|
||||
Ресурсные и маршрутные листы – в помощь ученикамБиблиотекари (в сотрудничестве с педагогами) составляют в помощь ученикам вспомогательные материалы/списки – ресурсные и маршрутные листы. Маршрутные листы. На сайте школы располагаются ссылки к изучаемым предметам (физика, химия, биология и т.д.), внутри этих ссылок – градация по классам. Выбрав по ссылке предмет и класс, ученики переходят к перечню изучаемых тем в той или иной предметной области. Выбрав тему изучения, дети попадают на страницу, которая называется «Маршрутный лист по теме…» (см. схему 1). Здесь их ждут список вспомогательных материалов к изучению темы и краткие аннотации к ним. Это может быть: – фонд школьной библиотеки: печатные и мультимедийные ресурсы, которые имеются в наличии (книги, справочные и учебные издания, CD, аудио-, видеокассеты и т.д., естественно, с необходимыми выходными данными). Целесообразно давать не полный перечень, а только основные, базовые источники и отсылку к электронному каталогу для поиска остальных ресурсов. Это сэкономит время при создании таких страниц и будет способствовать развитию информационной грамотности; – электронные полнотекстовые и библиографические базы данных и место их нахождения (гиперссылка или сами тексты); – веб-ресурсы: отобранные тематические сайты и место их нахождения в Интернете (гиперссылка) Маршрутный лист задает определенную последовательность работы в изучении темы как по содержанию (от простого к сложному, от общего к частному или наоборот и др.), так и по работе с ресурсами (от освоения ресурсов школьной библиотеки к внешним, удаленным источникам информации). Другая разновидность вспомогательного списка для школьников – ресурсный лист. В нем перечисляются названия и места размещения информационных ресурсов для изучения материала и выполнения практических заданий. Ресурсный лист в отличие от маршрутного указывает все возможные места нахождения информации по теме, но не регламентирует последовательность ознакомления с информацией. Он предоставляет свободу выбора формата ресурса, его объема и в итоге – глубины освоения темы. Наполнение маршрутных и ресурсных листов может меняться в соответствии с изменением и корректировкой поставленных педагогом задач. Такие вспомогательные списки можно создавать и при отсутствии технических возможностей (не создан сайт школы, отсутствует подключение к Интернету, еще не освоена система автоматизации, нет электронного каталога и т.п.). В таком случае сотрудники библиотек составляют маршрутные/ресурсные листы, а педагоги раздают их ученикам для выполнения задания. В списки включаются ресурсы, доступные в своей библиотеке, и те материалы, воспользоваться которыми можно в другой при определенном техническом оснащении. Это наглядно продемонстрирует школьникам многообразие информационных ресурсов.
Учебные модулиНакопив опыт по организации и проведению уроков с использованием маршрутных и ресурсных листов, можно предложить педагогам объединить разработанные страницы в единую обучающую систему. Создаются учебные модули – организованная и систематизированная информационная среда по предметам (химия, физика, иностранный язык и т.д.) с межпредметными гиперссылками и разным уровнем трудности предлагаемых материалов и заданий. Эта структура (см. схему 2), соединяя ресурсы всех форматов, объединяет и педагогов (здесь очевидны просматриваемые и полезные межпредметные связи), и детей (в параллели и между классами по их увлечениям). Для самостоятельных ученических исследований на модуле должны быть размещены различные по уровню трудности поисковые задачи и сценарии исследования. Для индивидуальной работы на модуле представлены: – поисковая задача; – сценарий исследования; – перечень рубрик и инструментов для использования в работе, ссылки на полезные сайты (отсылка к ресурсным и маршрутным листам). От ресурсов школьной библиотеки – к материалам вузов Предлагая схему ресурсного обогащения
учебных программ, которая рассматривалась выше,
можно объединить образовательные библиотечные
ресурсы. В ресурсных листах надо давать
ссылки на электронные ресурсы вузов и их
библиотек: полнотекстовые материалы, профильные
для данной школы, блоки информации, обращенные к
абитуриентам, работы преподавателей,
тематические базы данных. Это позволит
оптимизировать и придать новую глубину и
содержание профильному обучению Объединяя ресурсы различных информационных учреждений, школьные библиотекари будут способствовать созданию единого информационного образовательного пространства. Конкурс методических разработокПо итогам проведения описанных выше занятий можно предложить учителям конкурс методических разработок по использованию информационных технологий (в комплексе или отдельно) в учебном процессе: на уроках, на факультативных занятиях, при проведении индивидуальных исследований-проектов. Например, работа с АИБС может включать: – поиск в электронном каталоге в рамках исследовательской, проектной деятельности; – составление библиографических (в том числе рекомендательных) списков к изучаемой теме урока или проекта; – работа с АИБС и внесение данных о книге: знакомство с материалами школьной библиотеки при составлении электронного библиографического описания. Такую работу можно проводить в рамках факультативных занятий по предметам при погружении в изучаемую тему.
Школьникам можно предложить обдумать, какие технологии используются в школьной библиотеке и как они помогают в обучении. Идеи детей могут быть оригинальными и интересными и реализоваться в виде следующей активной работы: – дискуссия для обсуждения в классе; – исследовательский проект по проблемам развития школьной библиотеки; – веб-квест1: «Как интегрировать стандарты информационной и технологической грамотности в учебные программы?»; – план поддержки гибкого расписания работы школьной библиотеки; – брошюры, информирующие педагогов или родителей о том, что такое информационная грамотность и ее продвижение школьной библиотекой; – план развития сотрудничества библиотекарей с учителями в решении задач обучения. Компьютерный класс библиотекиПри устойчивом удачном опыте и его распространении в школе можно вести речь с директором о включении компьютерного класса (компьютерной лаборатории) в состав школьной библиотеки. Это позволит увеличить число занятий с использованием информационных технологий и ресурсов библиотеки, о которых мы говорили выше. Аргументируется подобная инициатива просто: компьютерные лаборатории не должны использоваться только для преподавания знаний о компьютерах. Компьютерная грамотность должна вырабатываться в контексте решения практических учебных задач. Технические средства (в том числе компьютеры) должны поддерживать доступ, помогать работать с информацией, расширять круг образовательной активности, в итоге – приумножать знания. Такое решение может стать знаковым и значимым для позиционирования библиотеки в школе и способствовать ее статусным и организационным изменениям. Кроме того, включение компьютерного класса в состав библиотеки станет первым шагом на пути построения сильной, влиятельной общешкольной медиатехнологической программы. Хочу подчеркнуть, что это не бред больного воображения, подобный опыт существует за рубежом (см., например, Mary Alice Anderson «The Media Center: Computer Labs and Media Centers: A Natural Fit» Multimedia Schools, October, 2000). Миссия школьной библиотеки и ее специалистов остается неизменной. Все отличия связаны с увеличением набора инструментов, которые предлагают информационные технологии. |