Слово
Александр Панфилов
Читать или потреблять?
|
Александр Михайлович
Панфилов
журналист, литератор
Москва |
Заметил: почти все мои знакомые —
милые, образованные, умные люди — как-то враз и
почти одновременно перестали читать. Более того,
когда речь заходит о литературе, в их словах
начинает сквозить незлая ирония. Они, сами того
не сознавая, занимают ту позицию, какую очень
любят взрослые занимать по отношению к
«несмышленым» детям. И в этом проявляется дух
времени, общая тенденция эпохи, в которой нам
выпало жить.
А было-то! Разговоры ночи напролет, и
всякая «громкая» книжка как самое важное событие
жизни, и горящие глаза, и споры, и умозрительные
восторги… И вот — что-то происходит, уже
произошло. Объяснения? Мои знакомые, если их
спросить, почему они потеряли интерес к чтению (к
чтению, назовем это так, серьезной
художественной литературы), быстро объяснят —
почему. И правота их будет несомненна. Ведь все и
без объяснений ясно. Тем более что объяснения их
все-таки будут настолько же железобетонными,
насколько лукавыми, потому что последний вопрос
— почему исповедуемые сегодня огромным
количеством людей ценности мы считаем
действительно ценностями? — останется
безответным. Или в качестве ответов будут
предложены суррогаты ответов. «Последнего»-то,
самого «последнего» не прозвучит. Чтобы «оно»
прозвучало, нам придется заговорить о бесспорных
смыслах (если таковые существуют), о Боге, в конце
концов, а вот этого всего современное
«цивилизованное» сознание, завязанное на
сегодняшний день, страшно не любит. И это не
концептуальная сознательная нелюбовь, не знание
альтернатив, а просто область, в которой ему,
этому сознанию, сказать нечего. В этой области
оно ощущает бессмысленность своего
существования, и это ощущение напрочь
разваливает любовно вынянченную «правильную»
стилистику и идеологию жизни.
Мы провалились с головой в культ
функциональности, культ достижения жизненных
благ, культ бесконечного неутолимого стремления
к уютному материальному оформлению жизни. Это и
есть то самое общество потребления, которым нас
всех пугали. И правильно делали, что пугали,
потому что холодно и бесприютно жить в этом
обществе, если, разумеется, не «обстричь»
насильно свою душу, подгоняя ее под предложенные
идеалы. Идеалы благоустройства. Дом, еще дом,
машина, еще машина — получше, информация, море
информации, уют, комфорт — как можно больше
комфорта! — и так далее без конца.
В этом простом мире не нужны книги. В
этом простом мире нужны лишь желание и умение
много работать. Трудоголики — во всяком случае, в
крупных городах — множатся в геометрической
прогрессии, все вокруг «пашут» — «пашут» в свое
удовольствие и во исполнение замысленных планов.
Планов получить то-то, то-то, то-то. Все —
материальное. А материальных соблазнов общество
потребления предоставляет огромное количество.
Оно на этом стоит. Без этого оно не было бы
обществом потребления.
И. Господи, какое чувство правоты!
Недавно виделся с двумя своими товарищами
юности. Оба — физики, но один занимается «чистой»
физикой в Дубне, а другой, достигнув, в общем-то,
немалого в «чистой» науке, давно поставил на ней
крест, занявшись прикладными вещами — вплоть до
изобретения каких-то жутко удобных унитазов для
скандинавской фирмы. Разумеется, живет неплохо. В
тот вечер мы с «чистым» физиком выслушали от него
груду «учительных» речей (ему только толстовской
бороды при этом не хватало!), объясняющих, почему
то, чем мы занимаемся, есть полнейшая чепуха и
безответственность, а то, чем занимается он, есть
наиболее плодотворное приложение сил и талантов,
дарованных природой. Мы, что называется,
«отбрехивались», как могли, но я чувствовал, что
все наши слова больше похожи на оправдания
человека, уличенного в какой-то пакости. А это
значит, что безжалостное время ставит абсолютно
на всех свою печать, которую не смоешь никаким
мылом.
Грустно. Особенно грустно смотреть на
детей, буквально «рушащихся» в предлагаемую
схему жизненных приоритетов. С тоской смотрю на
сына. Раз в год ему нужен новый мобильник, раз в
два года — новый компьютер (самый мощный), вот на
днях «дожал» меня на какой-то навороченный
цифровик. «А зачем такой дорогой?» — спрашиваю
безнадежно. «Ну, как ты не понимаешь… Это же
круто! Гляди, сколько опций!» Не хочу глядеть.
Потому что в детстве я тоже безумно радовался — и
новому магнитофона «Дайна», и подаренному
фотоаппарату, но у тех радостей были осмысленные
мотивировки: магнитофон мне нужен был, чтобы
слушать любимый «Дип Пёпл», а фотоаппарат —
чтобы придумать такой фотопейзаж, от которого бы
все заахали и прослезились… Я понимаю — раньше и
сахар был слаще, да. И все-таки. Никто не будет
спорить — советское общество было кривым,
затхлым, лживым, но при этом идеалы предлагало
самые что ни на есть идеальные, а это главное. И в
отсутствии бытового комфорта, в скудости и
недостатке, жизнь тем не менее была
необыкновенно теплой и сердечной. А книги не
только собирали — их-таки читали.
Чувствую, что текст этот напоминает
попытку перешибить обух плетью. Поступь эпохи
тяжела, как шаги Командора, и с эпохой тягаться
нечего — раздавит. Но отдушину себе всегда можно
придумать, ту отдушину, в которую получится
освобожденно и хоть краткими днями дышать. К чему
и призываю.
Я, когда совсем невмоготу становится,
уезжаю. Не в Турцию и не в Париж, а в деревню. В
полузаброшенную костромскую деревню с двумя
живыми еще старухами. И она, эта деревня,
возвращает мне «нормальное» зрение. Но об этом —
в следующий раз. |