Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2006


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Дальние страны

Ольга Мяэотс

Петиция в парламент Шотландии

Большой герб ШотландииВ декабре 2005 года парламент Шотландии рассматривал петицию, поступившую от доктора Джона Кроуфорда, научного сотрудника библиотеки Каледонского университета из города Глазго. Автор и поддерживающая его инициативная группа призывают «законодателей Шотландии сделать все возможное, чтобы преподавание информационной грамотности было включено в школьную программу» и считают это «важнейшим условием осуществления непрерывного образования на протяжении всей жизни».

Непрерывное образование на протяжении всей жизни – залог успешной жизни современного человека. Развитие личности, ее успешная социализация и профессиональная карьера невозможны, если человек не обладает навыками независимого обучения, в основе которого лежит именно информационная грамотность.

Информационная грамотность (ИГ) – это осознание того, когда и почему вам нужна информация, умение ее найти и верно оценить, с тем чтобы использовать или передать, не нарушая этических норм, – так определил ИГ создатель петиции.

Это определение подразумевает несколько навыков и умений. Чтобы быть информационно грамотным, необходимо:

· уметь четко сформулировать информационный запрос;

· осознавать доступность информационных ресурсов;

· уметь вести информационный поиск;

· оценивать полученные данные;

· знать, как извлечь для себя выгоду из полученных результатов;

· соблюдать этические нормы ответственности за использование информации;

· уметь передавать полученные данные и делать выводы.

Авторы петиции, которую подписали уже сотни граждан Великобритании и десятки библиотекарей из других стран, не ждут легкой победы: ведь в обществе пока нет даже четкого понимания, что такое информационная грамотность. «Даже те, кто занимаются проблемами развития образования и разрабатывают образовательную политику, – признают авторы петиции, – часто путают навыки информационной грамотности с навыками грамотности компьютерной, и убеждены, что это одно и тоже».

Однако, это грубейшая ошибка!

Компьютерная грамотность (КГ) – это умение пользоваться компьютером: отправлять электронную почту, создавать файлы и пр. А информационная грамотность – это умение искать информацию в любых ее видах (Интернет, книги, и пр.), оценивать ее и заставлять работать на себя, с тем чтобы реализовывать свои образовательные, профессиональные или досуговые потребности.

Работники высших учебных заведений отмечают: если студенты первого курса обладают хорошими навыками в КГ, они, как правило, в то же время почти не обладают навыками ИГ.

Навыки информационной грамотности необходимы самым разным группам населения:

· учащимся средней школы для самостоятельного поиска информации, необходимой им для освоения школьной программы, а также выработки навыков, которые пригодились бы им для продолжения образования или работы после школы;

· студентам высших учебных заведений – не только непосредственно для хорошей учебы, но и успешного трудоустройства и дальнейшей профессиональной деятельности;

· служащим, которым в профессиональной деятельности необходима информация, помогающая им принимать правильные решения. Тем самым информационная грамотность способствует успеху в карьере;

· желающим повысить свое образование, для самостоятельной учебы.

Однако сама жизнь подталкивает парламентариев к осознанию важности проблемы: парламент Шотландии весьма озабочен тем, чтобы оперативно и четко доносить до населения правительственную информацию, для чего активно используются новейшие электронные возможности, но, чтобы эффективно пользоваться этой важнейшей информацией, граждане должны уметь оперировать электронными информационными ресурсами: находить необходимую информацию и использовать ее в своих интересах и в интересах государства.