Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Арафат Докаева

Возрождение

Наша школа, в том числе и библиотека, была разрушена, а последняя еще и разграблена.

Казалось, что библиотека уже никогда не станет такой, какой была.

…С 1978 года школьная библиотека во всех республиканских конкурсах занимала первые и вторые места, сохранность школьных учебников была 100%. А еще библиотека имела свое лицо: ее услугами пользовались учащиеся нашей и других школ, работники образования района, республики, вузовские преподаватели и студенты.

Библиотечный фонд мог легко конкурировать со многими библиотеками, и не только школьными.

Но все это было...

Так же, как и библиотека, были разрушены наши души. И думалось, что никогда не хватит сил и возможностей, чтобы ее возродить. Не только я, но и многие библиотекари пали духом. Душа рыдала, руки опускались.

Первым толчком к возрождению библиотечной жизни стал журнал «Школьная библиотека», потом участие в конкурсе «Библиобраз», в котором наша библиотека заняла 2-е место по республике.

Благодаря хорошим людям фонды библиотеки начали пополняться: из Башкирии, Курска, Здвинска,
от М.Сайдулаева через министерство образования ЧР и Т.Д.Жукову (главный редактор журнала «Школьная библиотека») стали поступать книги.

Но настоящая жизнь школьных библиотек началась с приездом в ЧР главного редактора журнала «Школьная библиотека» Т.Д.Жуковой – тогда представителя Министерства образования из Москвы.

Она провела семинар для школьных библиотекарей республики, побеседовала с ними на разные волнующие темы. С тех пор у нас многое изменилось. Поднялся уровень организации работы с учащимися, повысилось качество методической работы библиотекарей района.

Впервые в республике на базе нашей школы был проведен семинар школьных библиотекарей на тему «Книга – наш друг, береги ее». По оценкам представителей МО ЧР, РОО, департамента образования г. Грозного, семинар был организован на высоком методическом уровне. И это заслуга не только библиотекарей, но и прежде всего учащихся школы.

А подготовлен он был вот по такому плану:

1. Оформление.

2. Доклад.

3. Обзор книг «Вайнахская этика» на русском и чеченском языках.

4. Открытое занятие кружка «Юный переплетчик».

5. Открытый классный час «Книга – твой друг, береги ее».

6. Литературный утренник «Книга – твой друг, береги ее».

7. Подведение итогов семинара.

Большое внимание мы уделяем работе с ребятами, которых учителя-предметники отправляют за дополнительными знаниями в библиотеку.

Это очень важный рабочий момент: библиотекарь выходит на индивидуальную работу, здесь ошибиться нельзя. Мы стараемся говорить с ребятами ненавязчиво, непринужденно, так, чтобы чтение стало их потребностью и они научились находить ответы на интересующие вопросы в книгах.

Мы учимся толерантности, в нашем случае это терпеливое отношение между библиотекарями, учителями и школьниками.

С учетом этого задачи педагогов можно выразить так: обучение, воспитание плюс толерантность.

Плодотворным и своевременным оказался семинар на тему «Толерантность», проведенный в Республике Дагестан, в г. Избербаш. Его тематика была не только актуальна, но и сам вопрос толерантности был поставлен очень грамотно.

На семинаре с нами вели практические занятия, которые мы потом могли сразу проводить у себя.

Мы, библиотекари, благодарны дагестанским коллегам – организаторам этого семинара.

Библиотека школы в своих мероприятиях старается пропагандировать язык, обычаи, нравы и традиции чеченцев, их исторические связи с народами других национальностей.

Мы подводим ребят к мысли о том, что мир един и все, кто живет на этой земле, должны иметь равные права. И, конечно, помнить об обязанностях.

Всего книг 20628 экз.;

из них:

учебников – 10700 экз.
методическая лит. – 1767 экз.
худ. литература – 5239 экз.
программная лит. – 2844 экз.
Всего читателей – 542
Средняя книговыдача – 6028

Мы стремимся к тому, чтобы библиотека стала центром сохранения и возрождения культуры межнациональных отношений.

Проводим вечера, конкурсы поэзии, громкие читки, викторины, заочные экскурсии, отмечаем юбилейные даты: Международный день защиты детей, Международный день мира, День национальной культуры; проводим беседы: «Сила жизни – в дружбе», «Во что играли наши деды», «Мы разные, но мы дружим», «Толерантность – путь к миру» и другие.

Коллектив школы вместе решает эту триединую цель (обучение, воспитание, толерантность), и этот наш путь успешен.

Успех библиотечной работы во многом зависит от руководителя школы, который своим отношением может улучшить или ухудшить образовательно-воспитательный процесс учащихся. С этой точки зрения мне очень повезло: наш директор Ш.С.Джамалдаев относится к нуждам библиотеки с большим вниманием и заботой. Он нам очень помог при реконструкции библиотеки: за счет подсобных помещений мы ее расширили и отремонтировали, и теперь она стала просторной (площадью 100 м2). Есть читальный зал на 30 человек, где вдоль стены стоят стеллажи с художественной литературой, есть помещение под учебную и программную литературу.

Очень помогли нам РОО и министерство образования и науки ЧР – они выделили мебель и литературу. Спасибо им большое.

В библиотеке я стараюсь создать домашнюю атмосферу – спокойную, свободную и творческую: открытый доступ к книгам, самостоятельность выбора книги, поиск нужной информации.

При обмене книг с читателями нужно делать обзор книги на родном языке (дети не всегда понимают смысл прочитанного, так как у нас почти нет русскоязычной среды), устраиваю громкие читки, рассказывание, рассматривание иллюстраций – это помогает глубокому восприятию литературного произведения, воспитывает эстетические качества, будит мысль и чувства.

И после этих чтений и рассказываний дети охотно рисуют иллюстрации к прочитанным книгам, из пластилина лепят книжных героев, и мы проводим выставки детских рисунков и поделок.

Вместе с учащимися я обрабатываю (штемпелевание, нумерация) каждую новую партию книг – эту работу ребята выполняют охотно, еще они помогают мне при выдаче и возврате учебников.

На учащихся 1 класса я завожу индивидуальные карточки для записи учебников, куда вносится их инвентарный номер. Этих карточек хватает до конца учебы (11 кл.). На каждом учебнике дробные номера: числитель – инвентарный номер этого названия, знаменатель – количественный (индивидуальный номер).

Это позволяет учащимся самим находить затерянный в классе или в параллели учебник, они научились делать это быстро и четко. (У нас, как и раньше, стопроцентная сохранность учебников.)

На сегодняшний день наша библиотека поднялась на прежний уровень. К сожалению, в методическом отношении количественный уровень не достиг прежней славы. Надеемся, что в будущем ее фонд пополнится.

Являясь руководителем районного методического объединения библиотекарей, мы вместе с методистом по библиотечным фондам И.С. Едаевым стремимся реализовать важнейшие принципы деятельности библиотек, о которых я уже говорила. Выносим на обсуждение МО темы, близкие к тематике курсов усовершенствования библиотекарей, оказываем действенную помощь библиотекарям района.

При реализации намеченной работы МО мы находим поддержку у З.З. Серганова – начальника отдела учебников и книгоиздания министерства образования и науки ЧР.

Проблемы в библиотечной работе у нас возникают из-за отсутствия справочной литературы, множительной и другой техники (ксерокс, компьютер, телевизор, караоке), библиотечно-библиографической литературы (библиотековедение, справочники по библиотечному делу и т.д.).

Сегодня у нас никто не оспаривает первостепенное значение библиотек в деле обучения и воспитания школьников. Библиотеки в школе являются «кабинетом № 1».

Чтобы библиотека стала центром школьной жизни, нужны две вещи – воля и труд библиотекаря.

Фото из архива автора