Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Александр Осин

Новый носитель или новое явление?

Мультимедиа в образовании – что это такое?*

Александр Васильевич Осин генеральный директор Республиканского мультимедиа центра, канд. техн. наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране

Глава 2
Концепция развития электронных образовательных ресурсов (ЭОР) (продолжение)

2.4. Электронные образовательные ресурсы нового поколения

Учебный предмет в некоторой образовательной области выделяется из всего массива научной и прикладной деятельности ограниченным объемом, особой последовательностью изложения и адаптацией к конкретному читательскому адресу.

Согласно ГОСТ 7.60–90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» учебное издание содержит «систематизированные сведения, …изложенные в форме, …рассчитанной на учащихся». В традиционной схеме учебных изданий каждому компоненту образовательного процесса соответствует определенный вид учебного издания (классификация по роли в образовательном процессе).

Содержание образования отражается в учебных программах, именно в них задаются цели и результаты образовательного процесса. Общие установки на уровне усвоения конкретными учащимися содержания образования воплощаются в конкретной информации, составляющей учебный материал. Это достигается средствами дидактики, выбор которых обосновывается в образовательной концепции.

Диапазон выбора дидактических средств становится ключевой характеристикой электронных изданий и ресурсов. Переплетение функций книжных изданий здесь органично, а регулярное обновление компанией-производителем содержания (контента) и возможность подключения к сети Интеренет формируют открытую систему.

Дифференциация образования порождает вариативность – существование множества авторских программ при сохранении единого образовательного стандарта по предмету. Они обеспечивают единый минимум знаний при разных способах и даже разной последовательности изложения учебного материала.

Представим себе структурированный вариант полного учебного курса по предмету в электронном издании (рис. 2.7). В соответствии с учебной программой курс разбивается на учебные разделы, минимальные по объему, но цельные по содержанию. Примером может послужить раздел, посвященный определенному физическому закону.

Рис. 2.7

В каждый раздел входит три модуля, соответствующие трем основным компонентам образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестация.

Каждый модуль содержательно и функционально полон в рамках учебного раздела. Модуль разработан с применением всех известных компьютерных технологий, так что использование новых методик обучения и педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга – ограничено только квалификацией авторского коллектива.

Информационный объем модуля на порядки меньше объема полного предметного курса. В результате получение его по сетевому запросу в режиме off-line не представляет принципиальных трудностей даже для современных низкопоточных компьютерных сетей.

При этом нормальной организации учебного процесса способствуют два обстоятельства. Первое – распределение во времени, поскольку на каждом этапе обучения требуется несколько модулей в соответствии с учебным планом (минимум – три, покрывающих один учебный раздел). Второе – программа-реализатор (не показана на рис. 2.7) для всех модулей одна, она перекачивается один раз в начале изучения предмета и хранится на компьютере (сервере) пользователя. Там же накапливаются ранее полученные модули. Понятно, что в конце процесса у пользователя составляются полные образовательные объекты: информация, практикум, аттестация, вместе представляющие ЭОР по предмету.

Теперь учтем запросы педагогической практики. Ученики все разные, педагоги – тоже, поэтому очевидна необходимость вариативного представления модулей каждого типа.

Прежде всего, вариатив может дать тот же материал, но в другом изложении, более понятном для данного конкретного пользователя.

Второй вариант – вариатив отличается глубиной проработки. Можно выбрать учебные модули в соответствии с программируемым в данном образовательном учреждении уровнем знаний, или уровнем подготовки и способностей обучаемых.

Третий тип вариатива наиболее отчетливо просматривается в практикумах и аттестации – виды лабораторных занятий, варианты задач и контрольных вопросов составляют практически неограниченное множество.

На рисунке 2.8 представлено ЭОР модульной архитектуры (МА) с вариативным исполнением модулей по всем учебным разделам.

Рис. 2.8. ЭОР модульной архитектуры с вариативами содержания

При изучении определенного учебного раздела у пользователя появляется возможность выбирать И-, П-, А-модули, исходя из собственных соображений. По существу, он становится соавтором учебного курса. Аналогия из традиционного опыта преподавания – просмотр множества различных книг по предметной области, посещение нескольких лабораторий, отбор отдельных страниц, комплектация лабораторного стенда и – работа с самостоятельно сформированным учебным курсом.

Очевидно, что использование ЭОР модульной архитектуры связано с понятием индивидуальной образовательной траектории. Если это локальное издание на CD, преподаватель может задавать траекторию для каждого ученика или группы обучаемых. Самый простой способ – перечислить индексы модулей. В случае удаленного доступа ситуация несколько сложнее. Полный объем вариативов по данному учебному разделу (суммарный информационный объем всех имеющихся в разделе модулей) может оказаться достаточно большим для пересылки по сети. Поэтому разумнее представить пользователю метаданные, описывающие все модули данного раздела. Проанализировав эти данные, педагог может отобрать необходимые модули.

Следует отметить, что система метаданных предоставляет много других возможностей, например, для построения учебно-методических комплексов, в том числе – межпредметных.

На рисунке 2.8 часть модульного массива представлена незаполненной. Предполагается, что это – зона творчества преподавателей-практиков (возможно – вместе с учениками).
С этой целью преподавателям предлагается адаптированный (упрощенный по сравнению с профессиональным) набор инструментальных средств. В зависимости от желания авторов и качества созданных модулей, они могут использоваться локально (на местах) или в составе ЭОР модульной архитектуры, доступного всем.

2.5. Перспективы электронных образовательных ресурсов

Теперь стоит остановиться и оглядеться, связать ретроспективу и перспективы образовательных электронных изданий и ресурсов.

Имеет смысл всесторонне рассмотреть преимущества и недостатки предложенной модульной архитектуры, соотношение с мировыми тенденциями развития электронных образовательных ресурсов, а главное – с предполагаемой динамикой информатизации образования в реальных российских условиях.

Мы пришли к идее модульной архитектуры электронного образовательного продукта, решая задачу повышения образовательной эффективности ЭОР путем объединения возможностей всех новых педагогических инструментов (рис 2.7). Далее, исходя из практических запросов образования, расширили педагогические возможности ЭОР МА, добавив еще одно измерение – вариативы содержания И-,
П-, А-модулей (рис. 2.8).

Рассмотрим преимущества образовательных электронных ресурсов модульной архитектуры (ЭОР МА):

· Продукт может распространяться как на локальных носителях (CD-ROM, DVD), так и в сети (Интернет/Рунет). Последнее предпочтительнее, поскольку дает возможность оперативного обновления и дополнения контента издателем, а с пользователей снимает проблемы размещения носителей или их копий, бережного хранения контента и т.д. Нужно учесть и программно-техническое совершенствование компьютера пользователя.

Однако, в реальных условиях настоящий Рунет придет в каждое образовательное учреждение не завтра, поэтому почтовая рассылка CD актуальна, а с учетом экономических факторов (раздел 1.4) разумна и в перспективе.

· Пользователь ЭОР МА (преподаватель, учащийся) принимает непосредственное участие в формировании учебного курса. Предоставляется две возможности: выбрать понравившийся вариатив модуля, подготовленный профессиональными разработчиками, или сделать учебный модуль своими руками. Понятно, что специальные знания и технологические возможности преподавателя ограничены, но работа с текстовыми элементами и простыми иллюстрациями представляется выполнимой.

В обоих вариантах (использование/создание) ЭОР МА стимулирует активную образовательную деятельность, открывает новые творческие грани учебной работы, содержательно наполняет понятие индивидуальной образовательной траектории.

· Важно, что разработка открытых систем, к которым относятся ЭОР модульной архитектуры, является одной из основных тенденций развития электронных образовательных продуктов во всем мире. Более подробно связанные с этим вопросы мы рассмотрим в главе 5.

· Электронное издание/ресурс модульной архитектуры с вариативами содержания (рис. 2.8) допускает бесконечное расширение по осям – по мере получения новых знаний в предметной области или создания новых, педагогически более эффективных вариативов И-, П-, А-модулей. Издатель, поддерживающий весь объем данного ЭОР МА, заботится о своевременной модернизации программных компонентов продукта, совершенствует технологически содержательные компоненты с тем, чтобы и те, и другие отвечали современному уровню развития аппаратно-программных средств. Однако, даже если какие-либо модули устарели (технически, содержательно, методически), изъятие из массива или запрещение к ним доступа осуществляется крайне просто. При этом структура продукта и преимущественная часть основного массива не затрагиваются.

В результате, электронное издание/ресурс модульной архитектуры в обозримой перспективе представляется «вечным» продуктом, не требующим «перелопачивания» контента, переиздания в новых версиях и т.п.

· Модули различных учебных дисциплин могут быть использованы и в межпредметном курсе. Заметим, именно использованы. Здесь нужно быть осторожным, поскольку начинают проявляться ограничения ЭОР МА в узкополосных сетях.

При всех перечисленных достоинствах, модульная архитектура требует выполнения ряда условий, которые следует отнести к недостаткам ЭОР МА:

Каждый используемый модуль может иметь ссылку на другой модуль. В соответствии с рисунком 2.8, ссылки могут осуществляться «только назад», т.е. к модулям предыдущих учебных разделов курса, уже накопленным на компьютере пользователя. Разумеется И-, П-, А-модули одного раздела могут ссылаться друг на друга, но не на модули следующих разделов – их попросту еще нет у пользователя.

Для использования в межпредметном курсе модули различных предметных ЭОР должны работать под управлением одинаковых программ-реализаторов и иметь сходные интерфейсы для пользователя.

Внедрение ЭОР МА требует уделять постоянное внимание главной проблеме открытых систем – стандартизации. В определенных случаях стандартизация – во благо, но имеются и отрицательные моменты. Высокопоточные образовательные продукты, развивающиеся в направлении все более адекватного представления мира, являют нам виртуальную реальность. Спрашивается: в какие стандарты впишется бесконечно разнообразный окружающий мир?

Предложенные ЭОР модульной архитектуры образуют целый класс открытых мультимедиа систем.

Как указывалось в предыдущем разделе, для начала ЭОР МА решают проблему off-line доставки эффективных образовательных продуктов в современных узкополосных компьютерных сетях. Но в ближайшей перспективе просматриваются решения проблемы широкополосного доступа, что приведет к дальнейшему развитию ЭОР.

Почтой рассылаются высокопоточные мультимедиа продукты на тиражируемых локальных носителях. На сегодня это самый дешевый для пользователя способ получения больших цифровых массивов.

Низкопоточные (преимущественно, текстовые) информационные ресурсы занимают глобальную сеть (на рисунке 2.9 – «кабель»). Рунет является также телекоммуникационной средой для электронных библиотек. Анализ нынешнего состояния сетевого контента вызывает вопрос: чем учебные информационные ресурсы образца 2003 года отличаются от содержимого электронных библиотек? Действительно, подавляющее большинство учебных ресурсов Рунет поддерживает только один компонент обучения – получение информации. Совсем невелико количество продуктов для тестирования (аттестации) и ничтожно мало практикумов. В таком случае, отличие содержания таких ресурсов от контента электронных библиотек – только в наличии гипертекста, определяющего хотя бы первый уровень интерактивности внутри продукта.

Рис. 2.9. Перспективы совершенствования и повышения доступности электронных образовательных ресурсов

Очевидно, что необходимо использовать различные каналы для повышения доступности электронных образовательных ресурсов.

Продолжение читайте,
пожалуйста, в следующих номерах.

_____________

* Продолжение. Предыдущая публикация в № 07–2005, № 08-2005, № 9-2005, 10-2005, 11-2005, 18-2005, 21-2005