Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
С миру по нитке
Ольга Козлова
Вместе весело шагать…
Газета уже не раз в своих публикациях
затрагивала актуальнейшую тему совместной
работы школьных и детских библиотек. На наш
взгляд, здесь нет проблемы. По определению, все
библиотеки делятся на «живые» и «мертвые».
«Живые» школьные вполне естественно находят
«живых» среди детских районных, и завязывается
нормальный диалог сотрудничества в общих
интересах. Как он организован? Об этом –
сегодняшний материал.
Окружной семинар «Грани
сотрудничества школьной и детской библиотек» на
базе детской библиотеки № 31 ЦБС «Люблино»
Юго-Восточного округа Москвы представил нам
полную (мне кажется, полнее не бывает) картину
взаимополезной совместной работы.
Схема программы семинара, на котором
нам удалось побывать, такова:
· Экскурсия по библиотеке.
· Открытие семинара. Вступительное
слово представителей научно-методического
центра окружного управления образования.
· «Роль школьной и районной библиотек
в организации учебного процесса и досуга
учащихся» – выступление заведующей детской
библиотекой № 31.
· «Культура чтения в современном
образовательном процессе. Роль школьного
библиотекаря в формировании читательской
деятельности и кругозора школьников. Кружковая и
досуговая работа читателей школьной и районной
библиотек. Совместные проекты» – сообщения
заведующих школьными библиотеками,
преподавателя, руководителя кружка.
· Фильм-презентация по теме семинара.
· Концерт детских творческих
коллективов школ, сотрудничающих с детской
библиотекой.
· Подведение итогов семинара. Выдача
методических материалов по тематике семинара.
В фильме-презентации были
представлены схемы, наглядно демонстрирующие
грани сотрудничества.
Вот как выглядит по существу то, о чем
шла речь на семинаре.
Детские библиотеки, как правило,
заинтересованы в сотрудничестве со школами:
привлечение читателя
в библиотеку – одна из важнейших задач. Для этого
нужно не только подумать над названием (например,
некоторые лучшие библиотеки в Москве стали
называться интеллект-центрами), но и кардинально
менять подходы к работе, соответствуя времени и
нынешним запросам читателей.
Школьные же библиотеки зачастую
самодостаточны и не спешат сотрудничать. Но к
Люблино это относится в меньшей степени. Почему
школьные библиотекари Люблино так дорожат этими
отношениями, рассказала на семинаре заведующая
библиотекой школы № 1910 Надежда Владимировна
Кушнер. Она отчетливо разложила все по полочкам:
– в детской библиотеке более высокий
уровень работы с детьми (потому хотя бы, что штат
больше, возможностей больше);
– имеется свободный доступ к фондам;
– фонды художественной и
познавательной литературы более современны и
содержат разнообразный выбор информации не
только на бумажных носителях;
– имеется фонд периодических
изданий (здесь – около 70 наименований);
– в детской библиотеке легко
проводить библиотечные уроки, поскольку имеется
разветвленный библиотечно-библиографический
аппарат и достаточное количество энциклопедий,
словарей и справочников;
– имеется просторный, современный
читальный зал, а также помещения для досуговой
деятельности;
– изобилие актуальных тематиче-ских
выставок;
– в детской библиотеке можно более
комфортно провести время.
В Юго-Восточном округе Москвы 175
школьных библиотек, в них работают 182
библиотекаря. «Наша библиотека, – отметила в
своем вы-ступлении заведующая детской
библиотекой № 31 ЦБС “Люблино” Наталья
Владимировна Михалькова, – сотрудничает с
двенадцатью школьными. Разработаны и подписаны
соглашения о совместной работе».
Детская библиотека-филиал № 31 организационно
и методически обеспечивает:
· формирование читательской
активности и кругозора подрастающего поколения,
развитие познавательной деятельности учащихся;
· обеспечение педагогов и учащихся
школ необходимой литературой;
· информационное обеспечение
курса «Москвоведение»;
· проведение экскурсий в
библиотеку, библиографических обзоров-бесед и
обзоров новых поступлений;
· организацию совместных
массовых мероприятий (праздников, спектаклей,
диспутов, читательских конференций, КВНов,
викторин, встреч с интересными людьми творческих
профессий и др.).
Как отдельное направление в
библиотеке выделяют библиотечно-библиографическую
работу со школами. Она включает:
· цикл
библиотечно-библиографических уроков, игр,
блиц-турниров, библиографических калейдоскопов;
· праздник для первоклассников
«Посвящение в читатели»;
· экскурсию в библиотеку «Будем
знакомы»;
· библиотечный урок для 1–3
классов «В этом таинственном лесу»;
· библиотечный урок для
учащихся начальной школы «Твои первые
энциклопедии»;
· библиотечно-библиографический
урок для учащихся 5 классов «Структура книги»;
· устный журнал для 6–7 классов
«Что такое книга, для чего она...»;
· библиографическая игра для
учащихся 6–8 классов;
· олимпиада и блиц-турнир для
9–11 классов «Библиографический калейдоскоп»
(библиотека и ее справочный аппарат).
В диалоге сотрудничества школьной и
детской библиотеки всегда остро звучит тема
досуга ребят. Здесь схема взаимодействия
представлена широким спектром досуговой
деятельности.
Основная нагрузка ложится на плечи
детской библиотеки с ее богатым материалом
(помещения, оборудование) и хорошими
преподавателями.
Роль школьной библиотеки заключается
в координации совместных действий, рекламе
возможностей учащихся, когда они выбирают, где и
как им провести свободное время.
Включение в «Комплекс развития
личности» работ по психологической помощи, на
наш взгляд, вполне оправданно. Ребенок часто сам
чувствует остановку в развитии, но осознать
причины этого ему сложно, подчас невозможно. В
этом и поможет психолог, работающий в стенах
детской библиотеки.
Что хорошо, то хорошо,
и что лучше, то лучше
Русская народная пословица |
|