Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №5/2006


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 03 (34) · Вкладка в «БШ» № 05 (161) · 1–15 марта 2006 года
Газета-вкладка для методистов

Редактор Ольга Козлова

Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>

С миру по нитке

Ольга Козлова

Вместе весело шагать…

Газета уже не раз в своих публикациях затрагивала актуальнейшую тему совместной работы школьных и детских библиотек. На наш взгляд, здесь нет проблемы. По определению, все библиотеки делятся на «живые» и «мертвые». «Живые» школьные вполне естественно находят «живых» среди детских районных, и завязывается нормальный диалог сотрудничества в общих интересах. Как он организован? Об этом – сегодняшний материал.

Окружной семинар «Грани сотрудничества школьной и детской библиотек» на базе детской библиотеки № 31 ЦБС «Люблино» Юго-Восточного округа Москвы представил нам полную (мне кажется, полнее не бывает) картину взаимополезной совместной работы.

Схема программы семинара, на котором нам удалось побывать, такова:

· Экскурсия по библиотеке.

· Открытие семинара. Вступительное слово представителей научно-методического центра окружного управления образования.

· «Роль школьной и районной библиотек в организации учебного процесса и досуга учащихся» – выступление заведующей детской библиотекой № 31.

· «Культура чтения в современном образовательном процессе. Роль школьного библиотекаря в формировании читательской деятельности и кругозора школьников. Кружковая и досуговая работа читателей школьной и районной библиотек. Совместные проекты» – сообщения заведующих школьными библиотеками, преподавателя, руководителя кружка.

· Фильм-презентация по теме семинара.

· Концерт детских творческих коллективов школ, сотрудничающих с детской библиотекой.

· Подведение итогов семинара. Выдача методических материалов по тематике семинара.

В фильме-презентации были представлены схемы, наглядно демонстрирующие грани сотрудничества.

Вот как выглядит по существу то, о чем шла речь на семинаре.

Детские библиотеки, как правило, заинтересованы в сотрудничестве со школами: привлечение читателя
в библиотеку – одна из важнейших задач. Для этого нужно не только подумать над названием (например, некоторые лучшие библиотеки в Москве стали называться интеллект-центрами), но и кардинально менять подходы к работе, соответствуя времени и нынешним запросам читателей.

Школьные же библиотеки зачастую самодостаточны и не спешат сотрудничать. Но к Люблино это относится в меньшей степени. Почему школьные библиотекари Люблино так дорожат этими отношениями, рассказала на семинаре заведующая библиотекой школы № 1910 Надежда Владимировна Кушнер. Она отчетливо разложила все по полочкам:

– в детской библиотеке более высокий уровень работы с детьми (потому хотя бы, что штат больше, возможностей больше);

– имеется свободный доступ к фондам;

– фонды художественной и познавательной литературы более современны и содержат разнообразный выбор информации не только на бумажных носителях;

– имеется фонд периодических изданий (здесь – около 70 наименований);

– в детской библиотеке легко проводить библиотечные уроки, поскольку имеется разветвленный библиотечно-библиографический аппарат и достаточное количество энциклопедий, словарей и справочников;

– имеется просторный, современный читальный зал, а также помещения для досуговой деятельности;

– изобилие актуальных тематиче-ских выставок;

– в детской библиотеке можно более комфортно провести время.

В Юго-Восточном округе Москвы 175 школьных библиотек, в них работают 182 библиотекаря. «Наша библиотека, – отметила в своем вы-ступлении заведующая детской библиотекой № 31 ЦБС “Люблино” Наталья Владимировна Михалькова, – сотрудничает с двенадцатью школьными. Разработаны и подписаны соглашения о совместной работе».

Детская библиотека-филиал № 31 организационно и методически обеспечивает:

· формирование читательской активности и кругозора подрастающего поколения, развитие познавательной деятельности учащихся;

· обеспечение педагогов и учащихся школ необходимой литературой;

· информационное обеспечение курса «Москвоведение»;

· проведение экскурсий в библиотеку, библиографических обзоров-бесед и обзоров новых поступлений;

· организацию совместных массовых мероприятий (праздников, спектаклей, диспутов, читательских конференций, КВНов, викторин, встреч с интересными людьми творческих
профессий и др.).

Как отдельное направление в библиотеке выделяют библиотечно-библиографическую работу со школами. Она включает:

· цикл библиотечно-библиографических уроков, игр, блиц-турниров, библиографических калейдоскопов;

· праздник для первоклассников «Посвящение в читатели»;

· экскурсию в библиотеку «Будем знакомы»;

· библиотечный урок для 1–3 классов «В этом таинственном лесу»;

· библиотечный урок для учащихся начальной школы «Твои первые энциклопедии»;

· библиотечно-библиографический урок для учащихся 5 классов «Структура книги»;

· устный журнал для 6–7 классов «Что такое книга, для чего она...»;

· библиографическая игра для учащихся 6–8 классов;

· олимпиада и блиц-турнир для 9–11 классов «Библиографический калейдоскоп» (библиотека и ее справочный аппарат).

В диалоге сотрудничества школьной и детской библиотеки всегда остро звучит тема досуга ребят. Здесь схема взаимодействия представлена широким спектром досуговой деятельности.

Основная нагрузка ложится на плечи детской библиотеки с ее богатым материалом (помещения, оборудование) и хорошими преподавателями.

Роль школьной библиотеки заключается в координации совместных действий, рекламе возможностей учащихся, когда они выбирают, где и как им провести свободное время.

Включение в «Комплекс развития личности» работ по психологической помощи, на наш взгляд, вполне оправданно. Ребенок часто сам чувствует остановку в развитии, но осознать причины этого ему сложно, подчас невозможно. В этом и поможет психолог, работающий в стенах детской библиотеки.

Что хорошо, то хорошо, и что лучше, то лучше

Русская народная пословица