Охота за фолиантами
Юлия Фролова
Самая длинная сказка А.С.Пушкина
Стихотворные сказки А.С.Пушкина
написаны необыкновенно богатым и в то же время
обманчиво простым языком. Каждая из них
рассказана на свой манер, стих такой легкий –
кажется, зная эти сказки с детства, мы все должны
помнить целые строфы из них наизусть. Ну, если не
из каждой, то из «Сказки о царе Салтане» –
несомненно! Ведь там о чудесах, случающихся в
княжестве Гвидона, рассказано по нескольку раз о
каждом – то словами автора, то от лица того или
иного персонажа. Однако недавно, проверяя
точность одной из цитат из этой сказки, я не сразу
нашла нужное место. Да, повторов в описании чудес
много, но нет двух одинаковых пересказов.
Прием повторов очень характерен для
русских сказок. Если спросить ребят, которым,
конечно, знакомы наши самые известные сказки, то
они с удовольствием вспомнят и присловья,
которые повторяет главный герой: «Нет, чудище
поганое! Не уловивши белого лебедя, да кушаешь!»1, и заклинания: «Избушка,
избушка, стань по-старому, как мать поставила, – к
лесу задом, ко мне передом!», и плач-причитание:
«Аленушка, сестрица моя, выплынь на бережок!..», и
песенку: «Я по коробу скребен, по сусеку метен, на
сметане мешон, да в масле пряжон»... Иногда такой
повтор – часть повествования. Где слово в слово
воссоздается целая картина: «Выезжает чудо-юдо
шестиглавое (далее точно так же описывается
появлением девяти- и двенадцатиглавого чуда-юда.
– Ю.Ф.), под ним конь споткнулся, черный ворон
на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился.
Говорит чудо-юдо шестиглавое:
– Что ты, собачье мясо,
спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, ты,
песья шерсть, щетинишься? Аль вы думаете, что Иван
Быкович здесь? Так он, добрый молодец, еще не
родился, а коли родился, так на войну не
сгодился...»
Обращаясь к народной сказке,
А.С.Пушкин, естественно, использовал и этот прием,
но по-своему. Следуя один за другим, повторы в
«Сказке о царе Салтане...» звучат как в
музыкальном произведении. Их воспроизводят
разные голоса: автор, повариха, ткачиха, Гвидон и
корабельщики на разные лады повторяют темы
четырех чудес.
Чудеса не случаются неожиданно.
Трагическое происшествие с царицей и ее сыном
поначалу не обещает нам ничего хорошего: они не
погибли, но выброшены волной на пустой островок.
И вот – спасение лебеди от коршуна-чародея и
обещание ее отплатить царевичу добром... И после
чудесного возникновения города мы вместе с
Гвидоном предвкушаем: то ли еще будет! Тема
города звучит в нескольких вариациях, а затем
вступает новая тема, но ей предшествует как бы
отзвук прежней, только в иной – ироничной –
тональности. И так – каждый раз. Вот корабельщики
рассказывают Салтану обо всех чудесах разом –
все четыре темы звучат воедино! Но это еще не
конец сказки, чудеса – не главное, сказка-то не о
них.
Этот общий повтор в новом варианте
прозвучит еще раз и опять окажется не концом
произведения, а только подступом к завершающему
аккорду – встрече Салтана со своей погибшей было
любовью. И вот наконец: пир во славу любящих, всем
виноватым – прощение, и сказке конец. (А кто все
это прочитал – тот молодец!)
Попробуем составить схему, в которой
можно было бы отобразить все варианты рассказов
о чудесах. Например, такую (см. таблицу).
А теперь откроем эту замечательную
«Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне-лебеди», и пронумеруем подряд
все те строфы, в которых так или иначе
рассказывается обо всех чудесах.
1 – лебедь обещает Гвидону помощь; 2 –
Гвидон видит город; 3 – корабельщики видят город;
4 – первый рассказ корабельщиков (об острове и
городе); 5 – повариха – о городе; 6 – повариха – о
белке; 7 – Гвидон – лебеди о белке; 8 – Гвидон
видит белку; 9 – второй рассказ корабельщиков (о
городе и белке); 10 – ткачиха – о белке; 11 –
ткачиха – о богатырях; 12 – Гвидон – лебеди о
богатырях; 13 – Встреча Гвидона и богатырей; 14 –
третий рассказ корабельщиков (о богатырях); 15 –
бабариха – о богатырях; 16 – бабариха – о царевне;
17 – Гвидон – лебеди о царевне; 18 – Встреча
Гвидона с царевной; 19 – четвертый рассказ
корабельщиков (обо всех чудесах разом); 20 –
Салтан видит чудеса сам.
Заполним нужными строками и строфами 20
пронумерованных клеточек схемы и увидим в
сравнении все пушкинские вариации.
Подача темы
Чудеса |
Заявка темы; рассказ о чуде |
Пересказ Гвидона |
Описание чудес от лица автора |
Рассказы корабельщиков
Салтану |
Пренебрежительные отзывы о
чудесах |
Обещание чудес |
1 |
|
|
|
|
Город |
|
|
2
3 |
4 |
5 |
Белка |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
33 богатыря |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Царевна |
16 |
17 |
18 |
|
|
Все чудеса вместе |
|
|
|
19 |
|
|
|
20 |
|
|
___________________
1 Сказки «Притворная
болезнь», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка,
братец Иванушка», «Колобок», «Иван Быкович»
цитируются по: Народные русские сказки: из
собрания А.Н.Афанасьева. М. : Художественная
литература, 1979. – С. 348 : ил. |