Календарь круглых дат
Мария Порядина
«...На пороге как бы двойного бытия»
24 января – 230 лет со дня рождения Эрнста
Теодора Амадея Гофмана (1776–1822); 185 лет назад
опубликован «Щелкунчик и Мышиный король»
Вы, конечно, знаете, как найти фрау
Рауэрин? Она живет близ Озерных ворот, в
отдаленном переулке; домишко ее выстроен из
красного кирпича и крыт черепицей. Фрау Рауэрин
всегда бывает дома по вторникам, средам и
пятницам. Приходите к ней темным вечером, и
старуха встретит вас рассказом о вашей судьбе...
Неужели Рауэрин знает о вас все?
Разумеется. Помните, перед визитом подруги вы
готовили кофе и никак не могли отделаться от
впечатления, что ваши мысли кто-то подслушивает и
насмешливо хихикает... Так знайте же: именно
старая фрау была кофейником!
Трудно представить? Так ведь она была и
торговкой с корзиной яблок, и дверным молотком, и
вновь старым кофейником, но уже не вашим... Не
бойтесь этому поверить, но и не пугайтесь ее
козней, ибо задолго до вас молодой человек по
имени Эрнст Теодор Гофман разоблачил ее и
наказал.
Но прежде ему открылась двойная
сущность мира.
Все, что мы видим, живет напряженно и
горячо: четыре стихии населены духами, предметы,
которые считаются неодушевленными, полны жизни,
добрые и злые силы кипят в постоянном
противоборстве. То, что мы считаем выдумкой,
фантазией, волшебством, происходит наяву – не
каждый только способен увидеть это.
Мир невидимый может проявиться внезапно:
оживут предметы, зазвучит тишина, изменится
облик давно знакомого человека... Восторг и ужас
охватят впечатлительного мечтателя.
Рассудительный педант найдет всему
происходящему логичное объяснение и посмеется
над романтическими бреднями. И справедливо:
разве они не смешны, эти гофмановские студенты?
Они обнимаются с бузинным кустом, влюбляются в
механическую куклу, враждуют с овощами... Но
инфернальная изнанка бытия, внезапно
открывающаяся чуткой душе, не становится менее
опасной и менее притягательной. Больше того:
обыденный, привычный, уютный мир вдруг делается
плоским, черствым, ограниченным. И между
восторгом и ужасом, болью и презрением
колеблется человеческая душа, оказавшаяся на
пороге...
Способность проникать сквозь обычную
оболочку в необыкновенную сущность предметов и
явлений – дар, которым наделены персонажи
Гофмана и которым в высокой мере был наделен он
сам. Награда это или наказание? Чистосердечный и
простодушный сумеет преодолеть козни враждебных
сил, но усомнившийся в душе своей – обречен...
Говорят, сочиняя по ночам, Гофман
пугался собственных вымыслов и бросался будить
кого-нибудь из домашних. Однако было ли то, что
ужасало его, вымыслом – или Гофман действительно
видел ведьмовскую рожу вместо старого кофейника?
Литературоведы называют творческий
принцип Гофмана «романтическим двоемирием».
Лирика и сатира, любовь и позор, безрассудство и
логика, красавицы и корнеплоды – все сливается,
сплавляется, как в алхимическом тигле,
превращается в чистое золото, и автор плетет из
его тончайших нитей изящнейшие кружева.
А самая ювелирная новелла Гофмана –
несомненно, рождественская история о Щелкунчике
и Мышином короле.
Сколько тем и мотивов сплетено в ней, –
будто не писатель, а музыкант. Как изящно и
убедительно изображены многочисленные
персонажи, – будто над повестью трудился
художник.
И верно, Гофман сочинял музыку и
великолепно рисовал, – особенно удавались ему
нежные мелодии и злые карикатуры. Недаром вместо
третьего крестного имени (Вильгельм) он взял
моцартовское: Амадей, а один из сборников назвал,
ссылаясь на знаменитого тогда художника,
«Фантазии в манере Калло» (1814–1815).
Что еще мы знаем о Гофмане?
Он родился почти «у нас» – в
Кёнигсберге, по земле которого с тех пор прошло
столько войн, что город стал неузнаваем. И
все-таки что-то гофмановское мелькает иногда в
нем: трамвайные рельсы, уходящие в асфальт,
неправдоподобные речки, русалка над
кафедральным собором.
Эта иллюстрация взята с сайта:
www.nutcrackerballet.com/ funpage.htm
Отец Гофмана был адвокатом, и сын тоже
получил юридическое образование. Служил по
судебному ведомству, оказался без места,
музицировал, рисовал, читал, сочинял, наслаждался
творческой свободой, – однако вынужден был
вернуться на службу... Чиновник министерства
юстиции в Берлине – таким стало его «официальное
лицо». Но в годы ненавистного судейства
создаются «Золотой горшок» (1814), «Ночные
рассказы» (1817), «Крошка Цахес» (1819), «Повелитель
блох» (1822), «Житейские воззрения кота Мурра»
(1820–1822).
Что делает Гофман? Обличает душевную
мелочность, пошлость, филистерство. О человеке
сухом, пошлом и самодовольном отзывается
пренебрежительно: «Он не музыкант!» Чувствует,
что постоянное обличение само становится
банальным и смешным, а обличаемое – тяжким и
страшным. Возвышает своих персонажей до облаков
и низводит на овощные грядки – с насмешливой
нежностью, с лукавым сочувствием! Заботливо
готовит бегство растерянного героя из
непрочного мира – куда? Восторженный Ансельм,
очарованный золотистой змейкой, перенесется в
вечную Атлантиду; смятенный Натанаэль бросится с
ратушной башни; безнадежно романтический
Амандус обретет семейное счастье на фоне пышного
огорода... Сколь разнообразны способы перехода в небытие...
Одна лишь повесть, пожалуй, не столь
тревожна: мы возвращаемся к «Щелкунчику и
Мышиному Королю» из сборника «Серапионовы
братья» (1819–1821). Там живет одинокий мечтательный
ребенок, весь в уменьшительных суффиксах, а
окружающий мир любезно испытывает девочку –
взрослой прохладной рассудительностью,
страстью, кулинарией, иронией, кровью и
пряниками.
Но мир юной Мари отличается
удивительной цельностью! И теплый домашний уют, и
ночные кошмары, и рассказы крестного она
воспринимает как естественное. Эта жизнь не
расколота трещиной, а наоборот – прочно
сцементирована наивной уверенностью в единстве
бытия. Простодушная и самоотверженная Марихен
просто не видит двоемирия – и тем спасена.
Кто есть пресловутый Щелкунчик?
Деревянная игрушка? Сказочный принц? Племянник
крестного из Нюрнберга? Но Мари не разделяет эти
ипостаси. Если деревянный уродец с кукольной
полки не отвечает на сердечные слова, обращенные
к прекрасному принцу, – значит, продолжают
действовать злые чары Мышильды, – но они не
вечны. Так рассуждает или, точнее, так чувствует
умница, которая и получит в итоге свое
марципановое счастье, – и мы не станем презирать
ее за то, что иного счастья ей не надобно.
А нам, – хотим ли мы в этот зимний вечер
иного счастья, как только в очередной раз
перечитывать историю Щелкунчика? Ах, что-то
шуршит, поскрипывает в углу – не мышиный ли это
король скребется? Вместе с автором любовно и
насмешливо следить за детской игрой, что
превращается во взрослую игру – в жизнь – в
сказку, которая снисходительно сбывается...
Вот оно – блаженство.
И оно, как объясняет почтеннейший
господин Гофман, «есть не что иное, как жизнь в
поэзии, в которой священная гармония всего
сущего открывается как глубочайшая из тайн
природы».
Вы полагаете, он говорит серьезно? |