Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2006


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Книга подана

Мария Порядина

Жизнь замечательных идей

Жанр «художественной биографии» – один из самых трудных, потому что писателю приходится балансировать между правдой и правдоподобием. Отбирая и толкуя факты, нельзя впадать в нарочитость или тенденциозность; домысливая детали, следует учитывать подробности жизни эпох и государств, но не измышлять небылиц. Особенно трудна «детская» биография, потому что подлинных свидетельств о детстве великого человека всегда мало, их почти не видно под «культурным слоем» позднейших выдумок и легенд. Тем более замечательной представляется идея, которую несколько лет назад осуществил Валерий Воскобойников, приступая к созданию цикла рассказов о детских годах знаменитых людей.

Сохраненные историей сведения о замечательных людях бывают противоречивы, источники – не всегда достоверны. Тем более высоки заслуги писателя, который тщательно и убедительно конструирует сюжет, сочетая общеизвестное с воображаемым. Замечательные дети в рассказах Воскобойникова не похожи на приторных ангелочков; однако писатель никогда не заостряет внимания на явно «хулиганских» биографических подробностях и не стремится внушить читателю, будто великие люди в детстве были обыкновенными среднестатистическими раздолбаями. Такой подход, думается, весьма актуален в наше время, когда средства «массовой культуры» норовят убедить юных балбесов в том, что каждый может в одночасье «стать звездой», не прилагая никаких усилий.

Воскобойников не заигрывает с читателем, не разоблачает перед ним свои «педагогические приемы».
В книге ненавязчиво проводится мысль о том, что разным великим людям присущи схожие особенности: сила воображения сочетается у них со здравым смыслом, умение мыслить самостоятельно – с почтением к старшим. Им свойственно упорство и терпение, они не отступают перед трудностями. Воскобойников уверен, что «замечательность» не приходит к тому, кто сидит сложа руки и проводит время в бесплодных мечтаниях. Можно с утра до вечера мечтать о подвиге и ничего больше не делать. Только такой человек, скорее всего, не станет героем. Герои рассказов Воскобойникова целенаправленно приближают свое будущее, работают на него, не пренебрегая мелочами; их величие начинается с малого.

Воскобойников В. М. Жизнь замечательных детей : книга первая / В. Воскобойников. – М. : ОНИКС 21 век, 2005. – 184 с. : ил. – (Жизнь замечательных детей).

Писатель говорит и о том, насколько серьезна в жизни «замечательного ребенка» роль педагога – идет ли речь об уличном образовании Петра Великого или о прославленной мудрости учителя богоравного Александра. А взрослому читателю не забывает напомнить старую истину: Любому человеку нужна родительская любовь, и особенно маленькому ребенку.

Трудность задачи «детского» биографа состоит еще и в том, чтобы не перейти границы жанра, удержаться на главной линии повествования. С этой задачей Воскобойников справляется блестяще: мотивы, не имеющие отношения к «детскому» сюжету, даются в строго рассчитанной пропорции, причем автор принципиально избегает какой-либо критики по отношению к персонажам, остающимся за рамками основного повествования: Несчастный Петр Третий по-прежнему не любил все российское, а любил свое, немецкое. Наверное, он стал бы очень хорошим правителем в маленьком голштинском герцогстве. Там его все бы уважали. Но после смерти тетушки, императрицы Елизаветы, ему приходилось править великой Россией, а этого он совсем не умел делать. И тогда власть перешла к его жене…

При этом писатель живо и колоритно изображает персонажей второго и третьего плана – вредную мачеху Ломоносова, коварную царевну Софью и полезную мышь, с помощью которой маленький Ньютон демонстрировал модель мельницы.

Воскобойников справедливо считает свои тексты рассказами, а иной раз они похожи на маленькие повести. Тем более странно поведение издателей, которые решили замаскировать книгу под очередную «детскую энциклопедию». Они сняли авторское обозначение жанра, убрали фамилию писателя с обложки и сопроводили текст множеством «познавательных» иллюстраций. Казалось бы, это и хорошо, что в книге представлены изображения разных лиц и предметов, научных приборов, музыкальных инструментов, фрагменты рукописей, гравюр и живописных полотен. Однако, к сожалению, часть иллюстраций вовсе не имеет подписей; репродукции картин и гравюр то и дело «теряют» автора или дату, а иной раз, наоборот, «обогащаются» сомнительными сведениями (так что Моцарт становится автором оперы «Реквием», а Пинтуриккьо превращается в Пинтурикио и зачем-то транслитерируется в Pinturicchino). Кроме того, большая часть старинных картин или гравюр воспроизведена, по-видимому, с некачественных оригиналов: на «картинках» отчетливо видны следы компьютерной обработки. При этом издание обозначено как «литературно-художественное», однако по ББК ему присвоен индекс 92, а не 84.

Не всегда на пользу текстам и редакторская работа, о качестве которой можно судить по предыдущим изданиям рассказов Воскобойникова. Кое-где редактор не обратил внимания на явные описки автора (так, лицеист Кюхельбекер называется Карлом; знатные итальянцы титулуются не синьорами, а «сеньорами»); в других фрагментах лишние слова искажают смысл повествования («сам себе помог» вместо «сам помог», «моментально испарился» вместо «испарился», «все отработаю» вместо «отработаю»). По непонятным причинам из текстов убраны мотивы, связанные с религией: юмористический пассаж о том, как Господь увидел какое-то упущение в службе полкового командира и послал ему дочку вместо сына, или лирическая картина богослужения в холмогорской церкви. К недостаткам редакционной подготовки следует отнести и то, что название книги совпадает с названием издательской серии, и интонационную неуклюжесть рекламных текстов («маленький Моцарт был вундеркиндом»).

Однако перечисленные недостатки не перечеркивают многочисленных достоинств издания, главное из которых – сочетание познавательного с увлекательным. Поэтому можно только приветствовать замечательные издательские идеи относительно продолжения публикации замечательных рассказов о замечательных детях.