Создаем
документы
Елена Баханская, Елена Макарова
Два голоса среди молчания?
Методист и библиотекарь о проблеме работы с
учебниками
Елена Васильевна
Баханская
методист отдела информационного и
учебно-методического обеспечения окружного
методического центра СЗАО
Москва |
Елена Ивановна
Макарова
зав. библиотекой школы № 1302
Москва |
Библиотекарь. Дважды за учебный
год любую школьную библиотеку охватывают аврал,
стихийное бедствие – назовите, как хотите, –
сбор и выдача учебников. Самое интересное, что
школьные библиотекари порой даже не подозревают,
что работа с учебниками не входит в их прямые
функциональные обязанности. Это дополнительная
нагрузка, которая отдельно планируется,
учитывается и оплачивается.
Методист. Библиотечным
обслуживанием, связанным с фондом учебной
литературы, охвачен весь контингент учащихся и
педагогов
В условиях современного
образовательного учреждения объем работы с
учебным фондом намного перерос объем работы с
основным фондом библиотеки. Увеличился рост
книговыдачи (особенно в условиях вариативности
учебной литературы, когда на руки учащимся
выдается по 2–3 учебника по одному предмету),
поступление изданий осуществляется ежемесячно в
течение всего года, не исключая каникулярный
период.
Библиотекарь. Вернемся к
нашему «потопу». Школьный библиотекарь в очень
сжатые сроки вопреки всему должен все собрать,
пересчитать, проверить, что-то заменить,
обменять, добыть, добавить, складировать,
сберечь… Причем другим в этот момент не до нас.
Оно и понятно: окончание года, выпускные экзамены
и т.д. А здесь библиотека требует сдавать
учебники. Некогда. Но в августе всем срочно
требуется их получить, хотя теперь уже никто не
помнит о своих задолженностях, несдачах, потерях.
И мечется школьный библиотекарь меж огней.
Старается как можно больше собрать учебников,
избежать потерь и недостач. А проблемы в этот
момент так и множатся: классный руководитель в
декрет ушел; ребенок выбыл, прихватив школьные
книжки; в каком-то классе учебники оказываются
разрисованными и т.д. и т.п. Вспомните те чувства,
которые охватывают вас при проверке учебников –
выдавались книги новые, а в конце года вернулись
в библиотеку истерзанные и измочаленные, такие,
что отчаяние берет. В августе мы с тревогой ждем,
не поменялась ли программа, не вводят ли какой-то
новый предмет, не потребуются ли какие-то
совершенно новые и неизвестные учебники.
Методист. Библиотекарь отвечает не
только за обеспечение учебного процесса в
образовательном учреждении, но и за работу с
учебным фондом, за его сохранность. Учебники
выдаются учащимся на учебный год, и порой только
библиотечный работник беспокоится за состояние
и возврат учебников. Хотелось, чтобы и педагоги, и
администрация ОУ приняли активное участие в этой
работе, несли определенную ответственность.
Сохранность фонда учебников, бережное отношение
к нему – обязательное условие в работе не только
библиотекаря, но и всего педагогического
коллектива ОУ.
Библиотекарь. Классные
руководители страшно не любят заниматься
учебниками, стремятся хоть как-нибудь от этого
«отбояриться», а библиотекарь должен работу
выполнить, так как от этого зависит учебный
процесс, но требовать что-либо с коллег не имеет
права. Нет его у нас по той простой причине, что
инструкция по работе с учебниками одна тысяча
девятьсот «лохматого» года не подтверждена
министерством в статусе живых и ныне
здравствующих. Она давно уже устарела и не
действует, а другой нет. И не на что нам сослаться
и сказать, каковы обязанности библиотекаря,
классного руководителя и администрации при
работе со школьными учебниками. Так и срываются с
уст «любимые» вопросы: «Кто виноват?» и «Что
делать?». Ну, естественно, не пеплом голову
посыпать.
Методист. Уделяя должное внимание
этому вопросу, можно продлить жизнь учебным
книгам, выработать ответственный подход к
пользованию литературой не только у учащихся, но
и у педагогов.
Библиотекарь. Нужно думать,
советоваться с коллегами, искать пути решения
проблемы всем миром. Ведь наверняка уже есть в
регионах какой-то опыт. Хотелось бы, чтобы
коллеги откликнулись и рассказали о нем на
страницах «БШ». Помимо этого, можно обсудить и
возможные варианты.
Методист. В условиях современного
образовательного учреждения возникает
необходимость наличия внутреннего приказа
(распоряжения) по ОУ об обеспечении, выдаче,
приеме учебной литературы в целях сохранности
учебного фонда и бережного, ответственного
отношения к изданиям со стороны и учащихся, и
преподавателей.
Без понимания и поддержки
администрации ОУ эта работа не будет выполнена
должным образом.
Библиотекарь. Любая школьная
библиотека в силах разработать правила
пользования школьным учебником и передать на
утверждение педсоветом и директором. Это будет
документ внутришкольного характера, что в
принципе является нормальной практикой, и
ссылаться на него очень удобно и наглядно. По
возможности (в зависимости от местной ситуации)
нужно поднимать вопрос о школьных учебниках на
педсоветах, родительских собраниях, классных
часах. Необходимо сделать его постоянным. Важно
добиться от администрации (договориться,
уговорить и т.д.) включения пункта об
ответственности за работу со школьными
учебниками в должностные инструкции классных
руководителей. Необходимо также разработать и
утвердить внутришкольную инструкцию, приказ или
что-то еще подобное (но ежегодно обновляемое) по
работе со школьными учебниками, где будут
прописаны обязанности всех участников данного
процесса: библиотекаря, классных руководителей,
администрации. Возможно, такой документ уже
где-то существует. Коллеги! Хотелось бы с ним
познакомиться. Сами же можем предложить некий
пока еще теоретический вариант, который мы
разработали для своего округа, но который при
доработке с учетом местных условий и
особенностей может пригодиться и вам.
ПРОЕКТ УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ СШ №
ПРИКАЗ
о порядке выдачи и приеме учебной
литературы в ГОУ СШ №
от « » 200_ г.
В целях обеспечения сохранности
библиотечного фонда устанавливается следующий
порядок работы с учебной литературой.
I. Заведующая школьной библиотекой (ШБ)
обязана:
1. Координировать взаимодействие
работы с администрацией школы (ОУ) по
формированию заказа на учебную литературу.
2. Проводить согласование данных
«Бланка заказа учебной литературы» с завучами,
председателями методических объединений,
учителями.
3. Осуществлять своевременную сдачу
«Бланков заказа» в окружной методический центр
СЗОУО.
4. Корректировать количественные
показатели заказа на учебную литературу в
соответствии с перспективным планом и
контингентом ОУ.
5. Корректировать количественные и
качественные показатели в соответствии с
перспективной образовательной программой ОУ.
6. Сопровождать учебно-воспитательный
процесс информационным обеспечением педагогов
об учебно-методической литературе.
7. Обеспечивать учет, сохранность и
контроль за фондом учебной литературы:
– организовать размещение,
расстановку и хранение учебников в отдельном
помещении в соответствии с инструкцией (1993 г.);
– организовать своевременную выдачу и
прием учебников в 5–11 классах;
– принимать меры для своевременного
возврата учебной литературы;
– осуществлять изучение состава фонда
и анализ его использования;
– вести работу с классными
руководителями по обеспечению учащихся ОУ
учебниками.
8. Проводить своевременное списание
устаревшей и ветхой учебной литературы по
установочным нормам и правилам.
9. Осуществлять совместную работу с
администрацией, педагогами ОУ по сохранности
библиотечного фонда.
II. Классный руководитель обязан:
1. В начале учебного года:
– получить комплекты учебников в
библиотеке, подтвердить получение подписью в
журнале выдачи учебников по классам;
– провести беседу-инструктаж учащихся
своего класса о правилах пользования школьными
учебниками (см. Приложение);
– выдать учебники классу по ведомости,
в которой учащиеся расписываются за полученный
ими комплект.
2. В конце учебного года:
– обеспечить своевременную сдачу
учебников своего класса в ШБ в соответствии с
графиком;
– в случае необходимости обеспечить
ремонт учебников.
3. Классный руководитель несет
ответственность за комплект учебников,
полученных от ШБ в течение всего учебного года,
осуществляет контроль за их состоянием.
III. Администрация ОУ при увольнении
сотрудников и выбытии учащихся контролирует
сдачу ими учебной литературы в ШБ.
Приложение
ПРАВИЛА пользования школьными учебниками
1. Учащиеся подписывают каждый учебник,
полученный от школьной библиотеки.
2. Учебники должны иметь
дополнительную съемную обложку (синтетическую
или бумажную).
3. Учащиеся обязаны возвращать
школьные учебники в опрятном виде. В случае
необходимости учащиеся их ремонтируют
(подклеивают, подчищают и т.д.). В случае порчи или
утери ими учебников учащиеся должны возместить
их новыми или равноценными по согласованию со
школьной библиотекой. |