Картотека опыта
Арафат Докаева
Возрождение
Наша школа, в том числе и библиотека,
была разрушена, а последняя еще и разграблена.
Казалось, что библиотека уже никогда
не станет такой, какой была.
…С 1978 года школьная библиотека во всех
республиканских конкурсах занимала первые и
вторые места, сохранность школьных учебников
была 100%. А еще библиотека имела свое лицо: ее
услугами пользовались учащиеся нашей и других
школ, работники образования района, республики,
вузовские преподаватели и студенты.
Библиотечный фонд мог легко
конкурировать со многими библиотеками, и не
только школьными.
Но все это было...
Так же, как и библиотека, были
разрушены наши души. И думалось, что никогда не
хватит сил и возможностей, чтобы ее возродить. Не
только я, но и многие библиотекари пали духом.
Душа рыдала, руки опускались.
Первым толчком к возрождению
библиотечной жизни стал журнал «Школьная
библиотека», потом участие в конкурсе
«Библиобраз», в котором наша библиотека заняла
2-е место по республике.
Благодаря хорошим людям фонды
библиотеки начали пополняться: из Башкирии,
Курска, Здвинска,
от М.Сайдулаева через министерство образования
ЧР и Т.Д.Жукову (главный редактор журнала
«Школьная библиотека») стали поступать книги.
Но настоящая жизнь школьных библиотек
началась с приездом в ЧР главного редактора
журнала «Школьная библиотека» Т.Д.Жуковой –
тогда представителя Министерства образования из
Москвы.
Она провела семинар для школьных
библиотекарей республики, побеседовала с ними на
разные волнующие темы. С тех пор у нас многое
изменилось. Поднялся уровень организации работы
с учащимися, повысилось качество методической
работы библиотекарей района.
Впервые в республике на базе нашей
школы был проведен семинар школьных
библиотекарей на тему «Книга – наш друг, береги
ее». По оценкам представителей МО ЧР, РОО,
департамента образования г. Грозного, семинар
был организован на высоком методическом уровне.
И это заслуга не только библиотекарей, но и
прежде всего учащихся школы.
А подготовлен он был вот по такому
плану:
1. Оформление.
2. Доклад.
3. Обзор книг «Вайнахская этика» на
русском и чеченском языках.
4. Открытое занятие кружка «Юный
переплетчик».
5. Открытый классный час «Книга –
твой друг, береги ее».
6. Литературный утренник «Книга –
твой друг, береги ее».
7. Подведение итогов семинара.
Большое внимание мы уделяем работе с
ребятами, которых учителя-предметники
отправляют за дополнительными знаниями в
библиотеку.
Это очень важный рабочий момент:
библиотекарь выходит на индивидуальную работу,
здесь ошибиться нельзя. Мы стараемся говорить с
ребятами ненавязчиво, непринужденно, так, чтобы
чтение стало их потребностью и они научились
находить ответы на интересующие вопросы в
книгах.
Мы учимся толерантности, в нашем
случае это терпеливое отношение между
библиотекарями, учителями и школьниками.
С учетом этого задачи педагогов можно
выразить так: обучение, воспитание плюс
толерантность.
Плодотворным и своевременным оказался
семинар на тему «Толерантность», проведенный в
Республике Дагестан, в г. Избербаш. Его тематика
была не только актуальна, но и сам вопрос
толерантности был поставлен очень грамотно.
На семинаре с нами вели практические
занятия, которые мы потом могли сразу проводить у
себя.
Мы, библиотекари, благодарны
дагестанским коллегам – организаторам этого
семинара.
Библиотека школы в своих мероприятиях
старается пропагандировать язык, обычаи, нравы и
традиции чеченцев, их исторические связи с
народами других национальностей.
Мы подводим ребят к мысли о том, что мир
един и все, кто живет на этой земле, должны иметь
равные права. И, конечно, помнить об обязанностях.
Всего книг 20628 экз.;
из них:
учебников – 10700 экз.
методическая лит. – 1767 экз.
худ. литература – 5239 экз.
программная лит. – 2844 экз.
Всего читателей – 542
Средняя книговыдача – 6028 |
Мы стремимся к тому, чтобы
библиотека стала центром сохранения и
возрождения культуры межнациональных отношений.
Проводим вечера, конкурсы поэзии,
громкие читки, викторины, заочные экскурсии,
отмечаем юбилейные даты: Международный день
защиты детей, Международный день мира, День
национальной культуры; проводим беседы: «Сила
жизни – в дружбе», «Во что играли наши деды», «Мы
разные, но мы дружим», «Толерантность – путь к
миру» и другие.
Коллектив школы вместе решает эту
триединую цель (обучение, воспитание,
толерантность), и этот наш путь успешен.
Успех библиотечной работы во многом
зависит от руководителя школы, который своим
отношением может улучшить или ухудшить
образовательно-воспитательный процесс учащихся.
С этой точки зрения мне очень повезло: наш
директор Ш.С.Джамалдаев относится к нуждам
библиотеки с большим вниманием и заботой. Он нам
очень помог при реконструкции библиотеки: за
счет подсобных помещений мы ее расширили и
отремонтировали, и теперь она стала просторной
(площадью 100 м2). Есть читальный зал на 30 человек,
где вдоль стены стоят стеллажи с художественной
литературой, есть помещение под учебную и
программную литературу.
Очень помогли нам РОО и министерство
образования и науки ЧР – они выделили мебель и
литературу. Спасибо им большое.
В библиотеке я стараюсь создать
домашнюю атмосферу – спокойную, свободную и
творческую: открытый доступ к книгам,
самостоятельность выбора книги, поиск нужной
информации.
При обмене книг с читателями нужно
делать обзор книги на родном языке (дети не
всегда понимают смысл прочитанного, так как у нас
почти нет русскоязычной среды), устраиваю
громкие читки, рассказывание, рассматривание
иллюстраций – это помогает глубокому восприятию
литературного произведения, воспитывает
эстетические качества, будит мысль и чувства.
И после этих чтений и рассказываний
дети охотно рисуют иллюстрации к прочитанным
книгам, из пластилина лепят книжных героев, и мы
проводим выставки детских рисунков и поделок.
Вместе с учащимися я обрабатываю
(штемпелевание, нумерация) каждую новую партию
книг – эту работу ребята выполняют охотно, еще
они помогают мне при выдаче и возврате учебников.
На учащихся 1 класса я завожу
индивидуальные карточки для записи учебников,
куда вносится их инвентарный номер. Этих
карточек хватает до конца учебы (11 кл.). На каждом
учебнике дробные номера: числитель –
инвентарный номер этого названия, знаменатель –
количественный (индивидуальный номер).
Это позволяет учащимся самим находить
затерянный в классе или в параллели учебник, они
научились делать это быстро и четко. (У нас, как и
раньше, стопроцентная сохранность учебников.)
На сегодняшний день наша библиотека
поднялась на прежний уровень. К сожалению, в
методическом отношении количественный уровень
не достиг прежней славы. Надеемся, что в будущем
ее фонд пополнится.
Являясь руководителем районного
методического объединения библиотекарей, мы
вместе с методистом по библиотечным фондам
И.С. Едаевым стремимся реализовать важнейшие
принципы деятельности библиотек, о которых я уже
говорила. Выносим на обсуждение МО темы, близкие
к тематике курсов усовершенствования
библиотекарей, оказываем действенную помощь
библиотекарям района.
При реализации намеченной работы МО мы
находим поддержку у З.З. Серганова –
начальника отдела учебников и книгоиздания
министерства образования и науки ЧР.
Проблемы в библиотечной работе у нас
возникают из-за отсутствия справочной
литературы, множительной и другой техники
(ксерокс, компьютер, телевизор, караоке),
библиотечно-библиографической литературы
(библиотековедение, справочники по
библиотечному делу и т.д.).
Сегодня у нас никто не оспаривает
первостепенное значение библиотек в деле
обучения и воспитания школьников. Библиотеки в
школе являются «кабинетом № 1».
Чтобы библиотека стала центром
школьной жизни, нужны две вещи – воля и труд
библиотекаря.
Фото из архива автора |