Мастер-класс
Елена Макарова
Портфолио как он есть
|
Елена Ивановна Макарова
заведующая библиотекой
школы № 1302
Москва |
Слово-то какое замысловатое. Но
таким оно кажется только на первый взгляд. Но обо
всем по порядку.
О том, что такое портфолио,
рассказывали на втором курсе «Библиотечной
школы» обучения, где Алла Фонтанова просто и
доходчиво все объяснила. Например, то, что
портфолио – одна из стратегий методики
«Развитие критического мышления». Потом были
лекции И.Загашева в «БШ». Но! Объяснения касались
учителей и школьников. А захотелось применить
сей метод в собственной библиотечной практике.
И вот одновременно, но самостоятельно
друг от друга в разных точках нашей необъятной
страны (Москва, Архангельская обл., Тюменская
обл.) трио «бибшкольниц» (Е.И.Макарова,
Е.И.Коптяева, Т.В.Сутягина) стали пытаться
адаптировать метод «Портфолио» к нуждам
школьных библиотек. Еще на лекции А.Фонтановой
стало ясно, что это интересно, полезно и нужно
нам, школьным библиотекарям. Только четкого
ответа, как это сделать на практике, не было. Зато
появилась масса практических вопросов,
требующих решения. Стали пробовать сами. Одним
словом, мы бодро двинулись в одну сторону, к
единой цели – библиотечному портфолио, но каждая
своим индивидуальным путем.
Однако несколько слов о теории
вопроса. «Портфолио». Слово, конечно, несколько
необычное, но мы уже слышали подобное. Этот
термин пришел в педагогику из политики, бизнеса,
журналистики. Например, министерский портфель,
портфель инвестиций, редакционный портфель. У
нас – библиотечный.
Коллеги, вспомните эту преследующую
нас фразу: «Да чем она там, в библиотеке,
занимается?..» Наша с вами работа кропотливая,
ежедневная, требующая значительных усилий. Но
окружающим она не видна. Народ не понимает, чем
можно в библиотеке целый день заниматься. Тем
более в школьной. Метод «Портфолио» позволяет
нам приоткрыть эту «страшную тайну» и на
профессиональном уровне рассказать о наших
собственных достижениях, наработках, о нашем
видении своей профессии и месте библиотеки в
современной школе.
О методе «Портфолио» в педагогике
имеется значительная литература. Портфолио –
это способ фиксирования, накопления, оценки и
самооценки индивидуальных достижений за
какой-то период времени. Он относится к
«аутентичным», то есть к истинным, наиболее
приближенным к реальному оцениванию[4]. Его
основной смысл – показать все, на что способен
специалист. Этот метод позволяет самостоятельно
проанализировать свои достижения
(удовлетворительные и не очень) с тем, чтобы
сделать выводы и шагать дальше.
Таким образом портфолио – это
накопитель достижений. Он отражает динамику
нашего профессионального развития, служит
формой обсуждения и самооценки результатов
работы. Позволяет самостоятельно установить
связи между предыдущими и новыми знаниями,
умениями, наработками. Существуют различные виды
портфолио, и называются они по-разному. Для
начала нас могут заинтересовать
портфолио-собственность (собирается для себя) и
портфолио-отчет (для других).
Думается, вам приходилось
сталкиваться с такой ситуацией, когда
администрация требует информацию о вас как
специалисте. Например, для вашей аттестации в
качестве учителя-предметника или педагога
дополнительного образования. Информацию, как
правило, необходимо представить в кратчайший
срок. Она у вас конечно же есть, но разложена по
каким-то папочкам, полочкам, что сразу и не
вспомнишь, где именно. Решить проблему легко с
помощью личного портфолио, который можно назвать
«Профессиональный портрет школьного
библиотекаря» (так и хочется добавить – в
школьном интерьере). Он может включать следующие
позиции:
1. Ф.И.О.
2. Образование.
3. Стаж работы в школе.
4. Повышение квалификации.
5. Разработка сценариев и планов
библиотечных мероприятий: викторин, праздников,
утренников и т.п.
6. Методические разработки.
7. Выступления на методобъединениях,
педсоветах и др.
8. Участие в конкурсах.
9. Отзывы о работе.
10. Публикации.
11. Награды.
12. Размышления на тему.
Предлагаемый способ организации
имеющейся информации о нас как специалистах
позволяет один раз свести воедино,
систематизировать ее (то есть расположить в
определенной логической последовательности),
дополнять по мере необходимости и выдавать по
первому требованию. Свой профессиональный
портрет можно вести в компьютерном виде и в
нужный момент выдавать распечатку готового
списка. Или
в рукописном, что тоже ничуть не хуже. Список
хорош краткостью и выстроенностью в
определенной последовательности, его легко
дополнять и копировать.
Отличительная особенность метода
«Портфолио» в его аналитичности, он позволяет
анализировать нашу работу и достижения. Именно
поэтому позиция № 12 нашего списка «Размышления
на тему» и должна отразить видение той или иной
проблемы, работы, направления. Ее хорошо заранее
обдумать, расписать для того, чтобы использовать
на практике (в любой момент).
Например, по этой схеме представляла
себя учитель истории московской школы № 1302
Т.В. Максимова на конкурсе «Учитель года».
Завершила она свое выступление после открытого
урока устным размышлением о своем видении
предмета истории в современной школе. Елена
Коптяева (Архангельская обл.) для аттестации в
качестве педагога дополнительного образования
также применила эту схему, которую дополнила
разъяснением причин использования именно метода
«Портфолио» для своего курса «Информационная
грамотность» для учащихся 5–11 классов. Елена
Макарова (г. Москва) для аттестации на звание
учителя по методике РКМЧП в письменном виде
представила свой портфолио и эссе
о целесообразности использования методики
критического мышления
в работе школьных библиотек. То есть схема
личного портфолио под названием
«Профессиональный портрет» подтверждена
практикой.
Можно иметь только список (подробный)
или сделать специальную папку, на первом листе
которой будет все тот же список, а затем
желательно эссе-размышление на любую интересную
или нужную вам тему («Профессия школьного
библиотекаря» или что-то подобное). Оно
демонстрирует профессионализм библиотекаря, его
отношение к работе и возможность ее
анализировать, делать выводы, видеть
перспективы. Эта письменная работа будет очень
кстати, если вам предстоит, например, выступление
на педсовете, методобъединении, да мало ли где
еще приходится «вещать» школьному библиотекарю.
А у вас уже будет продуманная заготовка,
своеобразная «рыба», с помощью которой можно
сделать любое сообщение. Главное, что работает. И
работает на вас. Далее пойдут все необходимые
документы, раскрывающие ваш список.
Еще одна отличительная особенность
метода «Портфолио» в том, что мы сами
разрабатываем для него собственную схему. Это не
догма, а рабочий инструмент. На любую страницу
можно поместить дополнения, какие-то замечания и
самоанализ, которые пригодятся при анализе
проделанной работы.
Итак, можно сделать вывод: метод
«Портфолио» дает нам возможность
систематизировать, анализировать и
квалифицированно представлять свои
профессиональные достижения. Думается, его можно
назвать даже способом самопрезентации школьного
библиотекаря как специалиста определенного
уровня.
Хорошо известно, что школьные
библиотекари часто работают еще и
учителями-предметниками, ведут, например,
литературу, москвоведение, МХК, уроки
библиотечно-информационной грамотности и т.д.
Здесь может пригодиться тематический портфолио.
Казалось бы, здесь-то как раз все хорошо известно
и отработано. Планы, программы, расчасовка и т.д.
Тем не менее, используя тематический портфолио,
мы несколько иначе расставляем акценты,
по-другому делаем группировку знакомого
материала, для того чтобы иметь возможность
анализировать свою работу, намечать ее
перспективу и демонстрировать свой
профессиональный уровень (что никогда и никем не
берется во внимание, как будто мы с вами даже не
имеем специального образования).
Тематический портфолио может
включать:
1) план (схему);
2) пояснительную записку, где
приводится краткая информация об авторе, форме
представления материала (почему в виде
портфолио? – система, возможность анализировать
и представлять);
3) обоснование темы (предметного курса),
свое видение данной темы, каких результатов
ожидаете;
4) программу курса (план урока или
уроков, библиотечного занятия);
5) работы детей (анкеты, тесты, отзывы на
проведенный урок, отзывы на литературное
произведение, рисунки);
6) самоанализ проведенной работы;
7) фактографический материал по теме
(списки литературы, копии статей, схем и т.п.);
8) отзывы коллег, учителей на
проведенные занятия;
9) подведение итогов, определение
перспектив.
Следует отметить, что тематический
портфолио имеет смысл делать, если вы
занимаетесь какой-то темой не разово, а постоянно
или часто, так как результаты и выводы интересны
за какой-то промежуток времени.
Как говорил незабвенный Козьма
Прутков: «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о
себе ничего сказать не можешь?» Метод
«Портфолио» позволяет нам многое рассказать
о себе, школьном библиотекаре, своих достижениях,
творческой активности и перспективах. Он
помогает нам анализировать и обобщать нашу
работу, связывать воедино отдельные аспекты
нашей деятельности и представлять нашу большую и
трудоемкую, но такую невидимую для окружающих
работу наиболее полно и эффективно.
Хотя любое новое дело начинать трудно,
требуются определенные усилия, но они в
дальнейшем окупаются творческим ростом,
признанием коллег, ростом авторитета школьной
библиотеки. Возможно, кому-то покажется все
изложенное изобретением велосипеда. Не спорим.
Но очевидно одно: к известному «велосипеду» мы
предлагаем вполне конкретное, практическое
дополнение – способ, позволяющий оптимально и
эффективно организовать работу с нашими личными
профессиональными архивами.
Дополнительно можно почитать
следующую литературу
1. Остенко М. Технология «Учебный
портфель» в образовательном процессе / М. Остенко
// Библиотека в школе: Газета Издательского дома
«Первое сентября». – 2003. – № 16. – С. 10–15.
2. Загашев И. Критическое мышление:
технология развития / И. Загашев, С. Заир-Бек. –
СПб. : Альянс-Дельта. 2003. – С. 264–279.
3. Загашев И. Новые педагогические
технологии в школьной библиотеке. Лекция 3 //
Библиотека в школе: Газета Издательского дома
«Первое сентября». – 2004. – № 19. – С. 53–56.
4. Новикова Т. Папка индивидуальных
достижений «портфолио»: федеральные
рекомендации и местный опыт// Директор школы. –
2004. – № 7. – С. 61. |