Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2006


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Разбор полетов

Татьяна Рудишина

Наши уроки

Обзор итоговых материалов II Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября». Номинация — «Организация школьной библиотеки»

II Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» был проведен Издательским домом «Первое сентября» в 2004/05 учебном году. В фестивале приняли участие более 4700 педагогов из всех регионов России. А в настоящее время выпущены сборники тезисов работ и два полнотекстовых компакт-диска. В издательский дом начали поступать материалы к третьему фестивалю. Но пока о некоторых итогах прошлого учебного года.

Двадцать восемь работ были представлены в номинации «Организация школьной библиотеки». Не перестаешь удивляться и восхищаться многогранной и разносторонней деятельностью наших коллег! Тут тебе и литературные вечера, посвященные творчеству писателей-классиков, и освоение мультимедийных технологий, и работа с инвалидами, и даже проектная деятельность младших школьников… на огороде. И только подумаешь, не слишком ли далеко уходит библиотекарь в своем творческом поиске, как с другой стороны получаешь отпор: с библиотеки начинается, ею организуется и в ней проводится совместный проект, на первый взгляд далекий от функциональных обязанностей библиотекаря.

Сколько яркого, самобытного рождается именно на стыке дисциплин. Как обозначил ключевые принципы проведения фестиваля Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», в обращении к участникам: «На нашем фестивале никто ни с кем не соревнуется. Это принципиальная позиция: мы считаем, что невозможно объективно сравнить работы тысяч талантливых педагогов. Этого нельзя сделать даже в пределах одного раздела. Уверены: вы и сами убедитесь
в этом, знакомясь с материалами участников. Любой, кто сегодня работает в школе, кто отдает этой работе силы, душу, время, достоин самых добрых слов и высоких наград. Из таких людей нельзя выбирать ни победителей, ни “учителей года”. Поэтому мы проводим именно фестиваль, а не конкурс».

Так что обратимся ко всем материалам и попытаемся найти интересное в каждом.

Самыми актуально-библиотечными хочется назвать работы:

· Елены Валерьевны Качевой, зав. библиотекой школы № 8 г. Златоуста Челябинской обл., – «Мультимедийные средства – инновационное направление в работе школьной библиотеки». В материале обобщен опыт использования мультимедийных средств в библиотечной практике. Особенно заинтересовало создание мультимедийного детского рекомендательного указателя-путеводителя «Любимые книги» и краеведческий слайд-вечер «Вершины Каменного пояса».

· Валентины Сономовны Мансуровой, библиотекаря гимназии № 5
г. Северобайкальска Республики Бурятии,
– «Разнообразие источников информации. Особенности работы
с архивными и устными источниками». По форме это хорошо структурированный урок-практикум (частично приведен протокол урока) с использованием технологии РКМЧП.

· Елены Алексеевны Бединской, зав. библиотекой школы № 37
г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской обл.,
– «История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)».
В работе нет методики самого урока, но приводится информация, на которой урок будет построен. Особый интерес представляют тематические план курса и программа «Основы информационной культуры школьника» для 5-х и 6-х классов (по 36 часов в каждом классе), разработанные автором на основе методики Н.И.Гендиной и Г.А.Стародубовой.

Самой традиционно-библиотечной с изюминкой назовем работу

· Евдокии Гавриловны Николаевой, библиотекаря-педагога Кыргыдайской средней школы с. Кыргыдай Республики Саха (Якутии), которая начало нового учебного года отмечает праздничной неделей «Здравствуй, книга!», в течение семи дней проходят библиотечные уроки-встречи с интересными людьми, ветеранами-педагогами, выпускниками школы. А объединяет всех то, что они – читатели. Как трогательно, но очень естественно звучит фраза: «Вот учебник якутского языка, которым пользовалась Лена Александрова 10 лет назад. Ныне она воспитатель детсада. Посмотрите, как она чисто, хорошо содержала книгу (ни одной помарки), как обернула. Книга и сейчас, как новая». «Вручаются грамоты, книги, подписки на газеты лучшим читателям – ученикам и учителям. Например, ученица 4-го класса Маша Васильева, как лучший читатель, награждается грамотой и подпиской на три месяца на газету “Кэскил”, учительница русского языка Вера Дмитриевна Васильева, как лучший читатель-педагог, – грамотой и подпиской на газету “Якутия”, учительница 2-го класса Галина Николаевна Степанова награждается грамотой “За привитие ученикам культуры обращения с книгами” и подпиской на газету “Юность Севера”, учительница якутского языка и литературы Мария Романовна Степанова – грамотой “За привитие любви к книге” и подпиской на газету “Саха Сирэ”». Любопытно, что класс не просто в комплекте учебников получает книгу для внеклассного чтения, но это обыгрывается. Проходит мини-презентация издания. Так рутинная выдача учебников превращается
в праздник предвкушения чтения!

Самыми литературными следует признать сценарии вечеров:

· Дины Сулеймановны Садриевой, зав. библиотекой школы № 16
г. Зеленодольска Республики Татарстан,
– «Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников “Загадка Ф.И.Т.”. К 200-летию Ф.И.Тютчева».

· Веры Степановны Семенковой, библиотекаря школы № 12 г. Мариинска Кемеровской обл., – «Литературный вечер, посвященный Т.Г.Шевченко».

Мне, библиотекарю, проведшему не один литературный бал, было очень приятно, что наш опыт пригодился коллеге Марине Владимировне Клименко, зав. библиотекой школы № 36 г. Ангарска Иркутской области. «Бал. Бал? Бал!..» – подарила Марина Владимировна своим старшеклассникам. Пройдут годы, и они будут вспоминать этот вечер как самый романтический в своей жизни. Это я вам с полной ответственностью заявляю!

Некоторые материалы отличаются интересными находками. В викторине важны не только удачные вопросы, но и красивый режиссерский ход. Татьяна Анатольевна Лысенко, зам. директора по воспитательной работе лицея № 135 г. Екатеринбурга, умело использовала игровое поле игры «Крестики-нолики», что добавило азарта играющим читателям, знатокам творчества Мамина-Сибиряка.

Как приятно было читать о продвижении русского языка за рубежом
в работе Натальи Михайловны Вальтер, библиотекаря Лисаковской ЦБС (г. Лисаковск, Костанайская обл., Казахстан)! На фоне информации из многих бывших республик о вымывании русского языка из учебного процесса настоящий праздник толерантности – «Праздник языков»! – 22 сентября в Казахстане отмечается как День языков. Уважаемая Наталья Михайловна, разрешите подарить Вам «Открывшуюся страничку» – это стихотворение Александра Кушнера из «Нового мира» (2006, № 1, с. 5):

Блажен, кто посетил до полного распада
Империю: он мог увидеть все, что надо:
Допустим, Ереван, Гегард и Аштарак,
Где трудится вода празднолюбиво так,
С уступа на уступ прыжком перебегая:
Вращенье жерновов – не труд – игра такая.
А стройный храм Гарни – как если б в нем Гомер
Руками проверял размах и глазомер.
Армения – печаль, а Грузия – веселье,
Там шумный разговор и легкое похмелье,
И Францию она себе за образец
Взяла – гасконский дух и рыцарство сердец,
Над улицей гора топорщится в тумане.
Любил я, как стихи, фильм Иоселиани.
Не вспомнить ли еще Ташкент, Алма-Ату,
Бухарских изразцов морскую пестроту –
Их синеглазый блеск, взлелеянный в пустыне,
И осликов – на них в корзинах возят дыни, –
И старца в пиджаке, что царь Ассаргадон.
Какой же мне и впрямь приснился чудный сон!

Чтение двух краеведческих материалов стало живой прогулкой по Ульяновску и Мариинску, за что большое спасибо их авторам:

· Ольге Алексеевне Николаевой, – «Сады и парки Ульяновска–Симбирска» (с. Загарино Барышского р-на Ульяновской обл.).

· Елене Юрьевне Фатеевой, библиотекарю школы № 9 г. Мариинска Кемеровской обл., – библиотечный урок «Лучше нет родного края!».

Особое место среди материалов занимает работа Людмилы Ивановны Сухановой, зав. библиотекой школы № 3 с. Безопасное Труновского р-на Ставропольского края, – «Особый ребенок: из опыта работы школьной библиотеки с детьми-инвалидами». Рассказывает Людмила Ивановна: «Хотелось бы поделиться опытом и рассказать о нашей дружбе с детьми-инвалидами и тесном сотрудничестве со ставропольской краевой общественной организацией “Открытый дом – детская служба спасения”. Наша дружба длится уже три года. В 2002 году СКОО совместно со Ставропольской краевой библиотекой для слепых им. В. Маяковского проводила конкурс “Мой друг – необычный человек”. Конкурс проводился с целью формирования у подрастающего поколения положительного образа сверстников-инвалидов, позволяющего улучшить условия социализации детей-инвалидов. География конкурса – Ставропольский край. Участниками были дети в возрасте до 18 лет, способные самостоятельно подготовить сочинение, рисунок, фото, отражающие их впечатления от дружбы с ребенком-инвалидом. Мы решили поучаствовать в этом конкурсе и не пожалели об этом...»

Творческий отчет о работе представила Жанна Валерьевна Переславец, зав. библиотекой школы № 1
г. Норильска Красноярского края,
«Духовное наследие – детям ХХI века». Как много и масштабно Вами сделано, как хочется подробностей! Завораживают названия и темы: «Ребенок как смысл бытия и творчества», «Игрушки живут своей жизнью», «Древнерусская школа», «Норильлаг: трагедия и судьба», «Города России – рассыпанный жемчуг», «Моя кукла – моя вселенная». Ну, как вам диапазон?

В материале Ирины Николаевны Дроздовой, зав. библиотекой «Школы-гимназии» г. Лисаковска Костанайской обл. Казахстана, «Работа школьной библиотеки в условиях обновления содержания работы
в образовании» внимание привлекают результаты мониторинга, проведенного библиотекой среди учителей с целью выявления путей улучшения информационно-методического обслуживания педагогических работников.

В очередной раз убеждаешься, что именно библиотека с ее общекультурным уровнем, эстетическим началом и литературной основой позволяет красиво провести любой праздник и Масленицу, о чем свидетельствуют сценарии Ольги Ивановны Чернаковой, библиотекаря школы № 2
р.п. Сузун Новосибирской области,
и праздник зимы, подготовленный Ириной Алексеевной Билибиной, зав. библиотекой, и Надеждой Сергеевной Власюк, библиотекарем школы № 1 г. Шелехова Иркутской обл.

С некоторым удивлением начинала читать серию материалов Ольги Николаевны Гавриловой, методиста Центра дополнительного образования детей г. Урай Ханты-Мансийского автономного округа, с забавным названием «Вот веселый огород, что здесь только не растет». Это, по сути дела, продуманная проектная деятельность с маленькими детьми. Из материала Ольги Николаевны:

Предварительная работа:

1. Подбор и изучение соответствующей литературы в фондах городских библиотек, в методическом кабинете своего образовательного учреждения.

2. Составление библиографического указателя.

3. Подбор стихов, загадок, народных пословиц и поговорок. Классификация по темам:

благоустройство огорода –

посев семян;

полив огорода;

прополка огорода;

помощники огородников.

4. Конкурс детского рисунка «Огородное чучело» (после данного занятия).

5. Организация и проведение выставок «Урожай – 2002 (2003, 2004)». Обработка собранного материала, оформление тематических выставок.

6. Фотоконкурс «Эти забавные овощи».

7. Сбор иллюстративного материала по данной теме.

8. Изготовление костюма для огородного чучела.

9. Экскурсии и прогулки к овощным магазинам, базарам, палаткам.

10. Рассказы из личного опыта детей о трудовой деятельности на дачных участках.

11. Овощи (натуральные или муляжи), корзина (блюдо, поднос) для овощей.

12. Изготовление «овощных лепестков».

13. Составление и оформление конспекта.

Я читала, и мне вспоминался «Дневник огородников» – маленькая тетрадка, которую вели активисты нашей библиотеки, вместе с библиотекарем Александрой Никаноровной Чижиковой возделывавшие огород
в годы войны. Вспоминались огороды перестроечных лет, помогавшие выживать горожанам. Вспомнилась и выставка-огород в детской библиотеке № 2 Зеленограда, где рядом
с книжками на широких библиотечных подоконниках произрастала рассада. Так что не так уж и далеко от библиотеки до огорода…

А сценарий экологического вечера для старшеклассников «Это твоя Земля» Марины Анатольевны Балякиной, зав. библиотекой школы № 1 г. Зеленодольска Республика Татарстан, мы публикуем в этом номере газеты.

Ну и как всегда – ложка дегтя. Коллеги! Сколь равнодушны мы к библиографии в конце материала (а с детей-то спрашиваем!). Ну где список использованной литературы? Как-то неловко даже об этом…

Коллеги! Фестиваль продолжается! Пишите, звоните, заходите на сайт!

Адрес: 121165, Москва, ул. Киевская, 24, «Первое сентября»,

Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Телефон для справок:

(495) 249-31-38.

E-mail: festival@1september.ru