Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2006


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Библиография

Людмила Сухова

Заметки на полях

По страницам газет Издательского дома «Первое сентября» за ноябрь 2005 года

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Голышева Т. Старинных слов потертой позолотой / Т. Голышева, Н. Суркова // Начальная школа. – 2005. – № 34–39. – (Традиционная школа).

Сценарии двух уроков поработайте со справочной литературой («Устаревшие слова» и «Этимология слов») могут пригодиться и при подготовке внеклассного мероприятия.

Данова Н. Как не стать рабом табака? : классный час для учащихся 7-го класса / Н. Данова // Здоровье детей. – 2005. – № 21. – С. 30–31. – (Номинация «Это здорово!»).

Цель: познакомить учащихся с историей распространения табака по планете, рассказать о вреде этого вещества, сформировать правила противостояния групповому давлению и неприятия данного психоактивного вещества.

Останко Л. Сам себе я помогу! / Л. Останко // Здоровье детей. – 2005. – № 22. – С. 32–37. – (Номинация «Физкультпривет!»)

Конспект оздоровительного занятия «Путешествие в страну здоровья».

Харитонова О. «Ошеломляющий» роман : интеллектуальная игра по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / О. Харитонова // Литература. – 2005. – № 22. – С. 11–15. – (Школа в школе). См. также с. 16–18.

Хорликова С. Полный вперед! : развивающая игра для подростков / С. Хорликова // Школьный психолог. – 2005. – № 22. – С. 46. – (Игротека).

Цель игры: развитие познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления); формирование умения работать в группе; создание благоприятной атмосферы в классе.

Чарушникова Р. Путешествие всезнаек по химическим и экологическим лабиринтам : внеклассное мероприятие по химии. 9-й класс / Р. Чарушникова // Химия. – 2005. –
№ 22. – С. 40–44. – (В помощь молодому учителю).

Правила и ход игры.

Чепикова Л. Праздник «День здоровья» / Л. Чепикова // Здоровье детей. – 2005. – № 21. – С. 34–37. – (Номинация «Это здорово!»).

Шевлякова Т. Комплексно-целевая программа «Здоровье» / Т. Шевлякова // Здоровье детей. – 2005. – № 22. – С. 18–28. (Номинация «Моя методика»).

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Гусева В. Эти записки на старых конвертах : Воспоминания о собственном детстве помогают понять внуков и не ссориться с ними / В. Гусева // Первое сентября. – 2005. – № 80. – С. 4. – (Родительская газета.).

Кашина Н. Тупики семейных обид : И тогда спасти может только чудо: беззаветная любовь, терпение и прощение / Н. Кашина // Первое сентября. – 2005. – № 78. – С. 8. – (Родительская газета.).

Какими психотехниками и медикаментами разрушить семейные аварии? Какой специалист поможет? Советы психолога.

Прудиус Е. Кабы не матушка… : Помочь ребенку пережить конфликтный возраст можем только мы с вами / Е. Прудиус // Первое сентября. – 2005. – № 73. – С. 4. – (Родительская газета).

Прудиус Е. Престижная школа, элитный класс… : Довольно часто мы и представить себе не можем, каково ребенку там на самом деле / Е. Прудиус // Первое сентября. – 2005. – № 80. – С. 4. – (Родительская газета).

Хоменко И. Давай так больше не будем, ага? : Как реагировать на «месть» ребенка / И. Хоменко // Первое сентября. – 2005. – № 80. – С. 4. – (Родительская газета).

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Брагинский В. Почему дети плохо ведут себя в школе? / В. Брагинский // Здоровье детей. – 2005. – № 22. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).

Часто приходится выслушивать жалобы о «плохом» поведении детей в школе. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, и собственно медицинские проблемы среди них занимают далеко не основное место.

Новиков Л. Почта доверия / Л. Новиков // Школьный психолог. – 2005. – № 22. – С. 6–7. – (Личный опыт).

«Почта доверия» – это особый прием, форма работы, заключающаяся в том, что дети сами дают запрос на беседу (консультацию) с психологом. Приведены правила пользования почтой.

Родионов В. Антистресс : Занятия с подростками 11–13 лет / В. Родионов, М. Ступницкая, К. Ступницкая // Школьный психолог. – 2005. – № 21. – С. 8–11. – (Психолог у доски).

Занятие 2. Стресс: что это такое.

Занятие 3. Стресс и эмоции: распознание и принятие негативных эмоций.

Занятие 4. Стресс и эмоции: саморегуляция.

Сакович Н. «Я» в фокусе / Н. Сакович // Школьный психолог. – 2005. – № 22. – С. 11–13. – (Метод в теории и на практике).

О применении фотографии для решения различных психологических проблем у подростков. Как провести фотомарафон.

Соболева А. Умный, но рассеянный : Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить» / А. Соболева // Здоровье детей. – 2005. – № 21. – С. 38–42. – (Вместе с психологом).

Можно ли из рассеянного школьника сделать собранного и успешного? Советы родителям и учителям.

Соловьева Т. Игра «Цыганка-гадалка» / Т. Соловьева // Школьный психолог. – 2005. – № 21. – С. 18 – (Психологические технологии).

Игра для старших подростков. Среди целей и задач игры: развитие способности наблюдать и понимать своеобразие других людей; формирование умения убеждать собеседника; формирование умения противостоять давлению группы.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Малыхина М. Игры на снегу / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2005. – № 22. – С. 47–48. – (Игровая площадка).

Описания игр на открытом воздухе, которые не требуют сложных объяснений.

Малыхина М. Как играли наши прабабушки / М. Малыхина // Здоровье детей. – 2005. – № 21. –
С. 47–48. – (Игровая площадка).

Старинные подвижные игры.

ПРОБЛЕМА

Горбушина О. Искусство сказать «нет» / О. Горбушина // Здоровье детей. – 2001. – С. 32–33. – (Опасность).

Почему в некоторых ситуациях людям так сложно произнести это слово? Важно понимать, в каких случаях, кому и как следует сказать: «нет». О разных ситуациях и поводах для отказа.

Иваницкая Е. Маскировка под бывалого : Подростки по-прежнему мало что знают о СПИДе и на всякий случай стараются не общаться с ВИЧ-носителями, боясь заразиться / Е. Иваницкая // Первое сентября. – 2005 – № 75. – С. 7. – (Территория риска).

Что же опасно, а что безопасно в общении с ВИЧ-носителем? Как себя защитить? В чем действительно состоит риск, а где просто миф.

Каменский С. Безопасного секса не бывает? : В Москве стартует новая городская информационная кампания по профилактике ВИЧ/СПИДа / С. Каменский // Первое сентября. – 2005. – № 75. – С. 7. – (Территория риска).

Цель кампании – снизить заболеваемость ВИЧ среди молодых людей от 16 до 24 лет. Даны телефоны Ассоциации российских телефонов доверия по ВИЧ/СПИДу.

Кузнецов Д. Почему дети ругаются матом? / Д. Кузнецов // Начальная школа. – 2005. – № 21. – С. 44–45. – (В союзе с психологией).

Матом сегодня ругаются не только взрослые, но и школьники разного возраста. Как учителю к этому относиться, реагировать или нет?

ЧАС ЧТЕНИЯ

Константинова И. «Тюфяки» и «катастрофы» в школе и дома / И. Константинова // Первое сентября. – 2005. – № 78. – С. 4. – (Учебники).

О книге Е. Мурашовой «Дети “тюфяки” и дети “катастрофы”: Гиподинамический и гипердинамический синдром», изданной в Екатеринбурге.

В МУЗЕЙ

Бурцев И. Колокола Куликова поля / И. Бурцев // История. – 2005. – № 21. – С. 14–15. – (Вестник «Истории»).

Рассказ о музее-заповеднике «Куликово поле».

Музей-библиотека Симеона Полоцкого в Полоцке (Республика Беларусь). – Литература. – 2005. – № 33. – С. 32–33. – (Литературная карта).

Музей-библиотека Симеона Полоцкого, а также Музей белорусского книгопечатания входят в состав Полоцкого национального историко-культурного музея-заповедника.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

С чем идти на автомат Калашникова? : Рекомендации по противодействию введению основ военной службы и религиозного обучения в школе // Управление школой. – 2005. – № 21. – С. 2–4. – (Юридический практикум).

Как защитить свободу убеждений учащихся? Рекомендации Межрегиональной общественной организации «Учителя за свободу убеждений», обращенные к учителям.

РАБОЧИЙ БЛОКНОТ

Берштейн А. Четыре кризиса вера : Опыт размышления об учительской судьбе / А. Берштейн. // Первое сентября. – 2005. – № 75. – С. 3. – (Ловушки профессии).

Профессия учителя по степени эмоционального накала – одна из самых высоких. Можно ли уберечься от разрушительных эмоций и сохранить жизненную энергию и любовь для детей?

Державин В. Как школе и учителю оценить самих себя : Несколько практических рекомендаций для тех, кто собирается организовать экспертизу своего образовательного учреждения / В. Державин // Первое сентября. – 2005. – № 78. – С. 2. – (Открытое образование).

Коган В. «Pro et contra» : Базовый сценарий деловой игры для учителей по проблемам здоровья / В. Коган // Здоровье детей. – 2005. – № 22. – С. 30–31. – (Учительская).

Сценарий отражает суть и основные этапы психологической игры. Содержание имеет непосредственное отношение к проблеме сохранения здоровья учителей.

Мардер Л. Игры в самих себя : Как предотвратить профессиональное выгорание / Л. Мардер // Первое сентября. – 2005. – № 75. – С. 3. – (Ловушки профессии).

Советы педагога-психолога из Северодвинска.