Мастерство
Марина Миронова, Каринэ Ковхаева
Что говорят дети
Тестирование, анкетирование, опрос как форма
библиотечной работы
|
Миронова
Марина Анатольевна
зам. директора по работе
с детьми ЦБС № 4 ЦАО
Москва |
|
Ковхаева
Каринэ Генриховна
зав. отделом детской
библиотеки № 24 «Памяти 1905 года»
Москва |
Современные дети и современные
библиотечные работники – это люди разных
поколений, выросшие при разных экономических
формациях, в разных культурных,
социально-бытовых условиях, исповедующие
зачастую разные морально-нравственные ценности.
И нам бывает трудно понять, чем дышат современные
дети, к чему они стремятся, что их интересует, что
хотят читать, какую информацию они намерены
получать в библиотеке.
Разнообразных средств и приемов для
того, чтобы как-то приблизиться к читателю,
существует немало: это и индивидуальные беседы, и
диалог в ходе массовых мероприятий, и наблюдение
за читателями, посещающими библиотеку, и многое
другое. Наш библиотечный опыт изучения читателя
подсказывает, что наиболее действенными и
эффективными формами изучения являются
анкетирование, тестирование, опрос, сбор и анализ
читательских отзывов, т.е. приемы, используемые в
социологических исследованиях.
Изучением читателей мы занимаемся
постоянно, особенно в последние пять-семь лет. И
не раз мы сами (да и наше руководство) задавались
вопросом – зачем? Помимо того, что коллективу
нашей библиотеки это просто интересно, сегодня
мы с полным основанием можем сформулировать свою
позицию.
Во-первых, зная своего читателя, мы
можем качественнее его обслуживать: яснее
представлять, что нужно современному школьнику
от библиотеки; оперативно учитывать требования,
запросы и пожелания всех категорий читателей;
определять тенденции в развитии информационных
потребностей и тем самым предвосхищать их
выполнение; влиять на комплектование фонда.
Во-вторых, с учетом результатов
исследований мы можем планировать свою работу,
аккумулируя потребности «снизу», корректировать
директивы «сверху».
В-третьих, анкетирования, тесты,
опросы, если их проводить корректно, как правило,
нравятся читателям. Это налаживание более
тесного контакта, возможность вызвать его на
откровенный разговор с библиотекарем, несмотря
на то, что мы соблюдаем условие анонимности.
В-четвертых, своими
мини-исследованиями мы стараемся пробудить
интерес читателей к каким-либо актуальным и
важным вопросам, ненавязчиво обратить их
внимание на то, о чем не всегда спросишь или
поговоришь с ребенком. То есть проходит
своеобразная социализация читателя.
В-пятых, детская библиотека – это еще и
досуговое учреждение. Подчас наши мероприятия
рождались после изучения тех или иных анкет.
В первую очередь хотелось бы
остановиться на исследовании, проведенном в
январе-феврале 2002 года – «Читатель Пресни –
какой он?» Цель исследования – изучение
читателей старшего абонемента детской
библиотеки № 24 с точки зрения возраста,
социального происхождения, места жительства,
принадлежности к учебному заведению, тематике
чтения, частоте посещения библиотеки и
количеству взятых документов, то есть нарисовать
портрет читателя нашей библиотеки. Изучение
происходило исключительно по читательским
формулярам. Библиотекарь в первый рабочий день
2002 года механически отобрал каждый пятый
формуляр, оставив их для изучения.
Сведя все данные в единую таблицу и
проанализировав ее, мы получили следующий
портрет среднего читателя Пресни:
· живет в нашем микрорайоне (46,1 %) или
вообще в Пресненском районе (42,9 %);
· родители – служащие (32,6 %);
· учащиеся примерно равномерно
распределяются по всем классам (от 5 до 11), учатся
в близлежащих школах – в школе № 1241 – 25,2 %; в
школе № 87 – 25,2 %;
· берет в основном художественную
литературу (80,1 %);
· больше всего читает по школьной
программе (93,6 %);
· часто задерживают книги (17 %).
Также при анализе учитывалось,
насколько часто посещают библиотеку читатели и
сколько берут книг, причем эти данные
рассматривались в каждой категории: возрастной,
социальной и т.д. Кроме того, данное исследование
указало на многие недостатки в работе
абонемента, как объективные (недостаточное
комплектование документами, недостаточное
техническое оснащение и т.п.), так и субъективные
(недостаточная работа с отдельными возрастными
группами, классами, необходимость поиска новых
форм и методов в работе). Хотелось бы провести
данное исследование не только на базе одного
абонемента, но и на базе всей нашей библиотеки
или даже всех детских библиотек Пресни, что дало
бы более полную и объективную картину.
Следующим этапом нашей работы стали
анкеты: «Библиотекарь XXI века. Каким он должен
быть?», а также «История и мы».
Когда мы разрабатывали эти анкеты, то
предполагали, что отвечать на них будут
исключительно старшеклассники (вопросы нам
показались сложными), но на практике оказалось,
что детям, начиная с 5-го класса, это тоже было
любопытно и вполне по силам. Ответы читателей
были очень интересны, показали неординарное
мышление многих наших пользователей, их
заинтересованность, стремление ответить на
поставленные вопросы.
В 2000 и 2001 годах на пороге нового
тысячелетия во многих периодических изданиях
проводились опросы о прошедшем тысячелетии, о
грядущем столетии и тысячелетии. Именно этим
навеяны темы обоих анкетирований. Анкетирование
«Библиотекарь XXI века. Каким он должен быть?»
ставило своей целью выявить отношение
современных детей к профессии библиотекаря,
какие качества и какие знания и навыки
необходимы библиотекарю наших дней и будущего,
какие из них со временем будут утрачены, отомрет
ли наша профессия в будущем и если да, то когда.
Результаты анкетирования оказались
совершенно неожиданными: для детей не так важны
наши профессиональные и деловые качества
(«Стремление нести культуру в массы»,
«Работоспособность», «Систематичность в работе
и умение структурировать информацию»), хотя у
библиотекаря будущего они должны быть выше («Ум»,
«Эрудированность», «Знание литературы и
английского языка», «Навыки работы на
компьютере», «Самосовершенствование»,
«Многофункциональность» и др.). Самое важное для
ребенка, приходящего в библиотеку, – это наши
человеческие качества, которые в том или ином
виде назвал практически каждый из отвечавших на
вопросы анкеты («Доброта, доброжелательность» –
57 %, «Любовь к детям и книгам» – 21 %, «Терпение,
тактичность» – 19 %, «Чувство юмора» – 11 % и т.д.).
Это свидетельствует о недостатке гуманного
отношения к детям, а именно это они зачастую ищут,
в том числе и в библиотеке, но в то же время
опасаются, что именно эти качества со временем
будут утрачены людьми нашей профессии.
Несмотря на это, дети понимают, что
будущее библиотечного дела связано в том числе и
с автоматизацией и компьютеризацией («Знание
компьютеров», «Умение работать в Интернете»,
«Знание современных технологий», «Возможно,
машины времени» – 39 %). Большинство детей не
верят, что профессия библиотекаря отомрет в
обозримом будущем («Профессия библиотекаря не
отомрет» – 50 %, «Отомрет через 100–200 лет» – 11 %,
«Отомрет в 2999 году – 2 %»).
Результаты анкетирования, возможно, не
могли оказать реального влияния на нашу
непосредственную работу, но они показали, каким
видят дети библиотекаря, показали тот идеал, к
которому мы должны стремиться.
Второе анкетирование, которое
проходило одновременно с анкетированием
«Библиотекарь XXI века…», называлось «История и
мы». Оно стало составной частью программы
«Историей человек переживает века». Вопросы
составлялись таким образом, чтобы выявить
предпочтения детей в исторической тематике:
· ваш любимый исторический герой (Петр
I – 22 %, Екатерина II и Александр II – по 8 %).
· какое историческое время вам
хотелось бы посетить на машине времени («Древний
мир» – 22 %).
· в какое время и в какой стране Вам
хотелось бы жить (большинство отвечали «Россия»
– и «В наше время», были здесь и другие
интересные ответы – «Мне все равно (где и когда
жить), лишь бы повсюду царили Любовь, Гармония,
Красота», «В зависимости от того, где живут мои
любимые герои, во Франции (с Генрихом III и Шико)».
Из анкеты Антона Е.: «Кто не знает
историю, тот не знает своего прошлого, у того нет
настоящего и не может быть будущего», – гласит
известная мудрость. А я стремлюсь познать
историю, чтобы узнать, как жили люди в прошлом и
чтобы не повторять их ошибки в настоящем, а в
будущем использовать только положительный
(полезный) опыт, накопленный за многие века… Мне
хотелось бы жить в Великобритании (в этой стране,
на мой взгляд, на протяжении всего ее
существования проводилась наиболее
рациональная и самая разумная политика среди
других стран мира). Мне даже не важно время,
по-моему, в этой стране в любое время было хорошо
подданным, поскольку король проявлял реальную
заботу о жителях своего государства.
И если была бы возможность выбрать, я бы выбрал
Великобританию (или одну из ее колоний) XVIII–XIX –
начала XX вв.»
Ответы читателей были интересны,
неординарны, хотя, надо признать, некоторые из
них показались формальными. Хотелось бы также
отметить, что недостаточное внимание в данной
анкете уделено исторической литературе.
Интересно было бы повторить данное
анкетирование еще раз, спустя пять-шесть лет,
сравнив результаты двух анкетирований.
Через год на абонементе нашей
библиотеки проходило анкетирование, во многом
основанное на результатах предыдущего –
«История и мы». Четверть респондентов называли в
анкете Петра I своим любимым историческим героем.
В 2002 году исполнялось 330 лет со дня рождения Петра
I и 320 лет провозглашения его царем. И мы решили,
что было бы интересно узнать отношение детей к
фигуре как самого Петра I, так и к теме «Петр I и
современность». Именно на это была направлена
разработанная в нашей библиотеке анкета «Петр
I». Дети на вопросы анкеты отвечали не охотно,
возможно, ввиду их сложности.
Среди восторженных откликов
попадались и такие: «Я ненавижу Петра I, так как он
ввел военные духовые оркестры и из-за него мы
учим теперь эти марши. Но есть и плюсы (привез
кофе и табак)».
О результатах данного анкетирования
можно сказать следующее:
· деятельность Петра I читатели в
основном оценивали положительно (оценка по
пятибалльной системе – 4,65); сравнивали его
деятельность с самыми разными историческими
фигурами (больше всего с В.В.Путиным (8,8 %);
· по предположению детей, Петр I в
современной России, в первую очередь, провел бы
реформу армии и флота (28,1 %);
· книги, прочитанные детьми о Петре I,
не отличались разнообразием.
Недостатком проведенного
анкетирования стала излишняя усложненность
вопросов. Можно было сделать часть из них
закрытыми (типа тестов), что упростило бы задачу
для школьников, а также увеличить количество
вопросов, связанных с литературой, так как эта
тема оказалась недостаточно проработанной.
Тематически связанным с двумя
предыдущими было анкетирование «Чувство
патриотизма в восприятии современных
школьников». Тема для современной России очень
непростая и неоднозначная, приступать к ней было
очень сложно. Трудно было составить вопросы,
чтобы не впасть в какую-либо крайность, трудно
было давать анкеты детям, так как некоторые из
них просто не знали, что такое патриотизм,
некоторые отказывались, говоря, что это не их
тема.
Результаты этого исследования в чем-то
порадовали, а в чем-то огорчили и удивили нас.
Патриотами своей страны считают себя более 90 %
респондентов, хотя большинство патриотизм
связывают исключительно с военной службой, что,
конечно, однобоко. Большинство подростков –
оптимисты (60,7%), видят будущее своей страны
прекрасным и светлым: «Великой державе – великое
будущее», «Это зависит только от нас», «Без войн,
терроризма»). Особенно заметно было влияние
телевидения и средств массовой информации на
сознание наших читателей. 10,7 % респондентов на
вопрос «Кого из известных тебе людей ты считаешь
патриотом своей страны» назвали сатирика
Михаила Задорнова. И только на втором месте (по 7,1
%) назвали В.В.Путина и Г.К.Жукова. Интересно было
бы провести подобное анкетирование одновременно
среди взрослых и детей, сравнив ответы двух
разных поколений.
В 2003 году наша библиотека праздновала
свой юбилей – 90-летие. В связи с этим нас
заинтересовал вопрос, как к нашей библиотеке
относятся не дети, а их родители, которые в нашем
общении со школьниками представляют третью,
крайне заинтересованную сторону. Многие
родители совершенно верно отмечали недостатки в
работе. Например, маленький открытый доступ на
младшем абонементе, необходимость реорганизации
подвала библиотеки в зал для массовых
мероприятий. Некоторые писали, что все хорошо,
желали оставаться такими же добрыми и вежливыми,
дальнейшего процветания, а некоторые из
родителей желали нам увеличения зарплаты.
Большинство (93,3 %) родителей отметили, что ребенок
посещает библиотеку с удовольствием. Наибольшее
неудовлетворение вызывало у респондентов
комплектование фонда как книгами, так и
периодическими изданиями. Некоторые пожелания
касались массовых мероприятий, комплектования
фонда аудио-визуальными материалами.
По результатам анкетирования был
оформлен стенд, на котором родители и гости
юбилея библиотеки могли ознакомиться с ответами
родителей наших читателей.
В 2004 году мы праздновали 100-летие
А.П.Гайдара. В связи с этим юбилеем была
разработана анкета, на которую отвечать должны
были и дети, и родители (первый, и пока
единственный, подобный опыт). Это дало
возможность сравнить мнения о творчестве
А.П.Гайдара двух разных поколений.
Современные дети мало читают Гайдара,
в этом есть отчасти и наша вина: мы недостаточно
пропагандируем его произведения, но в то же время
большинству современных детей Гайдар, как мне
кажется, неинтересен и непонятен. К основным
трудностям, с которыми мы столкнулись при
проведении данного изучения, относится то, что
дети не читали Гайдара (некоторые путали его с
кинорежиссером Гайдаем), поэтому количества
анкет было совершенно недостаточно (21 читатель),
хотя проводилось оно на абонементе нашей
библиотеки и библиотеки № 152. В то же время,
некоторым детям нравятся произведения Гайдара,
они регулярно обращаются к его творчеству, и
именно они писали проникновенные строки о его
творчестве: «Они учат быть целеустремленным,
храбрым человеком, защищать слабых», «Нет, они не
современны, они лучше современных».
При проведении подобного
анкетирования в следующий раз можно
формулировку некоторых вопросов изменить, а
также добавить вопрос об экранизации
произведений Гайдара.
2005 год – год 60-летия победы советского
народа в Великой Отечественной войне. Прежде чем
приступать к планомерной и углубленной работе по
данной тематике, мы решили выяснить, какой
уровень знаний в этой области у современных
детей. Были разработаны 4 варианта тестов, но, как
оказалось, реально использовался только один из
них, так как остальные были очень сложными.
Вопросы в тестировании «Что ты
знаешь о Великой Отечественной войне» были
очень простыми: «Когда началась Великая
Отечественная война?», «Какие из перечисленных
битв были во время Великой Отечественной войны?»
и т.п. Ответы, несмотря на то, что давалось три их
варианта, привели весь коллектив библиотеки в
шоковое состояние: когда часть детей (26,5 %) не
могут точно назвать дату начала войны, а почти
половина (48,5 %) пишут, что М.И.Кутузов был
полководцем в этой войне – это ужасает.
Интересно отметить и такой факт: чем младше дети,
тем выше был процент правильных ответов. Но
многим из читателей было неудобно за столь
низкие знания в этой области, о чем они говорили
библиотекарю.
Данное тестирование проводилось не
только в нашей библиотеке, а по всему району (даже
во взрослых библиотеках, на юношеских кафедрах).
К сожалению, результаты тестирования из
некоторых других библиотек были предоставлены
нам слишком поздно и не вошли в анализ. Вместе с
повторным анализом мы планируем провести еще раз
и тестирование, по возможности охватив тех же
самых детей, чтобы понять, как повлияли
праздничные мероприятия (в том числе и наша
работа) на знания детей. Кроме того, разработан
информационный листок с краткими сведениями об
основных датах, событиях и героях Великой
Отечественной войны, который предлагается на
старшем абонементе всем желающим. Естественно
работа по данной тематике не ограничится годом
60-летия Победы, она будет продолжаться и дальше,
но с учетом уровня знаний пользователей.
Сейчас в нашей библиотеке проходит
сразу несколько анкетирований, тестирований и
опросов: анкетирование «Моя семья и я в
истории моей страны», опрос «Если бы главой
Пресненской Управы был я, то…»,
тест-анкеты «Мы – разные, и это хорошо»
(по проблемам толерантности), «Человек,
изменивший историю» (к 135-летию со дня
рождения В.И.Ленина). В ближайшее время
планируется социологическое исследование,
посвященное Великой Отечественной войне, с
использованием читательских формуляров,
картотеки выполненных справок, картотеки
отказов и других источников.
Нужно сказать, что в последнее время
дети с меньшей заинтересованностью отвечают на
наши вопросы, хотя по-прежнему некоторые из них,
приходя в библиотеку, спрашивают, нет ли новых
анкет.
На старшем абонементе мы не раз
пытались проводить тестирование,
выставки-викторины к юбилеям писателей, но не
удавалось набрать минимальное количество тестов
для анализа, что говорит о плохом чтении и
незнании классики современными детьми и
подростками. Интересно, что это не относится к
младшему абонементу, где дети легче идут на
контакт с библиотекарем.
Кроме того, на старшем абонементе
нашей библиотеки регулярно проводятся опросы
детей по интересным и актуальным темам:
«Пожелания и поздравления читателей к 90-летию
библиотеки», «Письмо в XXI век». А порой хочется
провести изучение-шутку, хотя, как известно, в
каждой шутке есть доля правды. Так появилась
анкета «Где-где нечистая сила живет?» (вообще-то
она посвящена славянской мифологии).
Как уже говорилось, некоторые
анкетирования и тестирования нужно будет
повторять периодически, исправляя ошибки и
недочеты, выявленные при проведении предыдущих
исследований, сравнивая и анализируя их
результаты. Необходимо привлекать к
тестированиям и анкетированиям и посетителей
читального зала (у нас традиционно
исследовательской работой занимаются работники
абонемента), так как сравнение этих двух групп
пользователей может дать интересный и
неожиданный результат.
Необходимо вовремя выявлять и
исправлять погрешности в формулировке некоторых
вопросов, в составлении и заполнении анкет и
тестов, что позволит увеличить точность при
анализе. В будущем хотелось бы больше внимания
уделять дизайну анкет и тестов, сделать их более
наглядными и эстетически привлекательными.
В последнее время нам удается охватить
нашими анкетами и тестами и некоторые другие
библиотеки района, что приводит к расширению
круга респондентов, увеличивает точность при
анализе анкет.
Проводимая работа позволяет составить
портрет современного читателя-школьника,
выявить его потребности, понять взгляды, узнать
мнения по самым разным проблемам и вопросам,
определить его интеллектуальный,
психологический и нравственный уровень. А
значит, выстраивать свою работу в соответствии с
полученными результатами исследований. |