Дальние страны
Ольга Мяэотс
Петиция в парламент Шотландии
В декабре 2005
года парламент Шотландии рассматривал петицию,
поступившую от доктора Джона Кроуфорда, научного
сотрудника библиотеки Каледонского
университета из города Глазго. Автор и
поддерживающая его инициативная группа
призывают «законодателей Шотландии сделать все
возможное, чтобы преподавание информационной
грамотности было включено в школьную программу»
и считают это «важнейшим условием осуществления
непрерывного образования на протяжении всей
жизни».
Непрерывное образование на протяжении
всей жизни – залог успешной жизни современного
человека. Развитие личности, ее успешная
социализация и профессиональная карьера
невозможны, если человек не обладает навыками
независимого обучения, в основе которого лежит
именно информационная грамотность.
Информационная грамотность (ИГ) –
это осознание того, когда и почему вам нужна
информация, умение ее найти и верно оценить, с тем
чтобы использовать или передать, не нарушая
этических норм, – так определил ИГ создатель
петиции.
Это определение подразумевает
несколько навыков и умений. Чтобы быть
информационно грамотным, необходимо:
· уметь четко сформулировать
информационный запрос;
· осознавать доступность
информационных ресурсов;
· уметь вести информационный поиск;
· оценивать полученные данные;
· знать, как извлечь для себя выгоду из
полученных результатов;
· соблюдать этические нормы
ответственности за использование информации;
· уметь передавать полученные данные и
делать выводы.
Авторы петиции, которую подписали уже
сотни граждан Великобритании и десятки
библиотекарей из других стран, не ждут легкой
победы: ведь в обществе пока нет даже четкого
понимания, что такое информационная
грамотность. «Даже те, кто занимаются
проблемами развития образования и разрабатывают
образовательную политику, – признают авторы
петиции, – часто путают навыки информационной
грамотности с навыками грамотности
компьютерной, и убеждены, что это одно и тоже».
Однако, это грубейшая ошибка!
Компьютерная грамотность (КГ) – это
умение пользоваться компьютером: отправлять
электронную почту, создавать файлы и пр. А
информационная грамотность – это умение искать
информацию в любых ее видах (Интернет, книги, и
пр.), оценивать ее и заставлять работать на себя, с
тем чтобы реализовывать свои образовательные,
профессиональные или досуговые потребности.
Работники высших учебных заведений
отмечают: если студенты первого курса обладают
хорошими навыками в КГ, они, как правило, в то же
время почти не обладают навыками ИГ.
Навыки информационной грамотности
необходимы самым разным группам населения:
· учащимся средней школы для
самостоятельного поиска информации, необходимой
им для освоения школьной программы, а также
выработки навыков, которые пригодились бы им для
продолжения образования или работы после школы;
· студентам высших учебных
заведений – не только непосредственно для
хорошей учебы, но и успешного трудоустройства и
дальнейшей профессиональной деятельности;
· служащим, которым в
профессиональной деятельности необходима
информация, помогающая им принимать правильные
решения. Тем самым информационная грамотность
способствует успеху в карьере;
· желающим повысить свое
образование, для самостоятельной учебы.
Однако сама жизнь подталкивает
парламентариев к осознанию важности проблемы:
парламент Шотландии весьма озабочен тем, чтобы
оперативно и четко доносить до населения
правительственную информацию, для чего активно
используются новейшие электронные возможности,
но, чтобы эффективно пользоваться этой важнейшей
информацией, граждане должны уметь оперировать
электронными информационными ресурсами:
находить необходимую информацию и использовать
ее в своих интересах и в интересах государства. |