Новые технологии
Елена Иванова
Свой среди своих
Либком–2005
В ноябре 2005 года в Подмосковье
состоялась Девятая Международная конференция и
выставка «Либком–2005», полное название которой
звучит следующим образом: «Информационные
технологии, компьютерные системы и издательская
продукция для библиотек». В работе форума
приняли участие более 650 представителей
библиотек, книготорговых организаций,
разработчиков систем автоматизации
информационных учреждений. Главным
организатором конференции выступила
Государственная публичная научно-техническая
библиотека России и Международная ассоциация
пользователей и разработчиков электронных
библиотек и новых информационных технологий
(Ассоциация ЭБНИТ).
Знаете, чем важна для нас, школьных
библиотек, эта конференция? На ее заседаниях,
круглых столах, семинарах связываются воедино
два понятия: «библиотека» и «информационные
технологии». Этот тандем иногда очевиден и силен,
иногда только контурно обрисован. Но он есть, он
обсуждается, совершенствуется. И, как любые
связи, отношения «библиотека – информационные
технологии» претерпевают различные стадии
развития. Крупные библиотеки уже отчитываются о
достижениях, а мы, школьные, еще только в начале
большого пути. Тем и интересны.
Да, да, интересны! Меня в этом убедила
реакция аудитории на представленный мною доклад
«Особенные возможности информационных
технологий в школьной библиотеке». Сообщение
было заслушано на секции «Современные проблемы
интеграции, оценки и оптимизации информационных
и библиотечных ресурсов для организаций науки,
культуры и образования».
Откровенно говоря, я не ждала всплеска
интереса к проблеме школьных библиотек. И, к
счастью, ошиблась. Коллеги спрашивали о
возможностях сотрудничества публичных и
школьных библиотек, о существующем опыте
инновационного развития библиотек в школах, о
практике использования информационных
технологий в конкретных библиотеках школ.
Вывод: направления развития школьных
библиотек должны обсуждаться на широкой
библиотечной и педагогической аудитории, а не на
совещаниях одних только школьных библиотек.
Узкоспециальные заседания только школьных
библиотекарей пока чаще всего сводятся к
обсуждению собственных проблем и сетованиям на
горемычную жизнь. А надо учиться выходить на
другие аудитории.
Специалистов библиотек различных
типов (вузовских, публичных, детских) мы можем
познакомить с образовательно-педагогическим
направлением работы школьной библиотеки, с ее
потенциалом в информационно-ресурсном
обогащении учебного процесса. Скажу вам по
секрету: мне кажется, что библиотекари вузов
рассматривают свое место и назначение в
образовательном учреждении более традиционно,
нежели школьные библиотекари. Школьные
библиотекари более универсальны, их отличает
значительная (и часто – вынужденная) гибкость,
мобильность, инновационность, если хотите. Как
говорил герой Ф.Мкртчяна в фильме «Мимино»: «Я
так думаю!»
В педагогической аудитории нам
надо рассказывать о возможностях использования
информационных технологий специалистами
школьных библиотек для модернизации учебного
процесса. Надо приучать педагогов и директоров
школ к мысли, что без библиотекаря им не
справиться с огромным морем информации и
технологиями ее обработки и подачи пользователю.
Мне не хотелось бы давать
хронологически точное описание всего
происходящего на конференции. Поверьте на слово,
что собрания подобного рода очень полезны.
Особенно для тех, кто хочет найти и применить эту
полезность. А вот тематическую направленность
форума стоит обозначить, чтобы понять
сегодняшние тенденции развития библиотек.
Разговор о настоящем и грядущем
начался буквально с первых докладов. Профессор
Я.Л.Шрайберг в своем выступлении обратил
внимание на необходимость пересмотра
концепции библиотеки в современном мире.
Происходит «электронизация» информации: растет
число электронных ресурсов, увеличивается
заимствование ресурсов электронных библиотек,
очевидно преимущество электронной подписки.
Исчезает требование обязательного физического
присутствия документа в фонде. Все эти реалии
сегодняшнего дня ведут, по мнению докладчика, к
необходимости пересмотра традиционной
концепции библиотеки как социального
общественного института.
Автоматизация библиотек. Данное
направление в деятельности библиотек из разряда
экзотики плавно перетекло в повседневную
плановую работу, которая требует все более
широкого обсуждения и обмена опытом. И потому не
стало удивлением, что в рамках мероприятий
«Либком–2005» состоялась Первая Общероссийская
Конференция разработчиков и пользователей
систем автоматизации библиотек. По идее
организаторов (как всегда ими фонтанирует
главный человек этого форума первый заместитель
директора ГПНТБ России Я.Л.Шрайберг) «пришло
время собирать камни» – в одном месте и в одно
время обсуждать тенденции и направления
развития всех современных систем автоматизации
библиотек. Ежегодная встреча разработчиков и
пользователей АБИС позволит первым рассказывать
о своих новинках, а вторым – сравнивать системы и
выбирать нужный программный продукт. А в
кулуарах библиотекари могут пытать создателей
автоматизированных систем вопросами о программе
и о возможных скидках на ее приобретение.
Электронные библиотеки и
Интернет-технологии. На заседаниях секции шла
речь о направлениях сотрудничества электронных
библиотек, о развитии полнотекстовых баз данных,
об электронных ресурсах.
Подготовка специалистов для
библиотечно-информационной среды. Внимание
докладчиков этой секции было обращено к вопросам
использования информационных технологий в
подготовке специалистов для библиотек.
Электронное образование. Семинар
по электронному образованию стал логическим
продолжением предыдущей секции. Коллеги из
Международного университета бизнеса и новых
технологий (Ярославль) рассказали об
использовании электронных учебников и
интернета, об организации дистанционных курсов.
Кстати, свою квалификацию на этих курсах
повышают и школьные библиотекари.
В рамках работы конференции были
проведены традиционные мероприятия: Школа ИРБИС,
семинар по экологической информации.
…И вроде все, как всегда. И каждый раз
– что-то новое! Привезла адрес интересного сайта,
о котором расскажу вам в ближайших публикациях.
Обговорили с представителями НПО
«Информсистема», какой будет брошюра «Школа MAPK»,
которая готовится нашим Издательским домом к
выпуску весной 2006 года. Из разговоров с
представителями крупных библиотек понимаю, что
им важно, как пойдут дела с автоматизацией у
школьных библиотек. И не спрашивайте меня почему.
И еще привезла идеи-наброски, которые
требуют осмысления и после такового будут
представлены вам.
P.S. На торжественном открытии конференции
было зачитано приветствие от министра
образования и науки А.А.Фурсенко, в котором
прозвучали такие слова: «уверен, что конференция
будет способствовать дальнейшему развитию
библиотек… образовательных учреждений». |