Книга подана
Мария Порядина
Жизнь замечательных идей
Жанр «художественной биографии» –
один из самых трудных, потому что писателю
приходится балансировать между правдой и
правдоподобием. Отбирая и толкуя факты, нельзя
впадать в нарочитость или тенденциозность;
домысливая детали, следует учитывать
подробности жизни эпох и государств, но не
измышлять небылиц. Особенно трудна «детская»
биография, потому что подлинных свидетельств о
детстве великого человека всегда мало, их почти
не видно под «культурным слоем» позднейших
выдумок и легенд. Тем более замечательной
представляется идея, которую несколько лет назад
осуществил Валерий Воскобойников, приступая к
созданию цикла рассказов о детских годах
знаменитых людей.
Сохраненные историей сведения о
замечательных людях бывают противоречивы,
источники – не всегда достоверны. Тем более
высоки заслуги писателя, который тщательно и
убедительно конструирует сюжет, сочетая
общеизвестное с воображаемым. Замечательные
дети в рассказах Воскобойникова не похожи на
приторных ангелочков; однако писатель никогда не
заостряет внимания на явно «хулиганских»
биографических подробностях и не стремится
внушить читателю, будто великие люди в детстве
были обыкновенными среднестатистическими
раздолбаями. Такой подход, думается, весьма
актуален в наше время, когда средства «массовой
культуры» норовят убедить юных балбесов в том,
что каждый может в одночасье «стать звездой», не
прилагая никаких усилий.
Воскобойников не заигрывает с
читателем, не разоблачает перед ним свои
«педагогические приемы».
В книге ненавязчиво проводится мысль о том, что
разным великим людям присущи схожие особенности:
сила воображения сочетается у них со здравым
смыслом, умение мыслить самостоятельно – с
почтением к старшим. Им свойственно упорство и
терпение, они не отступают перед трудностями.
Воскобойников уверен, что «замечательность» не
приходит к тому, кто сидит сложа руки и проводит
время в бесплодных мечтаниях. Можно с утра до
вечера мечтать о подвиге и ничего больше не
делать. Только такой человек, скорее всего, не
станет героем. Герои рассказов Воскобойникова
целенаправленно приближают свое будущее,
работают на него, не пренебрегая мелочами; их
величие начинается с малого.
Воскобойников В. М. Жизнь
замечательных детей : книга первая /
В. Воскобойников. – М. : ОНИКС 21 век, 2005. –
184 с. : ил. – (Жизнь замечательных детей).
Писатель говорит и о том, насколько
серьезна в жизни «замечательного ребенка» роль
педагога – идет ли речь об уличном образовании Петра
Великого или о прославленной мудрости учителя
богоравного Александра. А взрослому читателю не
забывает напомнить старую истину: Любому
человеку нужна родительская любовь, и особенно
маленькому ребенку.
Трудность задачи «детского» биографа
состоит еще и в том, чтобы не перейти границы
жанра, удержаться на главной линии
повествования. С этой задачей Воскобойников
справляется блестяще: мотивы, не имеющие
отношения к «детскому» сюжету, даются в строго
рассчитанной пропорции, причем автор
принципиально избегает какой-либо критики по
отношению к персонажам, остающимся за рамками
основного повествования: Несчастный Петр
Третий по-прежнему не любил все российское, а
любил свое, немецкое. Наверное, он стал бы очень
хорошим правителем в маленьком голштинском
герцогстве. Там его все бы уважали. Но после
смерти тетушки, императрицы Елизаветы, ему
приходилось править великой Россией, а этого он
совсем не умел делать. И тогда власть перешла к
его жене…
При этом писатель живо и колоритно
изображает персонажей второго и третьего плана
– вредную мачеху Ломоносова, коварную царевну
Софью и полезную мышь, с помощью которой
маленький Ньютон демонстрировал модель
мельницы.
Воскобойников справедливо считает
свои тексты рассказами, а иной раз они похожи на
маленькие повести. Тем более странно поведение
издателей, которые решили замаскировать книгу
под очередную «детскую энциклопедию». Они сняли
авторское обозначение жанра, убрали фамилию
писателя с обложки и сопроводили текст
множеством «познавательных» иллюстраций.
Казалось бы, это и хорошо, что в книге
представлены изображения разных лиц и предметов,
научных приборов, музыкальных инструментов,
фрагменты рукописей, гравюр и живописных
полотен. Однако, к сожалению, часть иллюстраций
вовсе не имеет подписей; репродукции картин и
гравюр то и дело «теряют» автора или дату, а иной
раз, наоборот, «обогащаются» сомнительными
сведениями (так что Моцарт становится автором оперы
«Реквием», а Пинтуриккьо превращается в Пинтурикио
и зачем-то транслитерируется в Pinturicchino). Кроме
того, большая часть старинных картин или гравюр
воспроизведена, по-видимому, с некачественных
оригиналов: на «картинках» отчетливо видны следы
компьютерной обработки. При этом издание
обозначено как «литературно-художественное»,
однако по ББК ему присвоен индекс 92, а не 84.
Не всегда на пользу текстам и
редакторская работа, о качестве которой можно
судить по предыдущим изданиям рассказов
Воскобойникова. Кое-где редактор не обратил
внимания на явные описки автора (так, лицеист
Кюхельбекер называется Карлом; знатные
итальянцы титулуются не синьорами, а «сеньорами»);
в других фрагментах лишние слова искажают смысл
повествования («сам себе помог» вместо «сам
помог», «моментально испарился» вместо
«испарился», «все отработаю» вместо
«отработаю»). По непонятным причинам из текстов
убраны мотивы, связанные с религией:
юмористический пассаж о том, как Господь увидел
какое-то упущение в службе полкового командира и
послал ему дочку вместо сына, или лирическая
картина богослужения в холмогорской церкви. К
недостаткам редакционной подготовки следует
отнести и то, что название книги совпадает с
названием издательской серии, и интонационную
неуклюжесть рекламных текстов («маленький
Моцарт был вундеркиндом»).
Однако перечисленные недостатки не
перечеркивают многочисленных достоинств
издания, главное из которых – сочетание
познавательного с увлекательным. Поэтому можно
только приветствовать замечательные
издательские идеи относительно продолжения
публикации замечательных рассказов о
замечательных детях. |