Нелишнее
знание
Ольга Козлова
Новое время – новые песни
Учебно-методическое пособие для системы
повышения квалификации
Издание, предлагаемое вам сегодня, безусловно,
найдет не только заинтересованных читателей, но
и активных практиков, внедряющих интересные
разработки автора в свою деятельность.
Издательство «Либерея-Бибинформ»
выпустило в свет ряд изданий
учебно-методического характера, вошедших в серию
«Библиотекарь и время. XXI век». Среди изданий –
«Н.В.Збаровская. Деловые игры для занятий
библиотечных специалистов: Сборник методических
материалов».
Выпуск такой книги автор объясняет
недостаточным числом публикаций на эту тему, а
также отсутствием в них необходимой практикам
технологии продвижения инноваций.
В современной системе повышения
квалификации библиотекарей, – констатирует факт
Н.В.Збаровская, – превалируют традиционные
технологии. Традиционные методы обучения, хороши
и проверены временем, однако автор справедливо
отстаивает мнение, что модернизация общества,
включение библиотечного обслуживания в
информационный процесс обусловливает
формирование у специалистов инновационных
умений и навыков. Обучение слушателей должно
носить отчетливо активный и интенсивный
характер: дискуссии, «мозговой штурм», ролевые
игры, коллективные задания, работа с
электронными пособиями.
Существенным инструментом оценки
знаний слушателей является тестирование,
позволяющее проводить как диагностику, так и
самодиагностику обучаемых.
Автор включает в издание тесты,
которые позволяют не только оценивать
результаты обучения, но и формировать
положительную установку на учебу, разнообразить
учебную деятельность.
В книге предлагается научное
объяснение понятий. Так, например, обучающая
игра – это форма деятельности, имитирующая
познавательную ситуацию, создающая
положительную установку на изучение и решение
проблемы, способствующая активному творчеству.
Сущность деловых игр заключается в отработке
реальных проблем и принятии связанных с ними
решений на примере заданных ситуаций. При этом
предложенные задачи не имеют готовых правильных
решений. Варианты вырабатываются и
рассматриваются непосредственно во время игры,
ход которой невозможно предсказать. Игры-тренинги
направлены на развитие умений и навыков
систематизации информации. Ролевые игры
предусматривают распределение ролей,
переработку информации и подготовку материала в
соответствии с предложенной ролью. Моделирующие
игры – это игры, содержащие элементы
моделирования деятельности или объектов. Они
позволяют органически соединить приемы работы с
информацией и конкретную профессиональную
деятельность библиотекарей.
Автор обращает внимание
преподавателей на соблюдение требований к
организации работы. Среди них: определение
оптимального количества участников и/или команд;
установление продолжительности работы (не более
1,5–2 часов); организация комфортного игрового
пространства; подготовка сценария (выявление
проблемы, формулировка заданий, подготовка
матриц); определение задач и полномочий ведущего
и его помощников; проведение итогового этапа
работы (анализ полученных материалов, выяснение
путей их использования в дальнейшей работе,
прогнозирование следующих занятий).
Большую часть учебно-методического
пособия занимают конкретные разработки
«Технологии развития личности библиотекаря».
Они даны по пяти темам:
· Профессиональные качества
библиотекаря отдела обслуживания,
· Библиотечное обслуживание
· Моделирование библиотечной
деятельности
· Управление персоналом
· Проектная деятельность библиотек
В заключении автор отмечает, что
активные методы переподготовки библиотечных
специалистов в последние годы получили широкое
распространение как наиболее эффективные и
приближенные к их практическим профессиональным
потребностям.
Рациональное сочетание традиционных
лекций и семинаров с тренингами, тестами и
деловыми играми представляет оптимальную форму
организации занятий, позволяющую вести
интенсивное обучение и формировать умения,
необходимые для работы.
Просим вас, уважаемые читатели, обратить
внимание, что ИД «Первое сентября» не
распространяет эту и другие издания серии. Все
вопросы адресуйте издательству
«Либерея-Бибинформ» – тел. (495) 333-35-04, 128-56-39. |