Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2006


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Охота за фолиантами

Юлия Фролова

Самая длинная сказка А.С.Пушкина

Стихотворные сказки А.С.Пушкина написаны необыкновенно богатым и в то же время обманчиво простым языком. Каждая из них рассказана на свой манер, стих такой легкий – кажется, зная эти сказки с детства, мы все должны помнить целые строфы из них наизусть. Ну, если не из каждой, то из «Сказки о царе Салтане» – несомненно! Ведь там о чудесах, случающихся в княжестве Гвидона, рассказано по нескольку раз о каждом – то словами автора, то от лица того или иного персонажа. Однако недавно, проверяя точность одной из цитат из этой сказки, я не сразу нашла нужное место. Да, повторов в описании чудес много, но нет двух одинаковых пересказов.

Прием повторов очень характерен для русских сказок. Если спросить ребят, которым, конечно, знакомы наши самые известные сказки, то они с удовольствием вспомнят и присловья, которые повторяет главный герой: «Нет, чудище поганое! Не уловивши белого лебедя, да кушаешь!»1, и заклинания: «Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила, – к лесу задом, ко мне передом!», и плач-причитание: «Аленушка, сестрица моя, выплынь на бережок!..», и песенку: «Я по коробу скребен, по сусеку метен, на сметане мешон, да в масле пряжон»... Иногда такой повтор – часть повествования. Где слово в слово воссоздается целая картина: «Выезжает чудо-юдо шестиглавое (далее точно так же описывается появлением девяти- и двенадцатиглавого чуда-юда. – Ю.Ф.), под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился. Говорит чудо-юдо шестиглавое:

– Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, ты, песья шерсть, щетинишься? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он, добрый молодец, еще не родился, а коли родился, так на войну не сгодился...»

Обращаясь к народной сказке, А.С.Пушкин, естественно, использовал и этот прием, но по-своему. Следуя один за другим, повторы в «Сказке о царе Салтане...» звучат как в музыкальном произведении. Их воспроизводят разные голоса: автор, повариха, ткачиха, Гвидон и корабельщики на разные лады повторяют темы четырех чудес.

Рис. Т.Тяпиной из сказок Пушкина. (Волгоград, 1982)

Чудеса не случаются неожиданно. Трагическое происшествие с царицей и ее сыном поначалу не обещает нам ничего хорошего: они не погибли, но выброшены волной на пустой островок. И вот – спасение лебеди от коршуна-чародея и обещание ее отплатить царевичу добром... И после чудесного возникновения города мы вместе с Гвидоном предвкушаем: то ли еще будет! Тема города звучит в нескольких вариациях, а затем вступает новая тема, но ей предшествует как бы отзвук прежней, только в иной – ироничной – тональности. И так – каждый раз. Вот корабельщики рассказывают Салтану обо всех чудесах разом – все четыре темы звучат воедино! Но это еще не конец сказки, чудеса – не главное, сказка-то не о них.

Этот общий повтор в новом варианте прозвучит еще раз и опять окажется не концом произведения, а только подступом к завершающему аккорду – встрече Салтана со своей погибшей было любовью. И вот наконец: пир во славу любящих, всем виноватым – прощение, и сказке конец. (А кто все это прочитал – тот молодец!)

Попробуем составить схему, в которой можно было бы отобразить все варианты рассказов о чудесах. Например, такую (см. таблицу).

А теперь откроем эту замечательную «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди», и пронумеруем подряд все те строфы, в которых так или иначе рассказывается обо всех чудесах.

1 – лебедь обещает Гвидону помощь; 2 – Гвидон видит город; 3 – корабельщики видят город; 4 – первый рассказ корабельщиков (об острове и городе); 5 – повариха – о городе; 6 – повариха – о белке; 7 – Гвидон – лебеди о белке; 8 – Гвидон видит белку; 9 – второй рассказ корабельщиков (о городе и белке); 10 – ткачиха – о белке; 11 – ткачиха – о богатырях; 12 – Гвидон – лебеди о богатырях; 13 – Встреча Гвидона и богатырей; 14 – третий рассказ корабельщиков (о богатырях); 15 – бабариха – о богатырях; 16 – бабариха – о царевне; 17 – Гвидон – лебеди о царевне; 18 – Встреча Гвидона с царевной; 19 – четвертый рассказ корабельщиков (обо всех чудесах разом); 20 – Салтан видит чудеса сам.

Заполним нужными строками и строфами 20 пронумерованных клеточек схемы и увидим в сравнении все пушкинские вариации.

Подача темы

Чудеса

Заявка темы; рассказ о чуде

Пересказ Гвидона

Описание чудес от лица автора

Рассказы корабельщиков Салтану

Пренебрежительные отзывы о чудесах

Обещание чудес

1

       

Город

   

2
3

4

5

Белка

6

7

8

9

10

33 богатыря

11

12

13

14

15

Царевна

16

17

18

   

Все чудеса вместе

     

19

 
   

20

   

___________________

Сказки «Притворная болезнь», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка, братец Иванушка», «Колобок», «Иван Быкович» цитируются по: Народные русские сказки: из собрания А.Н.Афанасьева. М. : Художественная литература, 1979. – С. 348 : ил.