Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Создаем документы
Елена Баханская, Ольга Козлова
Должностная инструкция заведующего
библиотекой ОУ
Должностную инструкцию заведующего
библиотекой и библиотекаря мы печатали в 2000 году
в летней подборке документов. Время вносит
коррективы, и приходится разрабатывать варианты
«на ходу». Например, с приходом компьютера в
жизнь школьного библиотекаря некоторые
«классические» функции изменяются в части их
выполнения более современными способами. И это
тоже нашло отражение в предлагаемом материале.
Вопросы, которые чаще всего возникают:
· А если в конкретной библиотеке часть
работ невозможна?
· Кем эта инструкция утверждается?
Заведующий библиотекой выберет для
своей инструкции все выполняемые им конкретно
виды работ, и она будет утверждена директором его
общеобразовательного учреждения. И этого вполне
достаточно, чтобы документ являлся полноценным
как для регламентации работы, так и, в случае
разногласий, для разбирательств на любом уровне.
Предлагаемый вариант должностной
инструкции содержит два приложения по отдельным
направлениям работы, поскольку они имеют
отчетливо выраженную специфику. Приложение по
работе с учебным фондом дает перечень операций,
за выполнение которых, по идее, должна идти
денежная надбавка или доплата. Эта работа может
выполняться отдельным сотрудником.
Приложение, связанное с новыми
технологиями, также вынесено отдельно. Во-первых,
потому что компьютеризация увеличивает нагрузку
на работника библиотеки и предъявляет немалые
требования к исполнителю. Степень его
подготовленности существенно отразится на
качестве работы библиотеки в новых условиях, что
тоже учтено в инструкции. Во-вторых, отдельный
функционал позволит вам аргументировать
увеличение штата библиотеки.
«Утверждаю»
Директор школы №
Дата
Общие положения
Заведующий библиотекой является
руководителем структурного подразделения
образовательного учреждения, назначается,
освобождается от должности и подчиняется
непосредственно директору ОУ.
Контроль над деятельностью библиотеки
осуществляет директор образовательного
учреждения, который утверждает нормативные,
технологические, планово-отчетные документы
библиотеки.
За организацию деятельности
библиотеки отвечает заведующий библиотекой
(библиотекарь), который является членом
педагогического коллектива, входит в состав
педагогического совета.
Работает по графику, составленному
исходя из 40-часовой рабочей недели и
утвержденному директором образовательного
учреждения.
На период отпуска и временной
нетрудоспособности заведующего библиотекой его
обязанности могут быть возложены на
библиотекаря, учителя или другого члена
педагогического коллектива. Временное
исполнение обязанностей в этих случаях
осуществляется на основании приказа директора
ОУ, изданного с соблюдением требований
законодательства о труде.
В своей деятельности библиотекарь
руководствуется законодательством Российской
Федерации о культуре и образовании,
постановлениями Правительства Российской
Федерации, определяющими развитие культуры,
руководящими документами вышестоящих органов по
вопросам библиотечной работы, правилами по
охране труда, технике безопасности и
противопожарной защите, а также Уставом и
Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и
настоящей Инструкцией.
Функции
1. Организация работы библиотеки как
образовательного, информационного и культурного
учреждения.
2. Обеспечение учебно-воспитательного
процесса средствами библиотечного и
информационного обслуживания.
3. Совершенствование традиционных,
освоение и применение новых технологий.
Должностные обязанности
1. Организует работу библиотеки
образовательного учреждения, несет
ответственность за деятельность библиотеки ОУ в
пределах своей компетенции:
· Разрабатывает и корректирует
Положение о библиотеке ОУ, Правила пользования
библиотекой, должностные инструкции сотрудников
библиотеки, планы и отчеты в соответствии с
планом учебно-воспитательной работы ОУ, график
работы и расписание работы библиотеки;
предоставляет их на утверждение директору ОУ.
· Ведет библиотечную
учетно-финансовую документацию: книги
суммарного учета; инвентарные книги; дневник
работы школьной библиотеки, тетрадь учета книг,
принятых взамен утерянных; акты и накладные на
поступление и списание документов; акты о
проведении инвентаризации и проверок фонда;
папка актов движения фонда; журнал учета справок,
книга группового учета многоэкземплярной
литературы, регистрационная картотеки
периодических изданий и несет ответственность
за ее достоверность.
· Использует в работе технические и
информационные средства, новые информационные
технологии.
· Обеспечивает библиотеку
библиотечной техникой
в соответствии с бланком заказа на школьную
документацию.
· Обеспечивает режим работы
библиотеки в соответствии с потребностями и
спецификой ОУ.
· Отвечает за эстетику оформления
библиотечного помещения.
2. Формирует и организует библиотечный
фонд:
· осуществляет комплектование
документов и их учет (прием, выдачу, выбытие).
· организует техническую и
аналитико-синтетическую (классификацию,
каталогизацию) обработку полученных
документов.
· обеспечивает систематико-алфавитную
расстановку документов в соответствии с
Библиотечно-библиографической классификацией.
· оформляет библиотечный фонд с
помощью полочных и буквенных разделителей,
полочных и стендовых выставок.
· организует фонд особо ценных
документов.
· изучает и анализирует состав фонда и
его использование.
· предусматривает меры по
сохранности библиотечного фонда при открытом
доступе, принимает меры для своевременного
возврата документов.
· следит за правильностью
расстановки фонда.
· осуществляет выявление
утративших научно-познавательную ценность
(устаревших) и ветхих документов, их
своевременное списание по установленным нормам
и правилам.
· обеспечивает контроль за
выданными читателям документами.
· проводит периодические проверки
фонда.
· осуществляет оформление подписки на
периодические издания (в том числе электронной),
контроль за доставкой и регистрацию.
3. Организует, ведет, редактирует
справочно-библиографический аппарат библиотеки
ОУ (каталоги, картотеки, рекомендательные списки
литературы, информационные материалы) на
традиционных и машиночитаемых носителях и несет
ответственность за его состояние.
4. Организует дифференцированное
библиотечное и информационно-библиографическое
обслуживание читателей на абонементе и в
читальном зале: педагогических работников,
учащихся, других сотрудников ОУ, осуществляет
перерегистрацию читателей в начале учебного
года.
· Развивает
информационно-библиографическую грамотность
педагогов и учеников в рамках консультаций или
специально организованных занятий;
· Способствует продвижению лучших
образцов документов, информации с помощью
тематических подборок, книжных выставок,
стендов, уголков информации.
· Организует совместно с
педагогическим коллективом разностороннюю
массовую работу с учащимися по пропаганде книги.
· Сопровождает учебно-воспитательный
процесс информационным обеспечением педагогов.
· Обеспечивает информационное
обслуживание родителей учащихся ОУ.
5. Формирует библиотечный актив и
проводит работу с ним.
6. Повышает свою квалификацию и
профессиональное мастерство.
Права
Заведующий библиотекой имеет право:
· Самостоятельно выбирать формы и
методы работы с читателями и планировать ее,
исходя из общего плана работы школы.
· Участвовать с правом совещательного
голоса в заседаниях педагогического совета
школы.
· Принимать участие в работе семинаров
и совещаний, непосредственно связанных со
спецификой его деятельности.
· Давать обязательные для исполнения
указания обучающимся и работникам школы по
вопросам, касающимся соблюдения правил
пользования библиотекой.
· Знакомиться с жалобами и другими
документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
· Изымать и реализовывать документы из
фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда.
· Вносить предложения руководителю
общеобразовательного учреждения по
совершенствованию оплаты труда, в том числе
надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую
в круг основных обязанностей библиотеки; по
компенсационным мероприятиям, связанным с
вредными условиями труда (библиотечная пыль,
превышение норматива работы на компьютере).
· Иметь ежегодный отпуск 28 календарных
дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в
соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством
общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами.
· Участвовать в соответствии с
законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
· Имеет право совмещать должности,
получать доплату за расширение зоны
обслуживания, надбавки за высокое качество
работы, звания и награды.
· Периодически повышать квалификацию
путем прохождения курсов или иным способом.
Также заведующий библиотекой имеет
право:
· На защиту профессиональной чести и
достоинства.
· На представление к различным формам
поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и
культуры.
Ответственность
Заведующий библиотекой несет
ответственность:
· за совершенные в процессе
осуществления своей трудовой деятельности
правонарушения – в пределах, определяемых
действующим административным, уголовным и
гражданским законодательством РФ.
· за неисполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего трудового
распорядка школы, законных распоряжений
директора школы или иных локальных нормативных
актов, должностных обязанностей –
дисциплинарную ответственность в соответствии с
трудовым законодательством.
· за виновное причинение школе или
участникам образовательного процесса ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих
должностных обязанностей – частичную
материальную ответственность в порядке и в
пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.
Взаимоотношения. Связи по должности.
Заведующий библиотекой:
1. Получает от директора школы и его
заместителей информацию нормативно-правового и
организационно-методического характера,
знакомится с соответствующими документами.
2. Работает в тесном контакте с
учителями, родителями обучающихся (лицами, их
заменяющими), систематически обменивается
информацией по вопросам, входящим в его
компетенцию, с администрацией и педагогическими
работниками школы.
3. Может привлекаться к экстренной
замене временно отсутствующих учителей и
воспитателей в пределах своего рабочего времени
с дополнительной почасовой оплатой
педагогической работы.
4. Согласовывает работу библиотеки
образовательного учреждения с методическим
центром.
5. Взаимодействует с
Централизованной бухгалтерией по вопросам
финансового учета, осуществляет сверку данных
балансового учета библиотечного фонда с данными
бухгалтерского учета.
6. Устанавливает взаимодействие с
Экспедиционно-складским комплексом по вопросам
поставок учебной литературы в образовательное
учреждение.
7. Устанавливает и поддерживает
связи с централизованными библиотечными
системами, проводит совместную работу с детскими
библиотеками.
8. Взаимодействует с организациями
по вопросам приема-сдачи макулатуры,
подготавливает к сдаче списанную литературу.
Подпись зав. библиотекой
Функциональные обязанности
библиотекаря
по работе с учебным фондом
1. Отвечает за обеспечение учебного
процесса образовательного учреждения учебной
литературой (в соответствии с бланком заказа
Федерального и Регионального компонентов).
2. Ведет библиотечную
учетно-финансовую документацию учебного фонда:
книг суммарного учета; тетради учета книг,
принятых взамен утерянных; актов и накладных на
поступление и списание документов; актов о
проведении инвентаризации и проверок фонда;
папки актов движения фонда и несет
ответственность за ее достоверность.
3. Организует работу с учебным фондом:
· комплектует учебный фонд в
соответствии с образовательной программой ОУ на
основании бланка-заказа Федерального и
Регионального компонентов от Московского
Департамента образования.
· осуществляет учет (прием, выдачу,
выбытие документов).
· проводит техническую обработку
полученных документов.
· организует размещение и хранение
учебников в отдельном помещении в соответствии с
инструкцией.
· осуществляет изучение состава
фонда и анализ его использования.
· проводит периодические проверки
фонда, следит за правильностью его расстановки.
· осуществляет выявление
устаревших и ветхих документов.
· проводит своевременное списание
устаревших и ветхих документов по установленным
нормам и правилам.
· обеспечивает контроль за
выданными читателям документами, принимает меры
для своевременного возврата учебников и учебных
пособий.
4. Осуществляет ведение картотеки
учебников, методических пособий, учебных
материалов на нетрадиционных носителях
5. Координирует взаимодействие
работы с администрацией ОУ по формированию
заказа на учебную литературу, проводит
согласование данных бланка-заказа с завучем,
председателем методического объединения и
учителями, осуществляет своевременную сдачу
заказа в методический центр.
6. Проводит корректировку
количественных показателей заказа на учебную
литературу в соответствии с перспективным
плановым контингентом учащихся ОУ.
7. Осуществляет работу по
дополнительному комплектованию учебного фонда
(из спонсорских или попечительских средств).
8. Составляет дополнительный заказ
на учебную литературу в связи с изменениями в
образовательной программе школы и своевременно
сдает их в методический центр.
9. Составляет информационные
справки о недостающих и невостребованных
учебниках и своевременно сдает их в методический
центр.
10. Осуществляет передачу
невостребованных наименований учебной
литературы в образовательные учреждения округа
(по мере необходимости).
11. Оформляет диагностическую карту
уровня обеспеченности учебной литературой по
областям знаний, анализирует использование
вариативных программ.
12. Информирует преподавателей и
учащихся о новых поступлениях учебников и
учебных пособий.
13. Осуществляет работу с классными
руководителями по обеспечению учащихся ОУ
учебниками.
14. Проводит совместную работу с
администрацией ОУ по сохранности учебного фонда.
15. Взаимодействует с
Централизованной бухгалтерией по вопросам
финансового учета, осуществляет сверку данных
балансового учета библиотечного фонда с данными
бухгалтерского учета.
16. Устанавливает взаимодействие с
Экспедиционно-складским комплексом по вопросам
поставок учебно-методической литературы в
образовательное учреждение.
17. Взаимодействует с организациями
по вопросам приема макулатуры, подготавливает
списанную литературу к сдаче.
18. Осуществляет работу с каталогами,
тематическими планами издательств на
учебно-методическую литературу, рекомендованную
Министерством науки и образования.
Подпись зав. библиотекой
(библиотекаря).
Дополнения к функциональным
обязанностям
зав. библиотекой (библиотекаря) в связи
с использованием информационных технологий
и автоматизацией библиотечных процессов
1. Овладевает навыками начального
пользователя ПК, проходит обучение, связанное с
новыми библиотечными программами, осуществляет
качественное повышение профессионального
уровня.
2. Применяет новые информационные
технологии в деятельности библиотеки ОУ.
3. Участвует в создании новой
информационно-образовательной среды путем
использования в библиотеке средств
(возможностей) информационных технологий.
4. Осуществляет компьютеризацию
основных библиотечных процессов:
комплектование, учет, систематизация,
каталогизация, читательский поиск, книговыдача.
5. Использует информационные ресурсы
сети Интернет для пополнения библиотечного
фонда (при наличии компьютера и доступа к
Интернету).
6. Организует и ведет электронный
каталог, базы данных по профилю ОУ.
7. Работает с информационными
ресурсами на различных небумажных носителях
(аудио-, видео-, CD, DVD), с образовательными
интернет-ресурсами.
8. Выявляет информационные
потребности и удовлетворяет запросы
педагогических кадров ОУ в области новых
информационных технологий и педагогических
инноваций.
9. Консультирует обучающихся и
педагогических работников по правилам
использования компьютера в библиотеке.
10. Осуществляет информационную
поддержку педагогов ОУ средствами
информационных технологий в учебной
деятельности.
11. Использует информационные
технологии (в том числе возможности АИБС) для
дифференцированного обслуживания учеников и
педагогического коллектива школы.
12. Оказывает поддержку
(консультативную, практическую, индивидуальную,
групповую, массовую) пользователям в решении
информационных задач, возникающих в процессе их
учебной и профессиональной деятельности.
13. Организует компьютерную
справочно-библиографическую службу.
14. Разрабатывает новые
информационно- консультативные услуги для
пользователей библиотеки ОУ.
15. Ведет журнал ежедневного учета
использования интернет-ресурсов в бумажном и
электронном виде.
16. Использует наглядность в
предоставлении библиотечных услуг: оформление
буклетов, указателей, приглашений и т.д. |