Картотека опыта
Лариса Лазеева
Идет, сам не зная куда…
Исследование русского национального
характера на примере героя сказки А.С.Пушкина
«Сказка о попе и его работнике Балде».
Библиотечный урок
Цель урока. Продолжить исследовать
характер русского человека на примере
литературных героев.
Педагог или библиотекарь. Сегодня
мы продолжим с вами разговор о русском
национальном характере. Рассматривать этот
вопрос мы будем на примере главного героя из
сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике
Балде». Итак, первый вопрос, который я хотела бы
вам задать. «Скажите, пожалуйста, что бы вы могли
сказать об этом герое? Я бы хотела, чтобы все
приняли участие в этом разговоре, для этого я
предлагаю вам поделиться на несколько групп по
4–5 человек в каждой. Я даю вам 5 минут, чтобы вы
могли обсудить этот вопрос в своих группах и
принять единое решение».
(Прошло 5 минут.)
«Итак, пожалуйста, кто готов отвечать?»
Представитель 1-й группы. Мы пришли
к выводу, что этот герой очень напоминает другого
сказочного героя из русских народных сказок, а
именно Иванушку-дурачка.
Представитель 2-й группы. Может, это
покажется странным, но мы тоже усмотрели
сходство этих двух героев. Не менее странным нам
кажется то, что имена этих героев вроде бы стали
нарицательными, а в сказках они одерживают верх
над более влиятельными людьми.
Ведущий. Очень хорошо. Это будет
наш второй вопрос для обсуждения. А сейчас мы
продолжим слушать ваши мнения по первому
вопросу. Слово предоставляю 3-й группе.
Представитель 3-й группы. Мы не
знаем, почему А.С.Пушкин назвал своего героя
Балдой. На наш взгляд, он очень сообразительный,
если смог провести даже чертей. Для этого ему
потребовались его природный ум и смекалка.
Ведущий. Замечательно. У нас
появился 3-й вопрос для обсуждения. Молодцы. Вы не
просто задумались над поставленным вопросом, но
подготовили совершенно новый интересный вопрос
для обсуждения. А что думают по поводу 1-го
вопроса представители 4-й группы?
Представитель 4-й группы. Балда
умеет трудиться и выполняет свою работу
добросовестно. Видимо, он обязательный человек,
потому что в поповском доме его все любят.
Представитель 5-й группы. Балда –
человек непритязательный. За свою очень тяжелую
работу он почти ничего, кроме еды, не требует.
Представитель 1-й группы. Мы
считаем, что Балда – очень внимательный человек,
он сразу увидел, что собой представляет поп, и
решил его проучить.
Ведущий. Ну что ж, я считаю, что на
этот вопрос вы ответили довольно неплохо. Теперь
переходим ко 2-му вопросу, который поставили
перед нами представители 2-й группы. На
обсуждение снова дается 5 минут. Напоминаю вам
вопрос.
Почему Иванушка-дурачок и Балда в
конце сказок не остаются в дураках? Что хотел
этим сказать русский народ и, в частности,
А.С.Пушкин?
(Прошло 5 минут.)
Аня Борисова, 13 лет
Представитель 1-й группы. Мы думаем,
что сказки сочинялись очень давно, и это
действительно так. Тогда большинство народа жило
в бедности, и природный ум не играл никакой роли.
Представитель 2-й группы. Крестьяне
были закрепощены. Им приходилось много работать
на барина и отдавать ему большую часть своего
урожая, домашних животных, масло, яйца и т.д.
Особой заинтересованности в труде у них не было,
потому что им оставалась только самая малая
часть, чтобы прокормить себя и свою семью.
Представитель 3-й группы. Выразить
свой протест открыто они не могли и выражали его
в сказках, в которых барин или поп намного глупее,
чем крестьяне.
Представитель 4-й группы. В сказках
они выражали мечту о лучшем будущем, когда
одержат победу и оставят в дураках своих
сегодняшних хозяев.
Представитель 5-й группы. Этим они
хотели сказать: пусть вы считаете меня дураком,
но не такой уж я дурак, как вам это может
показаться.
Ведущий. В процессе обсуждения 2-го
вопроса мы плавно перешли к 3-му вопросу и, можно
сказать, наполовину ответили на него, и все-таки
здесь еще следует подумать. Я даю вам снова 5
минут.
(Прошло 5 минут.)
Представитель 1-й группы. Мы
вспомнили первые строчки сказки А.С. Пушкина, где
автор пишет о Балде.
…Идет, сам не зная куда… Почему он
шел, сам не зная куда, ведь на базар люди приходят
с какой-то определенной целью. Значит, он не
ставил перед собой никакой цели. И мы считаем, что
это нехорошо.
Ведущий. В вашем ответе прозвучал
вопрос, на мой взгляд, довольно интересный.
Представитель 2-й группы. Мы тоже
услышали этот вопрос и не согласны с их
суждением. Может, он шел без цели. Но цели не было,
потому что он не мог ее осуществить, не имея
денег.
Представитель 3-й группы. А мы
думаем, что если бы была цель или желание
что-нибудь приобрести, ну хотя бы, например,
лошадь, то ходил бы около нее, присматривался и
поставил бы цель, во что бы то ни стало купить ее.
Представитель 4-й группы. На что бы
он ее купил, если у него не было денег.
Представитель 5-й группы. При таком
отношении к делу их никогда не будет. Ведь если
разобраться, он мог бы их заработать. У него были,
как говорят, золотые руки, он многое умел. Он мог
бы договориться с тем же попом, чтобы он платил
ему за работу, и не за одну, а сразу за три, ведь у
него было три должности: конюх, повар и плотник.
Представитель 1-й группы. Да это,
пожалуй, верно, но, к сожалению, у него не было
стремления заработать много денег, он
довольствовался малым. Вот за это его, пожалуй, и
можно назвать Балдой.
Представитель 2-й группы. Так вы
считаете, что он поступил неправильно, не
договорившись с попом о зарплате?
Представитель 1-й группы. Да, мы так
считаем. Может, оттуда пошла пословица: «Работа
дурака любит». Работать и ничего не заработать –
это глупо.
Представитель 3-й группы. Мы
считаем, что Балда поступил правильно. Деньги он
бы потратил. Может быть, если учитывать, что он
такой общительный, у него много друзей, и он бы
непременно решил их угостить, и вскоре от этих
денег ничего не осталось бы. А так осталось то,
что Балда победил в данном случае
могущественного по сравнению с ним человека.
Ведь мы знаем, какую роль в обществе играла в то
время церковь.
Представитель 4-й группы. Мы
поддерживаем это мнение: если бы Балда не проучил
попа и не преподал тем самым урока жадинам, мы бы
не вспоминали слова А.С.Пушкина, когда хотим
приобрести дешевую, но некачественную вещь. «Не
гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Ведущий. На этот счет у каждого
может быть свое мнение. Но я думаю, что мы
справились с поставленной задачей, и рассмотрим
характер Балды как яркого представителя
русского народа. Мы не знаем, что имел в виду
А.С.Пушкин, называя своего героя Балдой, мы
попробовали объяснить это по-своему. С тех пор
прошло много времени, многое изменилось в
обществе, и это наложило отпечаток на наше
сознание. Это проявилось в ваших суждениях. Я
думаю, что вопрос о русском национальном
характере довольно интересен, и мы будем
продолжать наши исследования на примерах
отечественной литературы. |