»

Особенность творческого видения Шеварова не только в изначальной его доброте, незлобливости и великодушии. Его духовный мир создает в нашем сознании свои ассоциативные параллели и связи.

Эти очерки отличаются редкой для наших дней человечностью и незамутненностью. Их можно было бы назвать прозой журналиста, подобно тому как есть проза поэта, но трудно сказать, чего у Шеварова больше – поэзии или журналистики.

Алексей Варламов, Москва

Автор считает, что «Одна из таинственных особенностей настоящей литературы — пробуждать лучшие воспоминания, уносить к светлому, детскому…» Не потому ли мы и уносимся в него, что «все родом из детства» и как в живой воде стараемся омыться в нем.

Одна из близких автору, да и многим читателям, тем — вопрос о наших духовных отношениях друг с другом. Насколько они предопределены? Насколько случайны? По этому поводу Д.Шеваров пишет: «Мы очень мало знаем о том, как мы связаны друг с другом – таинственными детскими обстоятельствами, случайными встречами в дальнем поезде, письмами, посланными наудачу в неизвестность… Сначала нам кажется, что все теряется, нет ничего верного, надежного, ясного. Иногда надо прожить много-много лет, чтобы научиться слышать эхо пусть даже самого тихого, но честного и дружеского слова, ласкового взгляда. Рождественские дни даются нам еще, может быть, и для того, чтобы прислушаться друг к другу…»

Утверждение, что в мире нет ничего случайного, также как и обратное, слишком упрощенное. Оно требует особого разговора. Случаен или нет подмеченный автором факт рождения Андрея Дмитриевича Сахарова в день смерти Владимира Григорьевича Короленко? Оба они прожили 69 лет.

Вопросы о добре, любви и взаимной привязанности, в неразрывной связи друг с другом. Дмитрий Сергеевич Лихачев призывал, как вспоминает автор после встречи с ним: «Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное…»

Как важно на всю жизнь определить самому или с чьей-то помощью это наиболее значительное для нас. Как часто оно состоит в простом понимании души ближнего.

С особой теплотой рассказывается в эссе «Ваша светлость» о многолетней и верной дружбе двух «блистательных стариков» — Леониде Оболенском и Леониде Рымаренко — дедушки автора. По свидетельству Д.Шеварова, это была дружба, основанная на родстве душ, помыслов и «совершенно детском интересе к жизни, к людям, к устройству мироздания. Казалось, что они только вчера оторвались от чтения Жюля Верна и Джека Лондона. Любопытство первооткрывателей не покидало их нигде и никогда». Этих людей, хорошо известных в мире кино, «связывало высокое чувство достоинства, умения сохранять свою личную свободу, счастье оставаться самим собой». «Я хоть немного, но сам по себе», – говорил Леонид Леонидович. В 77 лет на фестивале в Монте-Карло он получил «Золотую Нимфу» за лучшую мужскую роль. Его тезка, один из основателей советского документального кино, вместе со своей верной спутницей по жизни и по профессии — режиссером Верой Елисеевной Волянской (бабушкой Дмитрия Шеварова) проработали в области документального кино всю жизнь и взялись за съемки своего последнего фильма, когда им минуло за восемьдесят…

Противник применения «карательных» мер за всякого рода провинности и пригрешения не по злому умыслу, Дмитрий Шеваров склоняется к образам своих любимых учителей и наставников, боясь пропустить слово благодарности в адрес тех, кто подарил ему в жизни даже самую малость своего внимания.

Шеваров как прозаик вышел из журналистики, но превратил ее привычные жанры в тонкое и глубокое искусство.

Ирина Роднянская, Москва

Сергей Есенин лишь один из светлых образов. Какой глубиной и зрелостью чувств должен был обладать подросток Сергей Есенин в свои 17 лет, чтобы в письме к ровеснику и другу Григорию Панфилову написать 23 апреля 1913 г.: «Да, Гриша, люби и жалей людей, и преступников и лжецов, и страдальцев и праведников. Ты мог и можешь быть любым из них. Люби и угнетателей и не клейми позором, а обнаруживай ласкою жизненные болезни людей… Все люди – одна душа».

Утешительность и сострадание гармонично вплетены в натуру самого автора. Конечно, главное идет от родителей, их образов. Но способен ли человек сформировать свою сущность без веры в истинность заповедей Всевышнего: «Научитеся от Мене, яко краток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам Вашим…»

Вместе с тем, смирение, по мнению автора, не выглядит таким даром, за которым следовало бы пускаться в путь. Люди даже очень умные и талантливые, чаще всего по привычке ищут славы. Не всегда, впрочем.

«Серебрякова всегда чуралась города, модных салонов, всякой пышности и блеска. Красавицей не была, но обаяние в ней было неотразимое, истинно девическое. Будто о ней Тургенев написал: «Изящный ум сказывался в прекрасных глазах…» «Другие художники рядом с ней кажутся бездомными, а она даже в изгнании хранила уют и красоту серебряковского дома, где, как у Ростовых в “Войне и мире”, все чуть-чуть влюблены друг в друга».

Публикация статьи произведена при поддержке компании Royal Beauty. На сайте компании – обширная база салонов красоты и спа Москвы с удобным поиском по услугам и расположению в городе (размещена по адресу: http://royalbeauty.ru/katalog/salony-krasoty), приведены расценки, есть возможность записи в выбранный салон. Так же вы можете ознакомиться с новостями из мира красоты и приобрести подарочный сертификат, который решит проблему выбора подарка для ваших близких.

Задаваясь вопросом, откуда вдруг к картинам Серебряковой, ушедшей из жизни в бедности, пришел в последнее время сногсшибательный успех на Западе, Шеваров безошибочно определяет: «Мастерство, конечно. Но мастерство оно у многих. Чистота, надмирность, светозарность образов Серебряковой — редкость великая». Не случайно же считают, что самое великое искусство предстает пред нами интуитивно, а не по каким-то законам.

Истинное Добро в восприятии автора всегда нешумливое, устремленное как бы внутрь себя и не требующее к себе большого внимания. Представляется, что и сам он, как истинный интеллигент, как говорят, «занимает мало места».

Вы так бережно касаетесь всего – души, жизни, истории, – что сердце, читающее Вас, теплеет и открывается.

Рина Левинзон, Иерусалим

Проза Шеварова глубокая и прозрачная по языку. Она образна и метафорична. Дорогого стоят рассыпанные по страницам его образы. «Огромные, прохладные глаза лошади», «дымный привкус роднимости и жалости», «короткая, как звук передернутого затвора, фамилия», «пустынность наших опавших лесов и сиротство наших замученных гениев…»

У автора незаурядное чувство распознавания сущности событий, движения человеческих душ, их высокой устремленности. Вместе с тем у него редкая способность литератора «вписываться» в атмосферу происходящего. Как если бы он был соучастником или очевидцем происходящих событий.

В очерке об И.Бунине «Зеленые яблоки» он приводит поразительные, полные грусти и одиночества строки из его «Листопада».

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребриться мертвый край…

Затем идет комментарий автора, который, как и во многих других случаях, нельзя не привести: «В этих строках вкус счастья, жаль, что поздний Бунин — часто сухой, желчный, надменный, мрачно-мистический, заслонил от нас раннего Бунина, того, у которого, как вспоминают его современники, были мягкие, почти женственные черты лица, легкие светлые волосы, влюбленные глаза…»

Невозможно упустить способность автора видеть и передавать увиденное в цвете. Цветовой ряд прозы Шеварова гармоничен и точен в выборе живописных средств. Не случайно, что его «портреты» художников одни из наиболее выразительных.

Встреча с каждым новым рассказом, очерком Дмитрия Шеварова для меня большой праздник. Однако, познакомившись с его новой солидной творческой работой, ощущаешь, что речь идет о значительном событии в нашей публицистике и литературе, которому критики пока не дали четкого жанрового определения. Высокая поэтичность, духовность, философская глубина мысли, образность и утерянная в последнее время доброта восприятия жизни, все это отчетливо соединяется в одном человеке и вселяет надежду и радость в наши сердца.

Книга Д.Шеварова «Освещенные солнцем» заслуживает переиздания массовым тиражом, продолжения ее с участием, как предлагает сам автор, читателей. Целесообразно и учреждение новых журналистских и литературных премий: «За доброту», «За благородство», «За достоинство», того, чего нам так не хватает в наше время.

P.S.

Дочитывая последнюю страницу книги я не испытал ощущения, что прощаюсь с героями этой небольшой, но не тесной «планеты людей». Они поселились и в моем пространстве. Может быть, оно не совмещается с другими. Это естественно. Автор объединил нас ниспосланным ему Свыше Добром и нашей непохожестью.

Сердечно благодарю и присоединяюсь к его послесловию: «Слава Богу за все».

_________________

1 Шеваров Д. Освещенные солнцем. Добрые лица ХХ века : книга портретов. – М. : Московские учебники и Картолитография, 2004. – 416 с.