Что было
Елена Макарова
Точки пересечения
Школьный библиотекарь на международной
конференции по проблемам высшей школы
Осенью 2005 года состоялась
международная конференция «Развитие
критического мышления в высшей школе –
технология и подходы (реализация Болонской
декларации)»1. В ней приняли
участие вузовские специалисты из 16 стран мира
(Болгария, США, Хорватия, почти все наши бывшие
союзные республики и 8 регионов России).
Ну, казалось бы, что делать на подобном
мероприятии школьному библиотекарю!? Среди
деканов, преподавателей, зав. кафедрами и прочими
доцентами? Оказалось, есть что.
Конференция была посвящена проблемам
внедрения критического мышления в практику
высших учебных заведений. Поясню немного.
Критическое мышление (КМ или РКМ, или РКМЧП) – это
совокупность активных способов обучения,
способствующих формированию у учащихся умений
анализировать, размышлять и самостоятельно
работать. Наши школьные библиотекари тоже
знакомы с этой современной педагогической
технологией. На протяжении нескольких лет газета
«Библиотека в школе» неоднократно обращалась к
этой теме, знакомила своих читателей с основами
технологии РКМЧП на своих страницах и на
Библиотечной школе, обобщала появившийся опыт
использования данной методики в школах и
библиотеках. Так что международная конференция
по проблемам внедрения технологии РКМЧП
касается и нас. А интересного и нужного там было
море.
Презентация стенда БШ
Как показала практика, школьный
библиотекарь на таком высоком мероприятии
ничуть «не выпадал» из ученого сообщества. Ведь
вуз и школа – это одна «связка», единые проблемы
нашего образования. Только на разных уровнях. И
это прекрасно понимали участники конференции.
Школа предваряет студенческую жизнь и обучение.
Поэтому проблемы, рассмотренные на конференции,
могут быть интересны и школьным специалистам.
Например, такие выступления, как: «Технология
РКМЧП и начинающий преподаватель» (Е.Алексеева),
«Использование технологии РКМ при организации
педагогической практики» (Г.Сергеева),
«Технология РКМ в дистанционном обучении»
(О.Шилова) и др. Или «Круглые столы»: «Ресурсы
преподавателя в использовании технологии РКМЧП
в высшей школе», «Пути и способы развития у
студентов необходимых навыков критического
мышления» и др. А также мини-семинары на тему:
«Формирование у учащегося способности к
самооценочным суждениям – один из главных путей
формирования критического мышления» и др.
Подобные вопросы касаются, как высшей, так и
нашей средней школы тоже.
Конференция проходила не просто в виде
традиционных пленарных и секционных заседаний.
Вся она строилась на принципах РКМ – не только
слушать и выслушивать, но и самим активно
действовать, учиться. Силами всех участников,
разбитых на группы, за время конференции была
проделана проектная работа. В завершающий день
на пленарном заседании были представлены ее
результаты.
В течение всей конференции участники
имели возможность знакомиться с новыми приемами
и методиками из обширного арсенала РКМЧП.
Конечно же, лучше один раз увидеть и самому
попробовать, чем просто услышать. Конференция
дала возможность поработать на семинарах
опытных тренеров и известных авторов. Например,
С.Заир-Бека, И.Загашева, И.Муштавинской и др.
Демонстрировались такие формы, как «активное
собрание», «уголки», работа с различными
текстами и др. Все это – активные способы ведения
учебных занятий. В некоторых республиках
технология РКМ изучается на педагогических и
психологических факультетах. Технология РКМ,
например, вошла в государственную систему
образования в Хорватии, где имеются учебники по
данной дисциплине. Из выступлений и бесед можно
было сделать вывод, что в разных странах (Грузия,
Литва, Киргизия и др.) технология РКМ позволяет
вузу, преподавателю выжить и выстоять в
непростых современных условиях рыночной
экономики (а где гарантия, что наши школы не
столкнутся с теми же проблемами завтра?).
Несколько сообщений на конференции
было посвящено «портфолио». Например:
«Использование портфолио в
научно-исследовательской деятельности
студентов» (Т.Городилова), «Портфолио как
рефлексивная форма обучения психологии глазами
студентов» (Н.Сомова). Ряд школ и регионов уже
используют его в своей практике. На конференции
демонстрировались портфолио учащихся,
преподавателей, методистов – красочные и
минималистские, с размахом и в стиле «техно»,
всякие. Главное, что их можно было видеть. А то
пишут о «портфолио» давно, рекомендуют
использовать, а посмотреть-то и негде. Здесь же
стало сразу понятно, чем этот метод хорош:
учащийся учится систематизировать и
анализировать свою работу, имеющуюся у него
информацию, представлять ее в письменном или в
электронном виде. В ряде вузов эту работу ведут
не один год. На конференции приводилось мнение
студентов, что при устройстве на работу ленивый
несет работодателю резюме, умный – портфолио.
Елена Макарова у стенда БШ
Одной из форм представления
информации на конференции были стендовые
презентации, то есть наглядный способ
Статья подготовлена при поддержке проекта «Туристер.ру». Если вы решили отправиться на отдых в Хорватию, но не знаете где лучше остановиться или где более насыщенная культурная программа, то хорошим решением станет посетить проект «Туристер.ру». На сайте, расположенном по адресу www.Tourister.Ru, вы сможете узнать отзывы о курорте Пореч в Хорватии, а также забронировать билеты на самолет и отель. Проект «Туристер.ру» постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете оставаться в курсе новостей и событий.
представления вуза, региона, направления работы
и ее обобщения. (Кстати сказать, их легко можно
использовать на педсоветах и методобъединениях.)
Так были представлены стенды вузов Сибири,
Киргизии, Нижнего-Новгорода, Самары и др. Газета
«Библиотека в школе» представляла свои
Библиотечные школы. Казалось бы, такой частный
вопрос, узко специфический. Тем не менее наш
стенд привлек внимание участников конференции.
Оказалось, когда материал о наших Школах собран
воедино, проиллюстрирован и систематизирован, он
дает серьезную информацию о курсах повышения
квалификации при методической газете. Судите
сами. Библиотечная школа Издательского Дома
«Первое сентября» – это 2-х уровневая форма
повышения квалификации (1 и 2-й курсы обучения)
библиотекарей школьных и детских библиотек.
Имеются очная и заочные формы. Библиотечная
школа знакомит слушателей с технологией РКМ и
обучает их методам и стратегиям. За годы работы
Школы было 68 выпускников из 32 регионов (в т.ч.
Украина и Казахстан). А еще выпускники заочного
обучения. 24 выпускника стали авторами публикаций
в газете «Библиотека в школе».
Выпускники нашей Школы продолжили
свое профессиональное образование: три человека
поступили в институты, один человек – в
аспирантуру, пятеро человек прошли курсы в
Федерации Интернет Образования. Выпускники
первых курсов Библиотечной школы проводили
занятия для следующих групп (Л.Федосова и
Е.Макарова). Наши выпускники в своих регионах
ведут профессиональные семинары в технологии
РКМЧП. Пять выпускников из 5 регионов стали
финалистами Всероссийского конкурса
БиблиОбраз–2003. Их конкурсные работы
подготовлены с использованием методики РКМ. Один
выпускник уже сертифицирован, а двое
представлены на сертификацию как педагоги,
работающие в технологии РКМЧП. Как видите,
получилась солидная подборка, дополненная
фотографиями, образцами программ, сертификатов,
работ участников Школы и др. Наш стенд и сама
Библиотечная школа как форма повышения
квалификации вызвали неподдельный интерес.
Особенно у представителей наших бывших
республик (например, Белоруссии, Украины,
Узбекистана). Приятно было слышать: «О, это как
раз то, что мне нужно. А нам тоже такое надо».
Занятие в группах
Должна сказать, что участников
конференции не удивляло присутствие на их
мероприятии школьных библиотекарей. Дело в том,
что у себя в регионах многие из них работают
одновременно в вузах и школах, гимназиях, лицеях.
Они не отделяют библиотеку от школы, а
библиотекаря от преподавательского состава.
Некоторые хотели получить информацию,
консультацию по заинтересовавшей их теме или по
вопросам, связанным с деятельностью школьных
библиотек. Следует отметить, что посетители
нашего стенда отмечали недостаток информации о
школьных библиотеках в регионах и, особенно, в
бывших республиках. В ряде выступлений прозвучал
социальный заказ средней школе. Во-первых,
необходима предварительная подготовка будущих
студентов (т.е. наших школьников в средней школе)
к предстоящей студенческой проектной и
исследовательской работе, умению работать с
информационными потоками (а это наши с вами
библиотечные уроки, деятельность школьных
медиатек). Во-вторых, с учащимися еще в средней
школе надо начинать работать в технологии РКМЧП,
знакомить их с активными формами обучения и
самостоятельной работы для того, чтобы
содействовать формированию творческой,
социально активной личности. А значит, школьным
специалистам (учителям, библиотекарям)
необходимо самим осваивать новые педагогические
технологии, чтобы соответствовать современным
требованиям нашей быстро меняющейся жизни и
соответственно им готовить своих учеников.
Если просмотреть программу
конференции и список ее участников, то можно
обнаружить, что пассивных посетителей там не
было. Все оказались участниками в том или ином
виде. Каждый заявлен в каком-то мероприятии, и все
вместе – в проектной работе. Прошедшая
конференция стала одним большим семинаром, где
пленарные заседания плавно переходили в
секционные, а те в свою очередь в практические
занятия и тренинги, обмен опытом, неформальные
обсуждения и общение с коллегами. (Так и хочется
сказать подругам-бибшкольницам – совсем как у
нас на Библиотечных школах разного созыва. Или,
возможно, у нас, как у них. Уж больно много общего
оказалось.)
На конференции царила атмосфера
дружелюбия, сотрудничества и взаимопонимания.
Очень много молодых лиц, начинающих
преподавателей, которые привезли сюда с разных
концов мира достижения, проблемы и пока еще
нерешенные вопросы. На конференции произошло
совместное осмысление накопленного опыта.
Вместе (методом «мозгового штурма») решались
имеющиеся проблемы. В результате в выигрыше
оказались все. Каждый участник увез с собой новое
и интересное, нужное для дальнейшей работы.
Произошло обогащение профессиональное,
душевное, интеллектуальное. И опять разошелся
опыт внедрения и использования технологии РКМЧП
по разным странам, городам и весям нашим, дальним
и не очень.
Критическое мышление – несомненно
один из эффективных методов современного
образовательного процесса. Конференция собрала
людей увлеченных, активных, стремящихся сделать
обучение студентов интересным, мотивированным и
современным.
На конференции стало известно, что
появился еще один источник информации. Это сайт
Международного Консорциума РКМЧП (на русском и
английском языках). Смотрите его в Интернете по
адресу – www.ct-net.net или www.rwct.net. Помимо этого журнал
«Перемена», занимающийся пропагандой идей
критического мышления, начал издание
тематических сборников, объединенных в серию
«Листая “Перемену”». Они включают статьи из
журнала «Перемена» за последние годы,
посвященные практике использования технологии
РКМЧП в разных странах. Уже вышли в свет
следующие брошюры:
Стратегия и тактика учителя :
сборник / сост. О. Варшавер. – М. : Центр
гуманитарной литературы, 2005. – 128 с.
Критическое мышление и новые виды
грамотности : сборник / сост. О. Варшавер. – М. :
Центр гуманитарной литературы, 2005. – 80 с.
Дети которым трудно : сборник /
сост. О. Варшавер. – М. : Центр гуманитарной
литературы, 2005. – 96 с.
Оценка без отметки : сборник / сост.
О. Варшавер. – М. : Центр гуманитарной литературы,
2005. – 80 с.
Итак, будем читать, размышлять, а
возможно, и использовать в своей работе.
Мысль в подарок
Вдохновение – вот ключ к истинному
наставничеству. Учитель может передать знания и
информацию, но только настоящий наставник
наполнит вас вдохновением и верой в то, что вы
способны на гораздо большее, чем вам кажется.
Джон Вайсброд, главный
операционный директор
команды «Orlando Magic» (США) |
_______________
1 В 1999 г. министры
образования 29 европейских стран подписали в
Болонье декларацию о перспективах развития
образования в Европе. |