Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2006


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Библиотечное дело

Ольга Громова

Как учиться в Педагогическом университете?

Заочное повышение квалификации
через газету. Ваши вопросы – наши ответы

Этот материал составлен из различных вопросов, которые нам часто задают на разных встречах и в письмах, по поводу системы повышения квалификации.

Что такое Педагогический
университет «Первого сентября»?

Это отдельная структура, созданная Издательским домом «Первое сентября» специально для повышения квалификации. Официально это называется Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет “Первого сентября”». Как и во всяком образовательном учреждении, здесь есть ректор, учебная часть, преподаватели, кураторы курсов, а также секретари-диспетчеры, отвечающие за взаимоотношения с каждым «студентом» (почему-то у нас больше прижилось слово «слушатель», может быть, потому, что все учащиеся нашего Педуниверситета – взрослые люди, профессионалы).

Расскажите поподробнее о новых и старых курсах и об организации обучения.

Ежегодно каждая из газет издательского дома объявляет новый курс повышения квалификации. Он не повторяет предыдущего. В 2003 году эксперимент с заочным обучением провела газета «Информатика». А в следующем году Педуниверситет получил лицензию, и каждая из восьми газет, решивших попробовать новую систему обучения, предлагала два курса на выбор. В 2005-м уже все газеты предлагали по два курса, рассчитанные на разные группы читателей. Одни условно делили предполагаемых слушателей на начинающих и продвинутых, другие – имея в виду разные направления работы учителя, третьи – еще как-то. В 2006 году каждая газета предложит по одному курсу.

Набор на самые популярные курсы объявляется повторно, но при этом те же лекции уже в газете не печатаются. Но слушателю, записавшемуся на повторно объявленный курс, не надо искать прошлогодние газеты. Он получит по почте все лекции (в виде брошюр), контрольные задания, а потом и отзывы на выполненные работы.

Каждый курс представляет собой восемь лекций, две контрольные и итоговую работу с общим учебным объемом 72 часа. Лекции и контрольные задания печатаются в газетах с сентября по декабрь. При публикации последних обязательно указывается, каковы критерии оценки работы и что должно быть сделано, чтобы она считалась зачетной. Одним из правил Педуниверситета является то, что рефераты, написанные по лекциям или просто «на изучаемую тему», не принимаются в качестве контрольной работы.

Проверка присланных работ производится самими преподавателями или теми специалистами, кому они это поручили. Поскольку в редакциях работают в основном не журналисты, а профессионалы в своей области, то зачастую преподаватели поручают проверку кому-то из них. Каждому слушателю высылается рецензия на первую и вторую работы с оценкой по схеме зачет/незачет. Итоговая работа рецензируется только в том случае, если она не зачтена и возвращена на переделку. За зачтенную итоговую работу слушатель получает диплом.

Для тех, кто не оплатил учебу в Педуниверситете, лекции являются просто профессиональными газетными статьями, которые вы вольны читать или не читать.

А если я не справлюсь с контрольной, то не закончу курс, который оплатила?

Сама по себе оплата курса не гарантирует вам получение диплома. В Педуниверситете надо действительно учиться: внимательно читать лекции, и особенно – задания контрольных работ. Очень много ошибок бывает оттого, что слушатель невнимательно прочел задание, не соотнес его с лекциями. Как правило, задания, даже тестовые, так или иначе опираются на вашу личную практику или ваши представления о том, как это должно быть после изучения данного курса.

В контрольных нет ничего невероятного. Просто чаще всего их ответы неоткуда списать. Ваша учеба не заканчивается, даже если обе контрольные сделаны неверно: они вернутся к вам с рецензией преподавателя и объяснением, что именно не так. Вам предложат переделать работу и прислать еще раз. Сроки выполнения следующей контрольной при этом не меняются. У нас были случаи, когда человек переделывал обе контрольные и итоговую и получал диплом несколько позже других.

А вот если человек действительно бросил все на середине и вторую контрольную или итоговую не прислал, тут уж действительно – ни диплома, ни денег.

Какие дипломы выдаются по окончании курса? Насколько они соответствуют дипломам государственных курсов повышения квалификации?

Педагогический университет «Первого сентября» имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности по заочному повышению квалификации работников образовательных учреждений и право выдачи соответствующих документов (лицензия: серия А № 181653, выданная правительством Москвы). На дипломе стоит два грифа: Педагогический университет «Первого сентября» и факультет педагогического образования МГУ, с которым у нас заключен договор о сотрудничестве. ФПО МГУ курирует наши курсы (их программы утверждает ученый совет ФПО), помогает с преподавателями, если в круге авторов и партнеров «Первого сентября» не находится специалиста по востребованному у читателей курсу.

Каков порядок подачи документов на обучение? Учитываете ли вы профиль первоначального образования?

Порядок записи на курсы очень прост. С 1 апреля по 30 сентября вы подаете заявление, заполнив бланк, напечатанный в газете, или его копию. (Чем раньше, тем легче с вами вести переписку, так как есть время даже при условии плохой работы российской почты.) В ответ вы получаете счет за обучение, который надо оплатить. Если вы делаете это до30 июня (последний день отправки по почтовому штемпелю или платежному поручению), то курс обойдется вам в 790 рублей, если с 1июля по 30 октября, то 990 рублей. Ни подача заявления, ни факт получения счета вас ни к чему не обязывают. Пока вы не оплатили счет, вы еще можете передумать. Руководство Педуниверситета не случайно поставило такой срок приема заявлений – позже, чем начинается публикация курса. Это сделано для того, чтобы те, кто сомневается, успели оценить одну-две первые лекции, прежде чем оплатить курс. Но тогда уже вам придется поторопиться. Там и первая контрольная не за горами.

Первоначальное образование официально не учитывается почти нигде, за редким исключением. Например, курсы в газете «Школьный психолог» обязательно требуют психологического базового образования. Здесь организаторы курса вправе спросить копию диплома. Кроме того, любой курс более сложного уровня может быть написан с учетом того, что у человека точно есть профильное образование, и тогда тем, кто его не имеет, сложнее учиться. Но это вопрос желания освоить курс.

Для заведующей библиотекой часто невозможно получить более высокий разряд после повышения квалификации. Тогда какие курсы мне могут пригодиться и зачем?

Вариантов может быть много. Вот то, что я уже знаю по опыту наших слушателей. Курс Ю.П.Мелентьевой, который настолько популярен, что набор на него был уже дважды, как правило, позволяет получить более высокий разряд тем, кто не имеет базового образования по специальности. После курса И.О.Загашева по развитию критического мышления библиотекарь, ведущая читательский клуб (кружок), получила более высокую тарификацию на эти часы. А вот выпускники его же курса по профориентационной работе могут получить право как педагоги вести занятия по профориентации. Кроме того, впереди обязательная профилизация старшей школы, элективные курсы, ведения которых не избежать и многим библиотекарям. Кстати, курс 2006 года в этом тоже может помочь. Этот курс по методике преподавания информационной грамотности поможет и тем, кто ведет традиционные библиотечные уроки. Ведь если директор увидит, что вы не просто что-то там для себя читаете по специальности, а учитесь и получите документ о владении современными подходами к этой работе, он, может быть, даст вам больше возможностей, превратит эти 5–6 часов в год в факультатив или введет в сетку часов. Все-таки традиционно любое начальство, в том числе и школьное, легче верит документу, чем просто вашим фактическим знаниям.

Вообще всякое расширение профессиональных возможностей дает если не прибавку к зарплате немедленно, то повышение вашего статуса в школе – точно. А из этого, при нормальном начальстве, может возникнуть много вариантов изменения оплаты труда, направления работы.

Знаете ли вы, что в некоторых регионах по вашим лекциям без зазрения совести ведут занятия на местных курсах, не ссылаясь на публикации и, кстати, не за бесплатно?

Знаем, конечно. Это нарушение всех авторских прав на интеллектуальный продукт, к которым почему-то в нашей стране принято относиться более чем небрежно, хотя закон об авторских правах существует и
у нас. Авторы курса и руководство Педуниверситета имеют право проверить и подать в суд, но всем жалко тратить силы и время на скандалы. Пусть ответственность за плагиат лежит на совести тех, кто это делает. Мы же считаем это косвенным признаком высокого качества и популярности курсов, ибо плохой курс никто воровать не станет.

Если я работаю в библиотеке, подчиненной министерству культуры, могу ли я учиться на ваших курсах?

Конечно. Новый курс 2006 года рассчитан, как видно из названия, на всех библиотекарей, работающих с детьми и юношеством. На курсах предыдущих лет тоже было много слушателей из разных библиотек: детских, сельских публичных, даже больничных и тюремных. Мы уже знаем, что при аттестации библиотекарей в системе культуры наши дипломы засчитывались.

С 1 апреля начинается набор на новый курс повышения квалификации «Развитие информационной грамотности у школьников в школьных и детских библиотеках». Он будет публиковаться в газете «Библиотека в школе» с сентября по декабрь 2006 года.

Автор курса Ольга Константиновна Громова, главный редактор газеты «Библиотека в школе» (стаж работы автора по специальности «библиотечное дело» – более 20 лет).