Календарь круглых дат
Мария Порядина
До непонятности
Михаил Врубель и его произведения
Кажется, никого из художников сейчас
так не любят, как Врубеля.
И есть причины.
С одной стороны, нет ничего более
далекого от растиражированных мишек и шишек, от
презираемой эстетами «фотографической»
живописи; с другой – вроде бы все фигурно,
сюжетно и узнаваемо. При этом очевидна
техническая сложность врубелевской живописи: не
то чтобы «нарисован квадрат, любой так нарисует,
а говорят, что великое искусство», – нет, тут
«проделана большая работа», художник явно
«старался», «никто другой так не сумеет» и пр. Да
еще тревожат перипетии врубелевской судьбы:
богемная молодость, постоянное стремление к
театрализации обыденности, метания между
ангелами и демонами, разверзание бездн, душевная
болезнь, ранняя смерть. Потому что ведь каждый
художник непременно должен разверзать бездны,
иначе он всего лишь обыватель, неинтересный
культурному человеку, которому нужны всякие
высоты духа и глубины подсознания.
Михаил Александрович Врубель
(17 марта 1856 – 1 апреля 1910) – 150 лет со дня
рождения
«Принцесса Грёза» (1896), «Микула Селянинович и
Вольга-богатырь» (1896) – 110 лет со времени создания |
Врубель успокаивает самолюбие
культурного потребителя – и стильностью, и
красивостью. Поэтому его очень ценят.
А не ценить его нельзя – даже в пику
обывателям.
Несколько лет назад устраивалась
пребольшая выставка на Крымском валу. Можно было
увидеть буквально всего Врубеля – от киевских
эскизов до расписной абрамцевской балалайки.
Впечатление было странное и удивительное.
Михаил Врубель. Автопортрет
Врубель оказался, если можно так
выразиться, великим ремесленником – в
«средневековом», цеховом смысле, в плане
разнообразия навыков. Ему был подвластен любой
материал: он чувствовал и дерево, и металл, умел
работать и с глиной, и с тканью, одинаково хорошо
понимал и оштукатуренную стену, и книжную
страницу, будучи при этом и живописцем в
собственном значении слова.
А еще стало ясно: Врубель был из тех,
кто готов работать ради работы. Не ради
заказчика, не ради дохода, а просто потому, что
вот… руки иначе не могут. Эскизы для
Владимирского собора в Киеве полны какой-то
изначальной обреченности – как будто художник
заранее знал, что их не утвердят и не воплотят под
сводами вечности.
Кроме того, было видно, как откровенно
сам Врубель любил чудесную непредсказуемость,
интригу процесса, в котором, помимо самого
художника, участвуют стихии. Он оформлял
спектакли мамонтовской оперы – вместе с ним
работал воздух. В абрамцевской гончарной
мастерской он обмазывал глазурной массой
глиняные полуфабрикаты – и огонь в печи
становился его соавтором, и невозможно было
заранее знать, как ляжет глазурь, какие даст
цвета и переливы.
И еще одно, совсем неожиданное
открытие: Врубелю одинаково близко было то, что в
нашем обиходном сознании обычно разделено,
разнесено по разные стороны представления о
красоте.
Многие из нас считали, а кое-кто и по
сей день уверен, что европейская культура
рыцарства есть нечто невероятно легкое,
воздушное, изящно-утонченное, а вот русская
былина, напротив, лапотно-мужицкое,
исконно-посконное, грубое и черноземное. Короче
говоря, там Европа с розами, а тут Русь с навозом
– ничего общего.
А вот Врубель создает «Принцессу
Грёзу» и «Микулу Селяниновича». Одновременно и
параллельно.
Сюжетной основой для одного полотна
послужила романтичнейшая пьеса Эдмона Ростана
на средневековый «рыцарский» сюжет, для другого
– русский богатырский эпос. Там рыцарь поет
хвалу идеальной возлюбленной, каковая и является
в виде грезы; тут богатырь-воин дивится на
богатыря-пахаря. Там тоска по нездешней красоте,
здесь – тяга-силушка от матери сырой земли.
Контраст? Но не для Врубеля. Он не изображает два
противоположных мира, а скорее решает трудные
декоративные задачи. И там, и здесь он видит
«стильно красивое», поиску и выявлению которого
отдал многие годы. (В это же время, между прочим,
он сделал еще и панно на мотив из «Фауста» Гёте.)
Эти полотна ничему не учат, никого не
просвещают, не воспитывают; не обличают
тенденций, не служат злобе дня.
«Принцесса Грёза». Фрагмент
Они просто «для красоты».
Потому их долго не понимали и не
принимали зрители.
Предполагалось, что оба панно будут
размещены внутри большого павильона
Художественного отдела нижегородской
Всероссийской промышленной и художественной
выставки (1896). За этот отдел отвечала
Императорская Академии художеств. «Работал
и приходил в отчаяние, – писал Врубель сестре в
дни открытия выставки. – Академия воздвигла на
меня настоящую травлю; так что я все время слышал
за спиной шиканье. Академическое жюри признало
вещи слишком претенциозными для декоративной
задачи и предложило их снять».
Администрация выставки тоже не сумела
оценить величие замысла и положительно
запретила включать «Грёзу» и «Микулу» в
экспозицию.
Газетчики резвились вовсю! «...Месяц
назад, рассматривая его панно “Принцесса Грёза”
в здании Художественного отдела, я расхохотался:
как это было наивно, нескладно и дико.
Расхохотались и окружающие. Оказывается,
хохотала и вся выставочная администрация всякий
раз, глядя на это панно, а затем, справедливо
рассудив, что выставка создана для поучения, а не
для хохота, распорядилась убрать “Принцессу
Грёзу”», – пишет некий Old Gentleman в газете «Новое
время» от 4 июня.
Но никакие административные меры не
сдержат русского человека, покровительствующего
художнику. Савва Мамонтов на собственные
средства организовал целый отдел выставки
(«Дальний Север»), содержал оперную труппу,
которая давала великолепные спектакли в
новопостроенном нижегородском театре, и,
наконец, искренне восхищался работами Врубеля.
Долго ли было прикупить участочек земли и
распорядиться, чтобы для «Принцессы» и «Микулы»
возвели отдельный павильон!
Сказано – сделано! И вот уже публика
валит глазеть на скандальные полотна,
размещенные в «балагане» с вывеской: «Выставка
декоративных панно художника М.А.Врубеля,
забракованных жюри Императорской Академии
художеств».
Микула Селянинович и
Вольга-богатырь
Газетчики продолжали резвиться. «Центральные
фигуры картины у людей, незнакомых с сюжетом,
могут вызвать только недоумение, а пожалуй, и
смех над художником. Мелисанда висит в воздухе,
складки ее платья напоминают о древесных
стружках, на плече не положено тени, и шея
принцессы кажется неестественно, уродливо
длинной. Лицо у нее пестрое от разноцветных
мазков, долженствующих изображать тени… <…>
Желто-грязный Микула с деревянным лицом пашет
коричневых оттенков камни, которые пластуются
его сохой замечательно правильными кубиками.
Вольга очень похож на Черномора, обрившего себе
бороду, лицо у него темно, дико и страшно. <…> В
конце концов – что все это уродство обозначает?
Нищету духа и бедность воображения? Оскудение
идеализма и упадок вкуса? Или простое
оригинальничанье человека, знающего, что для
того, чтобы быть известным, у него не хватит
таланта, и вот ради приобретения известности
творящего скандалы в живописи?» – возмущается
разгневанный Алексей Пешков, выступавший тогда в
провинциальных газетах под псевдонимами «Некто
Х» и «Максим Горький».
А вот Николай Рерих (да-да, тот самый!)
подводит итог: «Действительно, они (два панно. – М.П.)
были не разработаны, слишком дерзки по
исполнению, с трудом понятны, но, во всяком же
случае, говорили о большом таланте г-на Врубеля.
Одно ему надо помнить, что на таком способе
исполнения останавливаться нельзя, что
субъективность хотя непременное качество
художника-творца, но доведенная до непонятности
(для большинства) должна быть поставлена ему
только в упрек» («Очерк русского художества в
1896 году»).
Впрочем, коллеги-живописцы (Поленов,
Коровин и другие) искренне хвалили эти работы. А
Врубеля найденные образы продолжали волновать –
до такой степени, что он вновь и вновь воплощал
их, в уже в иных формах. Так, он выполнил
майоликовый камин «Вольга и Микула» (1899–1900), а
версия «Принцессы Грёзы» превратилась в
огромное керамическое панно на фасаде гостиницы
«Метрополь» (1902).
Увы, после 1902 года художник все больше
и больше времени проводил в клиниках, хотя и к
работе возвращался тоже. Вспоминают, что он
«множество раз рисовал и писал “Демона”,
оставив неуничтоженными до двадцати “Демонов”
в сонме уничтоженных». И вот свидетельство
доктора Ф.А.Усольцева, под наблюдением которого
художник провел несколько лет: «Часто приходится
слышать, что творчество Врубеля – больное
творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля,
и я считаю, что его творчество не только вполне
нормально, но так могуче и прочно, что даже
ужасная болезнь не могла его разрушить...»
Что же до выставочных панно, то
несколько лет они хранились у Мамонтова, пока
превратности купеческой судьбы не довели его до
разорения. «Микулу» пришлось продать в 1906 году
(и это последнее известие о нем); двумя годами
позже ушла и «Принцесса».
За 10 000 рублей золотом она
досталась С.И.Зимину, владельцу частной оперы и
коллекционеру. Он знал, что покупает, и не спрятал
«Грёзу» от глаз людских, а поместил над сценой
своего театра; в 1912 году демонстрировал на
персональной (увы, посмертной) выставке Врубеля,
а после 1917 года, когда все имущество Зимина было
национализировано, он еще писал заявления о том,
чтобы новые хозяева обеспечили сохранность
«Принцессы»: «Мое желание, чтоб ее
поместить в одном из залов Государственной
Галереи имени Третьякова и, если явится
возможность, приобрести ее и скорее принять меры
к ее охране».
Специальная комиссия пошла навстречу
благим пожеланиям, но, увы, не имея ни денег, ни
помещения, распорядилась временно отдать
«Грёзу» на хранение в Большой театр. Где-то на
дальнем складе панно и провалялось тридцать лет.
В 1957 году его нашли (в полуразрушенном
состоянии) и наскоро законсервировали, а еще
через тридцать лет изыскали технические
возможности для полной реставрации.
Теперь «Принцессу Грёзу» можно видеть
в Третьяковке. Там же экспонируются и другие
полотна Врубеля. Ничего особенно непонятного мы
в них не видим – только стиль и красоту.
Непонятно только, куда делся «Микула»,
но эта непонятность не относится к поискам
«стильно красивого». |