Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Новые технологии

Александр Осин

Новый носитель или новое явление?

Мультимедиа в образовании – что это такое?*

Александр Васильевич Осин генеральный директор Республиканского мультимедиа центра, канд. техн. наук, доцент, чл.-корр. РАЕН, член Союза кинематографистов России, один из инициаторов развития мультимедиа технологий в стране

Глава 5. Унификация и стандартизация

5.1. Проблематика общего подхода

В 2001–2002 гг. в рамках программ информатизации образования во все школы страны был направлен первый комплект образовательных электронных изданий на CD-ROM. Эти мультимедиа-продукты были отобраны на российском рынке специальной группой экспертов. Понятно, что первый комплект преследовал цели ознакомительные, служил предложением к старту компьютерных технологий обучения в школе.

По информации из регионов, результаты этой акции подразделяются на три группы. В первой, к счастью, малочисленной, диски были благополучно припрятаны («чтобы не пропали»). Во второй, самой многочисленной, процесс пошел: что-то «не завелось», что-то понравилось, что-то нет. К третьей группе относятся самые настойчивые и продвинутые. Им удалось оценить все электронные продукты и выбрать оптимальные для использования в учебном процессе в условиях конкретной школы.

Естественно, начались трудности. И одна из основных заключалась в том, что пользовательский интерфейс в каждом ЭОР имел значительные отличия от других. Видится возможным следующий способ решения задачи унификации интерфейсов пользователей в образовательных ЭР, когда параметром разделения множества ЭОР может служить уровень интерактивности (см. раздел 1.5). Тогда унификация пользовательского интерфейса направлена на повышение комфортности работы пользователя с образовательными электронными изданиями и ресурсами. Но не только. Еще одна задача унификации проявляется при использовании нескольких продуктов одновременно.

При рассмотрении открытых систем электронного контента кроме «внешней» унификации возникает проблема «внутренней» совместимости компонуемых блоков, модулей. Основная идея открытых систем состоит в возможности сборки индивидуального образца образовательного электронного продукта из стандартного комплекта элементов. Здесь мы естественным образом переходим к проблеме стандартизации. О стандартизации задумались в самом конце прошлого века, когда на информатизацию образования в мире уже тратили десятки миллиардов долларов в год, сформировался рынок образовательных ЭР, появились производители, продавцы, покупатели. И все участники рынка вынуждены были задуматься об эффективности и стандартизации.

Для образовательных ЭР путь к эффективности и стандартизации начался с того, что ресурсы стали рассматривать как информационную структуру, состоящую из некоторых элементов – учебных объектов.

5.2. Компоненты стандарта

Что нужно стандартизировать в образовательных ЭР? Что согласовывать в учебных объектах? Чтобы в этом разобраться, надо сначала понять, что такое учебный объект.

Для учебного объекта важны четыре характеристики. Во-первых, это некоторая часть целого электронного издания, выделенный объект. Во-вторых, этот объект может использоваться неоднократно. Объект представлен в цифровой форме. И, наконец, это объект учебный, т.е. используется для образования с конкретными педагогическими целями. Таким образом, учебный объект – это некоторая часть электронного контента, которая может быть использована неоднократно (для разных образовательных изданий, разными пользователями, для разных целей).

В чем трудности стандартизации описания учебного объекта? Если бы возникла идея разбить бумажные учебники на некоторые составляющие, из которых по желанию ученика или учителя можно было бы собирать новые учебники для конкретных образовательных задач, то проблемы стандартизации оказались бы непростыми, но все же очевидными. Например, пришлось бы договориться о размере бумаги, шрифте, размещении учебного материала.

С электронными образовательными продуктами дела обстоят намного сложнее. Чтобы глубже понять сущность электронного учебного объекта, проблемы, возникающие с его стандартизацией, надо вспомнить
из чего состоит современный сетевой образовательный ресурс или издание на локальном носителе.

В сущности ЭОР – это слоеный торт, в котором первый слой – некоторое образовательное содержание (контент), состоящее из разделов, глав, подразделов и т.д. Это семантическое наполнение ЭОР. И, собственно, благодаря наличию этого контента ЭОР используется для обучения.

Второй слой ЭОР – это масса мультимедиа-компонентов, которые в разных сочетаниях используются для представления образовательного содержания. Понятно, что составляющие этого слоя – отдельные картинки, видеофрагменты, звуки и т.д. Все они могут повторно использоваться и даже уже стандартизованы – чем не учебные объекты?

Третий слой в электронном издании – программа. Мы ведь не забыли, что основой ЭОР служит программа-реализатор? В объектно-ориентированном программировании части программы (объекты) самодостаточны и содержат внутри себя всю необходимую информацию. Программная составляющая ЭОР и есть тот самый объект, на который направлен объектно-ориентированный подход.

И, наконец, последний слой ЭОР – это педагогическая составляющая, отраженная в термине «учебный объект» словом «учебный». Педагогические цели для учебных объектов могут быть самые разные, и сама методика обучения будет сильно зависеть от того, где будет использоваться учебный объект – в проектном обучении, практикуме и т.д.

Необходимо помнить о том, что педагогический слой – это верхний слой «торта» ЭОР. По нему и выбирают «торт». Ведь учебный объект в конечном счете используется не программистами, не разработчиками, а преподавателями. И при равенстве содержательных составляющих главное – педагогическая ценность и направленность учебного объекта.

Вот такой сложный, четырехслойный «торт» – ЭОР мы имеем. И надо его аккуратно разрезать на части, так, чтобы в каждом слое не повредить составляющие элементы. Потом разрезать другой «торт», третий и т.д. А потом собрать из самых вкусных кусочков новый целый «торт».

Заключение

Сравнительно недавно Европейский союз опубликовал ряд докладов по результатам деятельности в области информатизации образования. Важно прислушаться к мнению европейских специалистов, учесть выводы по анализу ситуации.

Одной из причин слабого развития компьютерных технологий обучения эксперты ЕС считают неэффективный образовательный контент.

Современное молодое поколение воспитано на аудио- видеопродуктах, компьютерных играх и других элементах экранной культуры. Поэтому значительное внимание в образовательном контенте должно быть уделено мультимедиа и моделингу при высоком уровне интерактивности.

Существенным недостатком современных сетевых ресурсов является их сугубо информационный характер. Нужно сосредоточиться на образовательных продуктах, поддерживающих практический компонент обучения, который трудно представить
в традиционных информационных формах (например, в тексте).

Особого внимания заслуживает проблема повышения интереса школьников к работе с электронными образовательными продуктами и к эффективному использованию возможностей телекоммуникаций в учебных целях. Решения можно искать в совместных образовательных проектах или сетевых ресурсах, поддерживающих коллективную работу учащихся. Требуются также новые предложения по архитектуре электронных изданий, обеспечивающие активную деятельность учащихся в контактное время.

По результатам анализа пройденного пути Европейский союз сделал необходимые выводы. Объявлен новый виток информатизации образования по программе, рассчитанной на период до 2010 г. Основные усилия будут сосредоточены на создании интернациональных хранилищ унифицированных, интероперабельных сетевых образовательных продуктов, удовлетворяющих вышеперечисленным требованиям.

Трудно не согласиться с выводами европейских специалистов, тем более что высказанные мнения экспертов ЕС полностью согласуются с изложенным в данной книге материалом. Если же не все кажется очевидным, имеются вопросы и сомнения – есть простор для творчества, в котором, надеемся, эта книга будет полезна.

Вместо послесловия

Мы завершаем публикацию отрывков из книги и обратились к автору с рядом наиболее часто задаваемых вопросов.

Александр Васильевич! Если можно, в качестве послесловия дайте обзор новинок ЭОР. Понимание необходимости таких ресурсов уже созрело, пришло время действий по их приобретению и освоению. Ваши советы и помощь как профессионала и эксперта были бы очень значимы для наших читателей.

Большое спасибо за доброжелательность и удовольствие общения с Вами. Жаль, что закончилась книга… Может, есть еще что-нибудь интересное?

Вопросы читателей

1. Какие новинки появились на рынке ОЭР?

2. Что Вы можете порекомендовать для приобретения в школьную библиотеку?

3. Где их можно купить? И как это сделать иногородним (адрес, заказ, формы оплаты)?

Уважаемые коллеги!

Самое главное, что началась реализация идей, изложенных в книге. Уже существует действующий макет Открытой образовательной модульной мультимедиа-системы (ОМС). В 2005 г. ОМС демонстрировалась на международных выставках и получила высокую оценку. ОМС – это электронные образовательные ресурсы нового поколения, они являются основой создаваемого Федерального центра электронных образовательных ресурсов (ФЦЭОР). ФЦЭОР начнет функционировать в 2006 году. Сетевой доступ к нему из всех образовательных учреждений будет бесплатным.

В связи с этим сформулированные ко мне вопросы (новинки, где их купить и т.д.) теряют смысл: носиться по магазинам за дисками уже не нужно. Даже если у вас нет Интернета, можно отправить запрос во ФЦИОР и получить необходимый комплект электронных учебных модулей из состава соответствующей по предметной области ОМС на компакт-диске по почте.

Ваш А.Осин

_____________

* Окончание. Предыдущая публикация в № 07–2005, № 08-2005, № 9-2005, 10-2005, 11-2005, 18-2005, 21-2005, 2-2006